Методическая разработка "Дикционные трудностями при работе в ансамбле"

Евстафьева Татьяна Юрьевна

Ансамблевый класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальные знания . Ансамблевое пение не требует каких-либо дополнительных затрат, ибо человеческий голос общедоступен и универсален. Исполняя вокально-ансамблевое произведение, ребёнок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создаёт её, создаёт художественные ценности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx24.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Красногвардейского района Санкт-Петербурга “На Ленской”

Методическая разработка

“Специфика работы с ансамблем в эстрадной студии”   

Составитель -

Евстафьева Татьяна Юрьевна

Санкт-Петербург, 2020 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Значение вокальной работы в ансамбле.

  1. Нюансы работы с ансамблем в эстрадной студии

  1. Распевание ансамбля и принципы подбора вокальных упражнений.

          Список используемой литературы.


Введение

Ансамблевый класс занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальные знания.

Человеческий голос общедоступен и универсален. Исполняя вокально-ансамблевое произведение, ребенок приобщается к музыкальной культуре.

Ансамблевое пение- одно из важных средств формирования личности, учащихся, развития творческих способностей и музыкально- художественного вкуса. Художественно-исполнительская выразительность зависит от воспитания способности к тонким переживаниям, к созданию богатых художественных образов произведения, для чего, в свою очередь, необходимы технические умения и навыки, которые приобретаются постепенно и последовательно в процессе обучения, где на качеству пения каждого ребёнка, развитию его голоса уделяется специальное внимание.

Развитие певческого голоса ребенка тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия; умственных способностей и вокального воспроизведения. Навыки- это действие, отдельные компоненты которых, в результате повторения становятся автоматизированными.

Формирование навыков сопряжено с протекание целого ряда элементов умственной работы. Процессы физиологических механизмов- это ряд условных рефлексов, образующихся в коре головного мозга складывающихся в систему временных нервных связей. Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе определенных вокальных процессов. Правильная работа голосового аппарата предполагает координацию всех его элементов, при котором мускульная энергия расходуется наиболее экономно, рационально и с максимальным эффектом.

Правильное пение –это пение, при котором певцам удобно петь, а слушателям приятно слушать. Неправильное пение сопряжено с усталостью голоса, с ощущением неудобства в гортани поющих, неестественностью певческого звука, чрезмерной его напряженностью.

Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, психологии, физиологии, медицины. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности.

Создание теорий и системы вокального воспитания невозможно без творческого содружества различных наук. К этой мысли сейчас склоняется большинство исследователей. Идея комплексного изучения развития детского голоса имеет немало сторонников.

О развитии детского голоса, с акустической точки зрения, можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания.

Однако не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиеническим норм в пении, приводит нередко к физиологическим отклонениям в нормотипичном развитии голосовых связок.

В поисках правильного звукообразования особо важное значение приобретает качественная оценка звучания детского голоса, которая во многом обусловлена типом голосового регистра. В качестве звучания детских голосов отражается, как в зеркале, методика вокальной работы педагога.

Что же следует понимать под развитием детского голоса? Одни специалисты понимают это, как развитие органов голосообразования, в процессе роста ребенка: дыхательной системы, гортани, артикуляционного аппарата; другие – как формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, дикции; третьи – как постепенную смену механизма звукообразования: с фальцетного на грудную и микстовую.

Рассмотрение различных методических приемов, с точки зрения теории регистров певческого голоса, может быть весьма перспективным, так как способствует формированию у педагога и ученика нового вокального мышления.

Вопрос о голосовых регистрах в детской вокальной педагогике можно считать основным. Такой вывод напрашивается в результате анализа истории вопроса о вокальном воспитании детей. Многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского ансамблевого исполнительства в России XVII – XIX веков, развитие которого связано было главным образом с духовным пением.

I. Значение вокальной работы в ансамбле

Ансамблевое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых: ансамблевого, гармонического, ритмического ансамблей, качества певческого звука. Последнее оказывает прямое влияние на компоненты ансамблевого звучания. Неотработанные, «пестро» звучащие голоса певцов, не сливаются в унисон, который составляет основу вокального ансамбля. При неправильном звукообразовании, практически невозможно добиться чистого строя или свободного, ненапряженного звучания голосов на всем диапазоне.

В практике ансамблевой работы обычно мало обращается внимание на индивидуальное развитие певческого голоса. Увлекаясь работой над качеством ансамблевого звучания, руководитель вокального ансамбля часто не считает возможным затрачивать время на занятия с отдельными участниками, тогда, как именно в работе с ансамблем следует уделять постоянное внимание воспитанию певческих навыков. Хорошо поставленная вокальная работа воспитывает не только правильные певческие навыки, но и развивает хороший музыкальный вкус и тонкий вокальный слух.

Работая в ансамбле, руководитель несет большую ответственность за воспитание правильного, здорового голоса своих подопечных и даже самый заурядный голос можно и нужно развивать.

Исполнительское мастерство ансамблевого коллектива основано на певческой культуре певцов ансамбля и профессионализме его руководителя. Под певческой культурой следует понимать взаимосвязь вокального исполнительства, вокальной педагогики и вокального творчества, т.е. грамотно подобранного вокального репертуара.

Но качество звука в ансамблевом пении не является самоцелью, а должно рассматриваться, как средство выразительности, обогащающее исполнительские возможности коллектива, способствующие раскрытию содержания произведения, его художественного образа.

Вся вокальная работа в детском ансамбле должна быть подчинена задаче развития певческого голоса и слуха детей.

   II. Нюансы работы с ансамблем в эстрадной студии

Ансамблевое пение имеет свою специфику. Она заключается в том, что перед певцом встает проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умения слышать не только себя, но и соседа, сливаться своим голосом с общим звучанием ансамблевый партии по высоте, динамике, тембру и т.д.

Основным способом при работе с ансамблем, в Эстрадной студии, является работа над словом, над созданием общего для всех участников процесса, внутреннего наполнения произведения.

Все произведения, изучаемые в процессе формирования репертуара студии, проходят ряд этапов.

1.Знакомство с произведением, знакомство с творчеством композиторов и поэтов изучаемого произведения. Совместное обсуждение и соотнесение содержания произведения с тем временем, в котором произведение было написано.

2.Чтение поэтического текста, изучаемого произведения учениками вслух, прояснение педагогом всех непонятных слов. Для более глубокого погружения в материал, исполнение текста с различными актерскими задачами.

Этот этап помогает максимально обогатить эмоциональную палитру, найти нужные смысловые оттенки, а главное создать общее эмоциональное поле.

3.На определенном этапе, в работу включаются элементы хореографии, а точнее пластическая реализация характера произведения. Это не только раскрепощает и снимает мышечное напряжение, но и дает возможность почувствовать себя единым организмом со всеми участниками процесса, что неизменно приводит к более высокому уровню ритмического, эмоционального ансамблей.

Для достижения унисона в ансамблевом пении, кроме традиционных методов, в нашей студии используются фонопедические упражнения Емельянова, они помогают снять критическое отношение к звуку, расширить диапазон, почувствовать свой голос в разных эмоциональных состояниях – работа с этими упражнениями приводит к качественному унисону и единому тембральному звучанию всего ансамбля.

III. Распевание ансамбля и принципы подбора вокальных упражнений

Занятия с ансамблем обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развития вокально-ансамблевых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческого голоса в процессе исполнения ансамблевых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает прежде всего их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу, с постепенно возрастающей нагрузкой.

Даже опытному певцу нецелесообразно начинать распевание с предельно высоких и громких звуков своего голоса, так как это может привести к его срыву. Максимальные нагрузки на занятиях должны вводиться постепенно и с учетом уровня развития певческих навыков участников ансамбля, их вокальной тренировки и выносливости. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризуется прежде всего отсутствием излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и артикуляционных органах.

Чрезмерное напряженность мышц в какой-либо части голосового аппарата сразу же отражается на качестве звука. Управляя же качеством звука, можно добиться и правильной согласованности в работе всего голосообразующего комплекса. Регулировка качества звука может осуществляться дирижером с гармонично развитым вокальным слухом.

Результатом правильной координации в работе голосового аппарата будет ненапряженная, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий на всем диапазоне, с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.

Вокальная работа в детском ансамбле, помимо художественных задач должна быть направлена на развитие певческого голоса детей. Однако достижение цели в процессе обучения пению тесно связано с решением педагогических задач. Нельзя обойтись без ясного понимания закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом. Но, для достижения хороших результатом одного этого недостаточно. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения.

Список используемой литературы:

  1. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. – Л.: Музыка, 2001.

  1. Баренбайм «Музыкальная педагогика и исполнительство» - Москва, 2000 г.
  2. Н. Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка» - Москва 1968 г.
  3. Медушевский, В. В. Дух музыки и дух музыкального

воспитания - М.: 2002.

  1. Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей». В 2 ч. - М., 2003.
  2.   Стулова, Г.Г. Ансамблевый класс. М.: Просвещение, 2005.