"Великое в простом (загадка Шуберта)"

galaeva julia sergeevna

Данная работа пытается найти ответ на вопрос, волнующий любителей музыки уже несколько столетий - почему простота музыки Шуберта позволяет причислить его к музыкальным гениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shubert._doklad_dekabr_2020.docx18.47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

Методический доклад

«Великое в простом»

(загадка Шуберта)

Выполнил педагог

дополнительного образования

МХС ВИТА  

Галаева Ю.С.

Новокузнецк

2020

        Франц Шуберт по сей день является одной из самых загадочных фигур музыкального наследия человечества. Его музыка при первом прослушивании вызывает настоящее изумление – настолько она проста, предельно искренна, кажется, что она затрагивает самые потаенные, самые сокровенные струны души слушателя. Эта гениальная простота безошибочно переводит автора в категорию великих композиторов, которым, кажется, музыку диктуют высшие сферы. При этом, как известно, история жестоко обошлась с Шубертом – он не был оценен современниками, можно сказать, забыт после смерти и только спустя время люди «воскресили» его из забвения. Шуман говорил о "чрезмерной простоте идеи" в шубертовских сонатах. При этом он восторгался их звучанием: "Он находит звуки для тончайших чувств и мыслей, даже для происшествий и житейских обстоятельств. Сколь многообразны человеческие мечты и страданья, столь же неисчерпаема и музыка Шуберта". Композитор также предвидел будущую высокую оценку сонат, говоря: "Чтобы подробно разъяснить на какую высоту мы ставим его произведения, понадобились бы книги, для которых, быть может, придет еще время". (1)

        Пожалуй, первое, что поражает и профессиональных музыкантов, и простых любителей музыки – это простота мелодий Шуберта, в первую очередь в его песнях. Даже современные композиторы всех мастей откровенно признают: красивая мелодия дорогого стоит (во всех смыслах!). Хочешь иметь успех у слушателей – напиши прежде всего мелодию. Вот как говорит об этом современный композитор Джордж Рочберг (Филадельфия): «… когда я преподавал и обращался к Шуберту, то бывал поражен тем, что находил. Научиться писать хорошую мелодию нельзя. У Шуберта этот дар был от Бога. В одном письме он рассказал про шесть песен, написанных в один день. Это за пределами возможностей даже тех, кто пишет поп-музыку или мюзиклы». (2) Мелодией в первую очередь Шуберт разговаривает со своими слушателями. Александр Вустин (Москва): «В великой четверице — Бах, Бетховен, Моцарт, Шуберт — он мой самый любимый. Догадываюсь, что это был человек исключительной привлекательности — хотелось бы сидеть с ним за кружкой пунша и просто быть около него. Конечно, великий мелодист, первый и последний». (2) Вот так категорично – «первый и последний»!

        Еще один аспект, вызывающий восхищение (и, конечно, ощущение какой-то музыкальной тайны), - это гармоническое строение шубертовских произведений. В музыке разных жанров используются красочные сопоставления тональностей, модуляция в далекие тональности. Существует даже именная «шубертовская» гармония – трезвучие VI гармонической ступени. Обратимся вновь к высказыванию Джорджа Рочберга: «Меня поражало и то, насколько Шуберт был впереди своего времени в гармоническом плане. Его продвижение в мир хроматизмов зашло гораздо дальше, чем было принято считать еще 50-75 лет назад. Тоже интуитивно: он нигде не мог этому научиться. У него был невероятный, божественный слух, он экспериментировал в гармонических мирах, полных хроматических головоломок, которые и по сей день нам не до конца понятны».(2)

        И еще одно откровение в творчестве Шуберта: миниатюризм формы. Первенство Шуберта в открытии и утверждении именно лаконичной, гармонично завершенной формы уже неоспоримо. Он, пожалуй, является первооткрывателем миниатюрной формы музыкального произведения, происходящего от жанра народной песни. Ничего лишнего – и какой накал высказывания, максимально «сконцентрированное» чувство, обладающее огромным эмоциональным воздействием на слушателя. Это редкий талант – вместить содержание в такую лаконичную, простую форму.Жерар Гризе (Париж): «Созданные им мелодии будто всегда существовали, в них чувствуется что-то фольклорное, будто они родом из далекой австрийской деревушки... И эти мелодии самодостаточны». (2) Создавать простую форму – этому вряд ли можно научиться. Думается, именно по этому критерию человечество, чувствуя эту божественную простоту, относит Шуберта к гениям музыки.

        Шуберт вызвал к жизни новое культурологическое явление – он обратился к «маленькому человеку», к его внутреннему миру, его чаяниям, чувствам, надеждам и отчаянию. То же сделал и Гоголь, только в литературе, поэтому российскому слушателю этот феномен хорошо знаком. До Шуберта такой концентрации на «простом» человеке в мировой музыке, пожалуй, и не найти. Характерная особенность данного явления – опять же безыскуственность, предельная искренность, не-усложнение создаваемых композитором музыкальных образов. Песни Шуберта требуют от исполнителя честности по отношению к слушателю. За простой вокальной фактурой не «спрячешься», все чувства исполнителя как на ладони.  Владислав Шуть (Дарлингтон): «Даже устрашающая массовая популярность, пожирающая своих любимцев, неспособна поглотить нетускнеющую свежесть его музыки. Я любил его всегда, даже в период "ниспровержения идолов", через который проходит, наверное, каждый композитор. Невозможно чему-либо научиться у Шуберта, как невозможно научиться быть ребенком». (2) Эта цитата лучше всего объясняет, почему исполнение Шуберта подвластно не всем. Шуберт требует от исполнителя предельной и в то же время естественной искренности, честности и сострадания по отношению к человеку. И по этой же причине Шуберта часто легко играть детям. Они способны интуитивно почувствовать и передать первозданную чистоту, искренность и человечность его музыки. Но научить этому, пожалуй, невозможно…

        В исполнении фортепианных произведений репертуара музыкальной школы («Серенада», например, или «Музыкальный момент» фа минор) можно почерпнуть немало удовольствия, и несложный гармонически нотный текст к тому располагает. Что и позволяет уверенно рекомендовать доступные детям фортепианные произведения для исполнения в музыкальной школе или студии.

Список использованных источников

  1. Александра Захарова. Последние сонаты Шуберта. / Российская газета, 31.01.2014.
  2.  МАРИЯ МАРКИЗ и РОБЕРТ ГИЛМОР (Лондон), НАДЕЖДА ПОДЗЕМСКАЯ (Париж), ТАТЬЯНА ФРУМКИС (Берлин), ОЛЬГА МАНУЛКИНА (Петербург), ВИКТОР ХАТУЦКИЙ (Бостон), ПЕТР ПОСПЕЛОВ (Москва) /Газета «Коммерсант», 08.02.1997.
  3. В. Галацкая. Шуберт. Вокальное творчество (песни). /Belcanto.ru.