Развитие навыков ансамблевого музицирования учащихся ДШИ в классе духовых инструментов

Свириденко Ярослав Борисович

Развитие навыков, ансамблевая игра. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sviridenko_ya.b_2.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Я.Б. Свириденко

г. Ульяновск,

МБУ ДО ДШИ им. А.В. Варламова

Преподаватель эстрадно-джазового отделения

по специальности флейта

"Развитие навыков ансамблевого музицирования учащихся ДШИ в классе духовых инструментов"

Наименование «ансамбль» возникло от французского «ensemble», а переводится, как «вместе». Так называют и совместное исполнение музыки двумя или более музыкантами, и само произведение также.

Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых уроков в классе духовых инструментов, и она оказывается просто необходимой, так как и блокфлейта, и классическая поперечная флейта относятся к монофоническим инструментам, на которых можно исполнить только мелодию. Тут на помощь приходит преподаватель или концертмейстер, сопровождая игру ребенка. Благодаря богатому гармоничному аккомпанементу исполнение на флейте становится ярким и интересным, помогает раскрыть звучащие музыкальные образы, что является особенно важным для детей дошкольного или младшего школьного возраста. В этом есть большой положительный момент: вместе с гармоническим слухом мы развиваем у ребёнка и мелодический слух. С самых первых уроков в ансамбле происходит творческое взаимодействие между учителем и учеником, меняясь партиями для того, чтобы ребёнок получил первоначальные навыки сопровождения мелодии, которую играет педагог. И, как результат, ребёнок осваивает технику «солирования», понимая, что ведущая партия звучит ярче, а партия аккомпанемента предполагает звучание «на втором плане».

Для того, чтобы успешно играть в музыкальном ансамбле, музыканту недостаточно свободно владеть своим инструментом. Игра музыканта в ансамбле отличается от сольного выступления как особый вид исполнительского искусства, предполагающий формирование и развитие специальных знаний и навыков, специфически ансамблевых исполнительских качеств.

Существует несколько требований, касающихся игры в ансамбле:

1. Чистота интонирования. Очень важным представляется регулярный самоконтроль во время ансамблевого исполнения. Он позволит юным музыкантам следить за своим интонированием, исходя из общего звучания. Кроме того, такое внимательное слушание поможет соизмерить силу звучания своего инструмента по отношению ко всему ансамблю.

2. Техника вдоха. Обычно эта проблема возникает в длинных фразах с сильным звучанием, где вдох приходится производить молниеносно, чтобы тщательнее скрыть разрыв фразы. При одиночной игре «духовики» обычно имеют привычку расширять паузы для вдоха за счет «подторапливания» допаузной музыки или за счет задержки послепаузной музыки и такое нарушение остается почти незамеченным. Но в ансамбле, если один исполнитель играет ровно, а другой подторапливает свою партию, чтобы сделать возможным взять дыхание более спокойно, возникает очень заметный ритмический конфликт. В данном случае необходимо всегда внимательно слушать партнера и как бы дублировать его ритм. Если в звучании нет пауз для воздуха, то в определенных местах необходимо несколько сокращать длительность нот, предшествующих вдоху, но делать это нужно так, чтобы оставалось впечатление непрерывного и ровного звучания.

    3. Штрихи. Часто случается, что чувство «ансамбля» нарушается по причине разного исполнения штрихов. Для достижения хорошего ансамбля большое значение имеет единство понимания и выполнения штрихов. Поэтому важное место в работе с ансамблем — ЭТО постоянное внимание к овладению различными штрихами каждым исполнителем в отдельности и их коллективным исполнением.

Таким образом, ансамблевая игра – это быстрая смена новых восприятий, впечатлений, «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку. Накопление запаса ярких, многочисленных слуховых представлений стимулирует формирование музыкального слуха, художественного воображения. 

   Итак, рассмотрев основные развивающие возможности ансамблевой игры, можно прийти к следующему заключению: игра в ансамбле способна сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта учащегося; особо важна роль ансамблевой игры на начальном этапе обучения – это незаменимое средство заинтересовать ребенка, эмоционально окрасить обычно малоинтересный первоначальный этап;ансамблевое музицирование способствует развитию комплекса специфических способностей: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных навыков;ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в классе (чтение с листа, подбор по слуху), что еще больше повышает ее развивающий потенциал.       

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что основной целью преподавателя – музыканта является не цель вырастить музыканта – виртуоза, а "непрерывное развитие человека - не узкого специалиста, а всего человека".  Ансамбль – это коллективная форма игры, в результате которой учащиеся сообща создают музыку, то прекрасное, что имеет ценность для каждого человека. Коллективная деятельность – то, что в нынешнее время несколько обесценилось ввиду персонализации личности, поэтому мне, как человеку понимающему это, хочется вовлечь в данный вид деятельности как можно больше детей, ведь это учит их не только «дружно» исполнять музыкальное произведение, но и определённой ответственности, даёт бесценный практический опыт, а также позволяет получить радость от достижения совместной цели.