Открытый урок. Работа над крупной формой в младших классах.

Ерохина Ирина Петровна

Открытый урок. Работа над произведением, приемы игры, знакомство с формой сонатины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.u._rabota_nad_kr.f.docx22.31 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» АЦРМО РК

Открытый урок

РАБОТА НАД КРУПНОЙ ФОРМОЙ

В МЛАДШИХ КЛАССАХ

с уч-ся 2 класса Цереновой Даримой

Преподаватель

Ерохина И.П

с.Троицкое

2019г

Дата урока: 19.04.2019г.

Цель урока: формирование представления об особенностях произведений крупной формы.

Задачи урока:

  • раскрыть особенности исполнения крупной формы;
  • уметь объединять музыкальный материал в единое целое;
  • развивать  умение излагать материал последовательно, как логическую цепь музыкальных событий;
  • воспитание умения слушать собственное исполнение и анализировать.

План урока:

1. Вводная часть (приветствие). Объявление темы урока. Актуальность темы. Повторение теоретических сведений.

2. Исполнение произведения целиком. Работа над произведением.

3. Итог урока. Домашнее задание.

Ход урока

1. Актуальность темы. Повторение теоретических сведений.

Произведения крупной формы (вариации, сонатины, рондо, сонаты) являются обязательной составляющей репертуара ученика-пианиста в музыкальной школе. С самыми простыми из них (сонатинами, вариациями) учащийся соприкасается уже в конце первого класса.

Тема эта выбрана не случайно. Очень часто в педагогической практике приходится сталкиваться с тем, что, исполняя произведение крупной формы, ученик не понимает смысла и содержания музыки.

Музыкальной формой  называют строение музыкального произведения.

Для сравнения можно рассказать, что существуют произведения малой формы, в которых раскрывается какой-то конкретный образ: «Танец медвежат», «Веселые ребята» и др. И есть произведения более объемные, в которых много частей, и рассказывается в них про разных героев,  и про то, что с ними происходит. Такие произведения могут иметь названия: «Соната», «Концерт», «Симфония». Несмотря на то, что эти произведения инструментальные и в них нет слов, но они могут  быть очень интересными и о многом нам рассказать. Главное - научиться понимать язык музыки, уметь читать музыкальные произведения как литературные.

К основным особенностям сонатной формы относятся:

  • контрастность образов, но единство целого, выраженное тематическим и  тональным развитием;
  • контрастность динамики;
  • точность артикуляции и чёткость ритма;
  • драматическая сущность (начиная с сонат Моцарта и особенно Бетховена).

На основе сонатной формы можно воспитать:

  • умение переключаться с одного материала на другой;
  • умение исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
  • пальцевую беглость;
  • слух (гармонический и тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);
  • музыкальное мышление, умение проследить развитие музыкальной мысли.

В работе над произведениями крупной формы следует учитывать  и подчёркивать особенности, присущие им. В сонатной форме обычно пишутся первые части сонатно-симфонических циклов, как правило, быстрые и динамичные. Сонатное «Allegro» состоит из 3-х разделов: первый – экспозиция, то есть показ основных тем; второй – разработка, то есть развитие тем; третий – реприза, повторение материала экспозиции с изменениями. Основой сонатной драматургии становится конфликтное сопоставление двух образов, как правило, энергичного, мужественного и лирического, мягкого, представленных в темах  главной и побочной партии.

На нашем уроке представлена Сонатина G-dur Iч. Л.Бетховена -  великого немецкого композитора и пианиста, творческое наследие которого позволяет, начиная с самого маленького возраста, формировать хороший вкус и пианистические навыки ученика.

Cонатина – это маленькая, нетрудная соната. Сонатина отличается от сонаты малыми размерами, простотой содержания, небольшой разработкой или отсутствием её. Работая над Сонатиной, ученики знакомятся с особенностями музыкального языка в период классицизма. Воспитывается чувство формы, ритмическая устойчивость исполнения, темповое единство. В сонатинах всё лаконично, поэтому любая неточность в звукоизвлечении, невнимание к штрихам, неспособность держать единый темп  становятся особенно заметными.  

2. Исполнение произведения целиком. Работа над произведением.

После исполнения – подробный разбор произведения.

Экспозиция. Где заканчивается экспозиция? Какой характер ГП - весёлая, игривая, задорная?  А  ПП - лирическая, как будто ручеёк  журчит, бежит.  ГП - в правой руке важно следить за свободным запястьем и цепкостью в кончике пальца, ясная артикуляция и интонация коротких мотивов собирается в яркую, искрящуюся фразу.  В левой руке должна быть собранная кисть и хорошая опора двойных нот. А ПП  мягкий  аккомпанемент в ломаном аккордовом изложении и утвердительные ноты partamento в конце предложения. Следим за балансом между темой и аккомпанементом. При их исполнении важно следить за 1-м пальцем. ПП - диалог правой руки с левой. Мотивы требуют плавного и ровного звучания.

На первых этапах обучения основной проблемой при исполнении двойных нот является ровное и одновременное взятие звуков. Они должны звучать устойчиво и упруго, без напряжения кисти, также важна выработка привычки освобождения руки после взятия интервала.

Разработка. Драматический центр сонатной формы. В ней происходит сопоставление, столкновение и развитие тем, изложенных в экспозиции. Что  можно сказать о характере? Есть ли знакомые интонации?

Разработка, состоит из 2-х эпизодов, 1й построен на мотиве ПП, а 2й из нисходящих и восходящих пассажей. Разработка является кульминационным местом всей Сонатины, это выражено общим динамическим нарастанием, нисходящей секвенцией. Далее в пассажах работа с остановками на сильную долю в медленном темпе, на staccato, пунктирным ритмом, скачками от 1 к 5пальцу и т.д.

Общая непрерывность движения, тяготение к кульминационному развитию.  Остановка и повторение доминанты тональности вносит напряжённость и динамизм, требующего разрешения.

Реприза – развязка действия. Неизменённое повторение экспозиции с изложением обеих партий (ГП и ПП) в основной тональности. Это позволяет маленькому музыканту понять значение раздела сонатной формы, которое называется репризой.

Далее следует заключительный раздел – кода(ЗП). Она строится из двух проведений ЗП, которые исполняются контрастно: 1 – mf, 2 – p. Тема играется глубоким устойчивым non legato, с репетициями на звуке «ре» с широким подъемом  мелодии по звукам доминантового арпеджио к вершине ре 5м пальцем. Это требует полной свободы правой руки от самого плеча. Левая рука играет ровно, с напряженным, цепким 5-м пальцем. 1-ый палец остается легким, без веса, следует следить, чтобы он не ложился на клавишу, оставался мобильным и подвижным.

Заключительные аккорды звучат собранно, устойчиво, мягко угасая. Дослушав фермату в конце, снять руки с клавиатуры тихо и спокойно.

Очень важно начинать работу над крупной формой с самых ранних лет, потому что, помимо развития технических, интонационных и штриховых навыков, ребенок учится выстраивать драматургию исполнения, ведь здесь уже разыгрывается целый спектакль со множеством персонажей и образов, и он становится маленьким режиссером, дирижером и актером в одном лице.

3. Итог урока. Домашнее задание.

Подведём итог. Из каких частей состоит сонатина? Над чем ты будешь работать дома? И какими способами?

Домашнее задание:

1. Продолжать  работу над технически сложными местами, используя новые приёмы работы, полученные на уроке;

2. Добиваться в указанных местах правильного баланса между руками.

3. Послушать эту Сонатину в разных интерпретациях (у разных исполнителей)