Об организации учебного процесса в младших классах фортепиано

Преображенская Евгения Анатольевна

Организация урока лежит в основе обучения. На уроке ученик приобретает знания, осваивает пианистические навыки и приемы самостоятельной работы. Для успешной организации работы своего класса педагог должен постепенно продумывать и планировать занятия и внеклассные мероприятия, готовя материал и распределяя время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_uchebnogo_protsessa.docx16.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Основная задача детской музыкальной школы – воспитание всесторонне развитого музыканта (как профессионала, так и любителя) и обучение его на базе хорошей академической школы.

Процесс музыкального обучения должен строиться так, чтобы ученик получал знания, развивал музыкальный слух, овладевал пианистическими навыками, воспитывал в себе самостоятельность мышления и творческую инициативу.

Детская школа искусств должна привлекать детей интересной содержательной жизнью, должна стать местом, где они могут раскрыть свои творческие способности. Тогда каждый ребенок, поступивший в ДШИ или ДМШ , завершив музыкальное образование, будет любить музыку и на всю жизнь останется благодарным школе, воспитавшей его всесторонне развитой, одухотворенной личностью.

Специфика обучения игре на фортепиано, как и на любом другом инструменте, заключается в том, что необходимо давать знания, прививать навыки пианистической игры и одновременно готовить репертуар с учениками для выступлений. Только при хорошей организации процесса обучения возможно охватить такой большой и сложный объем работы и при этом не упустить ни одного из необходимых направлений.

В течение всего урока необходимо поддерживать интерес к занятиям.  Переключение с одного вида заданий на другой предохраняет от усталости. В младших классах – 1м и 2м, - когда закладывается фундамент знаний и пианистических приемов, очень важно сразу же охватить все необходимые направления: освоение элементов музыкальной грамоты, развитие ладового слуха, налаживание пианистических навыков, привитие навыков самостоятельной работы и творческой инициативы.

В первом полугодии первого года обучения осваиваются начальные элементы музыкальной грамоты, основные приемы игры на инструменте, активизируется слух путем подбора мелодий, выполняются самостоятельные задания для закрепления знаний. Так заполняется почти весь урок, особенно в первые месяцы. Освоение репертуара, который появляется приблизительно во второй четверти, занимает немного времени. Он должен основываться на полученных знаниях. Все разделы знаний должны проходить через цикл заданий и вестись параллельно.

Освоение элементов музыкальной грамоты начинается с объяснений педагога и показа их графических изображений. К ним относятся: длительности, нотная запись звуков, динамические обозначения, элементарный ритм.

Для подбора по слуху следует предлагать народные и детские песни. Выучив мелодию в первой октаве, ученик должен ее повторять в других октавах; затем, слушая в исполнении педагога, определить в какой октаве она прозвучала. Ученик может подбирать ту же мелодию от разных звуков в первой октаве. Позднее, выучив ее от двух-трех звуков в первой октаве и прослушав в исполнении педагога , определит, от какого звука она сыграна. И только потом возможно переходить к воспитанию ладового слуха. Подбирать мажорные и минорные мелодии и мелодии со сменой лада.

Освоение пианистических приемов следует начинать с переносов руки через октавы( различные технические упражнения), после чего переходить к приему «нон легато». Изучения штриха «легато» желательно начинать с коротких лиг в пятипальцевой позиции. Необходимы упражнения на подкладывание 1-го пальца для освоения более длинных лиг и подготовке к игре гамм. Чтобы увлечь детей работой над упражнениями им можно придумать различные названия. Например, упражнения на переносы через октавы можно назвать «Радуга», «Кукушка летает» и т.д.

Выполнение самостоятельных работ имеет целью закрепление знаний и приемов игры.

Исполняя простейшие детские пьесы, ученик должен играть осмысленно, выразительно , вслушиваться в звучание инструмента. Качество звука должно быть красивым , но доступным по силе. Недопустимо форсировать звук, что вредно не только для детских рук, но и для воспитания культуры звука. Темп исполнения должен быть индивидуален.

Во втором полугодии первого года обучения и во втором классе увеличивается время на освоение репертуара. Постепенно работа над упражнениями также усложняется. Важно давать упражнения, доступные каждому ученику, чтобы исправить недостатки его пианистической техники.

Репертуар учащихся должен включать произведения разных жанров: полифонические пьесы, этюды, произведения крупной формы и пьесы разного характера.

Воспитание навыков самостоятельной работы – основная цель обучения. Такие навыки дают возможность хорошо организовать учебный процесс: от успеха их освоения в младших классах во многом зависит продвижение занятий в старших. Освоение навыков самостоятельной работы воспитывает в человеке самоконтроль и уверенность в своих силах.

В младших классах происходит накопление знаний, освоение начальных пианистических навыков, развитие слуха.  Каждое домашнее задание должно быть хорошо подготовлено на уроке. Только убедившись в том, что ученик освоил учебный материал, свободно в нем ориентируется и готов выполнить задание, педагог может поручить ему самостоятельное выполнение его дома. В противном случае задание будет выполнено плохо или не выполнено совсем, а невыполнение заданий ведет к отсутствию дисциплины. Некоторым детям, которым дома помогают родители, можно поручать больший объем работы.

Прежде чем приступить к изучению нового учебного материала, следует  проверить выполнение домашнего задания, стоит предложить ученику рассказать, как он работал дома.

Домашнее задание в младших классах необходимо подробно записывать в дневнике. Запись в дневнике должна быть конкретной , направляющей ученическую работу. Оценки можно ставить как за весь урок, так и за отдельные задания.

Еще одно необходимое условие обучения и воспитания учащихся – это контакт с родителями. При хорошо организованной воспитательной работе в классе родители всегда лучшие помощники педагога.

Различные виды организации работы с учащимися младших классов важно учитывать; ведь именно в этот период закладывается фундамент для воспитания и становления пианистов. В дальнейшем – в старших классах – овладение репертуаром будет строиться на основе полученных ранее знаний и навыков.