Методическая разработка: "Первые шаги маленького музыканта".

Качалова Ирина Мануиловна

         Первый год обучения пианистов является особым периодом школьной жизни, где создаётся своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству, закладываются основы для будущего общего музыкального развития детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая разработка43.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Хиславичская детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«Первые шаги маленького музыканта»

                                           

                                                                                            преподаватель  

                                                                                       по классу фортепиано

                                                                                                Качалова И.М.

                                                       

                                                      п. Хиславичи

                                                            2018 г.

Пояснительная записка.

Целью настоящей методической разработки является подбор и описание

упражнений, направленных на формирование основных исполнительских

умений и навыков, приемов звукоизвлечения на начальном этапе обучения в

классе фортепиано, а также с целью повышения интереса учащихся к

обучению и облегчения процесса овладения исполнительскими приемами.

Актуальность данной методической работы заключается в том, что

упражнения подобраны и изложены с учетом возрастных особенностей

восприятия детей 5-7- лет.

Методическая разработка может быть полезна для начинающих

педагогов ДШИ, музыкальных студий, студентов музыкальных колледжей.

СОДЕРЖАНИЕ

I Введение

II Основная часть

2.1 Начало занятий.

2.2 Упражнения на постановку рук

2.3 О нотной грамоте

2.4 О ритме

III Заключение

Список литературы

Введение

          Первый год обучения пианистов является особым периодом школьной жизни, где создаётся своего рода творческий фундамент, на базе которого формируется отношение к музыке как к искусству, закладываются основы для будущего общего музыкального развития детей.  

         На первых занятиях, педагог знакомит ученика с инструментом (его механическим устройством, принципом звукообразования и звукоизвлечения), происходит первое знакомство с понятием "культура звука" (закладываются основы звукоизвлечения, прививается умение не стучать по клавишам, а извлекать красивый, певучий звук). Первые занятия, в большей степени, представляют для ученика слушание различной музыки, в ходе которого ребёнок знакомится с основными жанрами музыки - песней, танцем, маршем, учится различать характер музыки, получает представление о том, что музыка отображает окружающий мир благодаря своим особенным средствам выразительности. Таким образом, происходит знакомство с понятиями лад, мелодия, аккомпанемент, гармония, ритм, динамика, темп и др., а также с такими понятиями, как звуковысотность, регистры, одноголосие-многоголосие и др.

        Один из главных принципов   в работе с начинающими пианистами, заключается в том, что ребёнку должно быть интересно и легко то, чем он занимается.   Наиболее важным в обучении детей младшего школьного возраста является преобладание образно-чувственных представлений об окружающем мире, склонность ребенка к одушевлению всего видимого и слышимого. Учитывая тот факт, что основной вид детской деятельности - игра, я стараюсь на начальном этапе обучения придерживаться игровых методов, которые во многом облегчают ребёнку освоение игры на инструменте, что в свою очередь, добавляет интереса к занятиям музыкой и создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.

Можно выделить несколько общих психофизических, которые нужно учитывать при работе с учениками младших классов.

Во-первых, дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо проблеме. Поэтому содержание урока должно быть составлено разнообразно и красочно, чтобы в течение всего времени интерес у ребенка не слабел.

Во-вторых, малыши отличаются любознательностью, которая должна обязательно удовлетворяться.

В-третьих, ребенок легко воспринимает новое, но также быстро забывает. С этой особенностью нужно обязательно считаться и взять за правило постоянно возвращаться к пройденному материалу.

В-четвертых, мыслительный процесс детей не позволяет им воспринимать и усваивать большое количество информации, особенно при концентрированной ее подаче. Поэтому принуждение к спешке, быстрой реакции приведет к отрицательным последствиям, так как несет беспокойство, страх, поспешность.

В-пятых, дети младшего возраста имеют свойство мыслить в конкретных образах. Отсюда вытекает принцип: сначала рассказывать, а потом вводить какое-либо образное обозначение.

     Любая деятельность требует сознательного и направленного труда.  Поэтому с учащимися, особенно начинающими обучение игре на фортепиано, необходимо последовательно развивать мышление и волю, приучать их к преодолению трудностей, вырабатывать стремление самостоятельно справляться со сложными задачами, а также развивать в обучающихся творческую инициативу и воображение.

2.1 Начало занятий.

Самый первый урок, начинается со знакомства с инструментом. Сначала я спрашиваю ребёнка какие инструменты он знает и как называется инструмент, на котором он пришёл учиться играть. Затем провожу краткий экскурс в историю происхождения фортепиано: а именно, рассказываю о том, что этот замечательный инструмент был изобретён в 1709 году флорентийский мастером Бартоломео Кристофори и назван – чембало с piano и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную громкость звучания.

Сегодня инструмент называется фортепиано от «форта» (громко) и пиано (тихо). Потому-то этот инструмент называют не просто пианино, а ещё и «фортепиано». На нем, можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности фортепиано, например :

тихое звучание произведения – И. Филипп «Колыбельная»,

яркое звучание произведения – Д. Кабалевский «Клоуны».

В процессе исполнения этих музыкальных примеров задаю ребёнку вопросы:

- Как звучит тот или иной музыкальный фрагмент (громко или тихо; форте или пиано)?

- Какая эта музыка по настроению (грустная или весёлая, задумчивая или задорная)?

- Какая эта музыка быстрая или медленная?

- Каким приёмом исполняется произведение (плавно, гибко или отрывисто, остро, а может музыка просто шагает)?

- О чём эта музыка, что ты себе представляешь, когда слышишь такую разную музыку?

В форме беседы ребёнок отвечает на вопросы, и мы вместе с ним приходим к выводу, о том, что фортепиано, может создать любое настроение, любой образ и характер. Ребёнок с самого первого этапа знакомства понимает насколько богаты и разнообразны выразительные возможнсости инструмента на котором он пришёл учиться играть.

Работа по развитию музыкального слуха и музыкальной памяти важна на всех этапах обучения. Начальный этап не является исключением, однако требует определённого подхода. Развитие музыкального слуха у детей младшего возраста, невозможно без игры. На сегодняшний день существует большое количество игр для развития музыкального слуха, которые помогают ребёнку постигнуть азы музыкальности.

1. «Лесенка» - Различение высоты звуков и направления движения мелодии вверх, вниз.

2. «Кто поёт?» - Развивает у детей способности различать регистры.

 3.  «Весело-грустно» - Развивает представление о характере музыки.

 4.  «Весёлый поезд» - Умение различать изменения темпа музыки.

 5. «Громкая и тихая музыка» - Умение различать динамические оттенки музыки.

Когда ребенок начнет овладевать извлечением отдельных звуков, полученный навык надо применять для подбора разученных по слуху песенок. Для облегчения задачи полезно пропевать искомый звук и вслушиваться – лежит ли он «ниже» или «выше исходного. Изначально педагог может помочь ученику найти нужные звуки. Даже при возникновении затруднений при подборе на слух, отказываться от данного метода не нужно, так как он является отличным средством для развития внутреннего слуха и свободы ориентировки на клавиатуре. Подобранные песенки полезно транспонировать в одну – две тональности. Подбор на слух, так же, как и извлечение отдельных звуков надо производить поочередно правой и левой рукой, с тем, чтобы обе руки развивались равномерно.

Очень важно с самого раннего этапа обучения научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и анализировать музыку. Прививая тем самым общую музыкальную культуру и воспитывая слух.

Работа над музыкальным содержанием (уже на более позднем этапе) является важной составляющей в развитии слуха: в каждой песенке мы стремимся к передаче звуком музыкального образа. Названия песен и стишки к ним очень просты для запоминания. Например, «Василек», «Петушок», «Игрушечный медвежонок», «У кота-воркота», «Вальс собачек». Данные «словесные подсказки» сразу открывают музыкальный образ произведения, и ребёнок знает, про кого или про что он будет играть. Главное, чтобы каждая песенка в итоге была хорошо доучена, сыграна в нужном темпе, без ошибок, чтобы были решены простейшие «звуковые» задачи. Именно достойное качество исполнения выученной песенки позволяет сыграть её на классном концерте, т. е. у ребёнка с первых уроков развивается профессиональное отношение к исполнению произведения и выступлению на эстраде. Когда ребёнок достаточно хорошо освоит песенку, можно попросить его поиграть эту песенку от разных нот. Транспонирование, как метод развития слуха, известно давно и использовалось в работе многими знаменитыми педагогами. Транспонирование приносит ребёнку осознание того, что в музыке нет «железобетонных» конструкций, т. е. транспонирование также помогает развитию у ребёнка творческого подхода к исполнению произведения. Мы играем песенки разными руками, в разных регистрах, разным звуком, каждый раз меняя «содержание» песенки и подстраивая звук под необходимый художественный образ.

2.2 Постановка рук.

Занимаясь тем, что обычно принято называть «постановкой рук» педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, используя метод ассоциации и сравнений.

До первого прикосновения к клавишам я показываю детям несколько упражнений, которые они охотно выполняют. Вот примерно, как проходят эти занятия:

-Попробуй подготовить свои руки, чтобы ты мог научиться играть сочным, красивым звуком. Сперва надо научиться полностью освободить своё тело.

Упражнение 1 «самолётик»: встань прямо и представь, что твои руки большие пропеллеры. Вращаем руками от плеча, а теперь покажем руками маленькие пропеллеры, вращаем только кисти рук.

        Для ощущения весовой устойчивости руки упражнение «краб» 1-3 палец- изображаем рукой движения вперевалку (затем3-5 пальцы).

Упражнение 2 «топорик»: на крышке стола или инструмента свободно падаем на ребро ладони, затем переносим руку на клавиатуру. В дальнейшем используем любое стихотворение можно играть на 2-х клавишах ребром «топорик». При этом рука ребёнка свободно падает на клавиши и ему не надо задумываться, как ставить палец на клавишу.

Упражнение 3

а) собрать пыль с клавиш фа-до (положить на клавиши руку, а затем убрать в ладонь, а затем опуститься на тоже расстояние)

б)» собрать пыль» сразу 2-мя руками, затем перекрестить руки.

Упражнение 4 «лебедь»: давай представим, что твои руки- это крылья лебедя, взмахнём ими. А теперь сядем к инструменту и неторопливым мягким движением рук, как будто это крылья лебедя поднимем их с колен и опустим всеми пальчика на закрытую крышку фортепиано. Далее пальчик встаёт на крышку, а кисть постепенно поднимается вверх, за ней вся рука и опускаемся на колено.

        Очень важно в процессе постановки рук поговорить о пальцах. Знать свои пять пальцев полезно каждому ребёнку, но особенно это необходимо ребёнку играющему, поскольку он всё время будет иметь дело с ними. В ноты будут постоянно встречаться аппликатурные указания, что потребует моментальной реакции пальцев.

        Совсем маленьким детям можно сказать, что их руки- это большая семья, в которой есть пять братьев- пальцев и имена они имеют не только номера, но и имена. Изучив номера и имена пальцев, я даю упражнение под названием «приказы пальцам»:

ребёнок кладёт руки на стол или на крышку фортепиано, слегка сгибает пальцы и закрывает глаза, а учитель отдаёт пальцам команды, например, такие

- Приказываю приподняться 3-му пальцу на правой руке!

-Приказываю приподняться 4-му пальцу на левой руке!

-Приказываю приподняться 2-му пальцу правой и 3-му пальцу левой руки!

После каждого приказа ученик открывает глаза, и мы вместе проверяем правильно ли выполнили повеление те пальцы, которым было приказано.

После всех предварительных упражнений я перехожу непосредственно к постановке рук ребенка на клавиатуре. Малышу я обычно говорю: «Сейчас я тебе покажу, как надо касаться клавиш». Ты должен держать семью пальцев так, чтобы все они были в «разъединённом» положении, не слипались друг с другом. Чтобы каждый из них мог действовать самостоятельно. Вообразим, что в руку мы взяли яблоко, повернём его ладонью вниз, у каждого пальчика должны быть видны три «бугорка» - места сгибания. Они создают как-бы «каркас свода» всей кисти. Получается своего рода пещера. Рука как бы «говорит» букву «о».

        Дети должны знать, что у 1-го (большого) пальца особенная форма, у него видны только два «бугорка», а не три и они «смотрят» в бок. Опускаться на клавиатуру большой палец должен только 1-м сгибом, краем подушечки. Запястье обязательно остаётся на уровне белых клавиш.

Для того, чтобы ребёнок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо кончиками пальца, вертикально опуская его на подушечку, мы играем в игру- поцелуй с карандашиком: кончиками («носиками») пальцы по очереди «здороваются» с карандашом (на конце карандаша должна быть мягкая резиночка). Если представить более образно, что пальцы можно сравнить с балериной, которая танцует на пуантах встаёт на самые кончики мысочки.

Воспитание цепкости и чуткости кончиков пальцев (ногтевых фаланг) – один из самых сложных моментов в организации пианистического аппарата. Ногтевые фаланги пальцев выполняют при игре на фортепиано как бы «речевые» функции. Поэтому воспитание столь важного пианистического навыка, как способ прикосновения ногтевой фаланги к «дну» клавиатуры, необходимо развивать с первых уроков игры на фортепиано.

        Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поёт», а пальцы «погружаются», мягко падают. «окунаются», но никогда не «ударяют» по клавишам.

        Для того, чтобы сделать уроки свободными, можно предложить ребёнку проделать дома, следующие упражнение: сядь между 2-мя подушками на диван и «нырять» попеременно правой рукой в левую подушку, а левой – в правую. В мягкую подушку рука попадает («ныряет») без всякого «страха» и никакого мышечного занятия при этом не происходит. Так же свободно и мягко руки должны уметь «упасть» на клавиши. Чтобы избежать зажатости урок в самом начале обучения можно разложить какую-нибудь известную ребёнку мелодия между правой и левой руками и играть её одними третьими пальцами. Очень удачный пример «Вальс собачек у А. Артоболевской.

        Эта пьеса представляет собой образец простоты и удобства для постановочных моментов. Она с первых шагов приучает к ритмической точности. Ребёнок получает возможность свободного применения обеих рук для первого исполнительского опыта. Не менее важное достоинство этой песенки- она легко доступна детскому восприятию. На этом музыкальном материале легко вырабатывается свободное погружение всей руки в клавишу с опорой на 3-й палец.

        В период постановки рук на клавиатуру пред педагогом стоит самая ответственная и решающая задача. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться создать их гибкими, свободными, естественными. Ребёнок должен ощутить, что его руки- передаточное звено для выражения в звуках его помыслов и желаний- это его голос. Он должен понять и запомнить, что руки могут «говорить» извлекая звуки и громко и нежно, и сердито и певуче и резко, словом, как почувствуешь, так и «говоришь»- играешь.

2.3 О нотной грамоте.

К изучению нотной грамоты можно подходить множеством способов. Важно всегда преподносить материал так, чтобы не отпугнуть ребёнка сложностью, чтобы он воспринял его, как интересную игру- задачу. Надо стараться создать у ребёнка взаимосвязь разных звуков, которые он слышит, с изображением и на бумаге и положением на клавиатуре.

        Уже в стадии донотного периода ребёнок получил представление о том, что звуки бывают высокими и низкими. «тонкими» и «толстыми». Одно и то же «до» можно взять на клавиатуре в середине, справа, слева в восьми разных октавах. В зависимости от этого «до» звучит то выше, то ниже. Только после того, как ребёнком хорошо освоена клавиатура, я перехожу к объяснению нотной грамоты

 Для организации данного вида обучения необходимо использовать различные карточки, таблицы, рисунки, картинки. Ученик дополняет или изменяет нотный текст, решает ребусы или задачки, подбирает подходящие картинки или рисует в процессе слушания музыки, осуществляет практическую деятельность за фортепиано – все это является методами практического освоения музыкальной информации. В процессе оперирования такими предметами закрепляются все полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Ученик получает возможность для проявления самостоятельности, что ведет постепенно к развитию творческих способностей. Методы практических действий особенно хорошо сочетаются с игровыми формами занятий.

К примеру, чтобы освоить и закрепить расположение нот я прошу детей с помощью цветных кружочков расположить на нотном стане ту или иную нотку, которая нам нужна, а затем эту же нотку найти и сыграть на инструменте. По мере изучения нот, ноты 1-й октавы выкладывать красным кружочком, а 2-й синим. Изучив ноты басового ключа, задача усложняется- быстро ориентироваться в 2-х ключа: басовое царство-синие кружочки, скрипичное-красные и т.д.

В своей работе я так же использую карточки, на которых нарисованы ноты и провожу следующие упражнения

1 смешайте карточки разрезной азбуки, а потом сложите все ноты подряд: а) снизу-вверх  б) сверху вниз

2. сложите все ноты 1-й октавы (2-й малой, большой) а) сверху вниз

б) снизу-вверх

3. разложите все ноты с одинаковыми названия по отдельным кучкам

4. разложите все карточки подряд и быстро находите ноту, называемую учителем

5. разложите ноты первой октавы в один ряд, слушайте, что играет учитель, следя по карточке и называя пропущенный звук

6. возьмите карточки нот: «до» «ре» «ми» «фа» «соль» и переставьте их так, как играет учитель

7 разложите все карточки подряд снизу-вверх одинаковые карточки складывайте вместе, а затем берите нудные ноты и складывайте мелодию, которую играет учитель.

Несколько карточек можно использовать для изучения нот на добавочных линейках в скрипичном и басовом ключах, в долинейном для изучения длительности нот, пауз, знаков, динамики.

Занятия по карточкам можно проводить не только с одним ребёнком, но даже желательно с группой детей, так как у них появляется возможность посоревноваться в знаниях. Каждый правильный ответ необходимо отмечать очком- это активизирует внимание детей. Ведущий (педагог) задаёт вопросы всем по очереди показывая карточки. Если кто-то из учеников не знает или отвечает неправильно, то ответить может другой учащийся и тогда он зарабатывает дополнительное очко. Педагог по-своему усмотрению может нарисовать и вводит в игру (занятие) большее или меньшее количество карточек фиксируя на них различные обозначения в зависимости от объёма изучаемого материала и количества играющих.

Последовательность освоения   нотных карточек может быть различной. Элементарные нотные карточки могут содержать только одну или две ноты. Цель - освоение записи и расположения ноты на нотном стане. Для более сложной формы нотных карточек нужно записывать интонационные блоки с четким ритмическим рисунком. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтению нот с листа.

Одной из увлекательных форм освоения   нотной   грамоты может стать игра в мозаику. Мелодия известной ребёнку песенки делится на равные части (по такту или по 2 такта) и выписывается на карточки. Нужно собрать из разрезанных тактов знакомую пьесу, с которой ученик уже познакомился раньше.

Важно, чтобы из теоретических знаний на самом начальном этапе обучения появлялись только лишь необходимые, так как знания, не используемые в практической деятельности, быстро забываются. В то же время освоение различных знаков нотного текста (ключи, знаки альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения) при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным.

Параграф 2.4 О ритме.

Не маловажную роль на начальных этапах обучения следует уделять ритму. Именно ритм определяет дальнейшие перспективы обучения музыки и не получив необходимых умений, знаний и навыков учащий не сможет двигаться и развиваться дальше. Поэтому начальная фаза ритмического воспитания оценивается самым серьёзным образом.

Ощутить и почувствовать ритм помогает прежде всего сама музыка, которую приходится слушать ребёнку. Известно, что важнее всего для ребёнка первичное эмоциональное отображение музыки через движение.  

Уже в донотном периоде ребёнок должен почувствовать и воспринять ритм. Проигрывая разную музыку, я прошу ребёнка делать движения, соответствующие данной музыке. Например, под марш- шагать, если грустная музыка остановиться, если танцевальная- то протанцевать.

Так же на первых уроках это могут быть самые простые ритмические «рисунки», их следует несколько раз прохлопать или простучать ритм подушечками пальцев по столу или по коленкам.

Обычно, для начала я прошу спеть любую простенькую песню, например, р.н.п. «Весёлые гуси», а затем вместе с пением прохлопать в ладоши. «Все ли звуки песни длятся одинаково долго? Слышишь ли ты где короткие, а где длинные звуки?»- спрашиваю я у ребёнка. Затем я даю задание записать палочками звуки- короткий звук маленькая палочка, длинный звук- большая палочка. Таким образом ребёнок записывает ритм песни и получается так называемый ритмический рисунок. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту (зарисовка длительностей палочками различной длины)».

Одной из эффективных форм освоения ритмических закономерностей может быть использована работа с ритмическими карточками. Для работы нужен набор карточек с различными ритмическими схемами. Самые первые карточки можно сделать из отдельных ритмических единиц. Например, можно использовать карточки для целых, половинок, четвертей, отдельных и сдвоенных восьмых, отдельных и сдвоенных шестнадцатых, групп из четырех шестнадцатых, четверти с точкой, половинки с точкой, триолей из восьмых, восьмой с точкой и всех необходимых пауз. Ритмическое лото может иметь много вариантов. Набор карточек чаще всего определяется ритмическими задачами, которые появляются при работе над репертуаром. Наиболее простой и понятной системой ритмических карточек для первого ознакомления с ритмическими формулами являются карточки в размере 4/4, так как тогда ребенок лучше понимает, почему длительности называются четвертями или восьмыми. Постепенно можно усложнять ритмические блоки, вводя разные размеры, ритмические группировки, включая синкопы, паузы, триоли.

Работа с ритмическими карточками может преследовать самые разнообразные цели в зависимости от конкретных учебных задач с каждым конкретным учеником.

Самые первые задания заключаются в освоении равномерного пульса четвертей, что формирует восприятие метрической основы музыки. Полезно сопровождать все ритмические схемы равномерным пульсом, который исполняется другой рукой. Затем осваиваются все варианты дробления длительностей. На этом этапе ученик должен получить как зрительное, так и двигательное представление о разнообразии ритмических рисунков.  

Очень полезны упражнения, во время исполнения которых ученик одной рукой отсчитывает пульс, а другой — ритм. Это одно из наиболее трудных заданий, которые предлагаются ученикам.  Например: «Я на горку шла, я ведро несла. Уронила, потеряла и опять пошла». Ученик проговаривает этот текст, хлопая по столу левой рукой совершенно ровно (пульс), а правой - ритм. Потом мы с учениками любим загадывать друг другу ритмические загадки. Я прохлопываю по столу или в ладоши ритм знакомой ребенку песни (например, «Во поле береза стояла», «В траве сидел кузнечик»), а ученик внимательно слушает и отгадывает песенку. Затем мы меняемся ролями.

От занятия к занятию задания постепенно усложняются, так как вводится понятие «пауза» - молчание в музыке. Ребёнку следует объяснить, что паузы являются частью музыки. Они означают не остановку в движении, а подготовку к следующему звуку. Для ощущения и осознания паузы я также использую известные песни. Кроме пения ритмическую фигуру следует прохлопывать. В качестве примера беру знакомую детскую песенку «Ехали медведи»:

Ехали медведи на велосипеде

А за ними кот… задом наперёд…

        Ребёнок с удовольствием поёт эту песенку и прохлопывает ритм, а во время паузы вместо хлопка разводит ладони в разные стороны. Здесь объясняю ученику, что данное молчание и обозначает паузу, равную четверти или слогу «дон». Но при этом движение не останавливается, мелодия продолжается.

        В дальнейшем, при разучивании упражнений и песен, ребёнок знакомится с другими длительностями нот и соответствующими им паузами.

        При знакомстве с половинной нотой использую упражнение «Прогулка всей семьёй», где четвертные ноты – «мамины шаги», восьмые – «рядышком идёт малыш», а половинные – «вот и папа пришёл с работы уставший». Детям очень нравится это упражнение, в котором можно использовать разнообразные формы для развития чувства ритма: здесь мы и шагаем, и хлопаем, и записываем различные ритмические схемы, и проигрываем двумя руками на двух клавишах.

        Таким путем, накапливая разные ритмические блоки, постепенно в памяти и пальцах учеников «собирается» ритмический музыкальный словарь

                                                           

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа педагога в музыкальной школе сложна и многогранна. В настоящее время педагог-пианист должен обладать разносторонними знаниями в области современных педагогических технологий. Сегодня ценность работника определяется не возрастом, а личностной и профессиональной индивидуальностью. Именно поэтому весьма актуальной задачей становится изучение разнообразных методов и форм обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности учеников.  

Педагог должен обладать не только глубокими знаниями, но и очень высокой техникой педагогической работы: уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные способности, находить правильное решение того или иного вопроса в самых различных ситуациях.

        Разумеется, никакая методика сама по себе не служит гарантией. Если педагог убеждён в правильности избранного пути, если он ощущает радость от творческого общения с учеником и умеет найти к нему индивидуальный подход, в этом случае успех в работе непременно придёт.

   В наше время создано много ярких учебных пособий для детей, появились новые методики, новые технологии, позволяющие сделать процесс первоначального обучения интересным и увлекательным и достичь главную цель: независимо от природных данных помочь любому ребёнку выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нём фантазию, интерес и любознательность.

Cписок литературы:

  1. Артоболевская А. Д. Первая встреча с музыкой. Москва: «Советский композитор», 1992.
  2.  Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. Ленинград: «Советский композитор»,1980.
  3. Бугаева З. Н. Весёлые уроки музыки в школе и дома. Донецк: «Сталкер», 2001.
  4. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»: Москва 1994.