Открытый урок: «Работа над фортепианной техникой в средних классах ДШИ»

Качалова Ирина Мануиловна

Овладение различными приемами игры для успешного технического развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_f-no.docx28.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Хиславичская детская школа искусств»

Открытый урок

преподавателя фортепиано

Качаловой И.М. с учащейся 4 класса

16.02.2018 г.

Тема урока: «Работа над фортепианной техникой в средних классах   ДШИ»

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Цель: овладение различными приемами игры для успешного технического развития.

Задачи:

Обучающие:

  • научить ребенка владеть разными видами фортепианной техники в пределах, изучаемых на данном этапе упражнений (гамм) и произведений.

 Развивающие:  

  • развитие музыкально-образного мышления,
  • двигательно-игровых навыков,
  • мелодического, гармонического, звуковысотного слуха,
  • чувства ритма,
  • творческой активности учащегося через различные виды деятельности.

 Воспитательные:

  • привить интерес к изучаемым произведениям,
  • воспитывать усидчивость и трудолюбие,
  • навыки самоконтроля.

Методы и приемы обучения на уроке:

  • Словесный (рассказ, объяснение, беседа);
  • Наглядный (показ, работа с нотным текстом);
  • Практический.

 План урока:

1. Организационный момент: подготовка рабочего места, нотного материала.  Ознакомление ученицы с темой урока.  Вступительное слово педагога (3 мин.)

2. Подготовка игрового аппарата: работа над упражнениями, гаммами, аккордами, арпеджио (10 мин.)     

3.   Применение полученных знаний и навыков в работе над изучаемыми произведениями (16 мин.)

4.   Заключительный этап: подведение итогов, оценивание работы учащейся, домашнее задание (3 мин.)                                                                                      

                                        Ход урока.

  Введение.                                        

Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника, по сути, есть техника художественного выражения.

         Фортепианная техника – это целая система техник.  Главные компоненты этой системы: крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты); мелкая техника (гаммаобразные пассажи, разнообразные мелизмы и репетиции); полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе); артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов); техника педализации (искусство применения педалей).

Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на рояле, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата.

Урок начинается с работы над гаммами и упражнениями. 

Подготовка игрового аппарата: 

«Гаммы».

В работе над гаммами развивается ловкость, четкость, независимость пальцев. Развиваются такие качества, как координация рук, определенные аппликатурные навыки. Перед ребенком ставим не только технические, но и художественные задачи, которые он будет решать с помощью звукового контроля.

Ученица играет гамму в четыре октавы. Певучему исполнению помогает позиционная игра, с незаметным подкладыванием 1-го пальца. Первый палец готовим заранее, в момент взятия звука первым пальцем рука движется плавно, не допуская «ныряния» запястья вместе с пальцем. Упражнение на подкладывание 1-го пальца – вся гамма 2-мя пальцами 1-2, 1-3, 1-4.  

Динамическая задача: вверх сгеscendo, вниз diminuendo (полезны и обратные нюансы).

Артикуляционная задача: игра различными штрихами: 

  1. на legato (плавный, певучий звук);
  2. non legato (звук глубокий, с хорошей опорой на кончики пальцев);
  3. левая рука на legato, а правая на staccato;
  4. в расходящемся движении на staccato с остановками на тонике (1-й палец).

 Ритмическая задача: работаем с акцентами.

  1. играем дуолями (с акцентом на 1-ю долю с подтекстовкой «ма-ма», затем с акцентом на 2-ю долю подтекстовка «весна-красна»);
  2. играем триолями (для ритмического удобства в три октавы);
  3. играем квартолями (со счетом «1-и 2-и»);
  4. играем в пунктирном ритме (активное звукоизвлечение с атакой к следующему звуку).

 Полифоническая задача: левая и правая рука два совершенно самостоятельных голоса.

  1. играем на legato левая рука на forte, а правая на piano, затем можно       поменять.
  2. играем различными штрихами левая рука на legato, правая рука на пальцевое staccato.

«Аккорды».

 Движение «от клавиш» — когда пальцы изначально располагаются над нужными нотами, а затем коротким, энергичным движением извлекается аккорд (момент напряжения), при снятии кисть и локоть немного отвести в сторону (рука освобождается). При медленном темпе во избежание зажатости рекомендуется следить, чтобы пальцы во время перелета собирались.

Необходимо добиваться одновременного звучания всех нот, особое внимание обращать на работу пятых пальцев, т.к. они часто «не добирают звук».  Упражнение – нижний звук аккорда держим, а два других добавляем легким похлопывающим движением.

  Аккордовую последовательность нужно слышатькак мелодическую линию, прослушанную пальцами, обратить внимание на динамическое развитие.

    «Арпеджио».

 Короткие. В работе над арпеджио необходимо следить за единством интонации мелодической линии. Позиционная игра с движением кисти от 1-го к 5-му пальцу, как бы «забирая» в руку все звуки. Большое значение имеет работа 1-го пальца, играть с опорой на «раз». Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда «раз» прозвучит ярче.  Поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой, следим за разворотом в запястье к первому и пятому пальцам. Каждое обращение играть по два раза, рука находится в позиции.  Обратить внимание на аппликатуру.

Ломаные. Анализ и сравнение аппликатуры с короткими арпеджио. Ученик следит за вращательным движением кисти.

Длинные. В данных технических формулах большое значение имеет подкладывание 1-го пальца, а также перемещение руки из тесного положения в широкое. В медленном темпе 1-й палец медленно уходит под ладонь, в быстром темпе играем позиционно, переход скользящий. Работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре двумя руками, сохраняя общее легато.

 Одновременно с исполнением гамм, аккордов и арпеджио идет закрепление теоретических знаний и выработка аппликатурных принципов.

Применение полученных знаний и навыков.

Работа над произведениями.

А теперь мы покажем, как эти упражнения использовались при работе над сложными местами в изучаемых произведениях.

 С.ХЕЛЛЕР ЭТЮД C-dur.

При исполнении этюда перед учащейся ставятся различные практические задачи:

  • Сыграть этюд в медленном темпе — это облегчает возможность контроля и управления исполнением.  Обращаем внимание на работу кисти и пальцев.  Кисть активно взаимодействует с пальцами, как бы очерчивая контуры пассажа. Отыгравшие пальцы вместе с кистью перемещаются в сторону движения, стремясь сузить позицию руки (нельзя допускать, чтобы пальцы были растопырены). В медленном темпе решаются многие задачи – и синхронизации, и педализации, и интонации, и аппликатуры, и контроля, и слуха. Выбираем одно какое-нибудь направление и следим за ним как бы в «замедленной» съёмке.
  • Игра каждой рукой отдельно. Правая рука играет, а левая стучит ритм. Добавить артикуляционные варианты, учить последования lеgаtо - non lеgаtо, legato- staccato. Этот способ работы хорош тем, что приучает к более точным и скупым движениям.  
  • Упражнение с ритмическими вариантами: акцентирования (перегруппировка акцентов); игра пунктирным ритмом - воспитывает самостоятельность удара пальцев и силу удара; чередование медленных и быстрых групп в пассажах; изменение ритмической группировки, можно делать группировку пассажей по два, по три с меняющимися акцентами. Этот прием укрепляет пальцы и помогает добиться звуковой ровности.
  • Чередование игры в медленном – быстром темпах. Поиграть в более высоком темпе можно весь этюд, а можно проработать только отдельные эпизоды.   Недопустимо играть только быстро или только медленно. Правило такое: сколько раз сыграли произведение быстро, столько же раз проигрываем его медленно!

Для качественного исполнения этюда требуется многократное повторение      как отдельных отрывков, так и всего этюда в целом, доведении всех технических приемов до автоматизма.

          С. ПОДГОРНАЯ «ЮЛ-ЛА-БОССА» 

Исполняя пьесу, ученица замедляет темп, нужно выяснить, в чем   проблема (неудобная аппликатура, неправильное движение руки, незнание текста).

Технической трудностью является исполнение пассажа из терций, затем кварт на legato.  Исполнение двойных нот требует специальной работы. Сложность в одновременном проведении двух голосов разными по силе пальцами. Подбираем удобную аппликатуру с условием, что legato максимально сохраняется в верхнем голосе, а в нижнем используются скользящие движения. Здесь так же поможет упражнение со станком – верхний звук держим, нижний звук делает активный отскок, затем погружение.

Следующий способ – использовать объединяющие движения. Они помогут избежать «тряски» руки, растопыренных пальцев, неподатливого запястья и других признаков напряжения в игре. Рука перемещается вслед за пальцами, начинается это перемещение в кисти. Главное здесь – полная синхронность работы пальцев с перемещением центра тяжести, внутри руки. Перемещение опоры должно достигаться без толчков; в идеале – как шар, который катится по ровной поверхности. Играем в медленном темпе, следим, чтобы в двойных нотах одинаково хорошо звучали оба звука, добиваемся плавного перехода из одной терции в другую. Постепенно прибавляем темп.  «Рука должна постоянно приспосабливаться к рельефу фразы, фактуры и т.п.».    (К.Игумнов).

 Заключительный этап

 В конце урока мы подводим итоги - для чего нужны упражнения, как нужно дома работать над ними, какую ставить цель своих домашних занятий.

 Есть замечательная «заповедь учащегося»: «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами».