Разработка дополнительной программы художественно-эстетического направления работы

Irina Alekseevna Laptinova

Данная программа, поможет в работе педагогам  дополнительного образования художественно-эстетического направления работы.

А именно музыкально-инструментального кружка "Ложкари". Данная прорамма составлена в соответствии ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lozhkari.doc207 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования" МО "Красногвардейский район"

Утверждаю

Директор ЦДОД

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа творческого объединения

«Весёлые ложкари»

Направленность программы:                                           художественная

Адресат:                                                         6-17 лет

Срок реализации программы:                                 3 месяца

Педагог дополнительного образования:                       Лаптинова Ирина Алексеевна

Вид программы:                                                 Модифицированная

с. Красногвардейское, 2020г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебно — тематический план.
  3. Реферативное описание тем.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Литература.
  6. Приложение (Календарно — тематический план).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Музыкальная народная культура

является тем чистым источником,

из которого подрастающее

поколение, взяв лучшее из прошлого,

сделает  лучшим будущее».

        Программа предусматривает поэтапное обучение игре на ложках и русских народных инструментах. Данная программа направлена на приобщение детей к истокам русской народной культуры, возрождению культурных ценностей и развитию творческих способностей детей.

        Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Дети начинают принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Избежать этой ситуации можно, если  музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь». Ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть   на    народных    инструментах    и     стремление    более полно развивать у детей  уже  имеющиеся  музыкальные  способности,  побудил меня организовать  в классе  ансамбль  русских  народных  инструментов «Ложкари».

        Данная программа является модифицированной.

Дополнительная образовательная программа «Ложкари» имеет художественную  направленность.

        Адресат. Программа рассчитана на обучение детей от 6 до 17 лет. Набор в группу свободный, состав группы постоянный (6-12 человек).

        Объем программы. Данная программа   рассчитана на 1 год  обучения. Составляет 204  ч,3 раза в неделю по 2 часа.

Форма обучения:  очная.

Уровень освоения программы общекультурный, предполагающий развитие музыкальных способностей детей, мотивация к творческой деятельности, удовлетворение их познавательных интересов в области музыкального искусства, сформированность навыков ансамблевого исполнения на уровне практического применения.

        Актуальность и новизна данной программы является  обучение игре на ложках, народных инструментах и экспериментальных музыкальных инструментах (инструментах-самоделках) и приобщение детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаем  ритмические и инструментальные импровизации, танцевальные композиции, не сложные игровые миниатюры,  инсценировки, а также народные и экспериментальные инструменты (самоделки). Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на народных праздниках, концертах.

Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями следующими документами:

1.Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р.

3.Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.

4.СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования  детей (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 №41).

        Цель программы: обогащение духовной культуры детей через игру на народных музыкальных инструментах.

        Задачи программы:

1.Расширять и обогащать знания школьников (о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.)

2.Обучение основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для  дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах.

3.Воспитание интереса, любви и потребности к занятиям музыкой.

4. Пропаганда музыкальной культуры и искусства.

Формы проведения занятий –  занятия проводятся ансамблем три  раза в неделю. Продолжительность 1 часа занятия составляет 25 минут с использованием 10 минутного перерыва. Курс рассчитан на 3 месяца, что составляет 144 занятия.

Ожидаемый результат:

1.Играть индивидуально, в ансамбле, соблюдая ритм;  

2.Применять в ансамбле практические навыки игры на 2-х  ложках и других  музыкальных инструментах;

3.Слышать и понимать музыкальные произведения – его основную тему;

4.Петь чисто, интонируя мелодию и одновременно играть на музыкальном   инструменте;

  ритмично двигаться, соблюдая колорит и удаль русской души;    

5. Понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

Методы работы:

  1.Объяснительно-иллюстративный  (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

  2.Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).

  3.Исследовательский  (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

  4.Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

 5.  Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

В работе с ансамблем использую технические средства обучения ТСО:

(музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеру)

  1.Для отработки техники игры на ложках;  

  2.В ритмической тренировке;

  3.При  знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным

репертуаром;

   5.Выступают  на праздниках, концертах и фестивалях.

Способы определения результативности программы:

1. Игра на 2-х и 3-х ложках;

2.Игра на русских народных инструментах;

3.Игра на экспериментальных музыкальных инструментах (самоделках);

4.Игра на «подручных» музыкальных инструментах (ухват, чугунок, стиральная доска);

 5. Показателем результативности программы является участие воспитанников в различных концертах и конкурсах. Для самооценки дети просматривают собственное исполнение, делают выводы, анализируют).

Работа с родителями предполагает:

           Проведение родительских собраний, последнее собрание проводится в    форме отчетного концерта, на котором родители имеют возможность наблюдать рост  исполнительского мастерства своих детей. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями, дети которых  нуждаются в них. Родители наши друзья и помощники. Они принимают непосредственное участие в праздниках и развлечениях, помогают в оформлении зала по желанию, изготавливают экспериментальные музыкальные инструменты (самоделки), делают атрибуты и шьют костюмы.

 Формой подведения итогов реализации данной дополнительной программы являются:

  1.Конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы;

  2.Ансамбль внутри коллектива;

  3.Праздники (8 марта,23 февраля, 9 мая);

  4.Отчетные концерты;

   5.Участие в смотрах, конкурсах, фольклорных фестивалях.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего,

час.

Теоретич.

учебные

занятия

Практич.

учебные

занятия

  1. Знакомство с разнообразием жанров и стилей в русском песенном фольклоре.

1.1

Ознакомление с разнообразием жанров и стилей

в русском песенном фольклоре. Р.н.п.

Правильная посадка ложкарей.

Закрепление и совершенствование

приобретенных навыков игры. Р.н.п.

14

14

-

2.Ритм.

2.1

Понятие о ритме, как основном элементе игры на ложках.

Отработка мелкого тремоло. Р.н.п.

18

9

9

2.2

Понятие о ритме, как основном элементе игры на ложках.

Отработка мелкого тремоло с добавление

скользящего удара и удара с руки. Р.н.п.

16

4

12

3.Знакомство с произведениями. Отработка ударов.

3.1

Разучивание произведения

«Светит месяц с элементами

 игры на ложках». Отработка ударов.

10

2

8

3.2.

Путешествие в мир народных инструментов. Сбор и хранение полученной информации.

Игра на ложках ранее изученных ударов.

8

2

6

3.3

Понятие о ритме, как основном элементе игры на ложках.

Отработка мелкого тремоло.

С добавление скользящего удара и удара с руки.

Разучивание Р.н.п. «Во саду ли, в огороде...»

16

6

10

3.4

Разучивание музыкального произведения «Матрешки» русская народная песня. С элементами игры на ложках.

4

-

4

3.5

Разучивание музыкального произведения

«Калинка» с элементами игры на ложках.

14

4

10

3.6

Игра на ложках Отработка ударов :

«Тремоло-нога», «тремоло-колено».

Р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени».

12

4

8

3.7

Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.

14

6

8

3.8

Игра на ложках Отработка ударов :

«Тремоло-нога», «тремоло-колено».

Р.н.п. «Полька»

14

2

12

Разучивание русско-народного танца.

4.1

Шуточный танец «Свидание» русская народная мелодия.

6

2

4

Разучивание русско-народных произведений с элементами отработки игры на ложках.

5.1

Разучивание музыкального произведения

«Калинка» с элементами игры на ложках.

10

2

8

5.2

Разучивание музыкального произведения

«Выйду ль я на реченьку»,

с элементами игры на ложках.

16

4

12

5.3

Разучивание Музыкального произведения

«Выйду ль я на реченьку», с элементами игры на ложках.

4

2

2

5.4

Разучивание произведения

«Барыня» русская народная мелодия.

8

2

6

5.5

Разучивание произведения

«Во кузнице» русская народная песня.

6

2

4

5.6

Танец с ложками  русская народная мелодия.

6

2

4

5.7

Отработка изученных произведений.

8

2

6

ИТОГО:

204

71

133


РЕФЕРАТИВНОЕ ОПИСАНИЕ ТЕМ:

  1. Теоретическая часть.  Вводное занятие. Ознакомление с разнообразием жанров и стилей в русском песенном фольклоре.

Практическая часть. Правильная посадка ложкарей. Закрепление и совершенствование приобретенных навыков игры.

2. Теоретическая часть. Понятие о ритме, как основном элементе игры на ложках.

Практическая часть. Отработка мелкого тремоло. Р.н.п.

3.Теоритическая часть. Разучивание произведения «Светит месяц с элементами игры на ложках».

Теоретическая часть. Отработка ударов.

4.Теоритическая часть. Путешествие в мир народных инструментов.

Практическая часть.  Сбор и хранение полученной информации. Игра на ложках ранее изученных ударов.

 5. Теоретическая часть. Понятие о ритме, как основном элементе игры на ложках.

Практическая работа. Отработка мелкого тремоло. С добавление скользящего удара и удара с руки. Разучивание Р.н.п. «Во саду ли, в огороде...»

6. Теоретическая часть+ Практическая часть. Разучивание музыкального произведения «Матрешки» русская народная песня. С элементами игры на ложках.

8. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно. Разучивание музыкального произведения «Калинка» с элементами игры на ложках.

10.  Теоретическая часть+ Практическая Часть совместно.  Игра на ложках Отработка ударов : «тремоло-нога», «тремоло-колено».Р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени».

11. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно. Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.

12. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно. Игра на ложках Отработка ударов : «тремоло-нога», «тремоло-колено».Р.н.п. «Полька»

13. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно. Шуточный танец «Свидание» русская народная мелодия.

14. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно. Разучивание музыкального произведения «Калинка» с элементами игры на ложках.

15. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно. Разучивание музыкального произведения

16. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно «Выйду ль я на реченьку», с элементами игры на ложках.

17. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно Разучивание Музыкального произведения  «Выйду ль я на реченьку», с элементами игры на ложках.

18. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно Разучивание произведения «Барыня» русская народная мелодия.

19. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно Разучивание произведения «Во кузнице» русская народная песня.

20. Теоретическая часть+ Практическая часть совместно Танец с ложками русская народная мелодия.

21. Практическая часть. Отработка изученных произведений.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 Этапы обучения:

на ложках

I    этап – знакомство с  ложками.

II   этап – постановка исполнительского аппарата: корпуса, рук.

III  этап – знакомство детей с приемами игры на ложках.

IV  этап – освоение техники игры, ритмическая тренировка. Прослушивание в грамзаписи русских народных песен.

V   этап – работа над музыкальным произведением.

VI этап – выступление на праздниках, концертах, развлечениях. Освоение техники игры на трех ложках.

на русских народных инструментах

-знакомство с инструментом – историей создания, конструктивными особенностями;

-постановка исполнительского аппарата – корпуса рук;

-освоение основных приемов звукоизвлечения;

-развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным,

-эмоциональным, музыкально-грамотным и технически совершенным исполнением

музыкального произведения;

-работа над музыкальным произведением.

Рекомендации по обучению игре на ударных инструментах

     Ударные народные инструменты особенно привлекательны для юных музыкантов. Обучение игре на большинстве ударных инструментов (рубель, трещотка, хлопушка и др.) не требует длительного времени и специальной подготовки, в то время как выработка соответствующих игровых навыков позволяет в дальнейшем без особого труда осваивать более сложные ударные инструменты, приемы игры (на трех, четырех и большем количестве ложек).

     В процессе знакомства с ударным инструментом дети:

-узнают об истории его создания;

-изучают конструктивные особенности, исполнительские (в том числе технические возможности;

-выделяют характеристики, определяющие специфику конкретного инструмента;

-устанавливают принадлежность к подгруппе по звукообразующему элементу:

-корпус инструмента – шумовые;

-мембрана, перепонка – перепончатые;

-пластина – пластинчатые;

-наличие нескольких звукообразующих элементов – комбинированный тип;

-познают, как образуется звук:

-от удара пальцев рук, ладоней, палочек, молоточков, колотушек, инструментов (одноименных или разноименных) или частей инструментов друг о друга;

-в результате встряхивания;

-трения (скольжения);

-других приемов звукообразования, в том числе смешанных;

-познают свойства звука (неопределенная или определенная высота, тембровые характеристики,   динамические возможности и др.);

-приобретают знания об особенностях применения ударных инструментов (создание остинатного ритмического фона, звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в ансамбле, усиление динамических оттенков и др.).

     При игре на ударном инструменте главная роль принадлежит кисти руки, хотя в той или иной степени участвуют также плечо и предплечье. Подвижная, гибкая, эластичная кисть творить чудеса, выполняя замысловатые ритмические фигуры, богатые тембровыми красками. Мышцы кисти руки не должны быть напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений при игре на инструменте, а также быстрой утомляемости.

     Инструмент следует держать в руках крепко, но без напряжения. Основным способом звукоизвлечения является удар, складывающийся из нескольких фаз: замах руки, направленное движение к источнику звука и воспроизведение звука, отскок – возвратное движение руки. Для получения красивого звука необходим постоянный слуховой контроль за направленностью, силой и качеством удара.

      Развитие мышц кистей рук, координации движений достигается в процессе систематических занятий. С помощью специальных упражнений вырабатываются необходимые умения и навыки. Например, эффективно исполнять партию ритмического сопровождения в медленном темпе. По мере усвоения и закрепления исполнительских навыков, доведения их до автоматизма можно прибавлять темп. Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику, что активизирует слуховое восприятие.

     Процесс обучения игре следует начинать со специальной разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные ощущения, развить координацию рук. Например, прежде чем дети начнут играть на трещотке (прием игры «Волна»), с ними проводится игра-разминка «Шофер»: они имитируют движения рук шофера, крутящего руль автомобиля. Или перед тем как дети заиграют на коробочке, им предлагается, меняя руки, «побарабанить» по своим коленкам.

     Постановка исполнительского аппарата определяется спецификой звукоизвлечения на конкретном ударном инструменте, его конструктивными особенностями и индивидуальными музыкально-выразительными характеристиками.

  Приемы игры на двух  ложках

    Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

    «Маятник»   - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

     «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

        «Трещотка» самый  распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

        «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

        «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

        «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево,  вправо. На счет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

        «Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

        «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

        «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

        «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

        «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

        «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Приёмы игры на трёх ложках

  В левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.

     На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.

     На счет «два» - сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

      На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют  скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.

     На счет «четыре» - кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.

  «Форшлаги» - скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.

  «Тремоло» - частые легкие удары ложкой правой руки между двумя ложками левой руки. Тремоло можно выполнить с постепенным нарастанием силы звучания. Руки движутся от уровня колен до уровня левого плеча – «горка». В исходном положении левая ладонь с двумя ложками опущена вниз. В процессе звучания музыкального  предложения ладонь с ложками постепенно как бы раскрывается и движется по «горке» у уровня левого плеча. В конце предложения левая ладонь с ложками обращена вверх и выполняет удар третьей ложкой по этим двум.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО

СЛУХА И РИТМА

♦  Дидактические игры

На развитие чувства ритма

  1. Прогулка                                                      5.  Матрёшки
  2. Путешествие                                               6.   Выполни задания
  3. Определи по режиму                                  7.   Сложи песенку
  4. Учитесь танцевать                                      8.   Ритмическое лото

На развитие памяти и слуха

  1. Сколько нас поет                                        4.   Что делают в домике
  2. Слушаем музыку                                        5.    Назови композитора
  3. Волшебный волчок                                    6.   Какая музыка

На развитие тембрового слуха

  1. Определи инструмент                                4.   Музыкальные загадки
  2. На чем играю                                              5.   Кто самый внимательный?
  3. Слушаем внимательно

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аванесян И.Д. «Творчество и воспитание», 2004 г.
  2. Баренбойм Л.А. «Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа», 1987 г.
  3. Брыкина Е.К. «Творчество детей в работе с различными материалами», 1998 г.
  4. Бычков И.В. «Музыкальные инструменты», 2000
  5. Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. «Праздник своими руками», - Ярославль 2001 г
  6. Журнал «Книжки, ложки и и грушки для Танюшки и Андрюшки»
  7. Журнал «Музыкальная палитра»
  8. Журнал «Музыкальный руководитель»
  9. Князева О.Л., Миханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», 200 г.
  10. Комарова Т.С. , Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», 1998 г.
  11. Мельников «Русский детский фольклор», 1987
  12. Михайлов М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» - Ярославль, 1997 г.
  13. Науменко «Жаворонушки» русские песни, прибаутки, скороговорки, сказки, 1977 г.
  14. Науменко «Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами», 1977 г.
  15. Науменко «Фольклорный праздник», 2000 г.
  16. Науменко, Новлянский, Фольклорный праздник «От зимы до осени»
  17.  Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Фольклорные праздники (весенние, летние, зимние, осенние), игры и забавы, 1998 г.
  18. Рытов Д.А.«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», 2001 г.
  19. Рякина «Народные праздники», 2002 г.
  20. Сабатье К., Сабатье Р. «Музыкальные инсрументы», 2002 г.
  21. Саульский Ю., Кио Э., Токмакова И. Литературно-музыкальный альманах «Зима-весна» - народный праздничный календарь (в песнях, сказках, играх, обрядах, фольклоре), 1999 г.
  22. Сборник «Гармошечка-говорушечка»
  23. Тютюнникова Т.Э. «Природные и самодельные инструменты в музыкально-педагогической концепции Карла Орфа», 1997 г.
  24. Шамина «Музыкальный фольклор и дети», 1992 г.


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр дополнительного образования" МО "Красногвардейский район"

Утверждаю

Директор ЦДОД

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

творческого объединения «Весёлые ложкари»

на 2020-2021 учебный год

Педагог дополнительного образования:          Лаптинова Ирина Алексеевна

с. Красногвардейское, 2020г.

Календарно-тематическое планирование.

Наименование разделов и тем

Всего,

час.

1гр.

2гр.

3гр.

Теоретич.

учебные

занятия

1.Знакомство с разнообразием жанров и стилей в

русском  песенном фольклоре.

1.1

Ознакомление с разнообразием жанров и стилей

в русском песенном фольклоре. Р.н.п.

Правильная посадка ложкарей.

Закрепление и совершенствование

приобретенных навыков игры. Р.н.п.

14

14

2.Ритм.

2.1

Понятие о ритме, как основном элементе игры на ложках.

Отработка мелкого тремоло. Р.н.п.

18

9

2.2

Понятие о ритме, как основном элементе игры на ложках.

Отработка мелкого тремоло с добавление

скользящего удара и удара с руки. Р.н.п.

16

4

3.Знакомство с произведениями. Отработка ударов.

3.1

Разучивание произведения

«Светит месяц с элементами

 игры на ложках». Отработка ударов.

10

2

3.2.

Путешествие в мир народных инструментов. Сбор и хранение полученной информации.

Игра на ложках ранее изученных ударов.

8

2

3.3

Понятие о ритме, как основном элементе игры на ложках.

Отработка мелкого тремоло.

С добавление скользящего удара и удара с руки.

Разучивание Р.н.п. «Во саду ли, в огороде...»

16

6

3.4

Разучивание музыкального произведения «Матрешки» русская народная песня. С элементами игры на ложках.

4

-

3.5

Разучивание музыкального произведения

«Калинка» с элементами игры на ложках.

14

4

3.6

Игра на ложках Отработка ударов :

«Тремоло-нога», «тремоло-колено».

Р.н.п. «Ах, вы сени, мои сени».

12

4

3.7

Композиция «Антошка»; муз. Шаинского.

14

6

3.8

Игра на ложках Отработка ударов :

«Тремоло-нога», «тремоло-колено».

Р.н.п. «Полька»

14

2

4.Разучивание русско-народного танца.

4.1

Шуточный танец «Свидание» русская народная мелодия.

6

2

5.Разучивание русско-народных произведений с элементами отработки игры на ложках.

5.1

Разучивание музыкального произведения

«Калинка» с элементами игры на ложках.

10

2

5.2

Разучивание музыкального произведения

«Выйду ль я на реченьку»,

с элементами игры на ложках.

16

4

5.3

Разучивание Музыкального произведения

«Выйду ль я на реченьку», с элементами игры на ложках.

4

2

5.4

Разучивание произведения

«Барыня» русская народная мелодия.

8

2

5.5

Разучивание произведения

«Во кузнице» русская народная песня.

6

2

5.6

Танец с ложками  русская народная мелодия.

6

2

5.7

Отработка изученных произведений.

8

2

ИТОГО:

204

71