"Создание художественного образа в музыкальном произведении"

Конспект открытого занятия по программе "Ансамбль" в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt.urok_strigaleva.doc69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КОЛПИНСКОГО РАЙОНА

г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(ГБУ ДО ДТДиМ)

       

       

       

«Создание художественного образа в музыкальном произведении»

Конспект  открытого занятия по программе «Ансамбль»

для сводной группы ансамбля 3-5 годов обучения

Возраст детей 9-14 лет

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Стригалева Елена  Анатольевна

педагог дополнительного образования

                                                                         

Санкт-Петербург

2019

Пояснительная записка

Методическая тема занятия: использование ЭОР как средства повышения  эффективности обучения  и развития познавательной активности учащихся.

Методическая цель занятия: демонстрация приемов использования ЭОР в процессе работы над созданием художественного образа в музыкальном произведении.

Тема занятия:

создание художественного образа в музыкальном произведении.

Цель занятия:

совершенствование навыков ансамблевого исполнения в процессе работы над музыкальными произведениями.

Задачи:

Обучающие

  • совершенствование приемов игры на народных инструментах: акцент, тремоло на легато, нон легато, стаккато;
  • совершенствование  ансамблевого исполнительства (грамотность построения фразировки мелодической линии, видение перспективы динамического развития музыкального произведения,  сбалансированность звучания с аккомпанементом);
  • совершенствование навыка исполнения динамических оттенков в соответствии с нотным материалом.

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, ладово-гармонического чувства);
  • развитие ассоциативно – образного мышления;
  • развитие артистических и эмоциональных качеств.

Воспитательные:

  • повышение коммуникативных навыков;
  • повышение мотивации к занятиям в ансамбле;
  • воспитание чувства коллективной ответственности.

Вид занятия:

комбинированное занятие - освоение нового материала, повторение пройденного.

Форма организации детей на занятии:

групповая, подгрупповая.

Методы обучения:

практический, наглядный, словесный (диалог, рассказ).

Характеристика группы:

Группа состоит из 10 детей разных лет обучения: с 3-тьего по 5-ый год обучения. Возраст детей: от 9 до 14 лет.

Продолжительность занятия:

45 минут.

Методические материалы, используемые на занятии:

Ансамблевые партии, слайды: «Музыкальные термины», «Русский лес», «Танец»

Средства обучения:

Домры, гитары, баян, ударные инструменты пульты для нот.

Технические средства обучения:

ноутбук.

Ожидаемые результаты занятия в соответствии с ФГОС:

личностные:

  • формирование музыкально- образной памяти при работе с иллюстративно- демонстрационным материалом;
  • личностные эмоционально- образные переживания при исполнении музыкального произведения.

регулятивные:

  • настрой на работу в ходе организационной части занятия;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
  • сохранение трудоспособности при проведении физ. минутки

познаватеьные:

  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

План занятия:

I    Организационный момент: приветствие, целеполагание;

II   Подготовительный этап: игра «Музыкальные краски»;

III Основной этап: работа над музыкальными произведениями:

«Во сыром бору тропина» Р. Н. П.,

«Полька» Ю. Забутов ;

IV  Контрольно-диагностический этап;

V   Рефлексивный этап;

VI Итоговый этап.

Ход занятия

Этапы

Содержание

Время

Примечания

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую, плодотворную деятельность.

2мин.

Учащиеся сидят на стульях с инструментами.

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие будет не совсем обычным. Мы будем рассматривать музыкальные пьесы, как художественные произведения.

Подготовительный

Сообщение темы и цели учебного занятия, мотивация учебной деятельности. Игра «Музыкальные краски»

5 мин.

Ребята выполняют задание со слайдов

Тема нашего сегодняшнего занятия - создание художественного образа в музыкальном произведении. Кому- то может показаться странным сочетание двух слов в этом предложении: «художественное», и «музыкальное произведение». Слово «художественное» легче отнести к какому виду искусства?

Дети отвечают: «К живописи».

Скажите мне, какими изобразительными средствами обладает художник?

Ответ: «Красками!»

Но мы же с вами не художники, а музыканты. Какими же средствами выразительности (или красками) обладают композиторы, когда сочиняющие музыку?

Ответ: «Звуки, динамические оттенки, штрихи, темпы, лады».

Молодцы! А сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру «Музыкальные краски», которая поможет вспомнить некоторые итальянские музыкальные термины.

Молодцы, ребята! Так вот сегодня мы с вами поработаем над нашими музыкальными произведениями как художники. Постараемся найти в них новые музыкальные краски и с их помощью создать художественные образы, нарисовать музыкальные картины.

Основной

Практическая работа над музыкальными произведениями:

«Во сыром бору тропина» Р.Н.П., «Полька» Ю.Забутов

35 мин.

На экране демонстрируются слайды с разными изображениями (картина леса, поля, моря и т.д.).

Ребята выбирают изображение, которое, по их мнению, наиболее подходит к музыкальному произведению.

Теперь давайте откроем партии нашего первого музыкального произведения «Во сыром бору тропина» и поговорим, какой же музыкальный образ хотел передать автор этого произведения. Что вы представляете из названия произведения?

Ответы ребят.

Да, ребята, в этой пьесе передан образ русского леса. Мы предлагаем вам посмотреть на экран и выбрать то изображение, которое больше соответствует музыкальному произведению.

Молодцы! А теперь опишите мне тот характер, который передается в музыке.

Ребята подбирают сравнения.

Ребята подбирают

Дети по жесту дирижера исполняют пьесу «Во сыром бору тропина».

Педагог помогает исполнению, контролирует его, после исполнения указывает на замеченные недостатки исполнения.

Спасибо. Теперь попробуем изобразить все то, о чем мы с вами говорили.

I часть – строгость исполнения штрихов. Приемом игры на тремоло можно добиться образности, тремоло помогает раскрыть выразительное богатство произведения.

II часть показать единство темы и вариаций. Домры проводят вариацию (легко, прозрачно на mf).

III часть — замедление темпа (исполнить ritenuto в конце произведения).

Педагог включает аудиозапись. Дети слушают и отвечают на поставленный вопрос.

Дети по жесту дирижера исполняют пьесу «Полька».

Обсуждается исполнение.

Краткий рассказ, какие виды танцев бывают

Мы продолжаем, и следующее произведение, над которым мы будем работать – «Полька» Ю. Забутова.  Но прежде я хотела бы вам предложить послушать аудиозаписи отрывков из нескольких произведений, и сказать, какое из них написано в стиле польки.

Несмотря на схожесть в названии, этот танец не имеет ничего общего со страной Польшей. Он зародился в XIX веке в Чехии и быстро завоевал популярность в других странах, в каждой их которых она исполняется на свой лад. Это живой, веселый танец в двухдольном размере, состоящий из приставных и переменных шагов с озорными подскоками.

Ответы детей

 Эту пьесу мы начали разбирать совсем недавно, поэтому мы должны определить, прежде всего, ее характер, найти средства музыкальной выразительности, которые помогут его достичь (темп, штрихи, динамика) и поработать над ними.

Теперь, ребята, поговорим о художественном образе этого произведения. Ребята, а как бы вы станцевали этот танец?

Ребята отвечают:

Автор создает образ танцоров.

Ребята, как вы думаете, какую роль в нашем исполнении играют баян и гитары?

Ответ ребят: баян оживляет и поддерживает мелодию, а гитары исполняют аккомпанемент.

Сравнивая музыку с живописью, мы можем сказать, что партия баяна создает фон, на котором домры вырисовывают мелодический рисунок.

А партия гитар несет фундаментальную нагрузку, основу любого музыкального произведения – это бас и аккомпанемент.

Контрольно-

диагностический

Контроль усвоения материала занятия.

5 мин.

Дети рассказывают, о средствах музыкальной выразительности.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Я вас попрошу вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорили. Чем пользуются композиторы в процессе работы над музыкальными произведениями?

Рефлексивный

Впечатление детей о занятии.

3 мин.

Дети дорисовывают выражения лица на «смайликах».

Подсчитываются позитивные и негативные оценки занятия.

Теперь, пожалуйста, проанализируйте наше занятие и выразите свое впечатление о нем.

Дорисуйте, пожалуйста, выражение лица на «смайлике».

Итоговый

Подведение итогов, анализ занятия педагогом.

1 мин.

Спасибо вам за сегодняшнюю активную и плодотворную работу на занятии. В дальнейшем мы с вами продолжим совершенствовать художественно – исполнительские навыки.