Методическая работа "Творческие виды работ на уроках сольфеджио"

Коваленко Наталья Викторовна

Предмет сольфеджио очень важен в современном учебном процессе музыки. Этот предмет представляет собой систему музыкального развития, включающую множество форм работы на каждом уроке: пение, слуховой анализ, ритмические упражнения, подбор по слуху, слушание музыки, импровизация, сочинение и так далее. Это комплексный предмет, включающий педагогические приемы, воздействующие не только на приобретение знаний, а также на эмоции, интеллект учащихся.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «ДМШ №1»

Методическая работа на тему:

«Творческие виды работ на уроках сольфеджио»

Преподаватель: Коваленко Н.В.

г. Петропавловск-Камчатский

2020 г.

Предисловие

Предмет сольфеджио очень важен в современном учебном процессе музыки. Этот предмет представляет собой систему музыкального развития, включающую множество форм работы на каждом уроке: пение, слуховой анализ, ритмические упражнения, подбор по слуху, слушание музыки, импровизация, сочинение и так далее. Это комплексный предмет, включающий педагогические приемы, воздействующие не только на приобретение знаний, а также на эмоции, интеллект учащихся.

Цель

  1. Развитие внутреннего слуха у учащихся.
  2. Формирование вкуса у будущих музыкантов.
  3. Подготовка будущих слушателей филармонических концертов.
  4. Воспитание разносторонне развитой личности.

 

Задачи    

  1. Выявление и раскрытие творческого потенциала у учащихся.
  2. Помочь преодолеть трудности при работе с творческими заданиями.
  3. Научить концентрировать внимание на конкретном задании.
  4. Как итог: создание своего первого небольшого музыкального сочинения.

Каждый преподаватель прорабатывает множество методической литературы, посещает открытые уроки своих коллег. Преподаватель ОБЯЗАН учиться сам всю жизнь, осваивать новые веяния и тенденции, уметь перестроиться, уметь использовать новые методики на своих уроках.

Проработав множество методик, поучившись на курсах повышения квалификации, регулярно посещая уроки коллег, преподаватель из всего предложенного и изученного им материала выбирает те виды и формы работ и заданий, которые он будет в дальнейшем использовать на своих уроках. Добавим сюда наработанный опыт самого преподавателя (это тоже немаловажно).

 В итоге, у каждого преподавателя образуется свой стиль работы, свои приёмы.

   Урок нужно строить так, чтобы он был четким по форме и разнообразным по содержанию. Необходимо внимательно следить за реакцией детей. Как только их внимание притупляется, преподаватель видит, что учащиеся устали, сразу надо переходить к другому заданию, даже если предыдущее не полностью получилось. Ведь все формы занятий теснейшим образом переплетаются друг с другом.

В данной методической разработке хочется рассказать о тех приемах творческих заданий, которые я использую на своих уроках. Возможно, я не все подробно опишу в этой методической разработке, т.к. процесс накопления новых и новых приёмов в данной форме работы не стоит на месте.

 Любые виды работы на уроке сольфеджио требуют большого терпения со стороны преподавателя, в том числе и творческие виды работ требуют терпения, гибкости, внимания, знания теоретического материала предмета сольфеджио, усидчивости и др.

 Творческие формы работы также взаимодействуют с другими формами работ на уроках сольфеджио – это очень важно помнить.

 В данной методической разработке речь пойдет о творческих заданиях: 1) досочинение музыкальных фраз, предложений, 2) сочинение небольшой мелодии, например на стихи, 3) импровизации: мелодические и ритмические. А также и другие задания.

 Творческие задания на уроках сольфеджио лучше всего начинать в подготовительной группе, затем продолжать в течение всего дальнейшего обучения.

 Первые опыты творчества на уроках сольфеджио мы с ребятами начинаем с самых элементарных приемов, затем задания постепенно усложняются. Однако, это не пугает учеников, они всегда с большим удовольствием занимаются такой формой работы. Творческие задания или упражнения на уроках сольфеджио нужно включать и с сильными учениками, и с более слабыми. Ребятам очень нравятся такие задания, они охотно берутся за выполнение творческих видов работы. Бывает так, что слабые учащиеся раскрываются с лучшей стороны именно в момент выполнения таких упражнений.

 Работа с творческими упражнениями очень интересна, однако включать такие задания нужно постепенно, так как требуется огромное внимание, кропотливость, большое терпение как от преподавателя, так и от учеников.

В подготовительной группе и младших классах мы с ребятами занимаемся самыми простыми, незатейливыми вилами творческих упражнений, в дальнейшем работа усложняется.

 Приведу некоторые примеры проводимых видов работ, которые я использую на своих уроках.

  1. Преподаватель в самом начале урока здоровается и проводит распевку. Это можно объединить в одно задание: здороваться песенкой. Преподаватель поет песенку-вопрос, учащиеся отвечают хором, либо по одному на мелодию, предложенную учителем. Сначала вся эта распевка-приветствие проходит под аккомпанемент преподавателя. Через несколько уроков, когда учащиеся твердо усвоят и запомнят попевку, приступаем к пению без аккомпанемента. Еще несколько уроков спустя преподаватель предполагает совершенно другую мелодию на те же слова. Перед учащимися ставится задача – сочинить ответ. Некоторые учащиеся повторяют выученный ранее ответ, либо отвечают преподавателю его же мелодией, как «эхо». Но наиболее способные сразу понимают предложенные условия «игры» и поют свои, тут же сочиненные мелодии. Тем ребятам, которые плохо интонируют, можно предложить сыграть свой вариант попевки на фортепиано, причём тут же, на уроке. Со временем, с помощью преподавателя и более слабые учащиеся легко справляются с поставленной задачей. Такая игра распевка занимает всего несколько минут в начале и в конце урока, но на другие слова и мелодии: «До свидания, дети!» -«До свидания!»

Попевки-приветствия и попевки-прощания поются и в мажорном, и в минорном ладу (по степени усложнения). Начинать нужно с самых простых мелодических ходов ( на 2-3 ступени ), чтобы любой ученик смог уверенно повторить, а затем попробовать сочинить свой вариант. Чтобы учащиеся не боялись этого вида работы при своих одногруппниках, чтобы они не смущались, нужно дать возможность понять, что импровизация и сочинение доступно любому из них. Так советуют Шаломов, Калужская, Фролова, Шатковские и другие - все преподаватели, которые занимались данной формой работы.

Потом можно преподавателю и ученикам поменяться местами: ребята предлагают свой вариант попевки, а преподаватель, временно становясь «учеником» пропевает свой вариант ответа. Ученикам очень нравится такой вариант – побыть немного в качестве учителя, они в этот момент чувствуют себя более уверенно.  

Нотные примеры №1, 1а, 1б

  1.  Игра Эхо. Приёмом повторения несложных мелодий или ритмов пользуются, наверное, многие преподаватели на своих уроках.

          Заключается игра в том, что преподаватель поёт небольшую попевку, а учащиеся (хором или по одному) должны её точно повторить.

       Сначала мелодии поются со словами, затем пропеваются нотами с аккомпанементом. В дальнейшем такой вид работы проводится без аккомпанемента.

       И это задание постепенно усложняется: от простых поступенных попевок переходим к движению по звукам трезвучий: мажорных, минорных, позже – уменьшённых, доминантсептаккорда, его обращений.

Используются также интервальные ходы (тоже по степени усложнения).

      Точно такую же игру Эхо можно и нужно проводить с ритмическими рисунками, также начиная с простейших ритмов, в дальнейшем усложняя их.

Кроме того, мы с ребятами проводим ритмические упражнения-игры с именами. Проговариваем или пропеваем имя любого ученика (сначала уменьшительно-ласкательное, затем полное), повторяем это же упражнение с хлопками, затем преподаватель выписывает ритмические формулы на доске и вместе с учащимися «разгадываем» - выбираем те, которые совпадают с произнесённым с хлопками (или пропетым) именем того или иного ученика. Ребятам очень нравится такой вид ритмических упражнений.

Нотные примеры №2, 2а, 2б, 2в

  1. Ещё один вид работы – это допевание мелодий. Этот вид работы можно разбить на несколько этапов:
  1. Допевание последнего звука мелодии – чаще всего ТОНИКИ, а также III и V ступеней, т.е. УСТОЙЧИВЫХ.
  2. Преподаватель предлагает учащимся текст, затем поёт мелодию на эти слова, предлагая ученикам допеть свой вариант – для начала последнего словечка, а затем пробовать допеть вторую половину фразы (или предложения).
  1. После этого можно приступать к более сложному заданию – сочинить мелодию на предложенный текст или ритмический рисунок.

   Сначала эта работа проводится устно в классе, затем учащимся предлагается сочинить мелодию (на предложенный преподавателем текст) и записать её нотами дома.

   На следующем уроке собрать ноты сочинённых мелодий и, не называя фамилии, проиграть с условием, чтобы каждый ученик поднял руку, услышав своё сочинение. (Этот вид работы можно организовать, как внутриклассный или врутришкольный конкурс).

Нотные примеры №3, 3а, 3б

  1. Вопросы – ответы.

   Предлагается вопрос и 2-3 ответа со словами. Нужно выбрать утвердительный ответ, который заканчивается (чаще всего) на тонике, либо на другой устойчивой ступени. Учащиеся очень легко справляются с этим заданием, поэтому в дальнейшем задание усложняется – каждый ученик должен сочинить свой собственный ответ.

   Эта игра продолжается на следующих уроках, но уже преподаватель поёт какой-либо вопрос, а ученики должны тут же сочинить и пропеть (или сыграть на инструменте) свой вариант ответа.

    Чтобы не было сочинение ответов скучными и однообразными, чтобы ребята не повторяли мелодий предыдущего ученика, вопросы нужно задавать на разные тексты и с новыми мелодиями.

Нотный пример № 4

  1. Переход от устного сочинения (импровизаций) мелодий к письменному.

Для того, чтобы учащиеся более осмысленно сочиняли мелодии, и для того. Чтобы сочинение не было мимолётным, т.е. чтобы ученики впоследствии могли осознать, осмыслить и даже через несколько уроков повторить точно сочинённую ими мелодию, нужно постепенно переходить к записи своих сочинений, каждый раз усложняя задания:

  1. Сочинить мелодию в заданном размере и ритме на предложенный текст, записать её нотами.
  2. Сочинить мелодию с текстом (или без текста), используя элементы новой темы, пройденной на уроке. (Например: секвенция, переменный лад, новые ритмические группы и т.д.).
  3.  Обыграть какие-либо интепвалы в ритме нес колько раз, понравившийся вариант записать нотами.

Нотные примеры №5, 5а, 5б, 5в, 5г, 5д

  1. Дописание диктанта.

      Этот вид работы несколько легче, чем сочинение всей мелодии, т.к. уже есть заданные тональность, размер, ритм, стиль построения.

      Этот вид работы тоже нужно начинать с лёгкого задания – дописать1-2 последних такта диктанта. Затем, постепенно усложняя, подвести к досочинению второй половины диктанта.

         В младших классах требования к досочинению диктанта просты, в старших классах требования возрастают: уже используются ходы по звукам тритонов, уменьшённого трезвучия, хроматика и т.д. При всём этом, необходимо сохранить стилистическое единство первого и второго предложений диктанта.

      Ещё одна интересная форма работы – сочинение мелодии на заданный ритм. Этот вид работы можно проводить, как одну из разновидностей диктанта.

  1. Сочинение второго голоса.

Этот вид работы можно начинать, когда пройдена тема «интервалы». Мелодию верхнего голоса преподаватель может предложить сам или ученики могут выбрать свою, ранее сочинённую мелодию (или отрывок из неё). Для того, чтобы ученикам было понятно, что от них требуется при выполнении задания, преподаватель может первый раз проиграть мелодию в одноголосном изложении, второй раз проиграть уже двухголосно, используя интервалы консонансы. Третий раз мелодия исполняется преподавателем тоже двухголосно. Но при этом используются интервалы диссонансы. Учащимся поставлен вопрос – какой из вариантов им больше понравился? Конечно же, благозвучие консонансов лучше ложиться на слух.

      При выполнении домашнего задания на сочинение двухголосия можно использовать импровизации на заданные интервалы. Вариант, который понравился больше всего записать нотами.

Нотные примеры №6, 6а

  1. Подбор аккомпанемента.

После прохождения главных ступеней лада можно приступать к подбору аккомпанемента. Опять же, преподаватель может сам предложить мелодию, либо учащиеся выбирают свою.

Преподаватель должен объяснить, что аккомпанемент зависит от характера и темпа самой мелодии, показать несколько разных примеров, ярких и образных, но не слишком сложных (то есть доступных детям).

Ребята сочиняют сначала свои собственные мелодии, а через несколько уроков добавляют аккомпанемент к ним.

Также, как и сочинение двухголосия, этот вид работы мы проводим, как конкурс на лучшее сочинение.

Нотные примеры №7, 7а

Заключение

Такими видами работы на уроках сольфеджио занимаются, наверное, все преподаватели. Я ни в коем случае не претендую на некое новаторство в своей работе, просто хочу поделиться своими наработками и узнать мнение других преподавателей. Также, не было целью прислать все работы моих ребят.

Возможно, работы моих учеников не слишком объёмны по форме, простоваты по владению средствами музыкального языка, но мне особенно приятно то, что это примеры работ средних и слабых учащихся. Причём, многие из них отказались от моей помощи и помощи других преподавателей, а некоторые отстояли свой вариант сочинения в том случае, когда преподаватель, исходя из своего опыта работы, предлагал внести какие-либо изменения. Это достойно уважения! Пожалуйста, не судите работы моих ребят слишком строго, ведь это их первые опыты.

Используемая методическая литература

  1. Москалькова. «Уроки сольфеджио».
  2. Садковский. «Развитие музыкального слуха».
  3. Шеломов. «Импровизация на уроках сольфеджио».
  4. Калугина, Халабузарь. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио».
  5. Фролова. «Сольфеджио» - учебники с 1 по 6 классы.
  6. Фролова. «Сольфеджио» - учебники с 1 по 6 классы.
  7. Шатковские. «Развитие музыкального слуха».
  8. Бергер. «Современная концепция и методика обучения музыки.
  9. Калужская. «Сольфеджио» - учебник за 6 класс.