Изучаем основы нотной грамоты

Ерохин Александр Владимирович

В данной статье рассказываетсяя о самых первых шагах в освоении музыкальной грамоты, которые пригодятся родителям учащихся, которые хотят освоить азы нотной грамоты, чтобы помогать ребятам с выполнением домашнего задания, родителям ребят, которые только собираются поступать в нам в Школу, и просто любому человеку, который хочет освоить нотную грамоту самостоятельно.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Изучаем основы нотной грамоты.

Ваш ребенок собирается поступать в музыкальную школу. И первое с чем он познакомится - нотная грамота. Основы нотной грамоты – то, с чего начинаются серьёзные занятия музыкой.

В данной статье расскажу о самых первых шагах в освоении музыкальной грамоты, которые пригодятся родителям учащихся, которые хотят освоить азы нотной грамоты, чтобы помогать ребятам с выполнением домашнего задания, родителям ребят, которые только собираются поступать в нам в Школу, и просто любому человеку, который хочет освоить нотную грамоту самостоятельно.

Музыка существует только во время исполнения, но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальное произведение в вечности, это ноты! Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что умение читать рассказ по книге.

Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться!

Нот всего семь, их названия каждому знакомы с детства:  до ре ми фа соль ля си. Этот ряд из семи основных нот может быть продолжен их повторением в любом направлении – прямом или обратном. Каждое новое повторение данного ряда будет называться октавой.

Два важнейших измерения, в которых существует музыка – пространство и время. Именно это и отражено в нотной записи: компонент пространства – звуковысотность, компонент времени – ритм. Ноты записываются специальными значками в виде эллипсисов (овалов).

Для отображения высоты звучания используется нотоносец: чем выше звучит нота, тем выше её расположение на линейках (или между линейками) нотоносца. Нотоносец состоит из пяти линеек, которые считаются снизу вверх вверх.

Для того чтобы записать точную высоту звука нотами используются ключи – специальные знаки, которые указывают ориентиры на нотоносце.

Например: Скрипичный ключ означает, что за точку отсчёта берётся нота соль первой октавы, которая занимает вторую линейку.

Басовый ключ означает, что за точкой отсчёта становится нота фа малой октавы, которая записывается на четвёртой линейке.

Альтовый ключ означает, что нота до первой октавы записывается на третьей линейке.

Теноровый ключ говорит о том, что нота до первой октавы записывается на четвёртой линейке.

Это наиболее употребительные в музыкальной практике ключи – далеко не каждый музыкант умеет свободно читать ноты во всех этих ключах, чаще всего средний музыкант владеет двумя-тремя ключами.

Время в музыке измеряется не в секундах, а в долях, однако по тому, как они равномерно чередуются в своём движении, их можно сравнить с течением секунд, с равномерными ударами пульса или колокола. Быстрота или медленность смен долей определяется общей скоростью движения музыки, называемой темпом.

Для записи ритма в нотах отображаются длительности каждой ноты. Графическое выражение длительности относится к изменениям вида значка – он может быть закрашенный или не закрашенный, иметь штиль (палочку) или хвост. Каждая длительность занимает определенное число долей или их частей:

Как уже было сказано, доли организуют музыкальное время, но не все доли играют в этом процессе одинаковую роль. В широком смысле доли разделяются на сильные (тяжёлые) и слабые (лёгкие). Сильные доли можно сравнить с ударениями в словах, а слабые доли, соответственно, с безударными слогами.

 И вот что интересно! В музыке ударные и безударные слоги (доли) чередуются так же, как и в стихотворных размерах. И даже само это чередование называется не иначе как размер, только в стихосложении ячейка размера называется стопой, а в музыке – тактом. Итак, такт – это время от одной сильной доли до следующей сильной доли. Размер такта имеет числовое выражение, напоминающее дробь, в которой «числитель» и «знаменатель» будут указывать на параметры такта: числитель – сколько долей, знаменатель – какой нотой по длительности эта доля может быть измерена. Размер такта указывается один раз в начале произведения после ключей. Размеры бывают простыми и сложными. Естественно, те, кто начал изучать основы музыкальной грамоты, в первую очередь знакомятся с простыми размерами. Простые размеры – это двух и трёхдольные, сложные – это те, которые составлены (сложены) из двух или нескольких простых (например, четырёхдольные или шестидольные).

 Что важно понимать? Важно понимать, что размером определена точная «порция» музыки, которую можно «запихать» в один такт (ни больше и ни меньше). Если размер такта 2/4, то это значит, что в такте уместится только две четвертные ноты. Другое дело, что эти четвертные могут, как дробиться на восьмушки и шестнадцатые ноты, так и объединяться в половинные длительности (и тогда одна половинная нота займет весь такт). Ну вот, на сегодня достаточно. Это ещё не вся нотная грамота, но действительно хорошая основа.

Помните, изучение нотной грамоты – это первые шаги в удивительный мир музыки, не останавливайтесь на этом этапе! Открывайте для себя основы музыкальной грамоты, и перед вами откроются двери в удивительный мир искусства!