Советы музыкального руководителя

Клёцина Наталья Васильевна

Консультация для родителей по музыкальному развитию детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_muzykalnomu_razvitiyu.docx160.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Как слушать музыку?

Непременное условие - тишина в комнате. Ничто не должно отвлекать малыша. Мама сидит рядом с ребенком, или малыш находится на ее руках, или оба сидят на диванчике. Мама тоже слушает. Лицо ее заинтересованно, внимательно, доброжелательно. Маме нравится музыка - ребенок это видит. Ее настроение, состояние передается малышу. Если мама сама играет на фортепиано, то вместе с малышом сидит бабушка или папа.

Слушать музыку рекомендуем один или два раза в день. Это может быть одна пьеса, повторенная дважды, или две пьесы. Например, «Зайка» и «Мишка». К концу третьего года можно прослушивать и три пьесы.

Вы уже обратили внимание на то, что вам предложили играть на разных музыкальных инструментах даже для шестимесячного ребенка? Но что делать, если вы не владеете этими навыками?

Немного о музыкальных инструментах

Музыкальные инструменты для детей раннего возраста.

Инструмент

Музыкальное произведение.

Барабан

Заиграл на барабане –

Трам-там-там, трам-там, там

В страхе разбежались зайки

По кустам, по кустам.

Дудочка

Я на дудочке играю,

Ду-ду-ду, ду-ду-ду,

Пляшут зайки на лужайке

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Погремушка.

Погремушка, погремушка,

По ладошке постучи.

Погремушка, погремушка,

Всех ребят повесели.

Колокольчик.

Колокольчики звенят

Динь-ди-линь, динь-ди-линь.

Всех ребяток веселят

Динь-ди-линь, динь-ди-линь.

К детским музыкальным инструментам: металлофону, ксилофону - прилагается аннотация с разъяснением как и что играть. Иногда родители самостоятельно пишут на клавишах название нот: до, ре, ми... - так им легче подобрать и заучить предложенную музыку.

Для песенок, исполняемых на детской арфе, прилагается «путеводитель по струнам». Вы подкладываете за струны «шпаргалку» - путеводитель с нарисованной стрелкой, - и следуете за ее движением, играя песенку. Звуки арфы очень радуют детей. Но ребенок должен слушать уже разученную, легко и свободно исполняемую вами музыку. Поэтому учитесь сами, когда малыш не слышит.

Хорошо, если вы играете на фортепиано, но для ребенка этого недостаточно. Не исключайте слушание музыки, звучащей на других музыкальных инструментах - арфе, дудочке, ксилофоне, бубне.

Бубен

Лучше всего использовать бубен небольшой, с деревянным, а не металлическим или пластмассовым обручем, с натянутой на него кожей. При громком и резком звуке уберите (снимите) пару металлических тарелочек с обруча.

Так, даже в 6 мес. малыши с радостью слушают веселое пение мамы, сопровождаемое ритмичным постукиванием по бубну или звоном бубенчиков, колокольчиков, треугольника.

Вы радуете малыша звучанием разных инструментов, разными тембрами и заодно обогащаете слуховой опыт ребенка.

Металлофон, арфу, дудочку,на которых вы играли, не надо давать в руки малышу. Погремушки, маленький бубен могут быть в свободном пользовании у ребенка 2-3 лет.

Колокольчиками, бубенчиками малыш может играть только в присутствии взрослых - во избежание травм.

Как научить малыша подпевать?

  • Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня.
  • Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального сопровождения. Используйте детские музыкальные инструменты. Дети любят слушать и узнавать знакомые мелодии в новом звучании.
  • Старайтесь не искажать мелодию.
  • Пойте негромко.
  • Избегайте преувеличенной артикуляции. Иначе малыш, подражая вам, начнет изображать без звука движение вашего рта, и при этом будет гримасничать и кривляться.
  • Старайтесь подчеркнуть интонацией содержание песни. Колыбельные пойте спокойно, ласково, тихо; веселые песни - оживленно.

Помните: маленький ребенок начинает присоединяться к пению взрослого в моменты, удобные для него в речевом плане, поэтому так важно, чтобы в тексте песни были простые, легко произносимые и неоднократно повторяемые слова. Например, песня «Птички».

Прилетайте, птички, к нам, к нам, к нам.

Зернышек я птичкам дам, дам, дам.

Клювиками птички - клю, клю, клю.

Я смотрю на птичек и пою:

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля;

 Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля.

Слушание

Игра на инструментах

подпевание

«Зайка»

погремушка

Прыг-скок

«мишка»

бубен

Топ-топ

Малыш очень мал, еще не говорит, но слышит, как для него поют. Ему это нравится, и вот его первый отклик, его первое участие в пении: это подговаривание «Да», - то, что, собственно, ему по силам. Например, «Ладушки». Мама играет с ребёнком и поет:

Это «Да» малыш только подговаривает, но вместе со взрослым и в нужном месте текста. Порадуемся, что наш малыш принял участие не только в совместной игре и выполнил движения, но и в «пении». «Да!» - один из первых шажков.

Постепенно вы сможете петь, замедляя показ движений, а затем и совсем исключить свой показ. Малыш будет сам выполнять их самостоятельно, вслушиваясь в ваше пение, что очень, очень важно.

Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Такие песни малыши любят, и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста. Вот еще один шажок к совместному участию в пении.

Вы поете песенку «Птичка»:

Села птичка на окошко.

Посиди у нас немножко.

Подожди, не улетай!

Улетела. Ай!

Ребенок не только слушает песенку, но его «Ай!» - посильное участие в пении - уже очень близко к интонации, которую передает в своем голосе мама. Ещё шажок вперед!

Существует много песенок, в которых есть слоговое пение: «ля-ля», «баю-баю». Например: «Поет, поет моя Танечка» (или мой Вовочка).

Поет, поет моя Танечка,

Поет, поет хорошая,

Хорошая, пригожая.

Поет, поет свою песенку:

Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля! (2 раза).

Мама сидит рядом или держит на коленях малыша и поет. Первое время ребенок вместе с мамой поет «ля-ля», затем, если захочет, «поет» «ля-ля» один. Не захочет один - пойте вместе с ним.

Иногда, войдя в комнату, где играет ребенок, вы услышите, как он «лялякает», «учит» петь игрушечного мишку и т.д. То есть «ля-ля» входит в его игру и потихоньку входит в его жизнь.

Песенка «Баю-баю!». Перед пением покажите малышу куклу «Таню». Рассмотрите, какая Таня нарядная - красивое платье, бантик. Покажите, управляя куклой, как Таня ходит, как пляшет; скажите, что Таня устала, будет спать, надо ей спеть песенку. Поете и укладываете куклу.

1. Баю-баю-баю

   Куклу раздеваю.

   Куколка устала,

   Целый день играла.

2. Положи, Танюша

   Щечку на подушку.

   Вытяни ты ножки,

   Спи, скорее крошка.

3. Баю-баю-баю

   Баю-баю-баю!

   Таня засыпает,

   Глазки закрывает.

Малыш начинает подпевать «баю-баю» и с вами, и без вас, играя с мишкой или куклой, зайкой и т.д. Еще один шаг вперед!

Малыш уже начинает петь отдельные слова, а на третьем году жизни - целые фразы. Но всю песенку, весь куплет или два вместе с вами, и даже с музыкальной поддержкой (аккомпанементом) поют очень немногие дети. Если вы знаете, что это по силам другому малышу, а ваш не справляется, это не говорит об отставании или отсутствии музыкальных способностей у вашего ребенка. Музыкальное развитие идет у всех по-разному; большую роль играют здоровье, речь, общее развитие вашего малыша и то, как вы сами воспитываете его.