Исследовательский проект по музыке «Влияния классической музыки на развитие личности подрастающего поколения»

Новоченко Светлана Юрьевна

  Актуальной проблемой данного исследовательского проекта является утрата интереса у людей к классической музыке в современном мире, и в частности, среди подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isled_proekt_po_muzyke.docx27.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   

Слайд 1

  Актуальной проблемой данного исследовательского проекта является утрата интереса к классической музыке в современном мире, и в частности, среди подрастающего поколения.

Слайд 2

  Цель исследования: анализ влияния классической музыки на развитие личности подрастающего поколения.

Слайд 3

Задачи:

  - определение  влияния классической музыки на развитие ребенка;

  - выявление музыкальных предпочтений современной молодежи;

  - проведение опроса на тему влияния музыки на человека в современном мире.

Слайд 4

Объектом исследования является классическая музыка

Предмет исследования: влияние классической музыки на подрастающее поколение.

Слайд 5

Вопросы проекта:

1. Собрать материал о влиянии классической музыки на развитие личности подрастающего поколения.

2. Пробудить у обучающихся интерес к классической музыке.

3. Выявить актуальность классической музыки в современном мире.

4. Провести опрос среди учащихся о выявлении музыкальных пристрастий .

 Слайд 6

 Ожидаемые результаты:

- умение работать с информационными источниками;        

- овладение обучающимися теоретическими и практическими знаниями организации проектной деятельности;

- раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся.

Слайд 7

  Слово  «музыка»  в переводе с греческого означает «искусство муз». Музыка - это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при помощи красок, цветов и линий, литература - при помощи слова, а музыка - с помощью звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает огромное влияние на человека, на развитие его духовной культуры.  Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с помощью музыки! Музыка - частица нашей жизни. Она, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях в целом, выражает их чувства и мысли, рисует их характер - воплощает все то, что связано с человеком. Жизнь рождает музыку, а музыка воздействует на жизнь. Музыка может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту; под влиянием музыки в человеке может возрасти или, наоборот, упасть трудовая энергия. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

Интересно, что одно и то же произведение мы воспринимаем по-разному, каждый по-своему. Мы выделяем для себя более доступные и близкие произведения, которые легко слушаются и понимаются. Это запоминающиеся мелодии и зажигательные ритмы. А также серьезная музыка, которая требует к себе особого отношения, - например, симфонии Бетховена или реквием Моцарта. Музыка может быть для человека и развлечением, и «учителем».

Самая разная и при самых разных условиях звучит в нашей жизни музыка. Без нее нет радио, телевидения, кино, музыкой наполнены концертные залы. Мы слышим ее везде: в детских садах и школах, на спортивных соревнованиях, в цирке, в местах для отдыха, в парках, дома, в поездах, в самолетах. Ее любили, любят и будут любить всегда, ведь музыка - это часть нашей жизни.

Безусловно, все знают и понимают то, насколько важное место классическая музыка занимает в развитии личности. Ни для кого не секрет, что раньше музыка была лишь уделом высокообразованных и интеллектуальных людей. Музыкой действительно занимались профессионалы. Люди, которым было не чуждо высокое искусство, люди разносторонне развитые и высокоинтеллектуальные.

     Существует типологический критерий определения классической музыки, который считается более основательным.

Слайд 8

Классикой называют академическую музыку, которая перенимает традиции европейской музыки 17-19 веков и следует им в плане мелодического и гармонического построения музыкальных произведений и инструментальному составу для их выполнения.

Когда мы слышим словосочетание «классическая музыка», то в памяти всплывают фамилии композиторов - классиков, таких как:

Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский, Вольфганг Амадей Моцарт. И это естественно, ведь XVII- XIX века считаются расцветом классической музыки.

    К классике относят в первую очередь оперы, симфонии, сонаты. При этом стоит отметить, что преемственность традиций соблюдается далеко не постоянно.

   Сейчас классическая и современная музыка частенько взаимодействуют. В пространстве такового взаимодействия образуются музыкальные шедевры, которые может быть причислены к классической музыке.

   Слайд 9 

Давайте же сейчас обратим наши взоры на современную эстраду. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что не более чем 1% современных мировых исполнителей имеют профессиональное музыкальное образование (да и те остались еще с советских времен), а многие исполнители не имеют не то что высшего, но даже и среднего образования. Это бескультурье отражается в современных песнях, пропагандирующих безнравственность, ложные идеалы и ценности. Сегодня, наверное, по пальцам можно пересчитать молодых людей, которые смогут назвать хотя бы десяток классических композиторов, не говоря уже о названиях опер и классических композиций. И этот факт, к сожалению, имеет место быть в нашей с вами стране, России, стране, обладающей громадным культурным наследием.

Классическая музыка сегодня переживает не лучшие времена, но, на мой взгляд, это явление временное. Ведь давно уже известно и доказано учеными положительное влияние классической музыки на организм человека. Классическая музыка является потрясающе успокаивающим средством при нервных расстройствах, антидепрессантом большой степени эффективности. Вы самостоятельно можете проверить это волшебное действие классической музыки на себе. Сегодня в сети интернет существует большое количество различных классических музыкальных композиций. Попробуйте послушать классическую музыку перед сном и эффект не заставит себя долго ждать. Если вы готовитесь к экзамену или какой-то ситуации, требующей большого эмоционального напряжения - послушайте классическую музыку перед выходом и это успокоит ваши нервы.

Слайд 10

Влияние классической музыки на развитие подрастающего поколения 

     В жизни детей и подростков должна быть музыка, также как сказка, игра и т.д. С помощью музыки можно показать красоту окружающего мира, развить духовные силы и творческую активность маленького человека.

    Умение воспринимать музыку органично связано с духовно-эстетической стороной личности. Замечено, что малыши перестают плакать, прислушиваясь к музыке. Если вы хотите развить музыкальные способности своего ребенка, то учтите, что к пяти годам они могут угаснуть. Поэтому так важно, что слышит малыш с момента своего рождения.

   Начинать прививать любовь к классической музыке лучше с колыбели. Малыш  с удовольствием будет засыпать под звуки классической музыки.   Японская корпорация «Сони» на базе своего детского сада провела исследование, пытаясь выяснить, какая именно музыка нравится маленьким детям. Данное исследование дало довольно неожиданные результаты – детские песенки оказались на последнем месте. Популярные песни заняли второе место, больше всего понравилась малышам и заняла первое место 5 симфония Бетховена. Сложное музыкальное произведение оказалось самым привлекательным для малышей.

     Одни молодые японские родители, являясь большими поклонниками классической музыки, ежедневно в течение нескольких часов давали слушать новорожденному малышу вторую сюиту Баха. В три месяца малыш стал активно двигаться, причем в такт музыке. Более отрывистые и энергичные движения малыш совершал при убыстрении ритма музыки. При окончании музыки младенец начинал сердиться и даже плакать. А когда родители попытались сменить музыку и включили джаз, ребенок разрыдался.

   Слайд 11

 Врачи и психологи утверждают, что рок и поп-музыка отрицательно воздействует на еще неокрепшую нервную систему растущего организма. По мнению ученых, классическая музыка придает малышу чувство психологического комфорта, развивает внутренний потенциал ребенка, раскрывает его творческие и интеллектуальные способности.

      Также специалисты утверждают, что классическая музыка благотворно воздействует на нервную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы человека.

  Израильские ученые изучали влияние музыки Моцарта на метаболизм малышей. Было установлено, что прослушивание Моцарта замедляет процесс метаболизма, помогает набрать вес недоношенным детям, правильно сформировать скелет малыша.

Слайд 12

   Мы по себе знаем, как порой просто необходимо послушать любимую музыку, благотворно влияющую на наше душевное состояние. Это же можно отнести и к младенцам, пусть мы и не видим их реакции на музыку. Портативные музыкальные плееры позволяют слушать любимые мелодии и во время прогулки. Включите тихую классическую музыку во время прогулки в детской коляске, ведь музыка воспринимается и во время сна.

Слайд 13

Опрос среди учащихся  о влиянии музыки на человека

Нами был проведён опрос среди учащихся 7 А класса, в количестве 10 человек.

С помощью метода опроса, мы выявили, что классическую музыку в классе практически не слушают (1 человек из 10 положительно ответил на вопрос: слушаете ли вы классическую музыку?)

Из опроса стало яснымчто учащиеся предпочитают современную музыку классической, их интересуют такие направления как рок, рэп  и поп музыка. При прослушивании данной музыки они указали, что в большинстве случаев испытывают спокойствие, радость. И лишь некоторые ответили, что музыка вызывает у них негативные эмоции.

Я считаю, что очень важным является то, что в школах преподается предмет  «музыка». Ведь на этом уроке очень часто звучит именно классическая музыка, а  это очень хорошо, когда у детей, начиная с маленького возраста, воспитывается музыкально-эстетический вкус. Классическая музыка учит ребенка не только слышать, но и представлять услышанное. Она развивает все виды восприятие и все виды памяти. По последним данным психологических исследований были опубликованы следующие выводы: что ученики, получающие помимо традиционного образования еще и музыкальное, имеют поведение и успеваемость выше, чем у других.

       Слайд 14

Классическая музыка не меняется веками. Она проходит через несколько веков человеческой истории. В последнее время появилось множество музыкальных направлений, но, не смотря на это, «классика» продолжает свое победное шествие по планете. Ее секрет кроется в привязке к истории. Композиторы-классики запечатлели в своих произведениях наиболее интересные события прежних эпох. А на истории, как известно, учатся, и она не повторяется. Соответственно не потеряет своей актуальности и классическая музыка. 
Современный человек должен уметь разбираться и слушать классическую музыку. Это необходимо для всестороннего культурного развития, т.к. в ней заключаются глубокие философские размышления, и можно не только расслабиться, но и найти ответы на многие насущные вопросы. Чаще надо посещать филармонию, джазовые концерты. Понимание классической музыки приходит не сразу, для этого нужно время и желание.   

Интерес к классической музыке никогда не иссякнет, так как ее возможности безграничны. Это то, что никогда не будет забыто.

В сегодняшнем мире музыка чаще всего, воспринимается как развлечение. Под ее звуки танцуют на дискотеках, ее слушают, чтобы скоротать время в транспорте, включают, чтобы создать фон во время выполнения каких-то домашних дел. В нее уходят, когда не хочется ни о чем думать, когда стараются забыть о каких-то неприятностях и проблемах.
Совсем иначе воспринимаются классические произведения. Там не нужны слова, к этой музыке не снимешь клипы. В них каждый звук задевает какие-то глубокие струны души, пробуждает то, что мы долго и упорно прячем от постороннего глаза. Классической музыке мы можем доверить свои мысли, горе, радость.

   Слайд 15

Не случайно О. Бальзак говорил: «Бетховен и Моцарт часто были поверенными моих сердечных тайн». Произведения этих великих композиторов живут своей собственной жизнью, с ними, как с живым существом, можно разговаривать, спорить или соглашаться. А многих писателей и поэтов, художников и скульпторов именно классическая музыка вдохновляла на создание выдающихся произведений.
Меняются времена, меняются люди, меняется сама жизнь. Конечно же, меняется и искусство, и, в первую очередь, - музыка. Но мне очень хочется, чтобы и в наше время композиторы сочиняли великие произведения, которые и через века будут с замиранием сердца и слезами восторга на глазах слушать люди во всех уголках нашей огромной планеты!
Сейчас такую музыку уже не сочиняют и мне кажется, что в нашей современной жизни никто не сочинит, ничего подобного.
Современная классическая музыка - довольно странное сочетание слов, не так ли? И, тем не менее, отрицать ее существование, по меньшей мере, глупо.
У многих при словах «классическая музыка» возникает в голове представление о чем-то скучном и древнем. Но это не так, и события последнего времени в музыкальной сфере искусства это доказывают.
Современная классическая музыка присутствует на нынешней эстраде в компьютерной обработке и надо признать, что это не только не портит ее, но и придает новое звучание, позволяет не быть отвергнутой урбанизированной молодежью. Технологии прочно вошли в современную жизнь, и классической музыке приходится подстраиваться под них, переходить на новые форматы – из залов на компьютеры, с пластинок на mp3-диски, чтобы сохранить прежние и приобрести новые позиции в сердцах и умах людей.
Однако не надо считать, что классическая музыка в своей традиционной форме отошла в прошлое. Концерты симфонических оркестров становятся все популярнее и, теперь довольно часто в наушниках рядом стоящего человека слышится фрагмент произведения Вивальди, Моцарта или другого классика вместо популярного поп-певца. Так что очень может быть, что скоро современной классической музыкой называть будут именно ту, традиционную оркестровую музыку, возможно, сохраняющую элементы обработки с помощью компьютерных программ.
А, может быть, уже пришла пора ее так назвать? Ведь количество проданных дисков с классической музыкой, записанной в формате mp3, постоянно растет и скоро сравняется с продажами mp3-дисков других жанров и направлений.

Именно классическая музыка является некой магической связью поколений. Каждый человек находит в классике что-то необходимое для себя: одухотворенность, успокоение, гармонию, отклик на свои чувства и ответы на сложные вопросы. Ответ на поставленный мною ранее вопрос очевиден: классическая музыка, безусловно, была, есть и будет актуальна в современном мире.  

Слайд 16

Используемые источники:

  1. http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2014/01/20/issledovatelskaya-rabota-obuchayushchikhsya
  2. http://obuchonok.ru/node/1173
  3. http://kommynal.ru/klassicheskaya-muzyka.html
  4. https://www.google.ru/search?

Слайд 17