Методическая разработка Организация шумового оркестра в ДОУ

Ерохин Александр Владимирович

         В разработке описываются методы  и формы обучения детей на шумовых инструментах, принципы работы с шумовым оркестром, основные правила при организации детского оркестра, общие положения подбора музыкальных инструментов. Разработан учебно-тематический план на два года обучения, подобран репертуар для исполнения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Организация шумового оркестра81.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Организация шумового оркестра в ДОУ

Пояснительная записка


     Одной из задач дошкольного обучения – является введение ребёнка в мир музыки, её выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и увлекательной для этого возраста форме. Активное формирование музыкальных способностей, творческих и исполнительских навыков у детей старшего дошкольного возраста является одним из важнейших факторов, определяющих в дальнейшем успех музыкального образования. Развитие музыкального слуха, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как часть его духовной культуры в будущем.
      Занятия в «Детском шумовом оркестре» обладают рядом позитивных качеств. Прежде всего, они формируют чувство коллективизма, начальные навыки и умения игры в ансамбле, помогают детям преодолеть неуверенность и робость, расширяют музыкальный кругозор, развивают природные способности (чувство ритма, музыкальную память, мышление, воображение и др.); умение слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре; развивают художественный вкус, творческую инициативу детей.
       А самое главное, они направлены на осуществление основных задач дошкольного образования детей:
- привитие детям любви и интереса к музыке; 
- накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса; 
- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков, приобретение элементарных сведений по музыкальной грамоте; 
- создание фундамента, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика.
         Осуществление данных задач на начальном этапе будет основываться вначале на интуитивности детского восприятия. Сознательным оно станет только после практического освоения ряда навыков в игре на музыкальных инструментах, в движении, в слушании и так далее. Все эти навыки призван воспитывать предмет «Детский шумовой оркестр».
Данная методическая разработка является попыткой систематизировать имеющиеся знания и практический опыт работы в данном направлении.

В процессе работы были использованы методические разработки К. Орфа, Т.Э. Тютюнниковой, Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений С. Бублей, а так же «Возрастная психология» В.

 Асеева и «Психология т. 2» Р. Немова.


        Программа для детей 5-7лет, рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группа). Дополнительные занятия проводятся 2 раза в неделю по 25-30 мин. Формы работы с шумовыми инструментами: Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам. Импровизация звуковых картин на заданную тему Звуковая иллюстрация стихов Сказочки-шумелки

Цель: активное приобщение к музыке, развитие интереса и любви к элементарному музицированию.

Задачи:

• создание предпосылок для развития творческого мышления;

• развитие эмоциональной сферы детей, поощрение проявлений творческой фантазии;

• развитие слухового внимания;

• развитие восприятия на слух звуков, которые издают различные наполнители, спрятанные в емкостях.

Формирование групп


       Чем больше численный состав группы, тем сложнее педагогу работать, а самое главное – добиваться хороших результатов. Поэтому максимальное количество детей в группе не должно превышать 15 человек (а лучше, чтобы их было 10 – 12). 
      На занятии детей удобнее разместить полукругом так, чтобы они не мешали друг другу и на протяжении всего занятия все могли видеть педагога и доску, которая также понадобится.
      Занятия в подготовительной группе помогают выявить склонности и возможности ребёнка. Обычно родители сами решают вопрос о дальнейшем музыкальном образовании ребёнка и о выборе инструмента, не сообразуя своих желаний с его склонностями и способностями, что нередко приводит к разочарованию детей и родителей. Рекомендации руководителя могут помочь в правильном выборе родителей.

Инструменты и приёмы игры на них.

        При подборе музыкальных инструментов необходимо учитывать ряд общих положений.
Детских музыкальных инструментов и инструментов-игрушек существует великое множество и ассортимент их постоянно пополняется новыми моделями и модификациями старых. Необходимо выбрать инструменты, отвечающие требованиям музыкального и эстетического воспитания детей.
Не все звучащие инструменты можно использовать в оркестре. Так, существуют различные инструменты-игрушки, имитирующие внешний вид традиционных инструментов, но, как правило, их настройка и подстройка невозможно и они звучат фальшиво. 

         Среди используемых в детском оркестре так называемых ударных инструментов есть такие, источником звука в которых является мембрана (из кожи или пластика) – это мембранофоны (барабаны всех видов, бубны) и такие, источником звука которых служит сам материал, из которого они сделаны, - это идиофоны или самозвучащие инструменты 9маракасы, треугольник, бубенцы, трещотки, кастаньеты, тарелки, металлофоны, ксилофоны и т.п.).
         Для нашего практического рассмотрения важно, что одни из них обладают определённой высотой звучания, а другие не обладают ею. Первые можно назвать «мелодическими» (металлофоны, ксилофоны, колокольчики), а вторые – шумовыми или «ритмическими» (все остальные из перечисленных). Этой условной классификации и будем придерживаться.

       Шумовые («ритмические») ударные инструменты
Это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми. Для занятий на них не требуется особой выучки, и приёмы игры просты и представляют собой такие естественные движения, как покачивания, встряхивания, удары.
В детском шумовом оркестре могут использоваться все традиционные ударно-шумовые инструменты.
Ноты для всех этих инструментов обычно записываются на одной линии («нитке») без ключа и знаков альтерации, они обозначают только ритмический рисунок и способ исполнения (удар и встряхивание). 
Проще всего для детей инструменты, звучащие, благодаря встряхиванию.
Маракасы – один из древнейших музыкальных инструментов. Представляют собой два небольших деревянных или пластиковых шара с ручкой, наполненные камешками или дробью. Маракасы хоть и невелики, но для малышей бывают тяжеловаты, поэтому на занятиях возможно использование детских погремушек.
Бубенцы – небольшие металлические колокольцы шарообразной формы, прикреплённые к кожаной полосе или рукоятке.
Пандейра (румба) – представляет собой четыре пары маленьких металлических тарелочек, вмонтированных в деревянную рукоятку. Звучание её напоминает эффект, достигаемый встряхиванием бубна.
Трещотки, кастаньеты - видов трещоток много и любые из них применимы в детском шумовом оркестре для придания звучанию своеобразной окраски. Один из видов представляет собой набор деревянных пластин, укреплённых на шнурке. Держа в руках шнурки, инструмент покачивают, либо, взявшись за крайние пластины, имитируют хлопки в ладоши: пластины при этом ударяются друг о друга. Удобным инструментом для детей является и трещотка-кастаньета. Инструмент представляет собой деревянную рукоятку в форме трапеции, к которой с помощью шнурка крепятся две пластины с выдолбленными резонаторами (по типу кастаньет). Можно использовать и оркестровые кастаньеты с ручкой.
Пандейру и трещотку не стоит применять часто, так как их звучание надоедает и утомляет слух.
Все эти инструменты применяют по одному или в паре. Держат их обычно за ручки. Встряхивание и покачивание выполняются кистью, рука в запястье должна быть свободной. Нужно следить, чтобы дети не напрягали кисть и не производили движение всей рукой.
Следующими из этой группы осваивают инструменты, приём игры на которых – удар. Для игры на этих инструментах также характерно свободное кистевое движение руки.
Коробочка – полый деревянный брусок прямоугольной формы с прорезью-резонатором на боковой стороне. Играют на ней молоточками от металлофона, ударяя ими по верхней плоскости коробочки.
Ритмические палочки (клавесы) – две палочки, длиной с карандаш, но несколько большего размера, выточенные из высокосортной древесины. Ударяя их друг о друга, легко добиться чёткого ритмического сопровождения.
Ложки (обычно деревянные) – своеобразный русский народный инструмент. Держат их за ручки и ударяют одна о другую тыльной стороной черпаков. Динамика регулируется силой удара.
Треугольник изготовляется из металлического прута, согнутого в форме незамкнутого равнобедренного треугольника. Звук вызывается лёгким ударом металлической палочки по одной из его сторон. Треугольник обычно укрепляют на леске или шнурке и держат левой рукой, либо подвешивают на уровне груди к специальной подставке, имеющей устойчивое основание.
Барабан – общеизвестный инструмент. Представляет собой корпус деревянный (реже металлический), обтянутый с одной или с двух сторон кожей или пластиком. Формы и размеры детских барабанов различны. Они лёгкие, красиво оформлены и дают не очень сильный звук, который не утомляет слух. Среди многочисленных разновидностей барабана, которые могут быть применены в детском шумовом оркестре, надо выделить малый эстрадный барабан.
Для игры любой барабан можно поставить на специальную подставку. маленькие детские барабаны обычно подвешивают на ремешок или шнурок и надевают на шею так, чтобы верхняя мембрана находилась несколько ниже пояса исполнителя. Плоскость барабана, установленного на подставке должна быть под небольшим углом наклонена в сторону исполнителя, а подвешенного на ремне – в противоположную сторону. Играют на барабане деревянными палочками или специальными металлическими щётками, а также непосредственно руками. Основной приём игры на барабане – отдельные короткие удары-акценты и последовательности ударов, подчёркивающие отдельные ритмические рисунки.
Бубен имеет вид деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей и открытого с другой стороны; по окружности его в специальные вырезы вмонтированы парные металлические тарелочки. У некоторых бубнов на открытой стороне натянуты пружины с колокольчиками. На бубне играют обычно стоя. Основные приёмы игры – встряхивание (бубен держат горизонтально обеими руками на уровне пояса , направляя движение от себя или покачивая, будто сеют через сито муку); удары правой рукой по мембране.
Тарелки представляют собой выпуклые в середине металлические диски, сделанные из особого сплава. Применяют как одинарные, так и парные тарелки. Одинарные тарелки устанавливаются на специальной подставке на уровне груди исполнителя. Играют на тарелке металлической или деревянной палочкой с твёрдой или мягкой головкой. Основной приём игры – спокойный, лёгкий удар. Гасят звук рукой.
Из парных тарелок для детей более всего подходят педальные (хай-хет): они укреплены на подставке и благодаря специальному устройству ударяют друг о друга при нажатии на педаль. Можно использовать и парные ручные тарелки, имеющие кожаные петли для рук исполнителя. Способ извлечения звука – скользящие удары друг о друга.

        Состав оркестра дополняется фортепиано (баяном, аккордеоном), на котором играет сам педагог.
       Количество инструментов, необходимое для занятия, зависит от их цели и от величины группы. Желательно иметь полный набор инструментов для педагога (на них он демонстрирует приёмы игры) и хотя бы ещё один – два полных набора для детей

Организация оркестра.


        Можно предлагать детям композиции, когда руководитель управляет процессом (дирижирует, устанавливает очерёдность игры – по одному, группами, вместе; динамику). При организации детского оркестра важно следовать определённым правилам.

       Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на подставки или небольшие столики      (но не на колени, чтобы дети не сгибались над ними).

       Треугольники подвешивают на специальные подставки с устойчивым основанием, а некоторые инструменты дети могут класть на колени до начала игры на них.
        Инструменты, относящиеся к одной группе лучше располагать рядом.      

        Инструментов с тихим и нежным звучание должно быть больше и размещать их лучше впереди (слева от дирижёра). Это относится к струнной и клавишно-ударной группам. Инструменты низкозвучащие располагаются справа от дирижёра. Ударным инструментам отводится второй и третий ряды.

 Все партии вначале исполняются без инструмента – в воздухе, с помощью звучащих жестов, что уберегает от грубых ошибок, а следовательно, замечаний со стороны взрослого, и таким образом придает уверенности в своих силах. Все дети при исполнении какой-либо пьесы или песенки знают все партии и могут легко заменить друг друга. Для этого партии должны быть легкими.

 Во время игры или смены куплета песни, дети меняются инструментами, а, следовательно, выучивают все партии. В основу работы над шумовым оркестром должно быть положено формирование и развитие метроритмического чувства во всем его многообразии. Этому помогает активное слушание музыки, то есть соединение восприятия музыки с каким  – либо движением, исполнением звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, различные виды тактирования, подчеркивания окончания, повторение отдельных ритмических фигур.

Детский шумовой оркестр под фонограмму – это замечательная возможность для детей почувствовать себя оркестрантами и услышать, как звучит настоящий оркестр.

      Звучание оркестра будет более разнообразным, интересным, если инструменты играют не только все вместе, но и поочередно, сочетаясь друг с другом в зависимости от характера музыки. Следует чередовать различные тембровые краски, использовать те инструменты и их сочетания, которые в каждой части пьесы (музыкальной фразе) наиболее соответствуют настроению музыки.

      Ансамблевая игра требует слаженности исполнения. Это касается ритмичности и общей музыкальной выразительности. Педагог побуждает детей прислушиваться к своей игре и игре партнеров, слушать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроения, выраженные в музыке.

       Совместной игре предшествуют индивидуальные занятия с каждым ребенком и игра небольшими группами (по 2--3 человека). Детей объединяют в подгруппы лишь тогда, когда они хорошо освоили инструменты, выучили свои партии.

        При распределении между детьми партий в оркестре необходимо учитывать их интересы и способности. Ребятам, которые наиболее легко подбирают мелодии по слуху, можно поручать партии мелодических инструментов. Чтобы держать ритмическую основу, важно иметь хорошее чувство ритма. Поэтому исполнение метрической пульсации, ритмического рисунка мелодии доверяют детям с развитым чувством ритма. 

Технические приемы

       Приемы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребенку. 
     Металлофоны, цитры лучше всего положить на небольшие подставки, находящиеся на уровне колен играющих. Если подставок нет, инструменты можно положить на колени. Духовые инструменты (до начала игры) также кладут на колени. Барабан и бубен держат на уровне пояса, а треугольник подвешивают на подставку, или же ребенок держит его в левой руке. 
     Очень важно научить правильным приемам звукоизвлечения.

При игре на металлофоне молоточек следует держать так, чтобы он лежал на указательном пальце, а большой палец придерживал его сверху. Удар должен приходиться на середину пластинки и, главное, быть легким. Кисть при этом должна быть свободной. Если же ребенок будет держать молоточек зажатым в кулаке, ударять громко, задерживать его на пластинке, то звук получится «грязным», неприятным. 
     При игре на 
цитре медиатор нужно зажать между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением по струне. При этом надо стремиться не задевать лишних струн. 
     Кастаньеты звучат очень громко, поэтому их берут в правую Руку и слегка ударяют «лепестками» по ладони левой. Звук при этом несколько приглушается, и ритмический рисунок отчетливо слышен. 
      Тарелки дети держат за ремни и ударяют одной о другую скользящим движением. Чтобы звук сразу прекратился, тарелки прикладывают к коленям. Иногда по тарелкам (подвесив их) можно ударять палочкой, конец которой покрыт мягкой матерней в несколько слоев или ватой. 
      При игре на 
треугольнике надо ударять палочкой посередине горизонтальной его части. Звук должен быть легким и упругим.

и    если   он   продолжается   долго,   следует   прижать   треугольник рукой - звук сразу прекратится. 
       Бубен издает различные по характеру звуки  в зависимости от того, ударяют по его перепонке  пальцами,  мягкой  частью ладони или одним большим  пальцем.  Если к тому же  менять место удара—ближе к деревянной раме   (где сильнее  резонанс), к середине, ударять по самой раме или же, наконец, чередовать эти удары, то можно достигнуть интересного тембрового сопоставления звуков.
       Когда ребенок почувствует различия в качестве звучания, когда он сам станет ориентироваться в разнообразных приемах игры, у него будет развиваться слуховой контроль и умение исправлять неточности в своем исполнении.

Методические приемы

      В начале обучения методические приемы руководителя направляются, естественно, к тому, чтобы вызвать у ребенка интерес к новому для него виду занятия. 
     В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре.

Описание: Описание: http://i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye_clip_image002.jpg

 

Металлофон хорошо передает звуки падающих .капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще — дождь усиливается.

Описание: Описание: http://i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye_clip_image003.jpg

Описание: Описание: http://i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye_clip_image004.jpg

Звук триолы протяжный, как будто кто-то кричит в лесу, зовет.

 

 

Описание: Описание: http://i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye_clip_image005.jpg

 

А  флейта   или   Мелодия-26   всем   ребятам   говорит — собирайтесь в поход.

Описание: Описание: http://i-gnom.ru/books/metodika_muzykalnogo_vospitaniya_v_dou/muzykalnoe_vospitaniye_clip_image006.jpg

      На   барабане   палочки   выбивают   дробь,   словно   гром   гремит (педагог делает попеременные быстрые удары двумя палочками). 
Смысл подобных приемов — в ознакомлении детей с выразительными возможностями каждого инструмента. 
   На этом первоначальном этапе полезно также подготавливать детей к координированным совместным действиям, развивать столь важное для игры в оркестре чувство ансамбля. С этой целью применяются своеобразные ритмические «оркестры». Дети хлопают в ладоши, притопывают ногой, постукивают деревянными палочками, брусками, пластмассовыми коробочками — пустыми или наполненными камешками, горохом и т. д. И здесь приемы звукоизвлечения могут быть различными. Так, если ударять одну о другую ладони с полусогнутыми пальцами, то звук получается гулкий и глуховатый; если же ударять «плоскими» ладонями, как в «тарелки», то звук отчетливый и звонкий. 
     Можно ударять пальцами одной руки о ладонь другой, причем звук значительно отличается в зависимости от того, держатся ли пальцы вытянутыми или же свободными и полусогнутыми. Притопы ногой тоже различны: всей ступней, одним носком или каблуком, поочередно — то носком, то каблуком.

       Применяются так называемые «шлепки» ладонями или кончиками пальцев о свои бедра.  Деревянные, пластмассовые, металлические предметы также позволяют извлекать звуки различного характера. Дети с интересом
прислушиваются к ним, выполняя ритмические задания, осваивают навыки совместных или поочередных действий.

        Для закрепления навыков совместных действий можно  проводить такие игры как “Поезд”, “Эхо”, “Ежик” и другие подобные игры, когда дети постепенно или поочередно вступают в игру, контролируя свои действия и стремясь сохранить общий строй. Так, в игре “Поезд” педагог становится во главе колонны и в умеренном темпе начинает играть какой-либо несложный ритм, а дети повторяют за ним: идут шаг в шаг и играют так, как играет педагог.

Пойдем по дорожке прямой,

Вы дети, идите за мной

(идут или имитируют ходьбу)

Слышите, дятел стучит о сучок:

Тук-тук, тук-тук

(показывает несложный ритм)

И мы повторим этот звук.

(хлопают в ладоши или играют на инструментах)

Сейчас по тропинке свернули направо.

Увидели зайца – он прыгнул в канаву.

А ножки стучали: туки-туки-тук

(показывает новый ритм)

Повторим, дети, и этот мы звук!

(дети повторяют за педагогом)

Водящего можно менять до 3-4 раз.

        Такие игры как “Эхо” позволят детям развивать внимание и память, т.к. детям необходимо запомнить темп и ритм, а затем слаженно повторить его.

        В игре “Ежик” персонаж встречает детей, играет с ними.

Вот и вышли мы из леса – на полянке тишина,
Только стучат два веселых бобра:
Тук-тук да тук, тук-тук да тук. (можно использовать другие ритмы)

       На более поздних этапах, когда детям уже не столь интересно играть в простые игры, можно усложнить задачу и поиграть в “Сломанный магнитофон”. В этой игре дети по знаку педагога играют, а по другому его знаку прекращают играть, но вынуждены просчитывать про себя ритм и темп, чтобы, когда педагог даст знак, вновь вступить в игру и не нарушить общее звучание ансамбля.

        Можно использовать ритмический рисунок имён ребят, предложить им угадать, кого позвал педагог. Например, Ма-ри-на, Сла-ва, Е-гор,,, Затем можно усложнить задачу, попросив кого-нибудь из детей позвать кого-то сердито, ласково, с угрозой или шутя.

       Очень нравится детям использование сказок на занятии. Например, “Случай в лесу”. В ней рассказывается о девочке Уле, которая пошла в лес с подружками и заблудилась. Стала аукаться “Ау!” (позовем подружек, поможем Уле звуками фортепиано или металлофона). И вдруг слышит Уля грубый голос: “Ау! Я иду и тебя заберу!” (голос звучит в сопровождении барабана). Испугалась Уля, спряталась за кустик (можно пошелестеть бубнами или маракасами очень тихо), видит, идет медведь. Не заметил он Улю, прошел мимо, тогда Уля опять стала звать подружек. (Затем, персонажи меняются. Это могут быть лиса, волк, заяц, белочка, шаги которых передаются на шумовых инструментах. В конце сказки, девочка находит своих подружек).

         Когда дети усвоят ритм слов и научатся их воспроизводить на различных инструментах, можно перейти к разучиванию четверостиший и потешек. На данном этапе неизбежна коррекционная работа. Дети в силу возрастных особенностей сразу не смогут сыграть слаженно. Кто-то будет отставать, кто-то спешить, а кто-то и вовсе, просто просидит на своем месте не играя. Но педагог должен увидеть таких детей, поработать с ними индивидуально и включить в общую деятельность. Кроме коррекционной работы необходимо работать с попевками на продолжение ритма.

Наши уточки с утра – кря-кря-кря ….

(дети продолжают ритм)

Наши гуси у пруда – га-га-га …

Наши курочки в окно –ко-ко-ко ….

         Каждое занятие необходимо понемногу усложнять задания: поиграть на инструментах впереди себя, позади себя, над головой, ударяя инструментом о ладонь, локоть, колено, плечо. Когда дети свободно овладеют этими приемами игры, можно научить их играть заданный ритм с использованием данных приемов, а затем попытаться менять ритм в процессе исполнения произведения. Использование музыкально-ритмических движений в процессе игры на шумовых музыкальных инструментах позволит детям лучше запомнить в каком месте звучания музыки необходимо перейти на исполнение другого ритма и сделает исполнение произведения более ярким и интересным.

          В подготовительной группе уже уместно знакомство с звуковысотностью. Очень удобно делать это с помощью матрешки.

У меня на окошке стоит кукла Матрешка
Стоит, улыбается, посредине открывается. Дети увидели, что в большой Матрешке есть еще одна, но поменьше, еще поменьше и маленькая.

Дети видят, что лица и платья одинаковые, а отличаются они только размером или ростом. Так и пластинки металлофона отличаются только величиной и звучанием. Надо найти одинаковые пластинки, послушать их.

Полезно объяснить детям, что музыкальная речь, так же как и устная, состоит из фраз и фразы могут быть разными. Например, вопросительными или восклицательными.

“Чижик-пыжик, где ты был?”
“Утром в школу я ходил!”

Попробуйте подыграть себе во время вопроса и ответа на понравившемся шумовом инструменте, а может быть и на звуковысотном.

После таких занятий дети уже могут свободно владеть инструментами, меньше чувствуют скованность, осознают инструмент как средство выражения своих мыслей и чувств.
План занятий в подготовительной группе 

Организационное

Приветствие «Доброе утро». Знакомство друг с другом «Строимся по алфавиту». Деление на команды по считалочке. Используя подручные средства «проиграть, простучать» мелодию. Упражнение «Уточки». Диагностика ритмической способности, внимательности, тест на креативность.

Звуки - шумы

Если позволяют погодные условия – можно провести урок на улице. Понятие шумовых и музыкальных звуков. Работа с текстом «Звуки». Работа с карточками «Звуки – шумы». Считалочка-бормоталочка. Ритмические упражнения с детскими стихами «Андрей-воробей», «Сорока» и т.д.

Музыкальные звуки

Понятие «Музыкальные звуки». Работа с текстом «Музыкальные инструменты». Понятие «Нотоносец». Работа с текстом «Нотный стан». Понятие «Четвертные – восьмые длительности, т.е. длинные – короткие». Ритмические упражнения – работа с карточками.

Закрепление

«Разукрасить мелодию» с помощью шумовых инструментов. Игра в мяч «Шум – музыкальный звук». Блиц-опрос по теоретическому материалу. Считалочка-бормоталочка. Ритмические упражнения. Маршируем, хлопаем под музыку. Игра «Угадай, что издает звук»

Диагностика

Тест на внимательность, коммуникабельность, эмоциональную отзывчивость. Между тестами игры.

Шумовые инструменты

Знакомство с шумовыми инструментами. Деревянные и металлические. Передаем характер произведения с помощью различных шумовых инструментов.

Инструментальный состав оркестров

Знакомство с инструментальным составом оркестров русских народных, казахских народных, духовых инструментов. Просмотр видео. Определение на слух.

Динамические оттенки

Динамические оттенки в музыке. Обсуждение и воспроизведение динамики на примере произведения Э.Грига «В пещере горного короля» с помощью шумовых инструментов. Игра «Ассоциации». Подбор шумового сопровождения.

Повторение, подготовка к контрольному уроку

Повторение теоретического материала. Отработка произведений на контрольный урок

Контрольный урок

Выступление перед родителями на концерте.

Длительности

Понятие «Длительности» с помощью сказки «Дружная семья». Игра «Колокольный звон». Разбор шумового сопровождения к пьесе П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков»

Размер, такт, сильная доля.

Работа с текстом по теме. Стучим сильную долю в разных размерах.

Времена года

Изменения природы в зависимости от смены времен года. Примеры смены времен года в живописи, стихах, музыке. Передать характер с помощью шумовых инструментов.

Понятие «Темп». Игра «Поезд». Двигаемся под музыку.

Выбор программы для индивидуального шумового сопровождения

Для каждого ученика выбирается музыкальное произведение для самостоятельной работы – аккомпанемент шумовых инструментов.

Животные, птицы в музыке

Опрос «Какие бывают животные и птицы», рассказ о своих домашних питомцах. Игра «Угадай животное». Загадки о животных, рисуем любимое животное или птицу.

Опрос «Какие танцы вы знаете». Подбор шумового сопровождения к различным танцам.

Контрольный урок

Каждый ребенок представляет свою самостоятельную работу.

Диагностика

Тесты на коммуникабельность, эмоциональную отзывчивость

Подготовка к концертному выступлению

Выбор программы и шумового сопровождения. Движения под музыку. Поведение на сцене, концертная форма одежды

Концертное выступление

Выступление перед родителями.

Примерный репертуар:

П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

П.Чайковский «Танец Феи Драже»

Э.Григ «В пещере горного короля»

В.Моцарт «Турецкий марш»

С.Рахманинов «Итальянская полька»

«Антошка»

«Песенка крокодила Гены»

«Собачий вальс»

«Камаринская»

«Веселые гуси»

«Валенки»

«Песенка мамонтенка»

«Песенка бременских музыкантов»

В. Шаинский «Песенка кузнечика»

Песни из мультфильма «Маша и Медведь»

М.Качурбина «Мишка с куклой»

«Во саду ли, в огороде»

«Семеновна»

«Субботея»

«Частушки»

«Коробейники»

«Ах, вы сени, мои сени»

Результаты работы

       Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах.

       Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирования является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Изготовление инструментов своими руками

      Особенный интерес у детей вызывают инструменты, которые можно сделать своими руками. Причем, заметим, без особых материальных затрат!

Как же самим сделать детские музыкально-шумовые игрушки. Изготавливаем  из подручного, бросового материала, из которого можно извлечь звук. Немного желания и фантазии, и в результате получаем прекрасные «шумелки», «стучалки», «шуршалки», «звенелки».

        Самый распространенный детский шумовой инструмент – шумелки-погремушки Их можно  изготовить  из контейнеров от мороженого в виде ягод. Наполнителем служит различная крупа, бусинки, пуговки. Их можно использовать с раннего возраста и познакомить малышей с динамикой звука (громко - тихо гремим погремушкой). Для старшего возраста задача усложняется: предложить прослушать звучание ягодок и найти пары, звучащие одинаково.

       Из бутылочек от йогурта можно сделать семью Гремелкиных. Папа и мама сделаны бутылочек побольше, детишки (их может быть любое количество) – из таких же бутылочек поменьше. На бутылочки из цветной бумаги можно наклеить характерные отличительные черты «папы» (галстук) и «маме» (сердечки, корсет). Наполнителем служит бисер разного размера, горох, фасоль.

      Эти «семейства» можно использовать в речевых играх с дошкольниками для развития фантазии (озвучивать голосом, можно отбивать ритмический рисунок («Мама Гремелкина учит детей танцевать», использовать кукол при определении динамики звучания (Музыка звучит громко – громко шумит семейка, при тихом звучании – семейка тоже «звучит» тихо). Так же можно использовать для развития слуховой памяти («Угадай, чей голосок»).

      Увлекательный инструмент «кастаньеты», можно сделать  из полоски линолеума и скорлупы грецких орехов, то можно отлично пошуметь «кастаньетами по-грецки»!

       Если  просто проколоть дырочки в крышках  от йогурта и нанизать их на толстую леску, чередуя с бусинами, получится «Музыкальный браслет» А если украсить цветными ленточками, то это только повысит интерес к получившемуся инструменту, особенно у девочек.

    Бубен можно сделать из полипропиленовых цветных тарелок и рыболовных бубенцов. С помощью него можно создать музыкальную картину зимнего леса, тройки с бубенцами и. т. Игра на этом «инструменте» отлично развивает чувство ритма, творчество, моторику.

     Обычные одноразовые цветные тарелочки используется  как «хрустелки», при исполнении различных танцев: с ними могут танцевать озорные петрушки, сказочные зайчики, куклы и другие персонажи Новогоднего карнавала, участники сказочного представления и т. д. Можно очень весело «похрустеть» при озвучивание сказок-шумелок.

     Интересная  трещотка получается из обычных школьных деревянных линеек, нанизанных на толстую леску.

     Берем обычные деревянные палочки  и получаем инструмент «палочки-стучалочки»

     Такие необычные, можно сказать, загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей. Дошкольники познают мир через игру, поэтому дайте им в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые: погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.