Успех каждого ребенка как результат системы воспитательной и образовательной деятельности в хоровом коллективе
Музыкальное воспитание детей — многогранная и многоаспектная проблема современного общества. Следует отметить растущий интерес поиска путей наиболее эффективного формирования творческих сил ребёнка, обогащения его духовного мира в сфере дополнительного и предпрофессионального музыкального образования. Отсюда возникает необходимость определения актуальных и значимых целей, принципов развития детского музыкального воспитания в тесной взаимосвязи с накопленным опытом становления мировой и отечественной музыкальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lebedeval.a._stendovyy_doklad_ddt_krasnoselskogo_rayona.doc | 77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБУ ДО ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга)
Успех каждого ребенка как результат системы воспитательной и образовательной деятельности в хоровом коллективе
(из опыта практической деятельности хора мальчиков «ЭХО»)
Авторы: Аристова Полина Дмитриевна,
педагог дополнительного образования, Лебедева Лариса Антоновна, методист
ГБУ ДО ДДТ Красносельского района
Успех каждого ребенка как результат системы воспитательной и образовательной деятельности в хоровом коллективе
(из опыта практической деятельности хора мальчиков «ЭХО»)
Аристова Полина Дмитриевна,
педагог дополнительного образования, Лебедева Лариса Антоновна, методист
ГБУ ДО ДДТ Красносельского района
Музыкальное воспитание детей — многогранная и многоаспектная проблема современного общества. Следует отметить растущий интерес поиска путей наиболее эффективного формирования творческих сил ребёнка, обогащения его духовного мира в сфере дополнительного и предпрофессионального музыкального образования.
Отсюда возникает необходимость определения актуальных и значимых целей, принципов развития детского музыкального воспитания в тесной взаимосвязи с накопленным опытом становления мировой и отечественной музыкальной культуры.
Приобщение детей к музыке зачастую начинается через пение, очевидно в связи с тем, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии детей, так как способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Прежде всего, руководителям хора и его организаторам следует отчетливо понимать цель и задачи работы с детским хором и в соответствии с ними выстраивать свою деятельность с коллективом. Не следует забывать и об ответственности, которая возлагается на хормейстеров, за воспитание хорошего музыкального вкуса детей, этическое становления личности ребенка, а так же за формирование его музыкальных данных в соответствии с голосом.
Детский хор — это живой организм со своими законами и правилами внутреннего взаимодействия и общения, находящийся в постоянном развитии, особый инструмент, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства.
На протяжении веков произрастание хорового искусства воспитывало в лучших традициях звучание детских голосов. Становление и развитие сложнейшего хорового профессионализма в мировых музыкальных центрах — это насыщенная творческая жизнь хоровых капелл, где дети, певчие — мальчики, незаменимо полноправные в нераздельном ансамблевом единстве.
Издавна сложившийся состав хора мальчиков существует без изменений и поныне, в первую очередь, благодаря своему неповторимому тембру кристально-чистому, серебристому, звонкому.
Хор мальчиков «ЭХО» Дома детского творчества Красносельского района г. Санкт- Петербурга, по праву считается активным участником хоровой жизни города, а также зарекомендовала себя с положительной стороны далеко за пределами родной «Северной столицы».
Будучи основан в 1988 году Филипук Татьяной Васильевной, на протяжении более трёх десятилетий хор претерпевал различные изменения в составах, но неизменным оставались основные идеи, цели и задачи в работе с мальчиками.
Единственное условие приёма в хоровую студию – желание петь. Сюда приходят ребята различного возраста и из разных семей, различного уровня воспитанности и развития.
Но что самое главное – здесь каждому рады и для каждого созданы условия познания собственной природы, собственных возможностей и становление индивидуальности, способной к созиданию, ответственности, самостоятельному принятию решений, обладающей творческой позицией.
Решение таких серьёзных задач возможно только при объединении усилий педагогов студии, родителей и самого ребенка.
Модель этого взаимодействия представлена в виде СХЕМЫ.
Убедительные результаты личностного роста ребёнка возможны только при наличии комплексного использования различных форм работы:
●Детское самоуправление, система наставничества внутри коллектива способствует дружбе ребят разных возрастных групп и является большой помощью руководителю студии. Более опытные и старшие ребята помогают новичкам быстрее справиться с трудностями обучения и опекают в гастрольных поездках.
●Работа с родителями, которые являются единомышленниками педагогов студии. Единое дело, объединяющее детей и родителей способствует воспитанию и поддержанию петербургского стиля семейного общения. Закладываются основы петербургской семьи и петербуржцев следующего поколения.
●Беседы и интеллектуально-познавательные игры по культуре общения помогают ребятам овладеть навыками поведения на концертах, гастролях. Формируют культуру поведения в городе и на природе. Помогают общению с людьми различных возрастов, национальностей и социальных слоёв, учат терпимости и пониманию других людей.
●Содержание обучения ориентировано не на «самодеятельность» и обучение элементарным основам музыкального исполнительства, а прежде всего на профессионально-качественный уровень. Концерты и гастрольные поездки хора – это не только музыкально-просветительская деятельность, но и огромный воспитательный потенциал, а также мощный толчок к творческому развитию коллектива.
Благодаря системному подходу к процессу воспитания и развития наши мальчишки заметно меняются:
- Формируется дружный творческий коллектив единомышленников.
- Осознание своей значимости в коллективе способствует повышению самооценки.
- Возрастает уровень воспитанности.
- Формируется навык общения с разными людьми.
- Владение музыкальными инструментами и умение петь помогает стать «душой компании».
- Для нескольких выпускников студии музыка и пение становится профессией (сейчас они организовали свои музыкальные группы в школах, институтах, заканчивают обучение в ЛОККиИ, СПбГИКиИ и Консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова).
В таком творческом росте огромная заслуга команды единомышленников – педагогов и концертмейстеров хоровой студии:Аршинова Н. А., Аристовой П.Д., Бобковской В.А., Рычковой А.В., Тарасевич Е.А., Филиповой Т. В., которые в своей работе учитывают индивидуальные особенности поведения мальчиков, характеризующиеся возбудимостью, беспокойством, несдержанностью, порой агрессией.
В то же время, освоив роль певцов, дети предстают совсем в другом качестве:аккуратные, собранные, внимательные. Это подтверждает тот факт, что мальчикам необходимы спокойные занятия также, как и связанные с движением. Единожды найденный способ вернуть дисциплину через некоторое время перестаёт работать. Мальчиков всё время необходимо удивлять, находить новые методы работы с ними, новые способы привлечения внимания, а также не забывать о высоком уровне развития у ребят духа соревновательности.
Также следует помнить о важной социальной значимости этого певческого сообщества—организация деятельности «трудных» подростков. Сегодня данный вопрос особенно актуален в контексте определения досуга этой категории юношества.
Таким образом, значение хора мальчиков как средства эстетического воспитания и вовлечения в художественное творчество особенно высоко.
Осознание детьми силы совместного исполнения песни, где каждый участник является частью большого и дружного коллектива, оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.
Дети, личность которых формируется в атмосфере взаимоуважения и принятия особенностей каждого, знающие, что их мнение будет внимательно выслушано руководителями - профессионалами становятся единомышленниками со своими наставниками. Родители, активные участники процесса формирования коллектива и его творческой жизни, поддержания традиций, имеют возможность лучше понять своего ребенка, увидеть его с новой стороны, что становится особенно важным в подростковом возрасте.
Команда педагогов-единомышленников, «горящая» идеей творческого и профессионального развития коллектива, «болеющая» за каждого. Коллектив хористов, который становится полноправным участником формирования личности каждого. Родители, поддерживающие как хористов, так и педагогов. Успех каждого ребенка, какими бы не были его стартовые позиции изначально, становится реальным когда все понимают, что они делают одно большое дело и лично за него отвечают.
Хор – это «магнит». Он притягивает ребят и даёт им неизмеримо много: и дружбу, и чувство товарищества, коллектива и радость творчества.