Развитие технических навыков обучающихся на уроках специальности в школе искусств

Солодун Елена Владимировна

Материал предназначен для преподавателей школ искусств для развития технических навыков обучающихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
                  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                    

                  Детская школа искусств №6 города Курска

                       

                      Методическая разработка на тему:

«Техническое развитие обучающихся на начальном этапе обучения

                       

                                  в классе домры»                          

                                                                      Работу выполнила

                                                                      преподаватель  высшей категории                                                                            

                                                                      по классу домры

                                                                      Солодун Елена Владимировна                    

                                            г. Курск  2018 г.

     Содержание

1. Введение.

2.Понятие «техники».

3.Посадка. Организация игрового аппарата.

4.Гимнастика для пальцев.

5.Технический комплекс для начинающих.

6.Хроматические пальцевые упражнения.

7.Рекомендации для работы над упражнениями.

8.Рекомендации для работы над гаммами.

9.Игра гамм в разных динамических нюансах.

10.Игра гамм различными штрихами.

11.Игра гамм различными ритмическими фигурами.

12.Исполнительские рекомендации.

 13.Слуховые задачи.

14.Заключение.

15. Список литературы.

 

     

                                                         

                                           

                                         

                                        Введение

     Данная методическая разработка ориентирована на педагогов, работающих с учащимися по классу домры, и содержит те сведения, которые необходимо дать ученику на начальном этапе.  Материал, представленный в методическом пособии, может быть интересен и познавателен  родителям учащихся, которые занимаются в классе домры.

     

     На начальном этапе обучения перед преподавателем стоит целый ряд задач: заинтересовать ребенка, сформировать основные навыки постановки рук, обучить азам музыкальной грамоты. Поскольку при самостоятельных занятиях у учащихся могут закрепиться неправильные игровые навыки, основной акцент падает на работу в классе.

     

     Первые уроки должны охватывать теоретические и практические виды работ: знакомство с устройством домры, понимание грифа, основы звукоизвлечения, игры и упражнения, подготавливающие игровой аппарат к исполнению пьес, знакомство с основными ладами музыки, чтение нотного текста, слушание музыки.

     

     Данное методическое пособие написано автором на основе большого педагогического опыта.


                               Понятие «техники»

     

     В первый год обучения ребенок погружается в сферу музыки, происходит его знакомство с музыкальной грамотой, закладываются основы посадки и постановки рук. У него формируются первоначальные игровые навыки. Главная задача педагога на данном этапе – вызвать у ребенка большое желание учиться музыке, в частности игре на домре. Учащийся должен полюбить инструмент и понять, что занятия музыкой приносят радость, но необходим труд.

     Цель обучения игре на любом музыкальном инструменте – получать удовольствие от музицирования, привив детям комплекс практических знаний, умений и  навыков для этого. К таким навыкам относятся: умение читать с листа, самостоятельно разучивать и исполнять произведения, подбор по слуху, игра в ансамбле.

     Что же такое «техника»? В широком смысле слова «техника» - сумма умений, навыков, приемов игры, при помощи которых музыкант добивается необходимого звучания. Это помощница художественного замысла, идеи, заложенной в музыкальном произведении. Техника в узком смысле – это скорость и точность пальцев, их беглость и ловкость. В домровой методике существенное влияние на формирование техники оказывает координация движений.

     Привлечь в класс домры можно с помощью демонстрации наиболее  впечатляющих качеств инструмента – звуковая яркость, броскость аккордов, мягкость и красота звучания тремоло , беглость пассажей. С этих позиций следует подходить к развитию техники домристов. Следует не забывать, что наличие пальцевой беглости без качества воспроизводимого звука (недожатие струн, неровность штриха т.д.) не несет в себе ничего привлекательного.

     Каждый музыкант должен овладеть необходимыми техническими навыками игры на домре, без которых невозможно ни сольное исполнение, ни участие в оркестре. Прежде всего, необходимо отработать правильное взаимодействие исполнительского аппарата в процессе игры, сюда входит - посадка, расположение инструмента, способность извлекать звук, постановка рук при игре.

                         Посадка. Организация игрового аппарата домриста.

 

     Посадка домриста и постановка инструмента является одним из самых важных моментов в процессе обучения игре на домре. Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям: устойчивости инструмента и

свободы  движения исполнительского аппарата во время игры.

     

     На домре играют сидя, положив правую ногу на левую или сейчас (более удобно) используют подставку для правой ноги. Сидеть следует на половине стула с прямой спиной и небольшим наклоном корпуса вперед для удержания инструмента. Высота головки грифа будет зависеть от положения левой руки, согнутой в локте примерно под прямым углом. Плоскость деки домры не должна быть вертикальной, а несколько наклонена с таким расчетом, чтобы учащийся, глядя на гриф, видел все три струны.

                 

     Правильная посадка обеспечивает устойчивость домры во время игры, создает хороший контакт исполнителя с инструментом.

       

     В процессе воспитания юного домриста вопросам исполнительской техники и ее последовательному развитию необходимо уделять постоянно большое внимание. Определенный уровень технического развития, владение инструментом – необходимое условие для успешной работы над любым музыкальным произведением. Отсутствие прочной технической базы влечет за собой невозможность раскрытия даже ярких музыкальных способностей.

                     

     Наиболее сложным элементом исполнительского аппарата является  постановка рук в процессе игры на домре. При этом особую трудность вызывает сочетание разнообразных движений кисти, предплечья правой руки и пальцев левой кисти руки.

     

     Движения  рук  при  игре на  домре часто  бывают  очень  сложными  и  при  недостаточной  технической подготовке ребенка приводят к  чрезмерному физическому напряжению.  Тогда-то и утрачивается самое главное – свобода, легкость игры, без которых невозможно донести до слушателей характер и содержание музыкального произведения.

                 

     Работа над техникой игры на домре должна быть подчинена определенной цели, в соответствии с которой учащийся отрабатывает именно те движения, которые необходимы для ее достижения.

                           

                     Гимнастика для пальцев.

                   

     Для развития техники и укрепления пальцев левой руки помимо гамм и арпеджио необходимо предусмотреть в своих занятиях работу над специальными упражнениями, гимнастикой для рук.

     1.Сжимание-разжимание пальцев рук. Это упражнение способствует приливу крови к кистям и пальцам рук. Руки становятся более послушными.

 Сжимать и разжимать пальцы рук нужно в быстром темпе 20 раз в два-три подхода .

     2.Упражнение «Замок» растягивает сухожилия и связки пальцев. Пальцы рук сомкнуть в замок. Руки вытянуть плавно вперед ладонями от себя.

          Технический комплекс для начинающих.

     На каком же материале следует воспитывать технику учащегося? Последовательная, методичная работа над упражнениями и гаммами необходима для становления прочной, надежной, профессиональной базы юного исполнителя.

 В этом поможет технический комплекс:

- упражнения;

- гаммы разными приемами игры, штрихами, нюансами;

- гаммы различными ритмическими фигурами;

- арпеджио.

     Работа над техникой не может происходить отдельно от работы над звуком, ритмом. При исполнении любого упражнения или гаммы важно обращать внимание на качество звука, ровность, озвученность исполняемых нот, ритмическую точность, динамику и даже характер исполняемого материала.

    Гаммы и упражнения – это своего рода строительные кирпичики, из которых складывается «конструкция» любой пьесы.

             Хроматические пальцевые упражнения.

     У большинства слово «упражнение» ассоциируется с чем-то скучным. Но любое упражнение должно представлять для ребенка определенный интерес, только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат. Именно упражнения способствуют развитию ловкости и беглости пальцев. При работе с начинающими исполнителями в задачу педагога входит обязанность помочь ребенку научиться заниматься с отдачей, с концентрацией внимания.

     В работе над упражнениями следует следить, чтобы пальцы располагались низко над ладами. Они подобны молоточкам, которые падают, а не давят на гриф. После падения палец не должен отскакивать высоко от струн, а лишь приподняться. Не следует производить больших  движений в правой руке, ведь струны не канаты. Медиатор цепко удерживается и сквозь струну проходит с ускорением, как бы в «точку». Соприкосновение мизинца и панциря сохраняется как при движении вниз, так и вверх.

     Играть упражнения следует в том темпе, в котором ученик в состоянии проконтролировать слуховым сознанием следующие моменты:

- качество падения пальцев на лад

- одновременность удара и падения пальцев на лад

- свободное перемещение левой руки вдоль грифа.

     На начальном этапе обучения предъявляются следующие требования:

- полнота, ясность, чистота звуков;

- отсутствие призвуков;

- ритмическая и динамическая ровность движения.

       Начинать занятия на домре удобно с  хроматических упражнений и упражнения с открытой струной. Эти упражнения легко запоминаются с помощью метода «показа с рук». Не зная нотной грамоты обучающемуся  можно записать их с помощью цифр, т.е. номеров пальцев левой руки(1- указательный палец, 2- средний, 3-безымянный, 4- мезинец ). Это облегчает освоение материала, т.к. ученик не отвлекается на меняющиеся диезы и бемоли. Начинать лучше на струне «ля», затем на «ми» и «ре».

       Подготовительные упражнения хороши тем, что позволяют с самого начала приступить к укреплению всех пальцев, в том числе и слабых. Ведь не секрет, что использование четвертого пальца чаще всего отодвигается на более поздний период обучения.

      Хроматические упражнения полезны на всех этапах обучения. Они удобны: пальцы работают в тесном расположении, без больших растяжек. Такие упражнения дают быстрый результат, даже если не до конца усвоена нотная грамота.  Они способствуют укреплению пальцев левой руки и ее постановке в целом, налаживают координацию движений обеих рук, позволяют быстрее освоить гриф. Не допускается только некачественное звучание. Каждое упражнение исполнятся сначала ударом вниз, затем вверх, а потом переменным ударом вниз-вверх. Каждое упражнение играется с первого лада вперед до седьмого-двенадцатого и назад в хроматическом порядке до первого лада на каждой струне.

      1.Упражнение «Змейка». Записывается оно с помощью цифр:1-2-3-4.

 

      2.Упражнение «Неваляшки». Записывается: 1-2-3-4-3-2-1.

      3. Упражнение «Шахматы».  Движение пальцев осуществляется через лад:1-3-2-4.

     4.Упражнение «Колобок».Записывается:0-1-2-3-4-3-2-1.

          Рекомендации для работы над упражнениями:

 

     Приступая к тренировочным занятиям над упражнениями очень важно в самом начале избрать правильную методику работы над ними:

    - во время игры держать левую руку в позиции,

    - не снимать пальцы со струн раньше, чем это будет необходимо,

    - контролировать силу и качество звука от удара вверх и добиваться, чтобы он не был слабее и качественно хуже звука получаемого от удара вниз,

    - работать над протяженностью звука, над короткими незаметными переходами,  над соединением звуков,

    -играть нужно в таком темпе, при котором бы все моменты контролировались.

     В работе над техническими навыками игры на домре важно правильное распределение мышечных усилий правой и левой рук. Наибольший эффект получится лишь в том случае, если мышцы рук будут достаточно хорошо натренированы, чтобы исполнитель мог без усилий прижимать пальцами струны к ладам. Тогда большую часть энергии учащийся сможет вкладывать в правую руку и таким образом добиваться выразительности звучания инструмента.

      Одним из существенных недостатков в музыкальном развитии учащихся является ритмическая неустойчивость. Гаммы – это тот материал, который удобно использовать для выявления и борьбы с этой проблемой.

         Рекомендации для работы над гаммами:

- Не допускать механической игры, должен присутствовать постоянный слуховой контроль. Необходимо вслушиваться в мелодический характер гаммы, учиться на гаммах певучести и выразительности.

- Исполнение гамм в едином темпе.

- Не допускать неритмичности. Можно играть с акцентами и в разных ритмах.

- Основная задача – не стремление к быстрому темпу, а постепенное улучшение качества звучания. Нужно выбрать сначала рабочий темп, постепенно его ускоряя.

- Играть гаммы различными штрихами, выбранный штрих должен быть ярко выраженным.

- Играть гаммы в разных динамических нюансах.

- Добиваться тембровой ровности звучания.

              Игра гамм в разных динамических нюансах.

     Играть на форте – это не значит сильно напрягать мышцы правой руки, крепко сжимать медиатор, форсировать звук. Звук должен быть ярким, оставаясь при этом сочным и благородным.

     Играя на пиано – тремоло не должно становиться «жидким», наоборот оно должно становиться чаще.

     При игре вверх на крещендо и вниз на диминуэндо можно настроить ученика на образ: мы забираемся на гору. При подходе к вершине идти становится труднее, мы затрачиваем на подъем больше сил и энергии, значит нажим медиатора на струну должен быть сильнее, пальцы левой руки плотней контактируют с грифом. И, наоборот, от отдаления от вершины, прикосновение пальцев и медиатора облегчается, но частота тремоло сохраняется.

             Игра гамм различными штрихами

     Игра на  легато: можно представить образ скользящей лодки по глади воды – плавно, без толчков. Необходимо дослушивать каждый звук, как бы «переливать» его в  другой. При переходе со струны на струну не допускать толчков.

     Игра на стаккато: можно представить как град или дождь стучит по крыше. Это достигается небольшим отскоком кисти с медиатором и одновременной опорой и отталкиванием от струны. Если нужно сыграть громче, то отталкиваемся всей кистью с предплечьем. Если легче, то кистью. Для очень короткого стаккато пальцы левой руки должны сразу отскакивать от грифа, после того как звук сыгран. При этом пальцы высоко не поднимаются.

            Игра гамм различными ритмическими фигурами

      Ритмические варианты исполнения гамм позволяют усвоить длительности, различные ритмические рисунки. Это воспитывает  метроритмическую стабильность ученика, способствует развитию беглости. На начальном этапе,  усвоение ритмических сложностей облегчает метод словесной под текстовки. Сначала нужно выбрать за основу метрическую единицу ( пульс), в которой будете играть. Удобно играть гамму в размере две четверти выбрав за пульс четвертную длительность. Простучать его в ладоши. Затем в выбранном пульсе проговорить слово или словосочетание, соответствующее количеству слогов. Проговаривать столько раз, пока ученик не будет внутренне спокойно и естественно проговаривать слова в соответствии с ритмичным отстукиванием долей. Для триоли подходят слова «ве-се-ло»,для квартоли «па-ро-во-зик» , для квинтоли – «мо-ре си-не-е» и т.д. После этого приступать к игре на домре.

          Исполнительские рекомендации:

- Следить за тем, чтобы неиграющие пальцы высоко не поднимались и не западали под гриф.

- Пальцы не должны «вязнуть» в струнах. Взятие и снятие с лада должно быть точным. Кончики пальцев нужно нацеливать на нужный лад, но не поднимать их высоко.

- Запястье не прогибается, а наоборот, чтобы создать опору  для пальцев, чуть выставить его  вперед.

- Участие предплечья помогает при смене позиции.

- Смену позиции не следует выделять акцентом. Добиваться ровности звучания. Подчеркивать можно лишь в группировках, когда ставится задача метрической ровности.

        Слуховые задачи:

- Дожать и дослушать все ноты, не брать следующего звука, пока не дозвучит предыдущий.

- Слушать, чтобы все звуки гаммы были одинаково громкими в выбранном нюансе.

- Следить за ровностью метра: восьмые и четверти исполнять в одной пульсации, не допуская ускорений и замедлений.

     В начале обучения в основном участвуют крупные мышцы правой руки, лучше гаммы играть на mf. Затем, в зависимости от динамики, играть кистью, кистью с предплечьем, всей рукой.

      С первых шагов обучения важно приучить ребенка  воспроизводить на домре красивый, чистый звук, научить слышать и оценивать его. Гаммы и упражнения дают такую возможность.

                          Заключение:

       Музыкальное воспитание – является одной из центральных составляющих эстетического воспитания, оно играет особую роль во всестороннем развитии личности ребенка. Эта роль определяется спецификой музыки, как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

     Трудность той или иной исполнительской задачи предполагает поэтапность ее разрешения. Важнейшая задача педагога точно понять, какая именно трудность, задача стоит перед учеником в данный момент, на что в первую очередь необходимо обратить внимание. В соответствии с выделенными целями можно подобрать соответствующие упражнения и пьесы, что поможет ученику быстрее справиться с возникшими проблемами и трудностями. Важен индивидуальный, творческий подход к каждому обучающемуся.

     Итак, работа над техникой – это целенаправленное формирование отдельных способностей, игровых навыков, беглости, а также владение средствами выразительности и артикуляции.

   

               

         

       

     

 

               

                 

              Список литературы:

  1. Александров А. Гаммы и арпеджио для трехструнной домры. М., 1970.
  2. Белов Р. Гаммы, арпеджио, упражнения. М., 1996.
  3. Ставицкий З. Начальное обучение игре на домре. М., 1984.
  4.  Чунин В. Школа игры на трехструнной домре. М., 1985.
  5. Потапова Л. Организация работы над техническим комплексом в классе трехструнной домры. Казань 2013.
  6. Лукин С. Школа игры на трехструнной домре. М., 2008.
  7. Е. Климов « Совершенствование игры на домре».
  8. Н. Любомудрова « Методика обучения игре на фортепиано».
  9. Л. Гинзбург « О работе над музыкальными произведениями».
  10. Блинов Ю. Упражнения – Л.: Музыка, 1993
  11. Ставицкий .  Начальное обучение игры на домре – Л.: Музыка, 1984
  12. Свиридов Н. Основы методики игры на домре – Л.: Музыка, 1968
  13. . Фоченко И. Об организации двигательного аппарата домриста – Л.: Музыка, 1985

 

           

     



Предварительный просмотр:

+Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

                                   «Детская школа искусств №6»

 

                                                Методический доклад

           Развитие технических навыков

    обучающихся на уроках специальности

                  в школе искусств

                                                                    Солодун Елена Владимировна –

                                                                    преподаватель по классу домры

                                                                                                                                                                                                               

                                           г. Курск -2018г

     

                                          ВВЕДЕНИЕ

 

    Один из актуальных вопросов музыкальной педагогики, волнующих педагогов - музыкантов,- это вопрос о воспитании технических навыков обучающихся. Он в равной степени актуален на всех этапах обучения будущих музыкантов.

     Выдающийся скрипач и педагог К.Флеш утверждал: «Мы знаем, что для совершенного художественного исполнения прежде всего необходим тщательно отлаженный двигательный аппарат, действующий со всей возможной свободой и естественностью». Систематическое и планомерное развитие технических навыков обучающихся является одной из главных задач обучения исполнительскому мастерству на любом музыкальном инструменте.

     Музыкальная педагогика всегда рассматривала гаммы и упражнения как важное и эффективное средство для технического развития музыканта. Их значение в том, что они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными техническими трудностями, что способствует рационализации процесса обучения. Упражнения и гаммы нужны в повседневной работе как материал позволяющий уделять значительную часть времени игровым движениям, чего нельзя делать ни в пьесах , ни даже в этюдах.  

     На проблему развития техники существует много различных теоретических взглядов (школ), издано множество учебных пособий, но каждый педагог, столкнувшись на практике с этой проблемой в учебном процессе, вырабатывает свою систему развития технических навыков обучающихся.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

   

                                                Глава 1.

                Техника-искусство воплощения замыслов

   

        Техника: Совокупность приёмов, применяемых в каком – нибудь  деле, мастерстве. (Толковый словарь русского языка)

      Один из крупнейших пианистов прошлого И.Гофман писал: «Техника – это ящик с инструментами, из которого искусный мастер берет то, что ему нужно в данное время и для данной цели», поясняя далее, что: « Техника – это общее определение,  включающее гаммы, арпеджио,  аккорды, двойные ноты, октавы, легато и различные туше, стаккато, а также динамические

 оттенки». В таких определениях техника понимается как «сумма» элементарных навыков.

       К.Игумнов известный педагог ХХ века, профессор Московской консерватории говорил:  «Ведь само слово «техника» происходит от греческого слова  techne, которое означает искусство, мастерство.

       Начиная разговор именно о техники необходимо не упускать из вида главное: техника не может существовать в отрыве от постановки музыкально – художественных задач. «Величайшую ошибку совершает тот, кто отрывает технику от содержания музыкального произведения»- писал К.Игумнов.

         Неверно под техникой понимать только то, что касается скорости, силы и выносливости; техника - понятие более широкое, оно включает в себя всё, чем должен обладать музыкант, стремящегося к содержательному, выразительному исполнению.

       Для того ,чтобы исполнить даже самое простое музыкальное произведение юному музыканту недостаточно желания или дарования – необходим долгий, настойчивый и тяжелый труд. Повседневная работа над техникой помогает глубже понять изучаемое произведение, способствует более качественному исполнению. Эта работа должна начинаться с самого первого урока по специальности и продолжаться на протяжении всего курса обучения в школе. На различных этапах обучения перед обучающимся ставятся разные технические задачи. Воспитание технического совершенства юного музыканта - вот задача, которую необходимо ставить и уметь разрешать каждому педагогу.

   

                                   Глава 2.

                Приёмы и методы развития технических навыков

        Из всего выше сказанного можно определить основную цель технического развития обучающегося – обеспечение условий, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. В дальнейшем эти условия должны привести к полному подчинению двигательной системы музыкальной воле исполнителя.

   Творческий рост начинающего музыканта связан с расширением музыкальных представлений, с активным стремлением ярче выразить характер и содержание исполняемой музыки; технический аппарат при этом следует развивать так, чтобы он помогал решать поставленные музыкально-художественные задачи.

Развитие технических навыков на начальном этапе обучения

       Работа по развитию технических навыков у обучающихся должна строится с учетом возрастных и психологических особенностей развития.      Она должна быть посильной и  последовательной и строится на основе принципа наглядности, в данном случае - на основе показа педагогом игры на инструменте. Лучше исключить из педагогической практики механические методы, при которых ученик автоматически повторяет многочисленные упражнения, не зная их цели и конечного результата.

      Хороший преподаватель знает, что успехи невозможны, пока подопечные не втянутся в свои упражнения; педагог должен сделать так, чтобы ученику понравилось заниматься. Иногда дети, имевшие пламенное желание учиться, после третьего, четвертого урока начинают разочароваться, встретившись даже с небольшими трудностями при занятиях на инструменте. Однако это не значит, что надо отказаться от изучения технического материала. Он необходим, потому что усвоение любого навыка невозможно без него.

                    Развитие основных элементов техники

     В понятие технический материал входят такие компоненты как: упражнения, гаммы, арпеджио и этюды, т.е. материал, который является вспомогательным в развитии исполнительской техники музыканта и преодолении различных технических трудностей.

    Приступая к работе над техническим материалом педагогу необходимо поставить перед учащимся несколько определенных исполнительских и методических задач. Но главным условием является убеждение ученика в необходимости изучения данного материала и привитие целеустремленной работе над ним.

    Поиск путей развития техники игры , работа с учениками над преодолением технических трудностей способствовали  созданию огромного количества разнообразных упражнений для каждого инструмента.

   

      В музыкальной педагогике упражнение предназначено для решения чисто технических задач: достижение беглости, плавности, ритмической четкости, динамического разнообразия и т.д.

    Упражнение - это контролируемая сознанием тренировка рук, мышц, т.е. средство развитие гибкости, беглости, ловкости пальцев и частей рук. Есть множество упражнений, рассчитанных на совершенствование одного вида техники или ежедневного разыгрывания:

-упражнения на развитие беглости пальцев;

- упражнения на развитие координации рук;

- упражнения на развитие силы пальцев;

- упражнения на подготовку смены позиции;

- упражнения для увеличения растяжки пальцев;

-штриховые упражнения;

-ритмические упражнения;

-звуковые упражнения и т.д.

    Об особенностях работы над различными видами упражнений написано много учебных пособий для каждого инструмента. Но особенность упражнений заключается ещё и в том, что работая с обучающимися над художественным произведением, преподаватель сам может сочинить или придумать на основе изучаемого материала произведения своё упражнение которое будет решать проблему в преодолении трудности пьесы. Каждое упражнение предназначено для преодоления конкретной трудности и должно быть кратким и легче преодолеваемой трудности.

   

     Следующим основным элементом развития техники являются гаммы. Под гаммами принято понимать комплекс упражнений, в который входят : гаммы, арпеджио тонических трезвучий , аккорды. Главным дидактическим принципом при изучении гамм является переход от простого к сложному.

      При всём многообразии исполнения гамм, принято выделять следующие принципы, которые должны лежать в основе работы над гаммами:

-   разнообразие исполняемых видов гамм - диатонических ( мажорных и минорных – натуральных ,гармонических, мелодических), хроматических.

-    утверждение тонического начала. Все гаммы, тонические арпеджио и их обращения начинаются и заканчиваются тоникой.

-   определенное ритмическое оформление (дуоли, триоли, квартоли)

      Гаммы необходимы для:

-    развития беглости пальцев музыканта, улучшения координации рук;

-     выносливости мышечного аппарата музыканта-исполнителя;

-     отработки гаммообразных  и арпеджированных движений мелодии в    пьесах;    

-    отработки различных штрихов в определенных темпах;

-    выработки различных двигательных навыков;

-    приобретения навыка позиционной игры.

   Третье  место в развитие технических навыков я отдала этюду.

Этюд – это инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

     Жанр этюда известен еще с XVIII века. Существуют этюды для разных инструментов и зачастую их авторами становились сами исполнители.

Этюды бывают нескольких видов:

 

-   инструктивные этюды или этюды-ключи. Это этюды небольшие по размеру, в них ставится всего одна техническая задача. Такие этюды рассматриваются как тренировочные упражнения, где вырабатывается мышечное ощущение или определенный навык игры. Инструктивные этюды близки к упражнениям, но отличаются от них законченностью формы, мелодико-гармоническим развитием, иногда и определённостью выразительности характера. Каждый из таких этюдов рассчитан обычно на один вид техники (гаммы, арпеджио, двойные ноты, октавы и т. д.), реже на 2-3 родственных.

-  художественные или концертные этюды. Данные этюды являются виртуозными пьесами, которые предназначены, прежде всего, для публичного исполнения. Такие этюды обязательно требуют при исполнении наличие формы. Концертные этюды предназначены для отработки некоторого технического приема и сочетаются с самостоятельной художественной ценностью музыки.

            На начальных этапах обучения нужно предлагать ученику небольшие этюды или отрывки из этюдов как упражнение, а потом переходить к разучиванию более сложных этюдов. Такие этюды лучше разучивать по этапам, при этом начинать с самого трудного для учащегося эпизода.

      Этюд помимо задачи совершенствования исполнительской техники обладает в большей или меньшей степени художественным содержанием, логикой музыкального развития. Поэтому необходимо уделять внимание на раскрытие художественного образа, несмотря на то, что данное музыкальное произведение ориентировано, прежде всего, на развитие техники.

      Подбирая этюдный материал для ученика, преподаватель должен четко представлять себе задачу, которую должен решить сам и его подопечный. Использование на начальных этапах обучения этюдов с несколькими видами техники будет нерациональным и неэффективным, так как внимание учащегося рассеивается, что сказывается на качестве исполнения. Но и давать много этюдов на один вид техники тоже нельзя – не будет технического развития исполнителя.

        Для наиболее успешного развития исполнительского мастерства обучающегося необходимо чередовать этюды на совершенствование разнообразных видов техники (например, гаммообразные движения, арпеджио, двойные ноты, смешанность штрихов, скачкообразные движения и т.д.).

         Как говорил известный профессор А.Гондельвейзер «этюд полезно разучивать не целиком, а по частям, разбивая на отдельные эпизоды». Это поможет определить, на что необходимо будет обратить внимание, а также способствует более быстрому заучиванию этюда наизусть.

         В отличие от гаммы, где повторяющиеся движения являются однотипными, в этюдах большое внимание требуют переходы при смене движения, то есть переходы от одного вида техники к другому. Именно этюды развивают в исполнителе умение быстрого переключения на новое движение.

          И, наконец, важнейшим музыкальным требованием является знание темпа и ощущение энергии движения разучиваемого этюда или гаммы.

Учащиеся должны стремиться к настоящему темпу, который может быть несколько большим или меньшим в зависимости от возможностей ученика и в пределах указанного автором обозначения. Ведь исполнение в настоящем темпе и является целью, ради которой происходит вся «черновая» работа.

          Главная задача этюдов – это подготовка к преодолению фактурных трудностей при исполнении художественных произведений.

 

         На протяжении всего периода обучения юного музыканта необходимо проводить планомерную и систематическую работу над техническим материалом, как важнейшим разделом музыкально-технического развития юного музыканта.