Современные методы проведения урока в классе арфы

Шаберт Антонина Юрьевна

Учебно-воспитательный процесс в современной детской школе  искусств охватывает развитие всех сторон личности ребёнка: умственную, нравственную, физическую и, конечно, эстетическую сторону. Значение музыкально-эстетического воспитания для развития и формирования личности сложно переоценить. Музыка оказывает влияние практически на все стороны личности – от ее умственного до физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Роль музыки в творческом развитии и становлении личности бесспорна, независимо от того, занимается ли человек музыкой на профессиональном уровне, либо просто участвует в самодеятельном коллективе. Это и многое другое говорит о необходимости музыкального образования на самых различных уровнях – от детских дошкольных учреждений до развития музыкальной андрагогики.

Занятия в классе арфы проходят в форме индивидуального урока. А умение подготовить и провести его является проявлением педагогического мастерства. Как сделать занятие эффективным, плодотворным? Единого рецепта тут нет. Содержание урока и его структура зависят от многих факторов. Наполнение урока, его форма и протекание определяются индивидуальной манерой педагога. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив или он малоспособен, старателен или ленив. Организация урока зависит еще от многих моментов: когда проводится - в начале полугодия или ближе к отчетному выступлению, над каким репертуаром идет работа. Конечно, свести к определенной матрице живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока невозможно.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_metody_provedeniya_uroka_v_klasse_arfy.docx22.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Современные методы проведения урока в классе арфы

Учебно-воспитательный процесс в современной детской школе  искусств охватывает развитие всех сторон личности ребёнка: умственную, нравственную, физическую и, конечно, эстетическую сторону. Значение музыкально-эстетического воспитания для развития и формирования личности сложно переоценить. Музыка оказывает влияние практически на все стороны личности – от ее умственного до физического развития. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Роль музыки в творческом развитии и становлении личности бесспорна, независимо от того, занимается ли человек музыкой на профессиональном уровне, либо просто участвует в самодеятельном коллективе. Это и многое другое говорит о необходимости музыкального образования на самых различных уровнях – от детских дошкольных учреждений до развития музыкальной андрагогики.

Занятия в классе арфы проходят в форме индивидуального урока. А умение подготовить и провести его является проявлением педагогического мастерства. Как сделать занятие эффективным, плодотворным? Единого рецепта тут нет. Содержание урока и его структура зависят от многих факторов. Наполнение урока, его форма и протекание определяются индивидуальной манерой педагога. Приемы и методы работы, средства дидактического воздействия не остаются неизменными и при занятиях с одним и тем же учеником. Здесь имеют значение возраст учащегося, степень его подготовленности, его личные качества – талантлив или он малоспособен, старателен или ленив. Организация урока зависит еще от многих моментов: когда проводится - в начале полугодия или ближе к отчетному выступлению, над каким репертуаром идет работа. Конечно, свести к определенной матрице живую, порой непредсказуемую, свободно ткущуюся материю урока невозможно.

Урок арфы – это, прежде всего, урок творчества, на котором должны быть решены следующие триединые задачи: образовательная: вооружить обучающихся системой знаний, умений и навыков. воспитательная: формировать у обучающихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. развивающая: при обучении развивать у обучающихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности: речь, память, внимание, воображение, восприятие. Цель учителя  в современном преподавании на уроках ориентирована на изменения, происходящие
в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Активное внедрение технологий преподавания музыки
в образовательных учреждениях вводится по учебно-методическим комплектам, которые разработали творческие коллективы. Технологию развития процессов восприятия практически можно наблюдать во всех видах музыкальной и практической деятельности учащихся: слушание и размышление о музыке, развитие певческих способностей детей, музыкально-ритмические движения, инструментальное музыцирование и пластическое интонирование, а так же импровизация (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая, художественная). Формирование восприятия музыки у учащихся происходит в процессе интонационно-образного анализа музыкальных произведений. Используя методику анализа музыкального произведения, преподавателю необходимо включать в этот процесс выявление: жанров(песен, танцев, марша); стиля (народного или композиторского, старинная музыка или современная, русская или зарубежная); следить за тем, как развиваются интонации (интонации – темы – музыкальные образы и музыкальная драматургия). Технологии развития голоса и слуха одна из главных в процессе развития певческой культуры учащихся. В этом случае в работе следует использовать авторские методики (Г.Струве,Г.Огородного,Ю.Алиев) Необходимо тщательно отбирать репертуар. На уроках наибольшее распространение приобрела технология развития познавательных интересов школьников. К ней относится проектная деятельность учащихся, которая может выступить в качестве итогового или промежуточного контроля над усвоением учебного материала. На уроках наиболее эффективно используются информационные технологии – это многочисленные аудио и видеоматериалы, цифровые компоненты учебно – методических комплектов по музыке, интерактивная доска, клавишный синтезатор, медиапроектор, компьютер, комплект звуковоспроизводящей аппаратуры и др. На уроках преподаватель становится посредником между учениками и музыкой. Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее».

Подготовка к уроку.

Как всякая целенаправленная деятельность, урок требует планирования. Преподаватель продумывает перспективу развития каждого ученика и определяет ближайшие задачи работы с ними. Для преподавателя урок начинается задолго до того, как он встретится в классе с учеником. Самое важное, ответственное – это выбор программы. Программа должна отвечать требованиям, принятым в данном учебном заведении, подбирать ее следует исходя из индивидуальных качеств ученика, максимально способствовать его развитию. Произведения должны быть ученику по силам. Важно, чтобы предлагаемая программа пришлась ученику по душе, были учтены его желания. Подобрать программу - это еще полдела, преподавателю надо ее освоить самому. Не пропустив музыку через свои пальцы, не освоив произведение исполнительски, педагог не сможет полноценно его преподать. Ученик обязательно должен услышать новое произведение в исполнении педагога. В подготовку к уроку входит также обдумывание его содержания и хода. Обдумывая предстоящий урок, нелишне вспомнить, чему было посвящено и как протекало предыдущее занятие, и критически его оценить. После предварительной подготовки наступает час урока.

Начало урока.

Начинать урок стоит с произведения представляющего наибольшую трудность в данный момент. Надо дать ученику исполнить произведение целиком, не прерывая едва заметив в нем недостатки. Продуктивное прослушивание пьесы требует от педагога запоминать: 1. все недостатки игры; 2. все творческие мысли, которые приходят в голову при прослушивании; 3. все творческие намерения самого ученика им до конца не доведенные. Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки. Конструкцию конкретного школьного урока можно представить четырмя его составляющими:  организационной, которая состоит из внешних элементов: структура, тип, вид урока;  содержательной, комплекс информационного материала, на котором строится урок: музыкальные произведения, литературные источники, живописные полотна, нотные тексты; методической, содержит цель, задачи, методы, приемы.  педагогической, приемы и средства урока. Приём «Музыкальные листочки» в руках детей бумажные листочки исполняют роль шуршаще – ритмического аккомпанемента звучащей музыки. Происходит смена движений по фразам и соблюдается ритмическая пульсация. Прием «Препятствие» - в качестве препятствия используется какое – нибудь высказывание о данном произведении (отрывки литературных произведений, стихи)Таким образом учащиеся ищут доводы, которыми они смогут объяснить своё отношение к информации заложенной в музыкальном произведении.

Работа над произведениями.

Затем сделать правильный обзор указаний, сообщаемых ученику не загромождая внимание ученика слишком большим числом указаний, т.к. при этом может забыть главное. Педагог должен видеть понял ли ученик произведение в целом, сумел ли почувствовать линию развития, соотношения целого и частей, каковы все недостатки исполнения. Если произведение звучит с дефектами, на которые указывалось ранее, нет смысла тратить время на это прослушивание. Часто причина этого кроется в небрежности домашней работы или его отсутствия. Замечания, делаемые во время исполнения произведения, должны быть немногословные и лучше не при первом прослушивании. Обилие слов и замечаний, брошенных мимоходом, обесценивают их и могут создать суетливую и утомительную обстановку. Следует ученику дать исполнить произведение целиком, указать в общих чертах на достоинства и недостатки исполнения, не пропустить даже малейшие сдвиги к лучшему (особенно это важно для скромным и робких учеников). При повторном исполнении произведения можно идти последовательно от начала к концу, делая указания, касающиеся деталей и работать над ними. Можно взять наиболее трудные узловые моменты и тщательно поработать над ними. Основным материалом урока должна быть работа над разучиваемыми произведениями и развитием арфовых навыков. Как правило, на одном уроке невозможно глубоко с одинаковым усилием заниматься всеми произведениями, поэтому прослушивается весь репертуар и дается общая оценка и указания. Обычно такой метод используется преимущественно перед экзаменом. В младших классах на уроке выбираются не более двух произведений для детальной работы, а остальная программа прослушивается. Нельзя допускать, чтобы занятия гаммами и этюдами оставались в тени. Это может со временем отразится на двигательных навыках ученика. С первых лет занятий необходимо обращать внимание на чтение с листа. Можно задавать несложные произведения разбирать дома самостоятельно. Полезно играть в четыре руки с учеником, это обогащает и развивает гармонический слух и чувство ритма. Словесные указания, даваемые ученику, могут быть либо обобщенными, либо конкретными. Важно, чтобы педагог разъяснял ученику причины всех неудач в художественной, технической области. Почему плохо прозвучала та или иная фраза, от чего возникли технические шероховатости и т.д. Иногда распространенной ошибкой педагога является загромождение памяти ученика чрезмерным числом указаний, в результате чего самое важное оказывается забытым. Поэтому необходимо продумывать указания с учетом индивидуальности ученика. Важное место на уроке занимает показ на инструменте. Показ на инструменте и словесное объяснение должны дополнять друг друга. Необходимо хорошо знать разучиваемую учеником пьесу. А высоко художественный уровень игры педагога не должен вести к тому, чтобы ученик видел в ней некий недоступный идеал. Свое исполнение педагогу необходимо связать с конкретным объяснением арфового приема, педализации, нюансировки, позволяющей ученику добиваться своей цели. Нельзя играть педагогу пьесы в быстрых темпах, которые еще не доступны ученику. В педагогической помощи на уроке важную роль играет подсказ во время самой игры. Можно дать сокращенные словесные напоминания о том, что нужно сделать в приближающей фразе музыки. Слова иногда могут быть заменены на дирижерские жесты, можно интонационно поддержать игру ученика в верхнем регистре того же инструмента, подпевать. Все эти приемы должны быть применены в меру. Иначе это может понизить активность воображения ученика. Еще одна форма педагогической помощи – это способ поправочных остановок, который применяется на начальном этапе разбора произведения, когда дело касается элементарных ошибок. Педагогическая помощь на уроке не должна превращаться в натаскивание. Натаскивание, это когда: 1. Педагог подсказывает ясно напечатанные ноты, ремарки, аппликатуру. Это все ученику знакомо. 2. Ученик повторяет на уроке тот или иной отрезок музыки большое число раз в то время, когда он смог бы сделать это самостоятельно дома, приложив старание и терпение. 3. Чрезмерно детальный показ нюансировки и аппликатуры педагогом ограничивает активность воображения и находчивости ученика. 4. Педагог слишком много подсказывает, подпевает, подсчитывает, подыгрывает, то ученик перестает быть самостоятельным. Чтобы привить у ученика любовь к работе и целеустремленности важно, чтобы у него возникло желание работать именно над этим произведением. Для этого полезно играть на уроке не те пьесы, которые он учит, а похожие по стилю. Это обогащает запас музыкальных образов, служащих для работы воображения ученика. Своими беседами об авторе, показами, прослушивании грамзаписи стимулирует интерес ученика. Полезно давать понравившееся произведение в том случае, когда работа оказывается плодотворной, развивает музыкальную инициативу, фантазию, мышление, желание сыграть по-своему это произведение. Стиль проведения урока у всех педагогов индивидуален и различен. Самое главное, педагог обязан полностью владеть поведением, своими высказываниями. Касаясь практики педагогической работы, Г.Нейгауз определил ее как такую работу, в «которой беспрерывно меняются и бесконечно разнообразны способы воздействия на ученика при неуклонном сохранении направленности к цели». Помочь ученику в этом – задача любого труда по методике обучения, в котором находит отражение опыт многих и многих поколений педагогов-арфистов.