Методическая разработка «Взаимодействие концертмейстера и преподавателя в реализации программ в детских танцевальных коллективах»

Программа предусмотрена для учащихся с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано, является общедоступной, вне зависимости от уровня музыкального образования воспитанника. Программа носит индивидуальный характер. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития воспитанников, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение будет направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания. Актуальность программы также заключается в том, что главный акцент ставится на исполнение музыки, творческое развитие детей с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_pozharskaya_tv.docx47.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Взаимодействие концертмейстера и преподавателя в реализации программ в детских танцевальных коллективах»

Пожарская Татьяна Владленовна,

Концертмейстер ГБНОУ ДУМ СПб                  

Актуальность образовательного проекта

Детский танцевальный коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца и музыки до овладения основами профессионального мастерства.

Танец как вид искусства обладает скрытыми резервами для развития и воспитания учащихся. Это синтетический вид искусства, основным средством которого является движение во всем его многообразии. Высочайшей выразительности оно достигает при музыкальном оформлении. Музыка – это опора танца.

Движение и музыка в совокупности формируют эмоциональную сферу ученика; воспитывают координацию, музыкальность, артистичность; воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную память; учат благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца. Хореография и музыка воспитывают коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формируют культуру общения. Кроме того, развивают ассоциативное мышление, побуждают к творчеству.

Систематическая работа над музыкальностью, координацией, пространственной ориентацией помогает учащимся понять себя, лучше воспринимать окружающую действительность, свободно и активно использовать свои знания и умения не только на занятиях танцем, но и в повседневной жизни.

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале, успех работы с учащимися во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до учащихся. Соприкосновение с танцем учит учащихся слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку.

Концертмейстер – полноправный участник творческого процесса, соавтор педагога. Кроме владения техникой исполнения концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока.

Необходимо дополнительно развивать навыки, которыми приходящие дети не обладают. В программах танцевальных коллективов этот аспект не предусмотрен, а его наличие у воспитанников дает им дополнительные возможности лучше проявить себя и достичь более высоких ступеней в развитии. Понимание музыки способствует более точному воспроизведению идеи, заложенной в танце, выверенные с музыкальной точки зрения движения точнее отражают характер произведения. Наблюдается высокий спрос воспитанников на данную программу. Программа способствует развитию надпредметных компетенций (soft skills).

Обязательным условием реализации программы является индивидуальная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания: одаренные учащиеся; учащиеся, плохо усваивающие учебный материал; часто болеющие; учащиеся, поступившие позже всех занимающихся.

Содержание предлагаемой программы ориентировано на обучающихся в танцевальных коллективах, изъявивших желание обучаться игре на фортепиано.

Цель программы заключается в музыкальном развитии учащихся, возможности понять взаимосвязь музыки и танца, способности повышать качество освоения основной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Целевая аудитория

Основные критерии:

  1. По возрасту: дети, от 6 до 18 лет
  2. По состоянию здоровья: обучающиеся, не имеющие противопоказаний и ограничений по здоровью для игры на музыкальном инструменте (фортепиано).
  3. По наличию дополнительной подготовки: дети, уже обладающие музыкальными навыками, полученными в различных кружках, с помощью электронных программ, позволяющих заниматься дома и т.д.
  4. По мотивации: интересующиеся музыкой, игрой на фортепиано

Основополагающим критерием для регистрации на программу является желание будущего потребителя. Потенциальные потребители, соответствующие четвертому критерию, наиболее вероятно обладают большим изначальным набором знаний, умений и навыков по предметной тематике и им будет легче на начальном этапе освоения программы.

Полное отсутствие таких знаний, умений и навыков не будет фактором, влияющим на возможность освоения программы, однако от этого зависит средний начальный уровень, сложность музыкального материала, с которого начнет обучение учащийся.

Содержание образовательной услуги

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Взаимодействие концертмейстера и преподавателя в реализации программ в детских танцевальных коллективах» разработана на основе Федерального закона № 273-ФЗ от 01.09.2013 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),  приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844), постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».  

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Актуальность программы

Программа предусмотрена для учащихся с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано, является общедоступной, вне зависимости от уровня музыкального образования воспитанника. Программа носит индивидуальный характер. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития воспитанников, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них. В любом случае обучение будет направлено на создание ситуации успеха, атмосферы радости, творчества и созидания. Актуальность программы также заключается в том, что главный акцент ставится на исполнение музыки, творческое развитие детей с тем, чтобы в конечном итоге они приобрели навыки самостоятельного музицирования на фортепиано.

Программа помогает учащимся танцевальных коллективов понять взаимосвязь музыки и танца. Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Успех работы концертмейстера во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно исполнена музыка, насколько корректно ее содержание донесено до учащихся. Соприкосновение с танцем учит учащихся слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку.

Обучение игре на фортепиано играет большую роль в музыкальном развитии учащихся танцевальных коллективов.

Индивидуальное обучение позволяет не только научить ребенка играть на инструменте, но и развить художественно-творческое мышление,  научить понимать музыку, эмоционально воспринимать ее; выработать у учащегося качества, необходимые для овладения данным видом искусства. Воспитание -выявление и развитие  лучших задатков ученика, наряду с обучением, то есть передача ученику знаний, умений, компетенций, приемов исполнительской техники, – составляет комплекс мер позволяющий сформировать гармоничного человека, всесторонне развитую личность.

Учебный процесс на уроках игры на фортепиано должен строиться по принципу партнерства, сотрудничества. Возникает двусторонняя связь: педагог-ученик, ученик-педагог. Процесс взаимного духовного обогащения учащегося и преподавателя способствуют наилучшему усвоению материала. Уроки игры на фортепиано не уступают по своей важности  основной специальной дисциплине – хореографии. Уже на первых уроках ритмики и танца учащиеся знакомятся с различными ритмическими рисунками, двух-и-трёхдольными размерами, ритмическими особенностями танцев и упражнений. На уроках фортепиано ученики практически закрепляют и отрабатывают изученный материал.

Научить учащихся слушать и понимать характер исполняемых произведений, выработать умение согласовывать с музыкой особенности и стиль танцевальных движений, развить навыки совместного музицирования, являются основными целями совместной работы хореографов и преподавателей игры на фортепиано.

К новизне программы можно отнести, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию учащимся для успешной социализации в жизни.

Адресат программы

Программа ориентирована на обучающихся в танцевальных коллективах с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на фортепиано. Занятия проводятся индивидуально.

Объём и срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 год (44 часа)

Цель программы

Обучение и развитие основных навыков игры на фортепиано.  

Задачи образовательной программы

Обучающие:

  • освоить основные пианистические приемы игры на фортепиано;
  • сформировать технические и исполнительские навыки игры на фортепиано;
  • освоить основы музыкальной грамоты;
  • сформировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле, аккомпонирования;
  • сформировать необходимые навыки для самостоятельной работы над произведением, а также навыки самостоятельного музицирования.

Развивающие:

  • развить музыкальные способности учащегося (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память);
  • развить музыкальное мышление, воображение, восприятие;
  • развить творческие способности учащегося к импровизации и сочинению музыки;
  • развить физические данные учащегося (двигательные навыки, координацию движения, осанку, выносливость).

Воспитательные:

  • воспитать интерес к музыкальному искусству;
  • воспитать художественно-эстетический, музыкальный вкус учащегося;
  • воспитать исполнительскую и сценическую культуру учащегося;
  • расширить кругозор учащегося посредством посещения концертов, театров, музеев, выставок, а также чтения популярной музыкальной литературы;
  • воспитать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, ответственность.

Условия реализации программы

Принцип набора детей – добровольный.

Количество учащихся

По запросу (занятия индивидуальные).

Режим занятий

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по 1 часу.

Основные формы и методы программы

Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учащимся.

На уроках применяются различные методы обучения: объяснение, показ педагога, беседа педагога с учащимся; игровые методы; метод практических упражнений, работа над произведением, слушание музыки и др. Но так как обучение игре на фортепиано – это процесс индивидуальный, то при выборе методов обучения педагог должен обязательно учитывать индивидуальные особенности конкретного учащегося (уровень его индивидуальных музыкальных способностей, индивидуальные личностные качества ученика).

Данная программа направлена на обучение детей с музыкальными способностями разного уровня. Применяемые формы и методы обучения позволяют развивать музыкальные способности учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей.

Планируемые результаты

Для успешного обучения педагог постоянно ориентируется на «зону ближайшего развития» ребёнка.

В конце 1 года обучения ребёнок должен освоить следующие знания, умения и навыки:

  • ознакомиться с нотной грамотой (название октав, изучить ноты 1-ой, 2 -ой и малой октав, длительности нот, знаки альтерации, паузы, нота с точкой);
  • освоить первичные навыки приёмов звукоизвлечения (legato, non legato);
  • освоить первичные навыки правильной постановки рук, корпуса, ног;
  • выдерживать единый ритм при исполнении простого произведения;
  • читать с листа простые народные попевки, песенки и одноголосные мелодии;
  • читать ноты с листа лёгких произведений каждой рукой отдельно;
  • исполнять несложные пьесы и этюды и находить в них рациональную аппликатуру;
  • иметь первоначальные сведения о музыке и средствах музыкальной выразительности;
  • пройти 20-25 различных по форме музыкальных произведений: пьесы песенного и танцевального характера, этюды и ансамбли.

          Личностные результаты

  • развита мотивация к обучению;
  • развита самостоятельность выбора музыкального произведения;
  • проявлет творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.
    Предметные результаты
  • усвоены элементы нотной грамоты;
  • развиты основные навыки игры на инструменте;
  • воспроизводит эмоционально, грамотно музыкальные произведения; 

Познавательные результаты

  • умеет самостоятельно работать, выполнять художественные задачи;
  • проводит художественный анализ;
  • осваивает понимание музыкальной формы;
  • применяет полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.
    Регулятивные результаты
  • умеет обобщать, выбирать главное.
  • анализирует собственной учебной деятельности и внесение
  • самостоятельно выбирает приёмы исполнения
  • оценивает свою деятельность
  • применяет полученные навыки в жизненных ситуациях.

Коммуникативные результаты

  • умеет размышлять и высказываться, вести диалог с педагогом.
  • оценивает современную культурную и музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней; умеет объяснить воздействие музыки на человека, ее взаимосвязь с жизнью и другими видами искусства. 
    По окончании обучения учащиеся должны

знать/понимать:

  • музыкальную грамоту;
  • приёмы воспроизведения музыкальной композиции;
  • актуальные положения современного исполнительского искусства;
  • историю музыкальной культуры, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений.

уметь:

  • читать с листа фортепианную партию;
  • применять различные приемы воспроизведения музыкальной композиции;
  • определять музыкальный размер, ритм, динамические оттенки;
  • подбирать мелодию на слух;
  • анализировать характер музыкального произведения, чувствовать темп;
  • понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли в построении целого;
  • разбираться в  музыкальных жанрах, стилях, направлениях.

владеть:

  • навыками звукоизвлечения;
  • музыкальной терминологией;
  • нотной записью;
  • владеть цезурой.


Учебно-тематический план

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Техника безопасности.

2

1

1

2

Развитие музыкальных способностей

5

2

3

3

Развитие музыкальной грамотности

5

2

3

4

Постановка исполнительского аппарата

3

1

2

5

Работа над музыкальным произведением

13

4

9

6

Социальная практика

12

2

10

7

Итоговые занятия

2

1

1

Итого:

44

14

30

Содержание

1. Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: введение в предмет, режим занятий, знакомство с инструментом, история инструмента. Техника безопасности на занятиях, при игре на инструменте.

Практика: применение на практике полученных знаний.

2. Развитие музыкальных способностей.

Теория: знакомство с терминами и понятиями: ритм, ритмический рисунок, мелодия, транспонирование, ритмическое разнообразие мелодии, ритмическая память;

Практика: подбор на слух простейших песенок от разных нот, слушание музыки.

3. Развитие музыкальной грамотности.

Теория: знакомство с видами и названиями нот, октав, длительностей, ключей, пауз, знаков альтерации;

Практика: упражнения на запоминание нот 1 и 2 малой октав, пауз, знаков альтерации.

4. Постановка исполнительского аппарата.

Теория: правила посадки за инструментом, особенности постановки рук при игре на инструменте;

Практика: работа над постановкой рук, положением туловища, ног при игре на инструменте; упражнения на legato и non legato.

5. Работа над музыкальным произведением.

Теория: особенности работы с нотным текстом (ритм, фраза, штрих, динамика, формы, аппликатура);

Практика: игра пьес различными штрихами, работа над фразой, динамическими оттенками, художественным образом.

7. Социальная практика.

Теория: закрепление и повторение учебного курса; подготовка учащихся к открытым урокам;

Практика: репетиции выступлений, открытых уроков, исполнение выученного произведения; выполнение упражнений и заданий разного характера и сложности.

8. Итоговые занятия.

Теория: обсуждение результатов, достигнутых учащимися;

Практика: проигрывание выученных за полугодие произведений.


4. Анализ образовательной среды

В рамках работы выполнен SWOT-анализ разрабатываемой образовательной программы, в котором выявлены факторы внутренней и внешней среды организации, разделенные на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (риски).

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

STRENGTH

  • доступность
  • последовательная структура программы, постепенное усложнение заданий, разнообразие заданий и форматов;
  • актуальность по отношению к проблемам среды обитания в Санкт-Петербурге;
  • заинтересованность педагога;
  • индивидуальный подход

WEAKNESSES

  • необходимость наличия дорогостоящего оборудования;
  • относительно высокий порог вхождения в тему

Внешняя среда

OPPORTUNITIES

  • использование электронных программ обучения игре на фортепиано;
  • возможность участия в проектах, тематических конкурсах на разных уровнях;
  • позитивная реакция на публикации результатов дизайн-проектирования на официальных страницах образовательного заведения, увеличение его престижа ;
  • безопасность занятий

THREATS

  • несовпадение сроков выполнения учебных проектов и сроками актуальности тем для общества
  • риск уменьшения популярности тематики направления в будущем
  • зависимость от расписания занятости педагога и обучающегося
  • отсутствие инструмента дома

Ключевым преимуществом данной Программы является доступность, индивидуальный подход, а также формирование всесторонне развитой личности.

Материально-технические ресурсы программы

  1. кабинет для индивидуальных занятий по фортепиано с хорошо настроенным инструментом;
  2. мебель для занятий: стол для педагога, стулья для педагога и обучающегося;
  3. подставки для ног;
  4. кабинет должен быть оснащен музыкальной аппаратурой (музыкальный центр, магнитофоны, компьютер и пр.).

Компетенции педагога, реализующего программу

Залогом продуктивной работы педагога и ученика является их общая заинтересованность в совместном творческом труде. Воспитание у ребенка самостоятельности должно строиться на основе доступности, конкретности, художественной яркости методических приемов преподавания.

Наблюдение педагога за процессом развития своего ученика — один из важнейших исходных моментов в решении задач его музыкального обучения.

Целесообразный подбор художественно-педагогического репертуара, составление методически продуманных индивидуальных планов являются неотъемлемым условием успешной работы педагога и учащегося.

6. Описание оценочного фонда образовательного проекта

Модель оценки образовательных результатов и достижений учащихся по образовательной программе.

Основными видами контроля результатов освоения программы являются: промежуточный и итоговый.

            Формы:

  • практические задания;
  • теоретические задания;
  • открытые занятия для родителей.

По итогам контроля выставляется оценка по четырехбалльной шкале.

Оценочная система

0 баллов – неудовлетворительно

1 балл – удовлетворительно

2 балла – хорошо

3 балла – отлично

Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь, май) для выявления освоения программы обучающимся и корректировки процесса обучения.

Итоговый контроль проводится для определения изменения уровня развития обучающегося, его творческих способностей. Определение результатов обучения. Получение сведений для совершенствования дополнительной образовательной программы и методов обучения.

Описание критериев

Оценка

Критерии оценивания

0 («неудовлетворительно»)

Комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость занятий

1 («удовлетворительно»)

Исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

2 («хорошо»)

Грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом

плане, так и в художественном)

3 («отлично»)

Технически качественное и художественно

осмысленное исполнение, отвечающее всем

требованиям на данном этапе обучения


План работы с контингентом и потенциальными потребителями программы.

Период

Мероприятие

сентябрь (начало программы)

  1. Информирование обучающихся о программе
  2. Сбор информации о потенциальных слушателях

октябрь - декабрь

Концерт группы «Оркестр 1703» (студенты Санкт-Петербургской консерватории)

январь - март

Лекция-концерт о русской и зарубежной музыке

апрель

Концерт в соборе Петра и Павла (Петрикирхе). (прогизведения Баха и Шопена)

май

  1. Сольный концерт Д. Мацуева (Мариинский театр, 2 площадка)
  2. Подведение итогов, открытое отчетное занятие

План продвижения отражает нацеленность образовательной услуги на целеустремленных, творческих и заинтересованных в музыке, игре на фортепиано и хореографии. Способствовать популяризации услуги и информационному сопровождению будут информационные ресурсы ГБНОУ ДУМ СПб «Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга» и его подразделение «Невская акварель» (официальный сайт: https://akvarel-dance.ru/; страницы, каналы и аккаунты в социальных сетях:   https://vk.com/dum_spb, https://vk.com/club277187, https://www.instagram.com/dum.spb/).


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Мандлены Бах. – М.: Музыка, 2012.
  2. Бетховен Л. Легкие сонаты для фортепиано. – М.: Музыка, 2011.
  3. Горошко Н. Н. Музыкальная азбука для самых маленьких: учебно-методическое пособие. Ростов-на Дону: Феликс, 2007.
  4. Николаев А., Натансон В. Школа игры на фортепиано: учебник. - М.: Музыка, 2011.
  5. Шуман Р. Альбом для юношества. – М.: Музыка, 2011.

Интернет-источники

  1. Сведения об организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей/ Сайт Росстата

Режим доступа: https://www.gks.ru/free_doc/new_