Статья "Творчество Хачатурян А.И. (балет "Спартак")"

Краткая биография и разбор балета "Спартак"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 129140948.172544160723637766.1.1.docx33.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ансамбль танца «Невская акварель»

А. И. Хачатурян

Балет «Спартак»

Пожарская Т.В.

15.05.2020


Арам Ильич Хачатурян

В начале 20 века в шумном и жарком Тифлисе (теперь этот город называется Тбилиси) в семье печатника родился четвертый сынишка, которого назвали Арамом. Никто не знал, что, с детства наслушавшись народных песен, которые лились со всех сторон из всех дворов и улиц, маленький мальчик научится на полуразломанном рояле на слух подбирать любую мелодию и вдобавок кое-что к ней присочинять, а потом поедет в Москву и станет учиться и на биолога, и на музыканта. Те, кто занимается в музыкальной школе, знают, сколько времени и сил надо приложить, чтобы получить хорошую отметку, и только после музыкальной школы и училища можно поступить, если получится, в консерваторию. Но очень одаренного юношу приняли в Гнесинское училище, несмотря на то, что он не знал нотной грамоты, и руки у него не были поставлены, и он не умел играть ни на одном музыкальном инструменте.

Очень много Араму Ильичу Хачатуряну предстояло постигнуть. Но он упорно учился, и все время сочинял музыку. А когда окончил консерваторию, то лучшим его сочинением был вальс к драме Лермонтова «Маскарад».


Арам Ильич Хачатурян был рожден весной в 1903 году в Грузии. Его семья была армянской национальности. Его отец работал переплетчиком. Арам с детства занимался игрой на фортепиано и духовых инструментах. Мальчик состоял в капелле. Родителям не нравилось его увлечение, и они не давали ему заниматься музыкой серьезно. Грузинские и азербайджанские песни запали в душу Арама в детстве и запомнились на всю жизнь.

В 18 лет молодой человек приехал в Россию, в Москву. Сначала он пошел в университет, но быстро понял, что ему не интересна биология (именно её он сначала собирался изучать). Арам был зачислен в музыкальное училище через год. Его предметами были фортепиано и виолончель.

Потом Арам поехал в Армению, он работал в доме культуры.

Через три года молодой человек поступил в консерваторию. Он снова переехал в Москву. Окончил Арам учебу отлично. Преподаватели очень гордились своим учеником. Потом он пошел в аспирантуру. После смерти музыканта его имя было внесено на доску лучших выпускников.

Наступил самый плодотворный период биографии музыканта. Он сочиняет много произведений для оркестра. В своих сочинениях музыкант объединяет армянские народные мелодии с европейскими четкими формами.

Когда началась Вторая мировая война, Арам стал писать песни и марши, которые поднимали в людях патриотический дух. Их крутили по радио. Во время войны музыкант жил в гостинице в Перми. Он написал там свой знаменитый балет, который шел в театре на протяжении 25 лет. Композитору этот факт был очень дорог. За это произведение музыкант получил премию. И оно принесло ему славу по всему миру.

После войны, в 1954 году, Арам создал еще один балет, который стал популярным во многих странах мира.

Музыкант также работал в театре и кино. Он писал музыку для разных фильмов и спектаклей.

В 50-х годах Арам работал дирижером. Он ездил по России и Европе. Он был преподавателем консерватории. Многие из его учеников стали известными композиторами и музыкантами.

Потом музыкант работал секретарем и академиком.

Композитор скончался весной 1978 года.

В честь музыканта были названы улицы в разных странах, самолет, выпущены марки, поставлены памятники, в Армении стоит дом–музей пианиста. В столице Армении проводится конкурс имени композитора с 2003 года. Конкурсанты соревнуются в игре на фортепиано, скрипке, виолончели. Именно на этих инструментах играл музыкант. Также в Армении существует фестиваль имени музыканта.


Балет «Спартак»

Премьера «Спартака» состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова (Мариинском) 27 декабря 1956 года.

Идея замысла балета принадлежала известному театроведу Н.Волкову. Он – автор либретто ряда балетов, в том числе «Бахчисарайского фонтана» Б.Асафьева и «Золушки» С.Прокофьева – обратился к «Спартаку» в 1933 году.

Сочиняя «Спартака» на рубеже своего 50-летия, Арам Хачатурян уже был сложившимся, зрелым художником, автором многих замечательных произведений. Либретто Волкова давало исключительно благодатный материал для вдохновения композитора. Задумав балет о Спартаке, Волков сразу же отверг путь мелодрамы. Его интересовала героика.

По-своему готовился к балету «Спартак» Арам Хачатурян. Он предпринял путешествие по Италии. Композитор изучал античные картины, скульптуры, видел сооружения Древнего Рима, триумфальные арки, созданные руками рабов, казармы гладиаторов, Колизей, часто проходил по тем местам, по которым когда-то шел Спартак со своими сподвижниками. Все это вызывало музыкальные образы. И, несмотря на, казалось бы, далекое прошлое – более 2000 лет назад – тема восстания Спартака показалась ему чрезвычайно актуальной.

Бои гладиаторов – это, наверное, первое, что вспомнит любой человек о Древнем Риме.

Этот обычай, как и многое другое, был заимствован римлянами у этрусков и уходит корнями в глубокую древность. Когда-то на похоронах знатных этрусков в жертву богам приносили военнопленных, позднее их заставляли там сражаться друг с другом. Этот обычай настолько понравился римлянам, что очень скоро, потеряв свою религиозную окраску, превратился просто в зрелище. Первые гладиаторские бои в Риме состоялись в 264 году до н. э. Соперниками гладиаторов на таких играх также могли выступать и дикие звери. А иногда устраивались и настоящие морские сражения. Этих кровавых зрелищ требовала римская толпа. По надписям на стенах в засыпанных пеплом Помпеях видно, что гладиаторы были настоящими кумирами толпы.

Гладиаторов обучали в специальных школах. Некоторые из них могли даже заслужить освобождение после удачных выступлений. В 74 году до н. э. один из гладиаторов начал такое большое восстание, что оно угрожало Риму, как некогда войска Ганнибала. Этого гладиатора звали Спартак. Родом он был фракиец (Фракия – нынешняя Болгария) и отличался огромным ростом и большой силой. В школе гладиаторов в Капуе (главный город провинции Кампания, на юге Италии) Спартак и несколько десятков других гладиаторов составили заговор. Несмотря на то, что заговор был раскрыт из-за доноса, они все же бежали на гору Везувий (это было до того, как Везувий «проснулся» и стал вулканом). С помощью хитрости они победили небольшой отряд римских солдат. И тогда рабы со всей Кампании стали бежать к Спартаку. Их собралось уже несколько тысяч.

Спартак, который некогда служил в римской армии, организовал из рабов настоящую армию по римском образцу. К 72 году численность его войска достигла 120 тысяч. Дважды разбив немалые римские военные силы, Спартак стал готовиться к уходу из Италии через Альпы. Часть его войска захотела совершить поход на Рим. Примерно 20 тысяч рабов откололись от Спартака и пошли на Рим, но были разбиты. Оставшаяся же часть войска во главе с самим Спартаком продвигалась к северу, несколько раз одержав победу над римскими армиями. По неизвестным причинам Спартак повернул на юг. Возможно, что он рассчитывал уплыть из Италии на кораблях сицилийских пиратов.

Осенью 72 года сенат послал против Спартака 6 легионов во главе с Марком Лицинием Крассом. Затем на помощь были вызваны легионы Гнея Помпея и Марка Лукулла. Все трое потом участвовали в гражданских войнах. Постепенно римляне измотали войска Спартака; решающее кровопролитное сражение произошло весной 71 года. В ожесточенной схватке Спартак был убит, его тело так и не нашли на поле боя.


Сюжет

В Риме толпы радостно встречают вернувшегося из похода с победой Красса. Среди рабов, впряженных в его колесницу, – Спартак, Фригия и Гармодий. Среди тех, кто встречает Красса, – куртизанка Эгина. Изнемогая от усталости, Фригия падает, надсмотрщик замахивается бичом, Спартак бросается на него с такой силой, что останавливает колесницу. Народ восхищен его силой и смелостью.

На римском рынке рабов показывают свое искусство египетская танцовщица и молодой грек-мим. В нарядных носилках появляется Красс, с другой стороны рыночной площади – Эгина, которая бросает Крассу цветок.

Она покупает красавца Гармодия, хочет купить и Фригию, но та готова поразить себя кинжалом, если ее разлучат со Спартаком.

Цирк. В центральной ложе Красс и Эгина, за ее спиной стоит Гармодий. После пантомимы «Похищение сабинянок» начинаются бои. Последняя схватка – Спартака с самнитом. Зрители требуют добить поверженного самнита, но Спартак вонзает свой меч в песок, отказываясь убить побежденного.

В казарме гладиаторов. Фригия склонилась над умирающим. После тяжкого раздумья Спартак призывает гладиаторов к восстанию. Им все равно суждена смерть. Лучше найти ее в сражении с поработителями, чем на арене, на их потеху. Возглавляемые Спартаком гладиаторы обращают стражу в бегство, выламывают решетки окон и скрываются.

На полях Кампаньи близ Аппиевой дороги мирно проводят время отдыха пастухи. Появляются бежавшие гладиаторы. Пастухи присоединяются к повстанцам.

В лагере Спартака на площади перед его палаткой женщины прислушиваются к шуму затихающей битвы. Спартак в палатке держит совет с вождями отрядов фракийцев, сирийцев, германцев, галлов. Часть военачальников требует похода на Рим, другие, среди которых сам Спартак, хотят вернуться на родину на кораблях.

Некоторые начальники в раздражении покидают Спартака. Фригия пытается успокоить его. На площади появляются купцы и гетеры. Начинается торг, веселье. Вышедший из своей палатки Спартак приказывает изгнать посторонних из лагеря. На опустевшей площади появляется старуха, служанка Эгины.

Она увлекает за собой охваченного страстью к Эгине Гармодия.

В палатке Красса Эгина танцует перед полководцем. Приводят пленных вождей, отколовшихся от Спартака. Красс приказывает казнить их. Старуха, посланница Эгины, приходит с Гармодием. Красс требует от него сведений о Спартаке, и юноша раскрывает ему планы восставших. По знаку полководца распахиваются тяжелые занавеси, закрывающие огромные окна, и Гармодий видит распятых на крестах гладиаторов.

При появлении восставших римляне нападают на них из засады. Спартак гибнет в жестоком бою. Красс приказывает удушить Гармодия, Эгина, проходя мимо, небрежно наступает на его тело. По сигналу отбоя римское войско отходит, на опустевшем поле битвы ночью Фригия отыскивает убитого Спартака и горестно оплакивает его. Уцелевшие фракийцы поднимают его тело на щит.

Восходит солнце.

В целом балет написан в духе монументальной (монументальное – глубокое, значительное по содержанию произведение) героической драмы, в центре которой образ Спартака.

Для его драматургии характерны многоплановость и напряжённость развития, сильные кульминации и резкие контрасты. Главная сюжетная линия – восстание рабов под предводительством Спартака, подавление этого восстания, гибель главного героя, а дополняющие – любовь Спартака и Фригии, страсть Гармодия к Эгине и другие вспомогательные линии.

В музыке балета сливаются воедино героика, трагедийность и лиричность. Создавая разноплановые образы балета, композитор использует всевозможные средства выразительности кантилены (кантилена – плавное, мягкое звучание), декламации, интонации стона, героические призывные мотивы. При всём многообразии контрастирующих образов музыкально-сценическое действие балета «Спартак» подчинено раскрытию основной идеи произведения. В финальной сцене «Смерть Спартака» драматизм достигает своей кульминации.

Балет включает в себя четыре акта. Условно его можно рассматривать как музыкально-хореографическую симфонию (симфония – музыкальное произведение для оркестра), в которой все части взаимосвязаны. Все номера балета пронизаны сквозным симфоническим развитием (симфоническое развитие – развитие темы музыкального произведения), интонационным единством и лейтмотивными (лейтмотив – музыкальные характеристики героев) связями. Большую роль в симфонизации (симфонизация – приобретение балетной музыкой художественного значения) балета играют лейтмотивы, они являются яркими, выпуклыми характеристиками действующих персонажей. Одни лейтмотивы отличаются развёрнутостью построения, как например лейтмотив гладиаторов, другие, наоборот, лаконичны и кратки, как например мотив призыва к восстанию. Сквозные мотивы, темы, интонации развиваются, видоизменяются, вступают во взаимодействие друг с другом по мере развития драматургии балета.

Огромное значение в музыке балета «Спартак» играет драматургия ритма. Здесь представлены различные ритмы маршей – героические, триумфальные, батальные, траурные. Многообразно использованы танцевальные ритмы: лирические и героические. В партитуре балета использована вся богатейшая палитра оркестровых регистров (регистр – высота музыкальных звуков) и тембров (тембр – окраска музыкального звука).

Арам Ильич Хачатурян – художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок музыка его пронизана интонациями и ритмами народных песен и танцев Востока. Именно народное искусство явилось источником глубоко своеобразного творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой, и в первую очередь русской музыки.

Образ Спартака неразрывно связан с музыкальным материалом «народных» тем. Эти образы не только интонационно близки, но часто в музыкальной драматургии балета темы – мотивы Спартака перерастают рамки личных характеристики и приобретают более широкое значение.

Итак, огромную роль в музыке А.И. Хачатуряна играет ритм. Ритм берёт на себя образно-драматургическую роль, передавая статичность южной знойной природы, биение сердца, энергию масс, проявляющуюся в празднестве, в пляске, в борьбе. Ритм – это важнейший элемент национальной музыки народов Закавказья с богатым миром нежных, скерцозных и мужественных плясок.

Композитор постиг специфику народной музыки и обогатил её новейшими приёмами современного композиторского письма.

А.И. Хачатурян мастерски владеет драматургией тембров, умением насыщать ткань яркими красками, смешением различных тембров, завоеванием новых оркестровых регистров, глубоким пониманием выразительных возможностей солирующих инструментов.

В своём творчестве А.И. Хачатурян опирался на богатейший опыт и традиции мировой культуры, сокровища народного творчества и классическое наследие.

Музыкальные образы Хачатуряна полны жизни, движения, конкретности и широких обобщений. Музыке композитора свойственны романтическая взволнованность и повышенная эмоциональность.