Рабочая программа. Дисциплина "Сольное пение". Для обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Сольное пение»

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального  искусства  «Сольное пение»  разработана  на  основе  и  с учетом  «Рекомендаций  по  организации  образовательной  и  методической  деятельности при   реализации   общеразвивающих   программ   в   области   искусства»,   направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06- ГИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnoe_penie_progr_obshcherazviv.docx107.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Курумканский  район»

Муниципальное автономное  учреждение дополнительного образования

 «Курумканская детская школа искусств»

Рабочая программа

Дисциплина                                        Сольное пение

Для обучающихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной

программе в области музыкального искусства «Сольное пение»

с. Курумкан

2020 год

Одобрена и допущена методическим

Советом МАУ ДО «Курумканская ДШИ»

Зам.директора по учебно-воспитательной  

работе___________ Аюшеева С.Ц.

«_28_» __августа__ 2020 г.


Утверждена:

Директор МАУ ДО «Курумканская ДШИ»____________ С.Ч. Раднаева

«_28_» __августа__ 2020 г.


Разработана  на  основе  и  с учетом  «Рекомендаций  по  организации  образовательной  и  методической  деятельности при   реализации   общеразвивающих   программ   в   области   искусства»,   направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06- ГИ

Составитель:  Аюшеева С.Ц.

Рецензент:

Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Бурятия, преподаватель МАУ ДО «Курумканская ДШИ» Гармаева Надежда Раднаевна

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Сведения о затратах учебного времени;
  • Методы обучения;
  • Материально-технические условия реализации учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета
  • Годовые требования по классам;
  • Учебно-тематический план

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся

  1. Формы и методы контроля, система оценок
  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

  1. Методическое обеспечение учебного процесса
  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы;

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
  • Учебная литература;
  • Учебно-методическая литература;
  • Методическая литература

  1. Приложения.

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа в области музыкального  искусства  «Сольное пение»  разработана  на  основе  и  с учетом  «Рекомендаций  по  организации  образовательной  и  методической  деятельности при   реализации   общеразвивающих   программ   в   области   искусства»,   направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06- ГИ.

Важной эстетической задачей Детской школы искусств является развитие музыкальных способностей у учащихся. Целью создания класса сольного пения в МАУ ДО «Курумканская ДШИ» является приобщение детей и молодёжи к основам мировой музыкальной культуры.

Занятия  вокалом развивают и воспитывают волю детей и  подростков через "победу над собой", через кропотливый и упорный труд. Но самое важное в занятиях сольным пением – это приобщение ребят к культурному песенному и поэтическому наследию нашей страны, которое так богато и прекрасно!

Ценностью данной программы является её доступность широкой детско-юношеской аудитории, возможность каждому приобщиться к музыкальному искусству, к участию в общечеловеческом процессе создания и восприятия музыкальных ценностей в качестве либо автора произведения, либо исполнителя, либо слушателя, зрителя, критика, либо в нескольких одновременно, независимо от степени одарённости.

        Одной из важнейших задач данного предмета является не только обучение детей творческим навыкам, но и развитие их творческих способностей, возможностей воспринимать музыку во всём богатстве её форм и жанров.

2. Цели и задачи образовательной программы

Цель общеразвивающей образовательной программы в области музыкального искусства «Сольное пение» заключается в содействии воспитанию разносторонней и эстетически развитой личности, вовлеченной в широкий культурный контекст и активно участвующей в социокультурных процессах, а также в выявлении и развитии музыкально-творческих способностей обучающихся на основе приобретенных ими знаний,  умений и навыков в области вокального исполнительства  и обеспечении основы для формирования социально адаптированной, интеллектуально и духовно реализованной личности.

Задачи:

  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • формирование умений и навыков вокального исполнительства;
  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • развитие музыкальных способностей: интеллектуального и эмоционального восприятия музыки, слуха, памяти, чувства метроритма, музыкальности и артистизма;
  • приобретение   учащимися   опыта   творческой   деятельности   и   публичных выступлений;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Срок реализации учебного предмета для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс составляет 2 года 10 месяцев.

Для достижения высоких результатов обучения необходимы:

  • здоровый голосовой аппарат и отсутствие речевых дефектов;
  • наличие удовлетворительных вокальных и музыкальных данных: певческий голос, музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма.

Объем учебного времени и виды учебной работы

           При реализации программы учебного предмета «Сольное пение» со сроком обучения 2 года 10 месяцев, продолжительность учебных занятий все годы обучения составляет 34 недели в год. 

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы

Затраты учебного времени

Всего часов

1-й год

2-й год

3-й год

Аудиторные занятия

68 ч.

68 ч.

68 ч.

204 ч.

Общая трудоемкость учебного предмета «Сольное пение»  при обучении за 2 года и 10 месяцев составляет 204 часов.  

Недельная нагрузка в часах:

Аудиторные занятия:

  • 1 - 3 классы – по 2 часа в неделю.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, беседа, объяснение);
  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный (исполнение учащимися упражнений и произведений по образцу преподавателя);
  • фонетический (воздействие на голос посредством подбора упражнений, включающих в себя сочетание определенных звуков, для решения тех или иных проблем обучающихся);
  • «концентрический» метод М.И.Глинки (развитие голоса от примарных тонов, наиболее удобных для воспроизведения, с постепенным расширением диапазона вверх и вниз).
  • эмоциональный  (подбор  ассоциаций,  образов,  художественные впечатления).

Методы должны применяться в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся.

Необходимо следовать также основным педагогическим принципам: постепенности, доступности, результативности, сознательности, принципам индивидуального подхода и единства вокально-технического и художественного развития обучающихся.

Материально-технические условия реализации программы

  • Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда;
  • Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь хорошую звукоизоляцию, освещение и хорошо проветриваться.
  • Учебные классы для занятий по специальности оснащаются хорошо настроенным роялем или пианино, в классе необходимо иметь зеркало;
  • Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Годовые требования

Учебная программа по предмету «Сольное пение» рассчитана на 2 года 10 месяцев.

В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.  

Раздел учебного предмета

Дидактические единицы

Формы текущего контроля

1 класс

Формирование исполнительской техники.

  • Знакомство  с учащимся, диагностика исходных данных.
  • Строение голосового аппарата и гигиена голоса. Положение корпуса и головы в пении.
  • Формирование основных певческих ощущений и навыков. Специфика певческого дыхания.
  • Формирование общих музыкальных представлений: культура звука         и речи
  • Ровность звучания на разных гласных и по всему диапазону.
  • Постепенное расширение рабочего диапазона до септимы – октавы (по возможностям) за счет освоения головного регистра голоса.
  • Работа над дикцией, скороговорки, вокальные упражнения.

Поурочный контроль.

Выступления на концертах, конкурсах

Работа над художественным произведением.

Навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности (работа над нюансами, фразировкой).

Прослеживание связи между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Навыки чтения нотного текста.

2 класс

Формирование исполнительской техники.

  • Укрепление дыхательной мускулатуры. Активизация всего певческого аппарата.
  • Начало работы над кантиленой: legato, гибкость музыкальной фразировки, развитие мелодической линии.
  • Активная подача текста и эмоциональная открытость в пении (без форсирования).
  • Работа дыхания при разных видах звуковедения (legato, staccato).
  • Расширение диапазона. Ровность звучания на разных гласных.
  • Исполнение произведений, включающих более сложные ритмы, элементы подвижности и небольшие скачки в мелодии: сохранение ровности звучания голоса.

Поурочный контроль.

Выступления на концертах, конкурсах.

Работа над художественным произведением.

  • Навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности (работа над штрихами, нюансами, фразировкой).
  • Стилистические особенности зарубежного классического репертуара.

3 класс

Формирование исполнительской техники.

  • Укрепление навыка формирования высокой позиции, стабилизация опоры.
  • Расширение рабочего диапазона;
  • Дикция как средство выразительности
  • Дальнейшее развитие кантилены.
  • Большее разнообразие темпов в упражнениях и произведениях.
  • Гибкость в применении динамических оттенков.
  • Постепенное расширение диапазона.

Поурочный контроль.

Академический концерт.

Экзамен.

Работа над художественным произведением.

  • Стилистические особенности исполняемых произведений.
  • Изучение новых музыкальных форм и терминологии.
  • Работа над развитием образа в куплетной форме. Навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений.

Учебно-тематический план

№ п/п

           

Название разделов, блоков, тем

Кол-во часов по годам

обучения

1 кл.

2 кл.

3 кл.

Речь – основа естественного звучания певческого голоса.

4

2

2

Строение и механизм работы голосового аппарата.

4

-

-

Гигиена певческого голоса.

2

-

-

Певческая установка (стоя, сидя)

4

2

2

Дыхание. Упражнения на дыхание.

6

6

6

Способы звуковедения.

4

4

4

Звукообразование. Атака звука.

4

4

4

Интонация.

8

6

4

Дикция и артикуляция.

6

4

4

Средства исполнительской выразительности.

4

4

4

Диапазон певческого голоса.

4

8

8

Хореография.

4

4

4

Подбор репертуара.

4

4

4

Технические средства.

4

4

4

Навыки поведения на эстраде.

2

6

6

Концертная деятельность.

4

10

12

                                                                                  ИТОГО:                                                                                 

68

68

68

III.  ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

Содержание программы направлено на художественно-эстетическое развитие учащихся. В конце освоения программы оценивается результат обучения, в том числе:

  • сформировавшийся у учащегося интерес к вокальному искусству;
  • комплекс знаний, умений и навыков, позволяющий исполнять музыкальные произведения разных стилей и жанров, отражающий наличие у обучающегося относительно развитого певческого голоса и художественного вкуса;
  • знание художественно-исполнительских возможностей голоса певца;
  • знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
  • навыки слухового и мышечного контроля, умения осознанно управлять процессом исполнения произведения;
  • навыки по выполнению разных видов элементарного анализа исполняемых произведений и использованию определенных средств музыкальной выразительности и технических приемов для творческого воплощения композиторского замысла;
  • навыки интеллектуального и эмоционального восприятия пения, навыки критического суждения об услышанном на концерте;
  • творческая инициатива, представления о методике разучивания новых произведений и преодоления разных видов исполнительских трудностей;
  • музыкальная память, мышление, мелодический и вокальный слух;
  • навыки репетиционной работы, корректного общения с другими солистами, преподавателями и концертмейстерами, сценического поведения и концертных выступлений в качестве солиста.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

 

Оценка качества работы учащихся по специальности предполагает все виды контроля: текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

 Текущий контроль в виде контрольных уроков, а также прослушиваний к концертам или конкурсам направлен на поддержание дисциплины, стимулирует интерес к предмету, желание обучающихся повышать свой исполнительский уровень, помогает выявлять существующие проблемы.

 Промежуточная аттестация в виде академических концертов и прослушиваний выпускной программы позволяет оценить динамику развития каждого из обучающихся, а также успешность освоения программы на разных этапах обучения. Все формы промежуточной аттестации предполагают выставление дифференцированной оценки и обязательное методическое обсуждение. Академические концерты отличаются от других форм аттестации присутствием зрителей.

 Итоговая аттестация в виде выпускного экзамена (в 3 классе) определяет конечный результат освоения программы.

Исполнение  выпускной  программы  по  специальности  «Сольное  пение»

оценивается по пятибалльной системе по следующим параметрам:

  • чистота интонации;
  • качество звучания (красота певческого тона);
  • свобода певческого аппарата (в том числе гортани, нижней челюсти, лицевой и дыхательной мускулатуры);
  • качество звуковедения (соединение звуков и слогов в определенном штрихе, соответствие выбранного типа звуковедения художественному образу произведения);
  • активность и правильность работы дыхания и артикуляционных мышц;
  • дикция;
  • музыкальность (умение выстраивать музыкальную фразу и все мелодическое развитие в пределах данной музыкальной формы, гармоничность взаимодействия вокальной партии с аккомпанементом — ансамбль с концертмейстером);
  • соответствие стилю;
  • осмысленность и выразительность исполнения.

Эти параметры учитываются и при промежуточной аттестации, в соответствии с возможностями каждого этапа развития учащегося и его  голоса.

По итогам исполнения программы на зачете, академическом концерте или экзамене выставляется оценка по пятибалльной системе:

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

  1. Выразительное исполнение программы, соответствующей степени сложности, с учетом года обучения и индивидуальных возможностей.
  2. Отличное знание текста.
  3. Точность интонации, свободное владение певческим аппаратом, хорошая опора на дыхание, грамотное управление регистрами голоса, использование необходимых технических приемов для создания художественного образа.
  4. Соответствие стилям исполняемых произведений.

4 («хорошо»)

  1. Соответствие исполняемых произведений программным требованиям и возможностям обучающегося.
  2. Грамотное исполнение с наличием некоторых технических недочетов (незначительные интонационные погрешности, недостатки дикции, артикуляции, недостаточная опора на дыхание и общая координация в работе

певческого аппарата, в том числе, в вопросе смешивания регистров).

  1. Недостаточно убедительное воплощение образов исполняемых произведений, стилистические неточности.

3 («удовлетворительно»)

  1. Программа не соответствует году обучения (с учетом возможностей и предыдущей динамики развития обучающегося).
  2. Недостаточное знание текста.
  3. Значительные вокально-технические проблемы, недостаточно свободный певческий аппарат.
  4. Маловыразительное, формальное исполнение, характер произведений не выявлен. Низкий художественный уровень исполнения.

2 («неудовлетворительно»)

  1. Исполнение с большим количеством ошибок.
  2. Комплекс существенных недостатков, являющихся следствием нерегулярного посещения аудиторных занятий и отсутствия самостоятельной работы.

«зачет» (без отметки)

Достаточный уровень технической подготовки и художественной интерпретации текста при исполнении, соответствующий программным требованиям на данном этапе обучения.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

  1. Методические рекомендации педагогическим работникам

В целях профилактики заболеваний голосовых складок, сохранения и развития голоса ребенка, в классе пения с самого начала занятий нельзя допускать натурального голосообразования у детей, которое базируется на речевой артикуляции гласных при резонировании глотки.

Необходимо учитывать тот фактор, что сила голоса и  яркость тембра, как правило, появляются не сразу. Для достижения полноты звучания должны усиленно работать дыхание и резонаторы, найдена координация в работе певческого аппарата, для чего требуется определенное время. При вокальной работе с детьми громкость не может быть определяющим фактором в оценке звучания. Нужно работать над освобождением от существующих зажимов и формировать правильные рефлексы в доступной на данном этапе динамической палитре.

Приступив к работе с голосом, чтобы обеспечить возможности для его полноценного развития, надо постепенно расширять диапазон, развивая головной регистр.

В работе с детским голосом наиболее предпочтительно применение смешанного голосообразования, или микста: использование натуральных регистров (головного или грудного) возможно в отдельных случаях, но не должно быть эталоном при формировании тембра. Необходимо понимать, что длительная работа голосовых складок в грудном режиме ограничивает диапазон голоса, тормозит его развитие и может привести к деградации, вплоть до потери способности петь. Можно взять за основу концентрический метод М.И. Глинки, и от середины диапазона распространять микстовое звучание вниз и вверх. При выборе метода надо исходить из природных особенностей голоса.

Необходимо работать над полетностью голоса, обусловленной использованием микста и свободой голосообразования (так как образование высокой певческой форманты невозможно при наличии зажимов). Нужно учитывать, что голоса, обладающие полетностью, заполняют зал с легкостью, не вынуждая певца предпринимать чрезмерных усилий; при этом в маленьких помещениях такие голоса часто не производят сильного впечатления и кажутся невзрачными (следовательно, оценивать результаты обучения лучше в акустических условиях зала).

Педагог должен работать над развитием вокального слуха и мышления, сознательным формированием певческих ощущений у обучающихся (опоры, высокой позиции, возвратного дыхательного импульса, направленности и прикрытия звука и т. д.).

Нужно прививать учащимся культуру звука, а также представление о музыкальной фразе, требуя музыкально осмысленного и выразительного пения и не допуская пустого перебора звуков разной высоты, помня о принципе единства художественного и технического развития.

Необходимо развивать у учеников образное мышление, помогать им разбираться в сути исполняемых произведений, петь эмоционально. Творческое развитие обогащает внутренний мир ребенка, помогает ему самоопределиться как личности.

Подбирая дидактический материал, надо помнить про принцип индивидуального подхода. Объясняя детям, как устроен певческий аппарат и как он должен функционировать, необходимо делать это в доступной для детского восприятия форме, использовать образные сравнения, не перегружать объяснение терминологией. В противном случае эффект от такого объяснения будет исключительно негативный. В этом вопросе также необходимо исходить из индивидуальных особенностей обучающихся.

  1. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

С учетом специфики предмета (необходимости контроля над певческим процессом со стороны преподавателя, особенно на первом этапе обучения) при планировании самостоятельной домашней работы учащихся методически целесообразней направить их по пути разбора и разучивания произведений не голосом, а посредством проигрывания на фортепиано. На  заключительном этапе обучения желательно играть всю партитуру, а в 1 – 2 классах можно ограничиться вокальной партией. Начинать разбор можно с ритмического рисунка (прохлопывая его в ладоши), впоследствии соединив его с текстом. Разбор и выучивание поэтического текста является другой важной частью домашнего задания. Проговаривание текста в ритме и характере произведения является действенным методом в процессе подготовки к уроку. При таком подходе к домашней работе меньше вероятность негативного результата, когда самостоятельные занятия (а именно — пение без контроля) вредят процессу постановки голоса, и в классе приходится исправлять приобретенные дома дефекты голосообразования.

Нельзя переоценить пользу, которую приносит слушание записей профессиональных исполнителей, с обязательным методическим обсуждением, привлечением внимания ученика к ключевым моментам.

Не менее полезным является также совместное посещение концертов, гала-концертов различных конкурсов. На этих концертах учащиеся могут услышать выступления наиболее одаренных и хорошо подготовленных учащихся музыкальных школ, успехи которых стимулируют их собственное дальнейшее развитие.

Большое значение для развития, обучения и воспитания учащихся имеют тематические общешкольные концерты учащихся и преподавателей: таким образом, осуществляется преемственность в концертно-исполнительской деятельности, воспитание уважения к традициям и патриотическое воспитание учащихся, прививается культура поведения, как на сцене, так и в зрительном зале.

VI. СПИСКИ РЕОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная методическая литература

  1. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. — М.: Музгиз, 1952.
  2. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии. — М.: Музгиз, 1929. Ч. 1. 1932. Ч. 2, 1937. Ч.3.
  3. Варламов А.Е. Полная школа пения: Учебное пособие. СПб.: Лань;2008.
  4. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса. Полное  собр. соч. Т. 11. Н.Н. Загорный. Л.: Госмузиздат, 1963.
  5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства. — Ростов.Д: Феникс, 2006.
  6. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики.М.: Музыка, 2007. — 368 с., нот, ил.
  7. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Мир медицины.СПб.: Лань, 2000
  8. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. М., Л.: Музгиз, 1939.
  9. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. М.: 2002.
  10. Назаренко И.К. Искусство пения.М.: Музыка, 1968.
  11. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972.
  12. Полякова Н.И. Сольное академическое детское пение: охрана и развитие голоса, выбор репертуара: автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2011.
  13. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов.Л.: Медгиз, 1932.
  14. Садовников В. Орфоэпия в пении. М.: Музгиз, 1958
  15. Стахевич А.Г. Регистровые звукообразования певческого голоса в вокальной педагогике. Сумы, 1989.
  16. Стахевич А.Г. Теоретические основы процесса постановки голоса в вокальной педагогике. Сумы, 1990.
  17. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992.
  18. Чаплин В.Л. Физиологические основы формирования певческого голоса в аспекте регистровой приспособляемости. М.: Информ Бюро, 2009
  19. Юшманов В.И. Вокальная техника и еѐ парадоксы. СПб.: Деан, 2001.
  20. Яковлева А.С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи. М.: Информ Бюро, 2007.
  21. Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально- хорового воспитания детей, подростков и молодѐжи 26—30 марта 1961 года: сб. ст.ред. В.Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1963.
  22. Развитие детского голоса: материалы III науч. конф. по вопросам вокально- хорового воспитания детей, подростков и молодежи 25—30 марта 1968 года: сб. ст. Вып. 1.ред. В.Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1971.

Учебная литература (репертуарные сборники)

  1. Композиторы-классики детям. Сост. Н. Гродзенская. М.: Музыка, 1979.
  2. Песни композиторов-классиков для детей. Хрестоматия. Сост. К. Котельников. − СПб.: Союз художников, 2010.
  3. Сборник произведений для учащихся начальных вокальных классов ДМШ (от 7 до 12 лет). Человеческий голос как музыкальный инструмент. Вып. 4. Сост. Шевелева Е.И., Ретюнских О.И. − М.: «Композитор», 2008.
  4. Хрестоматия для начального обучения сольному пению. Сост. Смелкова Т.Д. М.: Музыкальный клондайк, 2008.
  5. Мы запели песенку. Первые шаги юного вокалиста. // Сост. А. Корнева. СПб.: Союз художников, 2006.
  6. Дмитрий Кабалевский – юным исполнителям. Избранные песни для детей.М.: Музыка, 2004.
  7. Я аккомпаниатор. Песни и романсы русских композиторов для голоса с фортепиано. Сост. Тебина Е.Г. СПб.: Союз художников, 2003.
  8. Альбом вокалиста. Романсы и песни русских и зарубежных композиторов. Для учащихся с ограниченным диапазоном голоса. Часть 1. // Сост. Сергеев Б.А.СПб.: Союз художников, 2009.
  9. Альбом вокалиста. Романсы и песни русских и зарубежных композиторов. Для учащихся с ограниченным диапазоном голоса. Часть 2.Сост.Сергеев Б.А.СПб.:2011.
  10. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып.1. Зарубежная вокальная музыка XVIII века. Сост. В. Беляева. − М.: Мир и Музыка, 1998.
  11. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 2. Вокальная миниатюра в творчестве романтиков. // Сост. В. Беляева. − М.: Мир и Музыка, 1998.
  12. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 3. Песни и романсы русских композиторов XIX века. Сост. В. Беляева. М.: «Мир и Музыка», 1998.
  13. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 4. Песни и романсы зарубежных композиторов XX века. Сост. В. Беляева. М.: Мир и Музыка, 1998.
  14. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вып. 5. Песни и романсы отечественных композиторов XX века. Сост. В. Беляева.М.: Мир и Музыка, 1998.
  15. Вокальный репертуар в музыкальной школе. Вокальная музыка народов мира. Сост. В. Беляева. − М.: Мир и Музыка, 1998.
  16. Милькович Е.А. Систематизированный вокально-педагогический репертуар. Для высоких и средних голосов. − М.: Музыка, 2008.
  17. Искусство вокала. Бах И.С. Десять песен из Книги напевов Шемелли для голоса и фортепиано.− СПб.: Нота, 2004
  18. Йозеф Гайдн юношеству. Избранные песни и романсы для среднего голоса в сопровождении фортепиано. // Сост. Сергеев Б.А. − СПб.: Союз художников, 2013.
  19. Вольфганг Амадей Моцарт юношеству. Избранные арии из опер, песни, ансамбли для среднего голоса в сопровождении фортепиано. // Сост. Сергеев Б.А.. СПб.: Союз художников, 2006.
  20. Людвиг Ван Бетховен Избранные песни и романсы для среднего голоса в сопровождении фортепиано. Сост. Сергеев Б.А. − СПб.: Союз художников, 2013.
  21. Роберт Шуман. Избранные песни для голоса. − М.: Музыка, 2005.
  22. Эдвард Григ Избранные песни и романсы для среднего голоса в сопровождении фортепиано.Сост. Сергеев Б.А. − СПб.: Союз художников, 2012.
  23. Гурилев А.Л. Песни и романсы. Для голоса в сопровождении фортепиано. − М.: Музыка, 1967.
  24. Соловей. Русские песни и романсы на стихи Антона Дельвига. Для голоса в сопровождении фортепиано. Сост. Сергеев Б.А. − СПб.: Союз художников, 2011.
  25. Русские романсы XIX века. Тетрадь 1 и 2. Для среднего голоса в сопровождении фортепиано. − СПб.: Союз художников.
  26. П.Чайковский юношеству. Избранные песни для среднего голоса в сопровождении фортепиано. Сост. Сергеев Б.А. − СПб.: Союз художников, 2005.
  27. Ребиков В.И. Детские песенки. Для голоса в сопровождении фортепиано, а также для хора без сопровождения.  Оформл. А. Веселова. − СПб.: Союз художников, 2013.
  28. Русские народные песни. Хрестоматия для учащихся ДМШ и ДШИ. Сост. К. Котельников. − СПб.: Союз художников, 2013.
  29. Народные песни. Тетради 1 и 2. Сост. Т.Петрова. – М.: Музыка, 2003.
  30. Русские народные песни. − СПб.: Композитор.
  31. Любимые русские народные песни. Сост. В. Жаров. М.: Музыка, 1989.
  32. Русские народные песни. Сост. Т. Антипова. – М.: Золотое Руно, 2005.

Учебно-методическая литература (сборники вокализов)

  1. Абт Ф. Вокализы. В тональностях для высоких и низких голосов.Человеческий голос как музыкальный инструмент. Вып. 3. Под ред. Шевелевой Е.И.М.: Композитор, 2006.
  2. Ладухин Н.М. Вокализы. − М.: Классика-XXI, 2004.
  3. Конконе Дж. Вокализы для сопрано и меццо-сопрано. Соч.9. − СПб.: Композитор
  4. Ваккаи Н. Практический метод итальянского камерного пения. Принципы постановки голоса. − 2-е изд., испр. − СПб., М., Краснодар: Лань, Планета музыки, 2013.
  5. Зейдлер Г., Лютген Б. Вокализы. Хрестоматия вокально-педагогического репертуара. Человеческий голос как музыкальный инструмент. / Под ред. Шевелевой Е.И.М.: Композитор, 1998.
  6. Вилинская И.Н. Вокализы для среднего голоса в сопровождении фортепиано.СПб.: Композитор, 2005.
  7. Вокализы зарубежных композиторов. Для высокого голоса в сопровождении фортепиано. Сост. Мишутин А.С. − М.: Музыка, 1989.
  8. 20 классических вокализов для среднего голоса в сопровождении фортепиано.СПб.:, 2008.
  9. Вокализы итальянских композиторов и учителей пения XVII−XVIII веков. Для среднего голоса в сопровождении фортепиано. М.: Музыка, 1965.

Дополнительная методическая литература

  1. Аспелунд Д.Л. Основные вопросы вокально-речевой культуры. М.: Музгиз, 1933
  2. Александрова В.П. О работе с детскими голосами.Дмитриевские чтения: по материалам семинара «О работе с детским голосом» Сост. Е. Шевелева. М.: Московское музыкальное общество; Московский Союз музыкантов, 2008.
  3. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учебное пособие. М.: МПГИ им. В.И. Ленина, 1983.
  4. Аникеева З.И. Нарушения и восстановительное лечение голоса у вокалистов. Кишинев: Штиинца, 1985.
  5. Антонова Л.В. Особенности формирования певческой дикции: учеб.-метод. пособие. Самара, 2009.
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителей. — М.: Просвещение, 1991.
  7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии.  СПб.: Союз, 1997.
  8. Гарбузов Н.А. Внутренний интонационный слух и методы  его развития.М., 1951.
  9. Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения / пер. с франц. ред. В.А.Багадурова. М.: Музгиз, 1957.
  10. Диневич Ю.В. Класс сольного пения: методика сознательного управления голосообразованием: учебное пособие.Тула, 2005.
  11. Дмитриев Л.Б. В классе профессора М.Э.Донец-Тессейр. О воспитании легких женских голосов.М.: Музыка, 1974.
  12. Дюпре Ж. Школа пения.пер. с франц.Н.Г.Райского, ред. Н.Г. Райского.М.:1955
  13. Егоров А.А. Гигиена голоса и его физиологические основы.  М.: Музгиз, 1962. Ермолаев В.Г. Пути и резервы повышения эффективности мероприятий по охране певческих голосов детей и подростков.Развитие детского голоса: материалы III науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 25—30 марта1968 года:сб.ст. Вып.1 ред. В.Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1971
  14. Жинкин Н.И. Речевой и певческий режимы фонации. Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 1961 г.: сб. ст.ред. В.Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1963
  15. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард, 1997.
  16. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004
  17. Корнева А.А. Академическое пение — вершина владения голосом. Дмитриевские чтения: «О работе с детским голосом».  Сост. Е. Шевелева.М.: Московское музыкальное общество; 2008.
  18. Ламперти Ф. Искусство пения. — М.; Пг.: Госиздат, 1923.
  19. Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. — Л.: Музыка, 1972.
  20. Левидов И.И.Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л.: Искусство, 1939.
  21. Лебедева Н.Ф. Различные отклонения от нормы, мешающие правильному голосообразованию: стробоскопическая и хронаксиметрическая картины при фонации. О детском голосе. — М.: Просвещение, 1966.
  22. Левко В.Н. О профессиональных основах вокальной педагогики.Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сб. науч. тр. ред.-сост. Е.В. Круглова. — М.: Спутник+, 2009.
  23. Локшин Д.Л. О пении юношей в годы мутации. Развитие детского голоса: материалы науч. конф. 26—30 марта 1961 года: сб. ст.ред. В.Н. Шацкой. М.: АПН РСФСР, 1963
  24. Мазурин К.М. Методология пения. — М.: т-во Левинсон, 1902. Т. 1; 1903. Т. 2.
  25. Малинина Е.М. Смена голоса у мальчиков и девочек в переходном возрасте. Воспитание и охрана детского голоса. ред. В.А. Багадурова. М.: АПН РСФСР, 1953
  26. Малинина Е.М. Вокальное воспитание школьников в возрастном аспекте
  27. Музехольд А. Акустика и механика человеческого голосового органа / пер. с нем. Э.К. Розенова. — М.: Музсектор, 1925.
  28. Ниссен-Саломан Г. Полная школа пения. — Спб.: Изд. Бесселя,
  29. Панофка Г. Искусство пения: теория и практика для всех голосов / под общей ред. Е.Н. Артемьевой, пер. с итал. Р.Н. Арской. М.: Музыка, 1968.
  30. Петрова Л.А. Работа музыканта над литературным текстом. М.: Московский государственный институт музыки имени А.Г. Шнитке, 2009. М.: Искусство
  31. Петрова Л.А. Поэтический образ в обучении певца. Музыкальное образование в прошлом и настоящем: межвузовский сб. науч. тр./ред.сост. Г.М. Цыпин. М., 2003.
  32. Певческая культура как часть духовной культуры личности: материалы науч.-практ. конф. 25—26 февраля 2008 сост. Р.М. Бикмухаметова. Уфа, 2008.
  33. Ретюнских О.И. Из опыта работы с детскими голосами. О работе с детскими голосами: по материалам семинара для педагогов-вокалистов «Голос. Дмитриевские чтения»: сб. ст..сост. Е.И. Шевелева. — М.: Моск. муз. общество, Моск. Союз музыкантов, 2008.
  34. Рудаков Е.А. О природе верхней певческой форманты и механизме ее образования. Развитие детского голоса: материалы науч. конф. по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков и молодежи 26—30  марта 1961 года: сб. ст. / под ред. В.Н. Шацкой. — М.: АПН РСФСР, 1963. — С. 158— 175.
  35. Станиславский К.С. Работа актера над ролью: материалы к книге. Собр. соч. Т. 4. М.: Искусство, 1957.
  36. Чаплин В.Л., Хатина А.М. Особенности ларингоскопической картины у мальчиков хорового училища в периоде мутации. Исследование работы голосовой щели при помощи электронного глоттографа. сб. работ лаборатории физиологии пения и вокальной методики трудов ГМПИ им. Гнесиных. — М., ГМПИ им. Гнесиных, 1970.
  37. Шаляпин Ф.И. Маска и душа: мои сорок лет на театрах.сост., вступ. ст. М.Б. Иванова; примеч. и указ. имѐн В.И. Гармаша. — М.: Моск. Рабочий, 1989.
  38. Шнюкова Е.Н. Охрана и воспитание детского голоса.Воспитание и охрана детского голоса: сб. ст. под ред. В.А. Багадурова. — М.: АПН РСФСР, 1953.
  39. Эдельман Ю.Б. Уроки пения. — М.: ТОРУС ПРЕСС, 2009.
  40. Юдин С.П. Формирование голоса певца. — М.: Музгиз, 1962.
  41. Юссон Р. Певческий голос.пер. с франц. — М.: Музыка, 1974.
  42. Яковлева А.С. Русская вокальная школа: Исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия. М.: Информ Бюро, 2011.
  43. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.:Флинта,1997
  44. Ярославцева Л.К. Особенности дыхания у певцов. Л., 1975.
  1. Приложения

Примерный репертуар

1 класс

Колыбельная - А.Ермолов

Аист на крыше - А. Поперечный

Московские окна – Т.Хренников

Девочка из Ипанемы – А.Жобим

Как тревожен этот путь – А.Пугачева

Куда уходит детство – Зацепин

Летом –Д.Гершвин

Ветер перемен – М.Дунаевский

Лев и Брадобрей – М.Дунаевский

Гадалка – М.Дунаевский

Чаттануга чу-чу – Г.Уоррен

Последняя поэма – А.Рыбников

Леди совершенство – М.Дунаевский

2 класс

Балет – И.Николаев

Я звоню тебе – С.Уандер

Занавес – Р.Паулс

Послушай свое сердце – Гесль

Арлекино – Э.Димитров

Замыкая круг – К.Кельми

Домовой – В.Резников

Все мое – М. Кэрри

Песня Анюты из к/ф ,,Веселые ребята” – И.Дунаевский

Как молоды мы были – А.Пахмутова

Боже, какой пустяк – О.Иванов

Мой храм – О.Газманов

Леди Мэри – М.Дунаевский

Ангел-хранитель – И.Крутой

Мечта – О.Газманов

3 класс

Песня о надежде – Е.Крылатов

Спасибо, музыка! – М.Минков

Странники в ночи – Б.Кемпферт

Мама – О.Газманов

Поздний вечер в Сорренто – Бородин

Половинка – В.Резников

Ах, этот вечер – М.Дунаевский

Дезафинадо – А.Жобим

Ночью и днем – А.Портер

Голубая луна – Р.Роджерс

Карточный домик – В.Резников

Вдохновение – И.Крутой

Ночь в Тунисе – Д.Гиллеспи

Туманно – Э.Гарнер

Примерные вокализы и упражнения

А. Варламов. Школа пения. Избранные вокализы.

Г. Зейдлер. Избранные вокализы.

Г. Панофка. Избранные вокализы.

Г. Шарф. Вокализы для средних голосов.

Дж. Конконе. Избранные вокализы.

М. Глинка. Упражнения для усовершенствования голоса

Н. Ваккаи. Школа пения.

Ф. Абт. Школа пения.

Примерный концертный репертуар

Алфавит. Муз. Р. Паулса, сл. И. Резника

Веселые путешественники. Муз. М. Старокадомский

Главные слова. Муз. В.Кеворкова, сл. Ю. Гречко

Дружат дети всей земли. Муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В.Викторова

Здравствуй, детство! Муз. И.Космачев, сл. М. Яснов

Из чего же… Муз.Ю.Чичков, сл. Я.Халецкого

Любитель-рыболов. Муз. М. Старокадомский, сл. А. Барто

Нужно спортом заниматься. Муз. А. Быканов, сл. М. Пляцковский

Орленок. Муз. В.Белый, сл. Я.Шведов

Песенка о капитане. Муз. И.Дунаевский, сл. В.Лебедев-Кумач

Пусть всегда будет солнце. Муз. А. Островский, сл. Л. Ошанин

Самый первый чемпион. Муз. Ю.Саульский, сл. М. Танич

Спой нам, ветер! Муз. И. Дунаевский, сл. В. Лебедева-Кумача

Страна чудес

                                 

Примерная вокально-музыкальная терминология

Вокальная музыка – музыка для пения

Трэк (track) – дорожка

Атака звука – момент зарождения звука

Унисон – совпадение звуков по высоте

Нюансы – динамические оттенки

F (форте) – громко

P (пиано) – тихо

Тембр – окраска звука

Дикция – четкое произношение букв и слогов

Legato (легато) – связно

Staccato (стаккато) – отрывисто

Интервал – соотношение между двумя звуками по высоте

Соло – один исполнитель

Ансамбль – вместе, слитно

Диапазон – интервал между самым низким и самым высоким звуками голоса

Имитация – подражание

Big-bend (биг-бэнд) – большой оркестр

Блюз – печальный, меланхоличный

Вокализ – пение без слов на гласную букву или слог

Вступление – начальная часть произведения, инструментальная мелодия

Кульминация – вершина произведения

Кода – заключительная часть произведения

Мелодия – одноголосный напев

Песня – музыкальный жанр, объединяющий музыку и текст

Импровизация – неожиданность, непредвиденность

Аккомпанемент – инструментальное сопровождение солирующему голосу

Дуэт – два исполнителя

Трио – три исполнителя

Сопрано – высокий женский голос

Альт – низкий женский голос

Тенор – высокий мужской голос

Бас – низкий мужской голос

Романс – произведение для голоса с инструментом

Джем-сешн – случайная встреча музыкантов для совместного исполнения

Вибрато – колебания звука за счет движения диафрагмы

Фальцет – пение без опоры

Резонаторы – (грудной, головной)

Интонация – звуковысотная точность исполнения музыки