Проект Чайковский
Проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры,
формирование творческой личности ребёнка, через развитие его музыкальных способностей, посредством слушания классической музыки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.54 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Жемчужинка"
Музыкально-творческий проект
«ПРОЕКТ «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» П.И.ЧАЙКОВСКОГО»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Золотарина Л.А.
ПАСПОРТ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Детский альбом П.И. Чайковского»
Название проекта | «Детский альбом П.И. Чайковского» |
Основная идея проекта | Проект направлен на формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребёнка, через развитие его музыкальных способностей, посредством слушания классической музыки. Окружающий мир для детей полон загадок, поэтому надо помочь им не только внимательно смотреть, но и слушать. Важно развивать уже в дошкольном возрасте целостное художественно-эстетическое восприятие мира. И здесь нам помогают шедевры классической музыки. Через музыкальную классику можно детям дать нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, к матери, сопереживание; формировать доброе отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и бережно относиться к ней. Восприятие классической музыки помогает формированию духовно - нравственного начала развития гармоничной личности, повышает качество музыкального воспитания. |
Взаимодействие с воспитанниками | - беседа с детьми о жизни и творчестве композитора; - знакомство с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского. - презентация с иллюстрациями, портретом композитора. |
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Музыка П.И.Чайковского вот уже больше века волнует сердца слушателей, а в 2015 году отмечался 175 –летний юбилей со дня рождения П.И.Чайковского. Его музыка понятна всем благодаря своей напевности, благозвучия и красоте мелодизма. П.И.Чайковский сочинял свою музыку на основе русских народных песен и православной церковной музыки. Широта русской души, простор музыкальных мыслей облачены в чёткую музыкальную форму, последовательную гармоничность и выразительность мелодии. Многогранность таланта П.И.Чайковского вылилась в разнообразные музыкальные жанры: симфонии, концерты, оперы, балеты, романсы, пьесы для фортепиано. Его музыка понятна как детям, так и взрослым. У музыки П.И.Чайковского нет никаких ограничений! «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору», - писал П.И. Чайковский. Нам остаётся только слушать, сопереживать или наслаждаться. Но чтобы лучше понимать музыку - мало только слушать её, ещё нужно уметь различать средства музыкальной выразительности, уметь высказывать свои мысли о музыкальных образах, характере музыки и участвовать самому ребёнку в разных видах музыкально-художественной деятельности. Для этого и существует непрерывная образовательная деятельность в ДОУ. Благодаря интеграции разных образовательных областей у ребёнка формируется общая культура личности. Дошкольнику созданы все благоприятные условия, т.е. предметно-пространственная развивающая среда, для его творческой инициативы и раскрытию талантов! Но сам П.И.Чайковский говорил: «Большой талант требует большого трудолюбия». Ребёнок, который сам участвует в проектной деятельности совместно с педагогами и родителями, быстрее будет адаптирован к общению с другими детьми, взрослыми и целым миром! |
Цель проекта: Развитие у воспитанников интереса к слушанию музыки через знакомство с пьесами из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Проект направлен на долгосрочную перспективу. Задачи проекта:
|
Педагоги, воспитанники старшей и подготовительной группы МАОДОУ детский сад "Жемчужинка" |
Ожидаемые результаты от проведения проекта:
Дети:
-обогащение представлений дошкольников о классической музыке, знакомство с творчеством П.И.Чайковского.
-повышение профессиональной компетентности педагогов по образовательной области «Музыка».
-обогащение музыкальной предметно-развивающей среды в группах: создание альбома о творчестве П. И. Чайковского, создание фонотеки произведений П. И. Чайковского в группе,
- повышение интеллекта, музыкальных и эстетических способностей.
Педагоги:
- Проявление интереса к классической музыки
- Повышение уровня компетентности и профессионализма в творчестве П.И. Чайковского
План занятия:
Звучит «Мама» из сборника пьес П.И. Чайковского «Детский альбом» (в переложении для камерного ансамбля струнно-смычковых инструментов). Входят дети.
Ведущая (музыкальный руководитель): Здравствуйте, ребята!
Дети в ответ: Здравствуйте.
Какое прекрасное сегодня доброе утро. Солнышко нам ярко светит! Так и хочется всем улыбнуться. Давайте поприветствуем друг друга музыкально.
Доброе утро, (выставляют поочерёдно руки в стороны, наклон головы)
Улыбнись скорее.
Проходите, ребята, присаживайтесь на стулья напротив экрана.
Дети сели.
Какая прекрасная классическая музыка звучит! Сегодня мы будем знакомиться с музыкой из «Детского альбома», который написал знаменитый русский композитор Петр Ильич Чайковский.
Показ портрета Чайковского
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, родился в 1840 г. В небольшом городке Воткинске на Урале. В семье воспитывалось много детей, и Петя был младшим. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. Его няня считала, что у Пети очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, так как был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку, и она заставляла его то, радоваться, то плакать. Мелодии, звучавшие в нем, порой мешали ему, и он не знал, куда от них деться. Описывается такой случай. В доме был организован праздник, звучала музыка, все танцевали. К концу вечера Петя ушел к себе в комнату раньше всех. Когда в нее вошла няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!». Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку. Чтобы стать композитором, Петр Ильич окончил в 1866 году Петербургскую консерваторию, где занимался по классу композиции. Петр Ильич Чайковский написал четырнадцать опер, три балета и многочисленные симфонические произведения. Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных, музыкальных произведений для детей и юношества. Композитор любил путешествовать, побывал в разных странах и свои впечатления передал в музыке. Он был не только композитором, но и дирижером оркестра, а также преподавал в Московской консерватории. За большой вклад композитора в развитие русского музыкального искусства Московской государственной консерватории присвоено его имя. Перед зданием консерватории поставлен памятник великому русскому композитору. Он изображен сидящим, а его рука застыла в воздухе с дирижерской палочкой. Вокруг памятника посажены русские березки, потому, что в одном из произведений он использовал русскую народную песню «Во поле березонька стояла». В Москве есть концертный зал, названный его именем. Один раз в четыре года в Москве проводится Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского. Все музыканты мира стремятся принять в нем участие. Россия гордится творчеством этого великого композитора. А сейчас мы посмотрим Фильм и послушаем его музыку.
Презентация «Детский альбом П.И.Чайковский» (видео- иллюстрация музыкального альбома великого русского композитора П.И. Чайковского «Детский альбом»
Предлагаю послушать пьесу «Сладкая грёза». Грезить, значит мечтать. А вы любите мечтать, дети? Каждому человеку свойственно иметь мечты, заветные желания.
На экране – рисунок к пьесе «Сладкая грёза».
Звучит пьеса «Сладкая грёза». (Звучит запись - фортепиано)
Ведущая: Назовите, ребята, какие средства музыкальной выразительности вы услышали?
Ответы детей: Музыка светлая радостная по характеру, лад мажор, мелодия нежная, протяжная, певучая, интонация мягкая, темп умеренный, ритм спокойный, гармония приятная для слуха.
Ведущая: (Показывает ноты «Детский альбом»). Давайте перелистаем страницы этого музыкального сборника, который композитор Чайковский специально сочинил для юных музыкантов. Только одновременно я предлагаю вспомнить и некоторые эпизоды из жизни самого композитора. Как у композитора возникла идея создания такого альбома?
Весной 1878 года (19 век) П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину в семью своей сестры Александры Ивановны Давыдовой.
На экране - игры племянников композитора из семьи Давыдовых (старинная иллюстрация к сборнику «Детский альбом»).
У неё было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал им на рояле.
Тогда-то он и решил написать целый сборник пьес для юных музыкантов, пьес легких, запоминающихся и с интересными названиями.
В альбоме встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии. Свой альбом композитор посвятил своему племяннику Володе Давыдову.
Давайте, ребята, послушаем одну из пьес танцевального жанра.
На экране – иллюстрация «Вальс» (Пары, танцующие вальс на балу).
Назовите танец, который танцуют в паре, кружась по кругу и вокруг себя, метрический размер три четверти. Этот танец - король всех танцев!
Дети: Вальс.
Пьеса «Вальс» (фрагмент).
(Исполняет музыкальный руководитель).
А сейчас предлагаю всем станцевать с цветными ленточками, а затем соединиться в пары.
Отдать одному ребёнку коробочку с ленточками на колечках. Он раздаёт всем детям.
Пьеса «Вальс».
(Запись в исполнении камерного оркестра).
Дети сели. Ленты сложить в коробку.
Ведущая: А сейчас прозвучит пьеса «Мама». Мелодия у нее певучая, красивая, ласковая. Сам П.И. Чайковский с большой нежностью относился к своей маме. Всю жизнь он помнил ее плавные движения, добрый голос, удивительные глаза. Видимо, о своей матери он и рассказал в пьесе «Мама».
На экране - портрет мамы и дочки. Я предлагаю представить каждому из вас свою маму, обнять её и погладить по плечу и руке.
Пластический этюд «Обними маму».
Дети выполняют поглаживающие движения, как будто обнимают, ласкают и жалеют маму, обещая помогать ей в домашних делах.
Пьеса «Мама».
(Запись в исполнении пианиста М. Плетнёва)
Какая по характеру пьеса «Мама»?
Ответы детей: Добрая, ласковая, спокойная, нежная, светлая (мажор). Мелодия певучая, красивая, гармония благозвучная.
Ведущая: Мы любим наблюдать за природой весной, когда всё оживает, и воздух звенит от птичьих трелей.
На экране - фото в полёте жаворонка.
Мы сейчас будем слушать пьесу «Песня жаворонка».
Звуки мелодии передают щебет этой весенней птички. Мелодия меняется, становится то выше, то ниже, словно звонкий жаворонок, то поднимается ввысь, то вновь опускается к земле. Давайте сложим наши руки, словно крылья птицы и представим, как взлетает и парит в воздухе жаворонок.
Пальчиковая игра «Птичка».
Вытянуть две руки вперёд, первые пальцы соединить вместе и взмахивать кистями рук то сильно, то слабо. Можно выполнять лёгкое тремоло пальцами, остановившись в одной точке, как бы зависая. Можно опускать «птичку» то на одно колено, то на другое.
Пьеса «Песня жаворонка».
(Звучит запись в исполнении струнного ансамбля, соло - ксилофон)
Ведущий: В «Детском альбоме» композитор передает в музыке детские игры - девочек и мальчиков. Назовите, во что девочки больше всего любят играть? Какая самая любимая игрушка у девочек?
Опрос индивидуальный.
В играх девочек, конечно, присутствуют куклы. Вот, например, пьеса «Новая кукла».
На экране - иллюстрация к пьесе «Новая кукла».
Мелодия в ней словно сверкает от счастья, передавая радость и восторг. Эту музыку лучше понять, если к нам в гости придет ее героиня. Давайте позовем ее все вместе, только негромко и вежливо: «Кукла, кукла, приходи!»
Дети зовут Куклу. Выходит Кукла - нарядно одетая девочка, которая имитирует «кукольную» походку.
Ведущая: Мы попросим нашу Куклу станцевать, похлопаем в ладоши.
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Новая кукла».
Импровизированный танец Куклы.
После танца она садится рядом с детьми.
Ведущая: А теперь, дети, догадайтесь, в какую игру будут играть наши мальчики?
Загадка.
Ать – два, левой! Ать – два, правой!
Мы идём чеканя шаг.
Каждый - смелый, каждый - бравый,
Нас не испугает враг!
Ать – два, левой! Ать – два, правой!
Дождь ли, стужа ли, жара –
Мы идём в поход за славой!
За Отечество – Ура!!! (Н. Ю. Радченко.)
Ответ детей: Солдатики.
Звучит фрагмент «Марш деревянных солдатиков».
(Исполняет музыкальный руководитель.)
На экране - иллюстрация к «Маршу деревянных солдатиков». Слайд 9.
Ведущая: Выходите, мальчики, и покажите своё умение маршировать, играть в барабаны и выполнять перестроения.
Пьеса «Марш деревянных солдатиков».
Перестроения с барабанами.
(В 2 колонны, по диагонали «расчёской» и снова в одну колонну).
Дети сели.
Ведущая: Посмотрите, ребята, на рисунок на экране. Кто это - весёлый в высоком колпачке?
На экране – рисунок Арлекина.
Ведущая: Это клоун из итальянской комедии масок. Его зовут Арлекин. Он любит играть «Итальянскую песенку».
Включить «Итальянскую песенку» П. Чайковского.
Ведущая: Арлекин очень любит танцевать с Куклой.
Гитару можно положить в сторону.
Смотрите, какой красивый танец получается.
Импровизированный танец Арлекина и Куклы.
Пьеса «Итальянская песенка».
Дети сели.
Ведущая: Арлекин - знаменитый итальянский клоун, и он хочет познакомить вас с теми пьесами, которые написал П. И. Чайковский, вспоминая об Италии.
Эту мелодию композитор услышал в Венеции. Вечерами под окнами дома, в котором он жил, приходил уличный певец с маленькой дочкой. Песня девочки стала главной темой пьесы «Шарманщик поет».
На экране – иллюстрация «Шарманщик».
Пьеса «Шарманщик поёт».
Ведущая читает стихотворение «Шарманщик».
Если снег – я иду... Если дождь – я иду,
Медленно ручку шарманки верчу.
Вот обезьянка с весёлою мордочкой
Строит детишкам забавные рожицы.
Может быть, есть на свете страна,
Чтоб горя не знала она,
Где млечные реки текут,
И хлеб всем голодным дают?
Ведущий: Одна из самых знаменитых мелодий из «Детского альбома» - «Неаполитанская песенка».
На экране – иллюстрация «Неаполитанская песенка».
Ведущая: Но давайте послушаем, как будет звучать «Неаполитанская песенка» в вокальном исполнении под аккомпанемент кастаньет и оркестра. Ведь это - песенка, значит, ее можно спеть.
«Неаполитанская песенка» Слова М.А. Давыдовой и И.А. Агаповой.
(в исполнении вокальной группы и детского оркестра).
- Волны блещут бирюзою.
Величавою красою.
Нас Неаполь зазывает,
Погостить нас приглашает.
- Здесь под синим небом юга
Повстречали мы друг друга.
Наш кораблик дальше мчится
Пена волн вокруг кипит.
Припев:
Ах, Неаполь, город солнечный и страстный,
Город светлый и прекрасный
Тает в дымке голубой.
Ах, Неаполь, утро пахнет здесь лимоном.
Золотистым медальоном
Кажется Неаполь мой.
- Лишь только солнце утром первыми лучами
Края неба освещает, день чудесный возвещая,
Словно в зеркале мерцают изумруды моря
Город пробуждается от сна.
- И взгляд последний бросим на Неаполь,
В море отражаясь, в дымке утренней тумана,
Точно сказка без обмана
И волшебное виденье, вдоль залива
Уплывает город наш.
Ведущая: А теперь я приглашаю станцевать «Неаполитанский танец». Пётр Ильич Чайковский сделал инструментальное переложение этой пьесы из балета «Лебединое озеро» для «Детского альбома», в основе музыки - подлинная итальянская мелодия.
На экране - «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро».
Итальянцы любят танцевать с бубнами, украшенные разноцветными лентами. А национальной особенностью женских костюмов являются широкие длинные юбки на рюшах и воланах. Впереди надет фартук белого цвета, ведь это народный танец. У мужских костюмов – широкий пояс красного цвета и белая рубашка, может быть плащ за плечами. Смотрите, а вот и итальянцы идут.
«Неаполитанский танец» (парный с бубнами).
Ведущая: Ребята, сегодня вы слушали много музыки. Ответьте, пожалуйста, какой великий русский композитор 19 века сочинил «Детский альбом» для фортепиано?
Индивидуальный опрос детей. Петр Ильич Чайковский.
На экране – портрет композитора.
Ведущая: А какие пьесы Вам запомнились из этого альбома? А что вы сегодня расскажите своим родителям о музыкальном занятии? А что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей.
На экране – портрет композитора у рояля за сочинением музыки.
Ведущая: «Большой талант требует большого трудолюбия», – сказал П. И.Чайковский. Трудитесь, старайтесь во всём, и вы достигнете успехов в жизни! Пусть с вами всегда идёт по жизни музыка П. И. Чайковского. До свидания, до новых встреч с классической музыкой!
Список использованной литературы:
1. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах : Книга для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 1990.
2. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М., 1978
3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей /Б.М. Теплов //Избр. труды: в 2т. - М., 1985. - 335 с.
4. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. Пособие для студентов педагогических Институтов /Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Просвещение, 1983. – 255 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования»
6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание. - М.: Творческий центр «Сфера», 2010.