статья "Дополнительное образование как система развития способностей детей"

Статья к Педагогическим мартовским чтениям 2019г.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Золотарина Л.А.,

музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад «Жемчужинка»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК  СИСТЕМА РАЗВИТИЯ

 СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей.

Ведущими для раскрытия и всестороннего развития творческих возможностей ребенка являются три основных фактора: познавательная, личностная, творческая активность..

Одной из самых интересных и увлекательных форм приобщения дошкольников к миру музыкального искусства является элементарное музицирование. Этот вид музыкальной деятельности даёт возможность каждому ребёнку выразить себя, развить творческие способности: сочинить вместе с другими детьми музыкальную интонацию, мотив или короткую песенку, изменить уже придуманное, сочетать музыку с движением и жестом, словом и рисунком, опираясь при этом на музыкальный тезаурус разных культур и эпох.

Сущность элементарного музицирования состоит в познании музыки через активное творческое овладение её элементами (ритмом, мелодией, динамикой, темпом, тембром). Элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта музыкальной деятельности: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности; опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Автор метода творческого овладения элементами музыки К. Орф не только оставил нам в наследство пятитомную антологию музыки для детей «Шульверк», но и показал доступность своей методики для учащихся разных возрастных групп, включая занятия с умственно отсталыми детьми. Сегодня возможности элементарного музицирования интерпретируются по-новому. Обобщение и анализ опыта российских педагогов-музыкантов по использованию элементарного музицирования в образовательном процессе поражает разнообразием целей: это и развитие творческих способностей, и овладение теорией музыки, и повышение мотивации к музыкальным занятиям, и развитие коммуникации.

Посещая семинары Т. Э Тютюнниковой, я определила и поставила следующие задачи:

1. Выявить и обосновать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.

2. Выявить основное направление развития творческих способностей дошкольников в процессе занятия музицированием.

3. Развить метроритмическое чувство, социально-коммуникативные качества, речь.

Для этого не только посетила два семинара «Учусь творить», но и изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме. «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнникова. Изучила влияние элементарного музицирования на развитие музыкальности детей и укрепление их психофизического здоровья.

Автор методики считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

Между тем элементарное музицирование может служить отличным средством формирования произвольности познавательных процессов у старших дошкольников, что является особенно актуальным в процессе подготовки детей к школе.

Поскольку главное значение в дошкольном возрасте имеет игра, именно она способна стать необходимым условием развития произвольности познавательных процессов у ребёнка. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается игра с правилами, которая приучает к наблюдательности, выполнению определённых инструкций, дисциплинирует.

Примером такой игры, на наш взгляд, может служить элементарное музицирование. В одной из активных его форм - игре на детских музыкальных инструментах, чрезвычайно привлекающей дошкольников, - юные музыканты должны не только сочинять, импровизировать, но и соблюдать при этом следующие правила:

• точно вступать и заканчивать музыку;

• придерживаться общего темпа;

• играть ритмично, в ансамбле;

• правильно извлекать звуки в соответствии с музыкальным образом;

• уметь слушать не только своё, но и коллективное исполнение;

• быстро запоминать, реагировать на указания педагога;

• быть собранным и сосредоточенным.

Таким образом, специфика элементарного музицирования требует, с одной стороны, сочетания непроизвольности спонтанных музыкальных ответов на игровые стимулы в коллективной импровизации, с другой - произвольности внимания и воображения, обусловленной коллективным характером исполнения музыки.

На традиционных музыкальных занятиях в детском саду музыкальный руководитель может использовать элементарное музицирование лишь фрагментарно, так как его профессиональные обязанности не позволяют работать только в творческом направлении; необходимо, прежде всего выучить с детьми определённый песенный и танцевальный репертуар, подготовиться к развлечениям, праздникам и конкурсам, которых бывает очень много. Поэтому наиболее эффективные занятия элементарным музицированием могут быть организованы в рамках дополнительного образования дошкольников в виде кружка или программы по выбору.

Именно такой вариант программы мы предлагаем воспитанникам нашего детского сада «Жемчужинка». В неё входят игры, упражнения, модели, импровизации, предложенные К. Орфом, Т. Э. Тютюнниковой, И. Г Галянт и др. Программа рассчитана на два года. Каждое занятие включает в себя взаимосвязанную работу по трём направлениям: учебное, творческое и концертное музицирование.

Проводятся занятия элементарного музицирования один раз в неделю по 30 минут у старших дошкольников. Структура занятия включает в себя следующие виды деятельности:

1) речевые упражнения;

2) игры с элементами музыки;

3) импровизацию (двигательную, ритмическую, голосовую, инструментальную);

4) работу с репертуаром для музицирования на детских шумовых инструментах;

5) творческое обыгрывание попевок, сюжетных танцев, инсценировок.

Одним из любимых видов деятельности детей на этих занятиях игры с элементами музыки, особенно с ритмом. Так, на одном из занятий во время ритмической игры «Имена» нужно было по очереди прохлопать в ладоши и чётко произнести своё имя.

С интересом и восторгом дети участвовали в музыкальных играх, организованных в виде соревнований, таких, например, как соревнование двух команд, исполняющих двигательно-речевые каноны «Шла весёлая собака», «Бабка Ёжка», «Прыгалка-считалка».

Игра в оркестре с ребёнком-дирижёром заслуживает специального рассмотрения. Задача юного «дирижёра» - тактировать темпоритм и показывать вступление инструментов, управляя общим исполнением.

Анализируя работу по этой методике за последние 2 года, я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы. У детей неиссякаемый интерес и желание играть, петь, танцевать, музицировать. Буду продолжать использовать в своей работе технологию «Элементарного музицирования» Т. Э. Тютюнниковой.