Методическая разработка проекта " Картинки с выставки" по произведениям из фортепианного цикла М. Мусоргского.

Корнилова Оксана Александровна

Младший школьный  период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей и эталонов красоты.  Введение ребенка в мир искусства и эстетического познания мира через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, который обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции – один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_i_muzyka.docx24.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

проекта «Картинки с выставки»

по произведениям из фортепианного цикла М.П. Мусоргского.

Участники проекта: учитель музыки , младшие школьники ( 1-3 классы), родители .    

Актуальность проблемы.

Младший школьный  период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей и эталонов красоты.  Введение ребенка в мир искусства и эстетического познания мира через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, который обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции – один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей младшего школьного возраста.

Одним из важных условий, от которого зависит успешность приобщения младших школьников к эстетическим ценностям, является руководство педагога. Оценив значимость данной проблемы,  разработан данный  проект «Картинки с выставки» по одноименным произведениям для фортепиано М. П. Мусоргского.

Цель  проекта: приобщение детей младшего школьного возраста к музыкальной культуре и изобразительному искусству через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с творчеством М. П. Мусоргского.

- Формировать навыки восприятия произведений различных видов искусства, музыки и изобразительного искусства.

- Стимулировать  творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность.

- Развивать  воображение и ассоциативное мышление.

- Обогащать  словарь детей.

- Познакомить   детей с нетрадиционными техниками   рисования, аппликации.

- Привлечь родителей к активному участию в данном проекте.

Средства и методы проведения проекта:

  1. Прослушивание с детьми музыкальных произведений.
  2. Рассматривание иллюстраций картин художника В.А. Гартмана.
  3. Беседа, анализ прослушанных произведений и увиденных картин.
  4. Импровизация музыкальных движений и образов под музыку.
  5. Игры-упражнения, музыкально- дидактические игры.
  6. Элементы театрализованной деятельности, игры-инсценировки.
  7. Продуктивная деятельность (работа с тестом, фольгой, ватными дисками, рисование с помощью отпечатков из картона, др.).

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап.

1) Определение цели проекта, прогнозирование процесса деятельности учащихся и ожидаемых результатов.

2) Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта, определение наиболее эффективных форм работы.

3) Практическая работа по подготовке необходимых материалов, создание презентаций, подбор методического и иллюстративного материала, материалов для продуктивной деятельности.

Основной этап работы.

     Проведение цикла интегрированных занятий по музыке и изобразительной деятельности:

1.Прогулка. Гном.
2. Старый замок
3. Тюильрийский сад
4. Быдло
5. Балет невылупившихся птенцов

6. Два еврея, богатый и бедный
7. Лимож. Рынок. Большая новость.
8. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)

9. Богатырские ворота

 Каждое занятие начиналось с музыкальной части, на которой дети знакомились с творчеством русского композитора М.П. Мусоргского, прослушивались музыкальные произведения как в записи, так и в живом исполнении. Затем проводилась беседа с использованием презентаций, импровизации музыкальных движений и образов под музыку. Также на разных занятиях применялись игры-упражнения, инсценировки и подвижные игры. Данные средства организации способствовали формированию навыков восприятия произведений различных видов искусства, стимулировали творческую активность и мышление, обогащали словарь детей.

  За музыкальной частью следовала продуктивная деятельность, в которой дети отражали свои впечатления от прослушанного музыкального произведения в различных видах художественного творчества - рисунках, лепке, аппликации. Дети познакомились с различными нетрадиционными техниками -  аппликацией с использованием теста и бумаги, ватных дисков, фольги,  рисованием с помощью отпечатков из картона. Использование данных техник способствовало развитию интереса у детей к художественному творчеству и дальнейшему их использованию в свободной деятельности , дома. Во время самостоятельной работы детей фоном повторно звучало изучаемое музыкальное произведение для лучшего запоминания  и создания эмоциональной атмосферы.

Заключительный этап.

- оформление выставки детских работ;

- доминантное занятие в сотворчестве детей и   родителей; 

- презентация материалов проекта на городском семинаре учителей музыки и изобразительного искусства  «Развитие познавательной инициативы у детей младшего школьного возраста».                                                                                                                                                 Возможно проведение интегрированного урока по музыке и ИЗО .

Тема: М. П. Мусоргский,  В. А. Гартман «Картинки с выставки».

( Интегрированный урок по музыке и ИЗО.)

Цель урока: - расширить представление учащихся о тесной связи музыки и живописи,

о возможностях музыки «изображать» картины жизни и природы,

о «музыкальности» изобразительного искусства;

Задачи: - в ходе урока продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством композитора М.П.Мусоргского, познакомить с творчеством художника В.А.Гартмана;

- развитие воображения и фантазии, творческих способностей учащихся;

- продолжить формировать умение слушать музыку и передавать свои чувства и впечатления через рисунок;

- воспитывать уважение к классической музыке и изобразительному искусству.

Тип урока: интегрированный;

Оборудование: интерактивная доска, компьютерное оборудование,

выставка рисунков.

Ход урока:

Учитель музыки: Здравствуйте.

(Учащиеся отвечают, пропевая приветствие на 2-3 голоса.)

- Ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их нашей попевкой.

(Распевание).

- А для того, чтобы задать хорошее настроение нашему уроку, давайте исполним для наших гостей свои любимые песни.

(Исполнение песен «Родная песенка» Ю.Чичкова, «Прекрасное далеко» Е.Крылатова)

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о взаимосвязи двух искусств: музыки и живописи.

Мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством Модеста Петровича Мусоргского и познакомимся с творчеством художника Виктора Александровича Гартмана. И узнаем, что замечательная фортепианная сюита Мусоргского «Картинки с выставки» появилась после того, как композитор посетил выставку своего друга художника Гартмана.

Но сначала давайте вспомним о том, что мы узнали на предыдущих уроках.

Флипчарт (вопросы – тесты).

-что такое сюита;

-какие композиторы входили в состав музыкального общества «Могучая кучка»;

-какое забавное прозвище дали друзья М.П.Мусоргскому;

-что является основой творчества композитора, художника;

-кем был Мусоргский для русской музыки.

Презентация. Картины, эскизы, архитектурные проекты В.А. Гартмана;

Эскизы, иллюстрации к сюите М.П.Мусоргского «Картинки с выставки».

Учитель ИЗО: Виктор Александрович Гартман (1834-1873) –архитектор, художник, закончил курс обучения в Академии Художеств.

После изучения практики строительного дела, несколько лет провел за границей, изучая архитектурные памятники, воспроизводя карандашом и акварелью сюжеты и сцены уличной жизни. Участвуя во Всероссийской мануфактурной выставке в Петербурге (1870), сочинил до 600 рисунков, по которым были сооружены павильоны в разных отделах выставки. Рисунки, выказавшие неистощимую энергию, тонкий вкус, большую оригинальность предоставили возможность получить звание академика в 1872году. Занимался сочинением архитектурных проектов в Киеве, сделал рисунки декораций и костюмов для оперы «Руслан и Людмила».

Умер скоропостижно в возрасте 39 лет.

-Учитель музыки: Музыкальная сюита «Картинки с выставки»- самое значительное и самое крупное произведение для рояля из всех, созданных М.П.Мусоргским.

Свое искусство рисовать в звуках жизненные сценки, воссоздавая облик живых людей, композитор перенес на этот раз в область фортепианной музыка, открыв совершенно новые красочные и выразительные возможности инструмента.

Рассказать о художнике В.А. Гартмане, о его работах и эскизах могут учащиеся, проявляющие повышенный интерес к предмету (с высокой мотивацией к обучению), самостоятельно подготовившие материал по новой теме.

- Сегодня мы с вами послушаем три пьесы из сюиты «Картинки с выставки». Две из них: «Баба Яга» и «Балет невылупившихся птенцов» мы будем слушать и смотреть, - есть мультипликационные фильмы, поставленные на сюжеты этих пьес.

Слушание и обсуждение пьес (настроение, характер, темп, динамика):

1. «Балет невылупившихся птенцов»;

2. «Избушка на курьих ножках. Баба Яга»;

3. «Богатырские ворота».

- А теперь, ребята, вы, побывав на выставке В.А. Гартмана,  и послушав музыку М.П.Мусоргского можете применить свое воображение, фантазию, творческий настрой и выразить свои впечатления в рисунках.

Дети рисуют….

Выставка рисунков. Подведение итогов урока, выставление оценок.