Чтение с листа в практической работе концертмейстера

Методическое сообщение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чтение с листа 22.82 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                                                                   «Удовлетворительному чтению с листа может научиться каждый пианист:
это дело наживное»        
Г. Коган

Работа концертмейстера (пианиста – аккомпаниатора) требует свободного и умелого владения фортепиано. Одним из важных качеств в исполнительской практике является чтение с листа. Под чтением с листа подразумевается исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Это умение облегчает «вхождение» в произведение, позволяет получить представление о нем и на первой стадии работы над ним складывается рабочая гипотеза трактовки. К тому же, в профессиональной деятельности – это непременное условие для расширения знаний и кругозора в области музыкальной литературы. Навык чтения с листа можно с полным правом отнести к числу обязательных, необходимых профессиональных качеств концертмейстера.

Немного из истории.

Педагог И. Брамса Э. Маркссен заставлял по многу часов играть с листа, на ходу транспонируя исполняемое в разных тональностях.

О систематической тренировке этого умения рассказывает блестящая венесуэльско-американская пианистка Тереса Корреньо. Её называли королевой и Валькирией фортепиано. К четырнадцати годам она могла играть без всякой подготовки абсолютно все.

В истории 18-19 века, когда развитие виртуозного исполнительства достигло небывалых высот, чтению с листа уделялось особое внимание. Сверхъестественным даром обладал Ф.Лист.

Вот высказывание одного музыканта, дающего определение чтению с листа: «Прочесть с листа – значит быстро схватить и эскизно передать эмоционально-образный смысл музыки при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи».

Читая музыку моторного склада, не всегда удается ловко приспособиться и быстро среагировать на неожиданные аппликатурные, фактурные, ритмические изменения, возникающие по ходу исполнения и тогда, возможно, какие-то моменты упустить, не сыграть (это допускает техника с листа). Характер, настроение при этом остаются.

Слова Фаины Брянской (автор книги «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста»): «При беглой читке быстро сообразить, что можно не играть, иногда не менее важно, чем определить то, что нужно играть». Иначе говоря, нужно бы сыграть, но необязательно. 

В отличие от разбора чтение с листа предполагает исполнение непрерывное, без остановок и поправок, в должном темпе, в характере, лучше с оттенками. Целевая установка здесь такая: сыграть с первого раза пьесу так, как будто она освоена и выучена, проинтерпретировать, воссоздать ее в художественной целостности.

Естественно, при этом «не все прочитывается, как следует» (Г.Нейгауз).

И далее…

Перед тем, как играть с листа, нужно предварительно просмотреть глазами текст, мысленно прочесть, проиграть в уме:

  • определить характер, темп, размер
  • выявить господствующий тип изложения фактуры, ведущий метроритмический рисунок (в этот момент рождается общая предварительная моторная установка-стратегия поведения рук).

Какие качественные характеристики вырабатываются в процессе чтения с листа:

  • приобретается аппликатурно-фактурная техника. Чем больше в техническом арсенале пианиста, по выражению Листа, «основных (фундаментальных) формул», являющихся ключом ко всему, тем с большей легкостью будет он играть с листа, используя в качестве готового материала. Это гаммы, арпеджио, трезвучия, доминантсептаккорд с обращениями, последования двойных нот, кадансовые обороты, ритмоформулы – это   устойчивый ритмический рисунок, общеупотребительный и общепризнанный в рамках определённой исторической и/или региональной традиции (сицилиана, болеро, полонез) и т. д. Постепенно формируются аккордовые стереотипы, типичные модуляционные последования, интонационные единства, логическая завершенность музыкальной мысли – все это копится в зрительной, слуховой, моторной памяти.
  • формируется навык чтения с листа по вертикали и горизонтали одновременно
  • формируется навык быстрого запоминания текста «фотографирования»
  • осваивается клавиатура «слепым методом»
  • формируется умение упрощать нотный текст
  • формируется навык восприятия группировки длительностей
  • формируется навык игры без остановок

Комплекс вырабатываемых навыков осуществляется при:

  • знании теории музыки, гармонии, полифонии, анализа форм
  • наличии внутреннего слуха, ибо результатом будет механическое считывание нот

Каков процесс чтения с листа?

Музыкант охватывает взглядом определенный отрезок музыкального текста: видя ноты, он одновременно преобразует их внутренним слухом в звуковую картину, затем, пользуясь налаженной системой слухо-двигательных связей, нажимает требуемые клавиши инструмента.

При этом навыке нужно уметь охватить достаточно крупный кусок музыки (вертикаль). Далее, не задерживаясь на звучащем моменте, посмотреть вперед (горизонталь), сфотографировать.

Как же все это совместить в себе?

При чтении словесного текста смысл появляется не на уровне букв или слогов, а как минимум на уровне слов и даже целых предложений. В сущности, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолена бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом.

Итак, отсюда следует, что нужно развивать в себе способность ориентироваться при игре по контурным очертаниям нотных структур (графический абрис). Уметь схватывать с одного взгляда рисунок и общее направление движения мелодии, узнавая наиболее распространенные стереотипы (аккорды, трезвучия, доминантсептаккорды, обращения) по характерному внешнему облику. Квалифицированный музыкант не испытывает необходимости в абсолютной расшифровке каждого звука на нотоносце. Так, уточнив нижний звук какой-либо сложной аккордовой вертикали, он без особого труда разгадает остальные по относительному расстоянию между ними, воспримет аккордовую вертикаль как единую и цельную «звуковую картину». В итоге будет получен реальный выигрыш в скорости. Необходимость опознания каждой отдельной ноты отпадает.

Далее, важно предугадывать текст. Степень предсказуемости зависит от его сложности, но главное, определяется тем, насколько играющему знаком стиль музыки, ее язык. Как-то раз Бетховен сыграл с листа перед слушателями совершенно новое для него произведение в таком головокружительном темпе, что было ясно: успеть увидеть ноты он решительно не мог. Бетховен спокойно заметил: «это и не важно… Лишь бы тебе известен был язык, манера, стиль написания.

Следует помнить, что существуют разные стили и в рамках стиля-индивидуальные манеры. Тот, кто ориентируется в языке классицизма или в романтическом стиле и без труда читает эту музыку с листа, может оказаться беспомощным перед музыкой других стилевых направлений.

Как можно практиковать себя.

Очень важно овладеть приемом игры «вслепую», т.е. не глядя на клавиатуру инструмента. Учиться смотреть не на руки, а перед собой. Неумение музыканта на ощупь ориентироваться в клавиатурной «топографии» фортепиано ведет к тому, что отыскивая пальцами требуемые комбинации и сочетания звуков, читающий бывает вынужден чуть ли не ежесекундно обращать  свой взгляд на руки и клавиши. Отрываясь глазами от текста, музыкант тут же теряет то место в нотной записи, которое исполняется в данный момент. Отсюда задержки, запинки, остановки. Любые метания глаз при чтении нежелательны и чем их меньше, тем лучше.

Здесь может прийти на помощь рациональная посадка за инструментом. Необходимо выбирать наиболее удобный угол зрения и расстояния по отношению к нотному тексту и клавиатуре одновременно, а также высоту посадки. Все эти моменты нужны для так называемого периферического зрения.

Читая с листа незнакомое и достаточно трудное произведение, вряд ли возможно, да и необходимо с пунктуальной точностью воспроизводить на инструменте каждый знак нотного текста. Но вот нужно отметить, что самого бережного отношения при прочитывании требует мелодия и наряду с нею бас.

Он образует своего рода фундамент, на котором зиждется гармония, играя тем самым важнейшую роль в любом звукосочетании. Неверные, фальшивые способны полностью исказить музыкальную панораму. Распределяя внимание при игре с листа, концертмейстер никогда не должен забывать: бас обязан звучать чисто.

Вернемся к словам Ф. Брянской: « Нужно бы сыграть, но необязательно» Это может быть, например, вальс с трудной «начинкой», либо отдаленный бас.

Разумеется, чем квалифицированнее в чтении музыкант, тем меньше допускаются им текстовых сокращений, однако, в сложных по пианистической структуре сочинениях к ним прибегает практически каждый. Главное – не поглощаться разбором нот, уметь сходу выделить главное от второстепенного. Уметь структуировать музыкальную речь, акцентируя внимание на синтаксические единицы, т.е. составляющие компоненты муз. речи и которые, в свою очередь, являются носителями определенного смысла.

Далее, формировать навык логического угадывания развития фразы, не стараться выигрывать всю фактуру во избежание торможения единого темпа в ансамбле с партнером.

Надо помнить, что любое облегчение правомерно лишь при условии сохранения образного смысла в музыке и достаточной полноты звучания для ее выражения. Добавим, что не всякое облегчение непременно связывается с изменением фактуры изложения. В ряде случаев более удобное распределение какого-либо пассажа, аккордов, мелодического голоса между обеими руками, особенно в моторных фигурах, позволяет достичь существенного упрощения технической задачи и без всякого изменения текста.

Итак, после вышесказанного можно подвести итог.

Беглое чтение с листа основано на умении:

  • улавливать (схватывать) главное в музыкальной ткани
  • максимально облегчить фактуру
  • следить за обеими партиями, не глядя на руки
  • непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя поправок, остановок

И, наконец, количественный фактор играет большую роль, т.е. чем больше играешь, тем больше расширяется не только музыкальный кругозор, но и лучше развивается аппликатурная ловкость, приспособляемость к любым ситуациям. Только постоянные занятия чтением с листа могут дать желаемые плоды.

«Лучший способ научиться быстро читать – это как можно больше читать» (И.Гофман).