Обновление общеобразовательной программы дополнительного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка»

Лебедева Лариса Антоновна

Дети, личность которых формируется в атмосфере взаимоуважения и принятия особенностей каждого, знающие, что их мнение будет внимательно выслушано руководителями - профессионалами становятся единомышленниками со своими наставниками. Родители, активные участники процесса формирования коллектива и его творческой жизни, поддержания традиций, имеют возможность лучше понять своего ребенка, увидеть его с новой стороны, что становится особенно важным в подростковом возрасте. 

Эти и другие важнейшие для становления личности и дальнейшей полноценной жизни установки заложены в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» и нашли отражение в создании и реализации дополнительной общеобразовательной программы «Хор мальчиков «ЭХО» Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedeva_l.a._stendovyy_doklad.docx102.16 КБ
Файл lebedeva_l.a._stendovyy_doklad.docx102.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обновление общеобразовательной программы дополнительного образования в условиях реализации федерального проекта

«Успех каждого ребенка»

(из опыта практической деятельности хора мальчиков «ЭХО»)

Лебедева Лариса Антоновна,

методист ГБУ ДО ДДТ

Красносельского района Санкт-Петербурга

Музыкальное воспитание детей — многогранная и многоаспектная проблема современного общества. Следует отметить растущий интерес поиска путей наиболее эффективного формирования творческих сил ребёнка, обогащения его духовного мира в сфере дополнительного и предпрофессионального музыкального образования.

Отсюда возникает необходимость определения актуальных и значимых целей, принципов развития детского музыкального воспитания в тесной взаимосвязи с накопленным  опытом  становления  мировой и отечественной музыкальной культуры.

Приобщение детей к музыке зачастую начинается через пение, очевидно в связи с тем, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии детей, так как способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

Прежде всего, руководителям хора и его организаторам следует отчетливо понимать цель и задачи работы с детским хором и в соответствии с ними выстраивать свою деятельность с коллективом. Не следует забывать и об ответственности, которая возлагается на хормейстеров, за воспитание хорошего музыкального вкуса детей, этическое становления личности ребенка, а так же за формирование его музыкальных данных в соответствии с голосом.

Детский хор — это живой организм со своими законами и правилами внутреннего взаимодействия и общения, находящийся в постоянном развитии, особый инструмент, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства.

Хор мальчиков «ЭХО» Дома детского творчества Красносельского района Санкт- Петербурга, по праву считается активным участником хоровой жизни города.

Единственное условие приёма в хоровую студию – желание петь. Здесь занимаются ребята различного возраста, из разных семей, различного уровня воспитанности и развития.

Но что самое главное – здесь каждому рады и для каждого созданы условия познания собственной природы, собственных возможностей и становление индивидуальности, способной к созиданию, ответственности, самостоятельному принятию решений, обладающей творческой позицией.

Решение таких серьёзных задач возможно только при объединении  усилий педагогов студии, родителей и самого ребенка.

Модель этого взаимодействия представлена в виде СХЕМЫ.

C:\Users\1й\Desktop\схема.jpg

Детское самоуправление, система наставничества внутри коллектива способствует дружбе ребят разных возрастных групп и является большой помощью руководителю студии. Более опытные и старшие ребята помогают новичкам быстрее справиться с трудностями обучения и опекают в гастрольных поездках.

Работа с родителями, которые являются единомышленниками педагогов студии. Единое дело, объединяющее детей и родителей способствует воспитанию и поддержанию петербургского стиля семейного общения. Закладываются основы петербургской семьи и петербуржцев следующего поколения.

Беседы и интеллектуально-познавательные игры по культуре общения помогают ребятам овладеть навыками поведения на концертах, гастролях. Формируют культуру поведения в городе и на природе.

Содержание обучения ориентировано не на «самодеятельность» и обучение элементарным основам музыкального исполнительства, а прежде всего на профессионально-качественный уровень. Концерты и гастрольные поездки хора – это не только музыкально-просветительская деятельность, но и огромный воспитательный потенциал, а также мощный толчок к творческому развитию коллектива.

Благодаря системному подходу к процессу воспитания и развития наши мальчишки заметно меняются:

  • Формируется дружный творческий коллектив единомышленников.
  • Осознание своей значимости в коллективе способствует повышению самооценки.
  • Возрастает уровень воспитанности.
  • Формируется навык общения с разными людьми.
  • Владение музыкальными инструментами и умение петь помогает стать «душой компании».

В таком творческом росте огромная заслуга команды единомышленников – педагогов и концертмейстеров хоровой студии, которые в своей работе учитывают индивидуальные особенности поведения мальчиков, характеризующиеся возбудимостью, беспокойством, несдержанностью, порой агрессией.

В то же время, освоив роль певцов, дети предстают совсем в другом качестве: аккуратные, собранные, внимательные. Это подтверждает тот факт, что мальчикам необходимы спокойные занятия также, как и связанные с движением. Единожды найденный способ вернуть дисциплину через некоторое время перестаёт работать. Мальчиков всё время необходимо удивлять, находить новые методы работы с ними, новые способы привлечения внимания, а также не забывать о высоком уровне развития у ребят духа соревновательности.

Также следует помнить о важной социальной значимости этого певческого сообщества - организация деятельности «трудных» подростков. Сегодня данный вопрос особенно актуален в контексте определения досуга этой категории юношества.

Таким образом, значение хора мальчиков как средства эстетического воспитания и вовлечения в художественное творчество особенно высоко.

Осознание детьми силы совместного исполнения песни, где каждый участник является частью большого и дружного коллектива, оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Дети, личность которых формируется в атмосфере взаимоуважения и принятия особенностей каждого, знающие, что их мнение будет внимательно выслушано руководителями - профессионалами становятся единомышленниками со своими наставниками. Родители, активные участники процесса формирования коллектива и его творческой жизни, поддержания традиций, имеют возможность лучше понять своего ребенка, увидеть его с новой стороны, что становится особенно важным в подростковом возрасте.

Команда педагогов-единомышленников, «горящая» идеей творческого и профессионального развития коллектива, «болеющая» за каждого. Коллектив хористов, который становится полноправным участником формирования личности каждого. Родители, поддерживающие как хористов, так и педагогов. Успех каждого ребенка, какими бы не были его стартовые позиции изначально, становится реальным когда все понимают, что они делают одно большое дело и лично за него отвечают.

Хор – это «магнит». Он притягивает ребят и даёт им неизмеримо много: и дружбу, и чувство товарищества, коллектива и радость творчества.

Список литературы:

  1. Аристова П. Д. Работа с хором мальчиков и юношей из опыта практической деятельности // для студентов специальности «Хоровое дирижирование» Ленинградского областного колледжа культуры и искусства. Санкт-Петербург, 2016.
  2. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально – хоровая школа от древности до XXI века – Москва, 2003.
  3. Оленчик Н. В. Фониаторский контроль за развитием певческого аппарата мальчиков, обучающихся в хоровом училище имени А. В. Свешникова // Хор мальчиков и юношей: учебно-воспитательные и творческие вопросы. – Москва, 2007.
  4. Ратникова Д. А. Проблемы и особенности работы с хором мальчиков. Санкт-Петербург, 2010.
  5. Сивухин Л. К. Организация и методы работы с хором мальчиков. Москва, 1988.
  6. Слепенкова И. А. Психологические особенности развития мальчиков, определяющие эффективность работы с ними. Санкт-Петербург, 2013.
  7. Сухолимский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.



Предварительный просмотр:

Обновление общеобразовательной программы дополнительного образования в условиях реализации федерального проекта

«Успех каждого ребенка»

(из опыта практической деятельности хора мальчиков «ЭХО»)

Лебедева Лариса Антоновна,

методист ГБУ ДО ДДТ

Красносельского района Санкт-Петербурга

Музыкальное воспитание детей — многогранная и многоаспектная проблема современного общества. Следует отметить растущий интерес поиска путей наиболее эффективного формирования творческих сил ребёнка, обогащения его духовного мира в сфере дополнительного и предпрофессионального музыкального образования.

Отсюда возникает необходимость определения актуальных и значимых целей, принципов развития детского музыкального воспитания в тесной взаимосвязи с накопленным опытом становления мировой и отечественной музыкальной культуры.

Приобщение детей к музыке зачастую начинается через пение, очевидно в связи с тем, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями. Это и развитие музыкальных способностей, и формирование вокально-хоровых навыков, подготовка подлинных ценителей музыки, и, наконец, воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии детей, так как способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.

Прежде всего, руководителям хора и его организаторам следует отчетливо понимать цель и задачи работы с детским хором и в соответствии с ними выстраивать свою деятельность с коллективом. Не следует забывать и об ответственности, которая возлагается на хормейстеров, за воспитание хорошего музыкального вкуса детей, этическое становления личности ребенка, а так же за формирование его музыкальных данных в соответствии с голосом.

Детский хор — это живой организм со своими законами и правилами внутреннего взаимодействия и общения, находящийся в постоянном развитии, особый инструмент, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства.

Хор мальчиков «ЭХО» Дома детского творчества Красносельского района Санкт- Петербурга, по праву считается активным участником хоровой жизни города.

Единственное условие приёма в хоровую студию – желание петь. Здесь занимаются ребята различного возраста, из разных семей, различного уровня воспитанности и развития.

Но что самое главное – здесь каждому рады и для каждого созданы условия познания собственной природы, собственных возможностей и становление индивидуальности, способной к созиданию, ответственности, самостоятельному принятию решений, обладающей творческой позицией.

Решение таких серьёзных задач возможно только при объединении  усилий педагогов студии, родителей и самого ребенка.

Модель этого взаимодействия представлена в виде СХЕМЫ.

C:\Users\1й\Desktop\схема.jpg

Детское самоуправление, система наставничества внутри коллектива способствует дружбе ребят разных возрастных групп и является большой помощью руководителю студии. Более опытные и старшие ребята помогают новичкам быстрее справиться с трудностями обучения и опекают в гастрольных поездках.

Работа с родителями, которые являются единомышленниками педагогов студии. Единое дело, объединяющее детей и родителей способствует воспитанию и поддержанию петербургского стиля семейного общения. Закладываются основы петербургской семьи и петербуржцев следующего поколения.

Беседы и интеллектуально-познавательные игры по культуре общения помогают ребятам овладеть навыками поведения на концертах, гастролях. Формируют культуру поведения в городе и на природе.

Содержание обучения ориентировано не на «самодеятельность» и обучение элементарным основам музыкального исполнительства, а прежде всего на профессионально-качественный уровень. Концерты и гастрольные поездки хора – это не только музыкально-просветительская деятельность, но и огромный воспитательный потенциал, а также мощный толчок к творческому развитию коллектива.

Благодаря системному подходу к процессу воспитания и развития наши мальчишки заметно меняются:

  • Формируется дружный творческий коллектив единомышленников.
  • Осознание своей значимости в коллективе способствует повышению самооценки.
  • Возрастает уровень воспитанности.
  • Формируется навык общения с разными людьми.
  • Владение музыкальными инструментами и умение петь помогает стать «душой компании».

В таком творческом росте огромная заслуга команды единомышленников – педагогов и концертмейстеров хоровой студии, которые в своей работе учитывают индивидуальные особенности поведения мальчиков, характеризующиеся возбудимостью, беспокойством, несдержанностью, порой агрессией.

В то же время, освоив роль певцов, дети предстают совсем в другом качестве: аккуратные, собранные, внимательные. Это подтверждает тот факт, что мальчикам необходимы спокойные занятия также, как и связанные с движением. Единожды найденный способ вернуть дисциплину через некоторое время перестаёт работать. Мальчиков всё время необходимо удивлять, находить новые методы работы с ними, новые способы привлечения внимания, а также не забывать о высоком уровне развития у ребят духа соревновательности.

Также следует помнить о важной социальной значимости этого певческого сообщества - организация деятельности «трудных» подростков. Сегодня данный вопрос особенно актуален в контексте определения досуга этой категории юношества.

Таким образом, значение хора мальчиков как средства эстетического воспитания и вовлечения в художественное творчество особенно высоко.

Осознание детьми силы совместного исполнения песни, где каждый участник является частью большого и дружного коллектива, оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

Дети, личность которых формируется в атмосфере взаимоуважения и принятия особенностей каждого, знающие, что их мнение будет внимательно выслушано руководителями - профессионалами становятся единомышленниками со своими наставниками. Родители, активные участники процесса формирования коллектива и его творческой жизни, поддержания традиций, имеют возможность лучше понять своего ребенка, увидеть его с новой стороны, что становится особенно важным в подростковом возрасте.

Эти и другие важнейшие для становления личности и дальнейшей полноценной жизни установки заложены в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» и нашли отражение в создании и реализации дополнительной общеобразовательной программы «Хор мальчиков «ЭХО» Дома детского творчества Красносельского района Санкт-Петербурга.

Команда педагогов-единомышленников, «горящая» идеей творческого и профессионального развития коллектива, «болеющая» за каждого. Коллектив хористов, который становится полноправным участником формирования личности каждого. Родители, поддерживающие как хористов, так и педагогов. Успех каждого ребенка, какими бы не были его стартовые позиции изначально, становится реальным когда все понимают, что они делают одно большое дело и лично за него отвечают.

Хор – это «магнит». Он притягивает ребят и даёт им неизмеримо много: и дружбу, и чувство товарищества, коллектива и радость творчества.

Список литературы:

  1. Аристова П. Д. Работа с хором мальчиков и юношей из опыта практической деятельности // для студентов специальности «Хоровое дирижирование» Ленинградского областного колледжа культуры и искусства. Санкт-Петербург, 2016.
  2. Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально – хоровая школа от древности до XXI века – Москва, 2003.
  3. Оленчик Н. В. Фониаторский контроль за развитием певческого аппарата мальчиков, обучающихся в хоровом училище имени А. В. Свешникова // Хор мальчиков и юношей: учебно-воспитательные и творческие вопросы. – Москва, 2007.
  4. Ратникова Д. А. Проблемы и особенности работы с хором мальчиков. Санкт-Петербург, 2010.
  5. Сивухин Л. К. Организация и методы работы с хором мальчиков. Москва, 1988.
  6. Слепенкова И. А. Психологические особенности развития мальчиков, определяющие эффективность работы с ними. Санкт-Петербург, 2013.
  7. Сухолимский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974.