Совершенствование методов подготовки учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения

Совершенствование методов подготовки учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                        Преподаватель по классу кларнета и саксофона Александр Геннадьевич Малиновский

Совершенствование методов подготовки учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения

Статья написана на основе личного опыта подготовки учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные учебные заведения.

Увлеченность и успехи являются важными критериями для принятия решения о поступлении

При поступлении в музыкальную школу, когда ребенку 7 – 9 лет, очень редко у родителей есть понимание и определенность по поводу дальнейшей перспективы музыкального образования своего ребенка. Отношение чаще всего такое, что родители хотят посмотреть на музыкальное развитие своего ребенка, а обсуждение с детьми и решение о продолжении профессионального обучения откладывают на неопределенное время, иногда вплоть до выпускного класса. Конечно есть исключения, когда родители мечтают о музыкальной карьере детей начиная с первого класса. Бывают случаи когда сами дети настолько увлечены музыкой, что могут убедить родителей своей увлеченностью и успехами. Здесь можно подойти к очень важному тезису – увлеченность и успехи являются важными критериями для принятия решения о поступлении в профессиональные музыкальные учебные заведения.

Роль преподавателя в ориентировании учащихся к продолжению профессионального образования определена и понятна. Если учащийся осваивает предпрофессиональную программу обучения, то, разумеется, преподаватель должен готовить ученика к продолжению обучения начиная с первого класса. К сожалению, на практике это реализуется не совсем так.

Перегруженные дети объективно не могут выполнять весь объем заданий

Зачастую преподаватель идет на поводу у родителей и смягчает требования программы. Это происходит в тех случаях, когда родители относятся к музыкальному образованию как к элементу общего развития детей. Такие дети обычно посещают множество кружков и секций. Перегруженные дети объективно не могут выполнять весь объем заданий в силу нехватки времени и сил. У перегруженных детей увлеченность музыкой и успехи могут уменьшаться.

Преподаватель должен вести разъяснительную и просветительскую работу

Важным аспектом работы преподавателя является коммуникация с родителями. Преподаватель должен вести разъяснительную и просветительскую работу направленную на профессиональную ориентацию обучающегося. Родители и ученики должны понимать нацеленность предпрофессиональных программ обучения на продолжение обучения в профессиональных учебных заведениях.

Когда преподаватель ставит задачу, он должен быть уверен, что ученик успешно справится с этой задачей

В процессе освоения программы ученик сталкивается со множеством трудностей, которые часто кажутся непреодолимыми. Любое непреодолимое препятствие сильно демотивирует. Так как дети имеют индивидуальные особенности развития, преподаватель должен всегда находить индивидуальные способы преодоления трудностей для каждого ученика. Преподаватель должен быть гибким, но настойчивым. Поставленная задача должна быть решена. Преодоление трудностей ученик должен проходить вместе с педагогом.  Когда преподаватель ставит задачу, он должен быть уверен, что ученик успешно справится с этой задачей. Надо активно помогать и поддерживать ученика при возникновении любой проблемы.

Необходимо включать в программу каждого года обучения произведения, которые ученик может успешно исполнить на концертах и конкурсах

Очевидно, преподаватель сам должен быть настроен на конечный результат начиная с самых первых уроков. Важно видеть перспективу и вести ученика, выбирая и корректируя траекторию развития. Обязательно, надо планировать не только учебный процесс, но и программу концертных выступлений, участий ученика в конкурсах. Для этого необходимо включать в программу каждого года обучения произведения, которые ученик может успешно исполнить на концертах и конкурсах. Без участия во внеурочной деятельности ученик не получает в полной мере радости от выполненной работы и теряет мотивацию и уверенность в своих силах.

Небрежная работа преподавателя на первом году обучения может нанести огромный ущерб не только музыкальному развитию учащегося но и здоровью

Преподаватель музыкальной школы обязан обладать высочайшей квалификацией. Определяющее значение для дальнейшей траектории развития ученика имеют самые первые уроки. Важен процесс становления. Если допускать ошибки, неточности, невнимательность на первых порах, то в дальнейшем процесс исправления может быть весьма затруднительным. Любые отклонения от нормы приводят к потере времени, сил и мотивации. Очень трудно исправить заученные ошибки. Часто можно увидеть проблемы с постановкой корпуса, рук, пальцев, амбушюра, проблемы исполнительского дыхания, артикуляции. Небрежная работа преподавателя на первом году обучения может нанести огромный ущерб не только музыкальному развитию учащегося но и здоровью. К сожалению, такие негативные примеры встречаются. Понятно, что будущий профессиональный музыкант не должен иметь каких-либо проблем с постановкой.

Нельзя резко прибавлять сложность

Диапазон, темпы, исполнительские приемы, динамика, штрихи должны осваиваться последовательно, соблюдая принцип «от простого к сложному». Нельзя резко прибавлять сложность – это может привести к искажению постановки, зажатости, ухудшению звука и другим серьезным проблемам. Ученик должен чувствовать определенное удобство и свободу исполнения. Вся ответственность в этом вопросе лежит на преподавателе.

Ученик должен освоить программу выступления заблаговременно

Подготовку к экзаменам и выступлениям необходимо планировать таким образом, чтобы ученик мог освоить программу выступления заблаговременно – минимум за 2-3 недели. Это поможет избежать стресса и позволит ученику глубже осознать произведение. Эти 2-3 недели ученик находится в состоянии комфорта и спокойно готовится к выступлению. Программа для прослушивания на вступительных экзаменах в профессиональные музыкальные учебные заведения, учитывая объем и сложность, должна быть освоена намного раньше. Результаты выступлений при таком подходе значительно выше.

Уместно поделиться собственным профессиональным опытом

Необходимо проводить беседы с учениками о будущей профессии. Ученик должен знать, что его ждет впереди. Эти беседы должны содержать информацию не только о радостях, но и о трудностях будущего обучения в профессиональном музыкальном учебном заведении. Уместно поделиться собственным профессиональным опытом, рассказать с какими трудностями сталкивался сам преподаватель и как их решал. Это очень помогает детям преодолевать проблемы. Они понимают, что проблемы возникают не только у них. Полезно провести экскурсию, совместно посетить концерты заведения.

Если ученик научится самостоятельно анализировать собственное исполнение и делать правильные выводы, то он заметно прогрессирует

Важным моментом является настрой ученика на самостоятельный анализ собственного исполнения. Такая работа позволяет добиться осмысленного исполнения. Такому анализу, конечно, надо научить с помощью совместного обсуждения исполнения. Если ученик научится самостоятельно анализировать собственное исполнение и делать правильные выводы, то он заметно прогрессирует.

Преподаватель обязан создать творческую созидательную среду

Конечно, в трудные моменты надо поддержать ученика морально, показать положительные моменты.  Преподаватель обязан создать творческую созидательную среду, которая позволит не только не потерять качество подготовки учащегося к поступлению в музыкальное училище, но и помочь сформировать личность будущего музыканта. Важно отработать механизм коммуникации не только с учеником но и с родителями, так как без их помощи трудно решать вопросы подготовки. Для этого надо обладать желанием находить нестандартные решения, овладевать новыми компетенциями.

Данные подходы реализуются в работе с моими учениками. В 2020 году два ученика моего класса поступили в музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова.