Организация деятельности учителя музыки в условиях введения ФГОС

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

О деятельности учителя музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_seminar_asts.docx35.25 КБ
Файл met_seminar_ayusheeva_s.ts_.pptx1.85 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУ «Курумканское районное управление образования»

МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Организация деятельности учителя музыки

в условиях введения ФГОС

Автор: Аюшеева С.Ц.,

учитель музыки

МБОУ «Дыренская СОШ»

с.Алла

2017 г.

Цель обучение ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным развиваться

дальше без помощи учителя (Элберт Хаббард)

        Информационное общество XXI века формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

В современном миремузыкальное искусстворассматривается как часть общей мировой культуры. Оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, как часть общего развития человеческой культуры и в то же время является специфической формой эстетической деятельности.В условиях глобализации, информационной цивилизации и рыночной экономики приоритетной педагогической задачей общества является претворение в системе образования и его структуре общечеловеческих задач по формированию и сохранению компонентов духовной культуры.

Образовательная программа МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»предусматривает создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся, введение их в сферу новых компетентных возможностей, формирование и развитие компетентностей, дающих возможность созидательного преобразования действительности и способствующих жизненному самоопределению.

Исходя из целей и задач школы, выполняя требования нового стандарта образования, в своей педагогической деятельности я выделяю следующую цель: формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их  общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования. Музыкальное образование должно развиватьобщие  способности  обучающихся, а также  помогатьобразному и ассоциативному мышлению, фантазированию, проявлению творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства.

Для достижения цели решаются задачи:

  • применение в обучении и воспитании современных образовательных технологий;
  • организация деятельностного характера обучения;
  • развитие познавательного интереса к предмету через организацию внеклассной работы и повышение мотивации к учению;
  • выстраивание индивидуальной траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка;
  • формирование предметных, метапредметных, личностных результатов;
  • создание условий для проявления и роста музыкально одарённых детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования предполагает системно - деятельностный подход в обучении, целью которого является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Для меня, как учителя-предметника принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся), основанная на сотрудничестве и взаимопонимании. В сложившихся условиях учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действиям. Именно поэтому важное место в своей работе отвожу развитию самостоятельности школьников. На уроках стараюсь не предоставлять знания в готовом виде, а делаю так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии.

В процессе обучения обращаю внимание на разнообразие видов деятельности, межпредметной интеграции (музыка – история, музыка – литература, музыка – ИЗО, музыка-геометрия).Для развития творческого мышления учащихся, как основы для самореализации, саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, использую разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность. Много внимания уделяю видам деятельности, развивающим именно творческую жилку в ребенке через применение заданий познавательного и творческого характера. На своих уроках стремлюсь наряду со слушанием музыки и вокально-хоровым исполнением уделять значительное место пластическому интонированию, импровизации, драматизации, которыенаправлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка. Например: ритмические «Музыкальные разговоры»,  в начальной школе  связаны с определёнными образами, в форме вопроса и ответа. Ритмические разговоры включаются в игровые ситуации: в первом классе «Музыкальный разговор» между мамой и сыном, между «дедушкой» играющим на гармошке и джазистом. Во втором классе включён разговор между лисой и вороной, собачкой и обезьянкой. В 5 -7 классах идут многоголосные ритмические импровизации. Очень важно на уроках музыки сочинительство, «Мелодические импровизации» на тексты стихотворений. Если в первом классе несложные мелодизации, такие как «Дождик», «Колокольчики», то уже в среднем звене импровизируем на 2 разнохарактерных стихотворения, сочинение мелодии на картинку без текста. Уже во 2-м классе учащиеся не столько запоминают, сколько размышляют, оказываются в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений. Они работают в парах, малых учебных группах, что ведет к коллективному самообучению. Готовясь к таким занятиям, я провожу большую подготовительную работу: подбираю и размножаю необходимые тексты, листы с датами и терминами; готовлю и систематизирую различные виды заданий. Такое обучение способствует повышению мотивации к познавательной деятельности учащихся. Очень важным этапом уроков и внеурочных занятий является самоконтрольи самооценка результатов своей деятельности.
В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности учащихся, их индивидуальные способности. Выявляя познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планирую свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся.

На уроках использую следующие образовательные технологии:

Здоровьесберегающие технологии

Одним из важнейших направлений в проведении урока музыки, являются здоровьесберегающие технологии. Планируя урок музыки, учитываю не только возрастные, психологические особенности детей, но и стараюсь разнообразить виды деятельности на уроке, сделать занятие  занимательным, интересным и не утомительным.  

В начальных классах, прежде всего, делаю акцент на взаимодействие музыки и движения, природной музыкальности детей, их эмоционального отклика на музыку. Как любой из видов музыкальной деятельности детей пластически ритмическое воспроизведение музыки начинается с вслушивания в неё. Предлагаю   детям самостоятельно находить выразительности пластического движения, жеста, для лаконичной передачи выбранного образа, чтобы ребята развивали способности  трансформировать жизненные наблюдения и переживания в музыкальные образы. Я не жду усидчивости от первоклассника, а предлагаю двигательную активность на уроке музыки.

Например,1 класс: слушание музыки П.И. Чайковского «Вальс снежинок» - дети слушают произведение, придумывают название к музыке, движения. При прохождении раздела «Три кита в музыке. Песня, танец, марш», учащиеся под музыку показывают движения, соответствующие музыке.

На своих уроках я применяю приемы и методы работы с ребятами, предложенными К.Орфом. Основное направление в технологии К.Орфа - игровые модели занятий. Овладевая языком музыки, познавая из урока в урок средства ее выразительности и применяя их в своей исполнительской практике, дети и разумом, и чувствами вовлекаются в творение музыки. Навыки, знания и умения приобретаются в процессе разносторонней деятельности к видам которой можно отнести следующее:

  • пение и движение под музыку
  • речевая декламация и ритмические упражнения
  • освоение теории музыки в исполнительской практике и моделирование выразительных средств
  • слушание музыки с постепенной выработкой ценностного отношения.

Предлагаю детям речевые игры «Имена», «Мышки», «Фокус-Покус» и др. Эта форма работы подходит для общего музыкального развития: развивают у ребенка чувство ритма, способствуют формированию правильной артикуляции, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов.

Исполняя песни, вокальные упражнения ученики изображают мелодию дирижёрским жестом, показывая мелодию графически, выделяя кульминацию песни.

На уроках музыки  дети исполняют несложные танцы, танцевальные движения такие как: «Танец утят», «Хоровод», «Каравай», «Ёхор».

На занятиях вокального кружка использую упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Но не только движения, ритмика, правильное дыхание, пение имеют оздоравливающее значение. Одна из главнейших особенностей уроков музыки в здоровьесбережении – это особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека. Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы  входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка (Г. Маляренко, М. Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В. Рылькова).

ИКТ - технологии

Модернизация образования невозможна без широкого использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса и в первую очередь обучении. Использование ИКТ на уроке музыки имеет целый ряд преимуществ по сравнению с другими техническими средствами, главная из которых мультимедиа. Она позволяет отправиться в путешествие по разным странам, различным эпохам просматривать видеофильмы, анимацию, слушать музыку и все это в сочетании с легким управлением. Любая наглядность должна не только иллюстрировать, но и «работать» вместе с учителем, помогая ученикам в усвоении учебного материала. Сегодня на уроках музыки, искусства и МХК я использую музыкальные игры, занимательные упражнения, интерактивные тесты, презентации, Интернет – ресурсы. Состоятельно разрабатываю небольшие тесты на включение национально-регионального компонента.

Использование на уроках программы Power Point приводит к целому ряду положительных эффектов:

  1. • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
  2. • психологически облегчает процесс усвоения;
  3. • возбуждает живой интерес к предмету познания;
  4. • расширяет общий кругозор;
  5. • возрастает уровень использования наглядности на уроке.
  6. Для повышения уровня самообразования, предлагаю учащимся самим создавать презентации, фильмы. Так учащимся 10 класса Бадмаевым Д. создана презентация по МХК «Египет – страна фараонов», а ученица 11 класса Нимаева А. в программе MovieMaiker создала видеоролик «Сказочный Версаль». Совместно с учащимися 8 класса разработали цикл презентаций «Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка» по курсу «Искусство».

Проектные технологии

Проектная технология ценна тем, что в ходе ее применения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

 В своей практике я использую следующие виды проектов:

1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.

2.Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера».

3.Сценарные проекты  - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.

4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты и т.д.

5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.

В результате использования данной технологии обучающиеся больше и глубже изучают тему, значительно расширяется их общий кругозор, учатся общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал. Учащиеся 4 класса инсценировали песенку И.Стравинского «Петрушка». Учащиеся 3класса выполнили творческий проект на тему«Музыкальные инструменты», 4 класса – творческий проект «Мир симфонического оркестра».

По курсу «Искусство» учащиеся 9 класса разработали исследовательский проект «Пушкин – наше все» - воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства. Учащиеся работали в группах: 1 группа работала над темой «Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки)»; 2 группа - «Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке»; 3 группа – «Театр А.С. Пушкина».

Методы активизации учащихся

Для активизации познавательной творческой деятельности учащихся использую следующие методы и приемы обучения:

  • пение;
  • импровизация;
  • голосовые игры, речевые упражнения;
  • словесное высказывание о музыке;
  • интересный подбор репертуара;
  • поднятие руки при смене мелодии, частей, состава исполнителей, вступления инструментов и т.д.;
  • создание рисунков и раскрашивание;
  • движение: ходьба, марширование, подскоки, наклоны, хлопки и т.д.;
  • инсценирование; пластическое интонирование; учебно-игровая деятельность;
  • использование дискуссионного метода ведения урока;
  • сочинения, рассказы, сказки, как преподавателя, так и учащихся.

Например, при изучении темы «Изобразительность в музыке» - использую словесное рисование, словесное высказывание пьес из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского.

Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, необходимо вовлекать детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, песен, проекты, интеллектуальные и творческие игры, конкурсы чтецов, исполнителей песен.  Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Применение развивающих технологий позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить развитие познавательной и личностной сферы учащихся. Мои дети участвуют в различных конкурсах, где занимают призовые места. Творческие и исследовательские работы обучающихся, в том числе созданные в форме мультимедийных презентаций, качественно оформлены и являются частью учебно-методического комплекса кабинета музыки, искусства, служат в качестве раздаточного материала на уроках, продуктивно используются мною в целях воспитания и развития личности обучающихся на уроках и во внеклассной работе.

Образовательные результаты моих учеников

Анализ учебных достижений учащихся за последние годы показывает положительную динамику. Наблюдается стабильность и повышение качества знаний, среднего балла по всем классам. Этому способствует программа в младшем звене, которая реализует целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Также программа для среднего звена, способствует развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Положительная динамика была достигнута благодаря формам, которые формируют коммуникативные умения. Сформированные умения являются приоритетными, необходимыми и достаточными для успешного обучения школьников.

 Анализируя свою деятельность, ставлю перед собой задачу дальнейшего повышения качества знаний, развития творческих способностей учащихся, создавая ситуации успеха, повышая самооценку.

Внеурочная деятельность:

Особое внимание в своей работе уделяю дополнительному образованию. Для меня как учителя музыки, важным продолжением урока является внеурочная деятельность. Мною  создан вокальный кружок «Кингилин» (в переводе с эвенкийского «звон»).

Цель: приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей. Наряду с формированием устойчивого интереса к пению, певческим навыкам, мои ученики приобщаются к традиционной культуре эвенков и бурят, проявляют устойчивый интерес к песенной культуре Бурятии и народов Севера.

В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

В репертуар включены такие произведения, с помощью которых формируются правильные певческие навыки и выразительность вокального исполнения. Форма подведения итогов: занятие-концерт, отчетный концерт (1 раз в год) проводятся с участием родителей, общественности поселения «Дырен эвенкийское».

Мои ученикипринимают активное участие в различных конкурсах школы, района и республики и занимают призовые места:

  • Конкурс эстрадной песни «Наранай туяа» (районный уровень);
  • Конкурс бурятской народной песни, посвященного празднованию национального праздника Сагаалган (школьный, поселенческий и муниципальный уровень);
  • Конкурс эвенкийской песни имени В. Гончикова (республиканский уровень);
  • Международный фестиваль национальных культур «Найрамдалай дугы» («Дорога дружбы»);
  • Конкурс «Гэсэр», «Дангина» и др.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация деятельности учителя музыки в условиях введения ФГОС ООО МУ « Курумканское районное управление образования» МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа» Автор: Аюшеева С.Ц., учитель музыки МБОУ «Дыренская СОШ»

Слайд 2

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя Элберт Хаббард

Слайд 3

Цель: формирование основ музыкальной культуры как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования

Слайд 4

З адачи: применение в обучении и воспитании современных образовательных технологий; организация деятельностного характера обучения; развитие познавательного интереса к предмету через организацию внеклассной работы и повышение мотивации к учению; выстраивание индивидуальной траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики и прогнозирование продвижения ребенка; формированиепредметных , метапредметных , личностных результатов; создание условий для проявления и роста музыкально одарённых детей

Слайд 5

Системно-деятельностный подход умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий способность к самоорганизации в решении учебных задач прогресс в личностном развитии

Слайд 6

Межпредметная интеграция История Литература ИЗО Геометрия МХК Музыка

Слайд 7

Виды деятельности Пластическое интонирование Импровизация Драматизация

Слайд 8

Здоровьесберегающие технологии Применение ИКТ на уроках музыки Технология проектов Образовательные технологии, применяемые на уроках музыки, искусства, МХК Личностно-ориентирован-ные технологии Технология продуктивно-творческой деятельности Образовательные технологии

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки Применение ИКТ на уроках музыки Технология проектов Личностно-ориентированные технологии Технология продуктивно-творческой деятельности Т анцы, танцевальные движения: «Танец утят», «Хоровод», «Каравай», « Ёхор ». У пражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой : «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник». 1. Ролевые проекты 2. Информативно-исследовательские проекты 3. Сценарные проекты 4. Творческие проекты 5. Информационные проекты Я – первооткрыватель Я – творец Я - исследователь Позволяет отправиться в путешествие по разным странам, различным эпохам просматривать видеофильмы, анимацию, слушать музыку. Использую музыкальные игры, занимательные упражнения, тесты, презентации, Интернет – ресурсы. Позволяет повысить мотивированность учащихся к обучению, их познавательную активность, учесть личностные особенности ученика, дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс Образовательные технологии

Слайд 10

Образовательные технологии

Слайд 11

Образовательные технологии

Слайд 12

Внеурочная деятельность

Слайд 13

Внеурочная деятельность

Слайд 14

Образовательные результаты

Слайд 15

Образовательные результаты

Слайд 17

Образовательные результаты

Слайд 18

Спасибо за внимание!