Хоровой собор в память князю Александру Невскому

Жердецкая Галина Николаевна

Изучение традиционного русского духовного пения представлено как средство для формирования определенных качеств личности обучающихся. Используемые в программе методы и формы организации учебного процесса ориентированы не только на овладение певческими навыками и изучение конкретного репертуара, сколько на достижение определенного воспитательного эффекта.В программу  включены духовные песнопения и произведения современных авторов, что позволяет создать условия для развития музыкальных способностей каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей, развить мотивацию к познанию и музыкальному творчеству, создать на занятиях условия для эмоционального становления учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc524 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                     Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа

с углубленным изучением отдельных предметов №33

Дзержинского района Волгограда»

«Хоровой собор в память святому благоверному князю Александру Невскому»

Программа факультатива для детей 9-15 лет

Автор: Жердецкая Галина Николаевна

        учитель музыки высшей                    квалификационной категории

Волгоград   2021 г.

Пояснительная записка.

Направленность программы «Духовное пение» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному назначению – общекультурной, форме организации – внеклассной, по форме реализации – 17 часовой.

Новизна программы факультатива состоит в том, что изучение традиционного русского духовного пения представлено как средство для формирования определенных качеств личности обучающихся. Используемые в программе методы и формы организации учебного процесса в программе ориентированы не только на овладение певческими навыками и изучение конкретного репертуара, сколько на достижение определенного воспитательного эффекта.

Актуальность программы обусловлена тем, что сформировался и окреп устойчивый интерес общества к жизни Русской Православной Церкви как носительницы традиционной духовности, а значит, и к ее культурно-историческому наследию, частью которого является духовное пение. Под духовным пением мы понимаем как традиционное богослужебное пение Русской Православной Церкви, так и внебогослужебные.  В программу  включены духовные песнопения и произведения современных авторов, что позволяет создать условия для развития музыкальных способностей каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей, развить мотивацию к познанию и музыкальному творчеству, создать на занятиях условия для эмоционального становления учащихся.

        В Федеральном Государственном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая стабильность.  Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь учащихся. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностей и морально – нравственного состояния общества и государства» - цитата из ФГОС второго поколения.

Педагогическая целесообразность программы факультатива объясняется ее соответствием запросам учащихся и их родителей. Это выражается в самих особенностях изучаемого предмета и его духовной религиозной основе. Приобщение ребенка к духовному пению (к пению церковных песнопений в частности) может вызвать определенные изменения в его интересах, в душевной жизни.

Для осуществления педагогической сообразности разработка программы осуществлялась с учетом следующих принципов обучения:

  • принципа культурособразности, позволяющего отбирать материал, методы и формы обучения, соответствующие заявленным в программе целям и задачам, вводя ребенка в традиционную русскую духовную культуру;
  • принципа ситуационности обучения, позволяющего, во-первых, использовать все возникающие в процессе работы ситуации как средство «вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем», во-вторых, оказать «педагогическую помощь (содействие) в преодолении учащимися затруднений», обеспечить «личное разрешение ребенком созданного образовательного затруднения»;
  • принципа развития, предполагающего освоение материала технически, эмоционально, интеллектуально несколько более сложного, чем тот, который доступен учащемуся на его актуальном уровне знаний, умений и навыков.

При обучении духовному пению необходимо, чтобы родители ясно представляли себе духовную, религиозную основу предлагаемого в программе факультатива содержания; чтобы для них те изменения в интересах, в душевной жизни ребенка, о которых мы говорили выше, были ожидаемы и желательны. Особую роль в реализации данной программы играет сам педагог, его профессиональная компетентность и личностные качества.

Серьезными шагами на пути достижения поставленных целей могут стать организация и проведение детских праздников, благотворительных выступлений, участие в фестивалях и конкурсах, хоровых соборах на уровне школы и  на региональном уровне, что также подразумевает значительную долю участия родителей.

Целью данной программы факультатива является воспитать участника детского духовно-певческого коллектива, способного к сотрудничеству с другими детьми, сформировать личность ребенка в соответствии с духовно-нравственными идеалами Православия как основы традиционной духовности.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • сформировать правильное представление об особенностях духовного пения, о роли и значении богослужебного пения в жизни Церкви;
  • развить у детей творческие способности;
  • помочь учащимися овладеть высоким уровнем культуры взаимоотношений;
  • сформировать необходимые для участника хора волевые качества: внимание, терпение, дисциплинированность.
  • обучить навыкам вокально-хорового пения;
  • освоить предлагаемый репертуар.

Отличительные особенности.  Часть репертуара может быть предложена как педагогом, так и учащимися. Причем песнопениям могут быть посвящены одно, два и более занятий в зависимости от интереса детей. На части материала отрабатываются те или иные певческие навыки, а некоторые песнопения предназначены для прослушивания в целях накопления слушательского опыта.

Духовное пение несет в себе значительный образовательный потенциал, как в плане содержания, так и в плане выражения. С точки зрения содержания в изучаемом материале выделяются два блока песнопений. Это, во-первых, молитвословия (тропари, кондаки, стихиры праздников, молитвы, неизменяемые песнопения православного богослужения), изучение которых позволит непосредственно прикоснуться к богослужебно-молитвенной жизни человека в Церкви. Второй блок – это народные и современные песни, которые обращены к душевному пласту человеческой жизни и в силу этого призваны пробудить в человеке чувства прекрасного к природе, душевной близости и сопереживания людям. Содержательное своеобразие певческого материала позволит ввести учащихся в мир духовной жизни. С другой стороны, работа над ансамблем в хоре даст возможность ощутить ответственность каждого за общее дело и всех за одного, необходимость проявлять терпение и внимательность к педагогу и к товарищам, одним словом, попытаться самому осуществить христианское отношение к делу, к людям и к Богу.

Программа  предназначена для обучения духовному пению детей в возрасте 9-15 лет.

Учащиеся овладевают технической стороной пения, знаниями о внешних особенностях духовного пения и их значении для богослужебного церковного круга, знакомятся с основой церковных праздников и их морально-нравственным значением.

Основными формами занятий являются:

  • по количеству детей – групповые и индивидуальные занятия, занятия в подгруппах (ансамблях).
  • взаимодействия педагога и обучающихся – внеклассные занятия, концертные выступления на праздниках, благотворительных акциях; участие в конкурсах духовной музыки, фестивалях, хоровых соборах.
  • по дидактической цели – как правило, комбинированные формы занятий, состоящие из теоретической и практической части, причем практическая часть значительно преобладает; контрольные занятия, на которых проверяется уровень  знаний умений и навыков у обучающихся.

Ожидаемые результаты освоения программы.

К концу обучения учащиеся должны 

  • овладеть начальными навыками певческого дыхания, чистого интонирования несложных мелодий в унисон, петь на два голоса;
  • уметь петь наизусть и по нотам весь предлагаемый репертуар;
  • иметь представление об интонационном, ритмическом, позиционном, дикционном ансамблях, о роли дирижера, о внешних особенностях духовного пения, знать событийную основу церковных праздников и их морально-нравственное значение;
  • соблюдать правила поведения в хоре, подчиняться указаниям дирижера в процессе пения.

Способы проверки результатов освоения программы.

Особым способом проверки результатов освоения программы следует считать участие в фестивалях, конкурсах, другие публичные выступления.  

Тематический план и вокальный материал

хорового собора, посвященного 800-летию памяти святого благоверного князя Александра Невского.

Название темы

Количество часов

Пение и молитвы.  Праздники православной церкви. Богослужебные песнопения

1

Тропарь Александру Невскому, глас 4.

a capella

2

    Многая лета муз Д. С. Бортнянского

a capella

Песнопения о Боге

3

Научи меня Боже любить
(слова Великого Князя Константина Романова)

a capella

                        Русские народные песни

4

«Ах ты степь широкая» обработка            Д. А.Печникова

a capella

Духовная музыка. Композиторские сочинения

10ч

5

«Русь называют святою» муз. и сл. Архидьякона Романа (Тамберга)

a capella

6

«Княже Александре» муз. и сл.                   Г. Лупандина

с инструментальным сопровождением

6

«Ангел» Л. Марченко

с инструментальным сопровождением

8

«Песня о доброте» Т. Мухамедшиной

с инструментальным сопровождением

9

«Славься» муз. С. Рахманинова, сл.       Н. Некрасова.

с инструментальным сопровождением

Программное содержание

Теоретическая часть.

Тема 1. Своеобразие духовного православного пения

Пение и молитва. Ангельское пение и особое происхождение некоторых песнопений. Пение в храме. Виды богослужений и их значение. Жанры богослужебных песнопений. Неизменяемые песнопения православного богослужения.

Тема 2. Праздники православной церкви. День памяти святому благоверному князю Александру Невскому.

Тема 3. Богослужебные песнопения.

        Элементы певческого дыхания и их особенности: спокойный, бесшумный и одновременно активный, энергичный вдох «животом»; короткая задержка; плавный, равномерный, экономный, длительный выдох. Цепное дыхание. Дыхание как элемент выразительности пения.

Тема 4. Русские народные песни.

Звукообразование и звуковедение. Ансамбль.

Высокая позиция звука на всех звуках диапазона. Единообразие в манере произнесения звуков и одновременная ясная их артикуляция. Одинаковая сила пения, одновременное усиливание и ослабление звучания. Одинаковая пульсация метрической доли. Точный унисон, чистое интонирование мелодии. Мягкая атака звука.

Тема 5. Композиторские сочинения. 

        Динамические оттенки. Плавное легато. Темп как средство выразительности. «Крупное» и «мелкое» слово.  Выделение главного слова во фразе и ударного слога в слове.

Тема 6. Праздники православной Церкви.

         Понятие церковного праздника, его отличие от нецерковного праздника.

Практическая часть: изучаемый репертуар.

1. Тропарь гл 4. Смысл песнопения и его место в богослужении. Ритмический, интонационный, позиционный, дикционный ансамбли. Праздничный характер песнопения.

2. «Многая лета».  История песнопения, место в богослужении. Интонационный, дикционный, ритмический, позиционный ансамбли. Легато. Цепное дыхание. Распев.

3. «Научи меня, Боже, любить». Кантилена. Дикция. Дыхание.

4. «Ах, ты степь широкая». Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание. Легато. Распевы.

5. «Русь называют святою». Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание. Легато. Мягкая атака звука. Распев.

6. «Княже Александре» Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание.

7. «Ангел». Дикционный, ритмический ансамбли. Цепное дыхание. Легато. Мягкая атака звука. Распев.

8. «Песня о доброте» Т. Мухамедшиной Праздничный характер песнопения. Работа над исполнением в различных темпах.

9. «Славься» муз. С. Рахманинова, сл. Н. Некрасова. Интонационный, гармонический ансамбли.

Информационно-методическое обеспечение

  1. Карточки обучающихся и нотный материал – тексты изучаемых песнопений и песен.
  2. Фонограммы - минусовки:
  •  «Княже Александре»
  • «Ангел» Л. Марченко
  • «Песня о доброте» Т. Мухамедшиной
  • Православные святыни Волгограда. Видеофильм
  • Житие А. Невского. Видеофильм

                                        Список литературы

  1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете православной антропологии. М.: «Школа-Пресс», 1996.
  2. П.Г. Чесноков Хор и управление им.
  3. А. Бандина, В.Попов, Л.Тихеева. Школа хорового пения. М., «Музыка», 1973.
  4. Г.П. Стулова. Хоровой класс (теория и практика вокальной работы в детском хоре). М., «Просвещение», 1988.
  5. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского

Сборники песен и песнопений

  1. Обиход церковного пения. Под ред. Лапаева. М., 1995.
  2. Слово жизни. Духовные стихи и песнопения. СТЛ, 1996.
  3. Семена благие. Сб. песен. СПБ., 2003.
  4. Богданова Е. Пасха красная: песни для детей. М.; 2006.

Теоретическая часть. Праздники православной церкви.

Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского

Святой благоверный великий князь Александр Ярославич родился в 1219 году, 30 мая, в городе Переславле.

Господь с детских дней готовил в благоверном князе Александре светильник, горящий верою добродетелями. По свидетельству древнего описателя жизни благоверного князя, никогда он не предавался детским забавам и развлечениям. Любимым его занятием было чтение священных книг, любимым отдыхом – пламенная молитва к Господу, пример которой он постоянно наблюдал в лице своей благочестивой матери. Пением церковных песнопений услаждал он свою душу, постом и воздержанием укреплял и развивал свои телесные силы.

Наряду с книжным обучением в княжеской древнерусской семье много внимания обращалось и на воспитание физическое: на развитие силы и ловкости, уменья владеть мечом и копьем, ездить на коне и т.п., так как князь должен был быть опытным не только в подвигах духовных, но и в подвигах ратных, должен быть не только воином Христовым, но и воином земным, уметь защитить святую Церковь и силою слова и, когда это требовалось, силою меча. И благоверный князь Александр, непобедимый витязь, как называли его современники, в совершенстве усвоил эту сторону княжеского воспитания и для своих соратников был не только руководителем, но и образцом ратной доблести.

По свидетельству древнего жизнеописания, Александр Ярославич был истинным другом всех нуждающихся и обездоленных, отцом вдовицам и сиротам, питателем нищих и убогих. Памятуя заповедь Спасителя не собирать себе сокровищ на земле, он щедро оделял нуждающихся, и из княжеского дома никто не уходил неудовлетворенным в своей просьбе.

Но еще больше привлекал к себе благоверный князь своею духовною красотою, которая современникам его казалась такою же необычайною, как и красота телесная. Милосердие представляло собою отличительную, наследственную черту в княжеской семье благоверного князя Александра.

Еще в 1223 г. на юге России появился страшный завоеватель, никому до того времени не известный, – татары. Со времени этого нашествия начался в русской истории тяжелый период, известный под именем татарского ига. Разоряли и жгли татары русские города, брали в рабство население, брали дань. Князь Александр Невский ездил в орду к хану как дипломат договаривался о перемирии.

В 1240 шведы напали на Русь. С  пламенною молитвою обращался благоверный князь к великому Богу и Заступнице рода христианского Божией Матери, и к святым покровителям веры православной и небесным предстателям и молитвенникам за святую Русь – благоверным князьям Владимиру, Борису и Глебу преподобным помочь защитить Русь. Принеся благодарение Господу за Его чудесную помощь и за одержанную победу, с великою славою возвратился благоверный князь Александр в Новгород, восторженно приветствуемый новгородцами. Никогда не забывала святая Русь этого славного подвига святого князя и его дружины, молитвенно вспоминала имена павших в битве воинов и навсегда сохранила за благоверным князем Александром наименование Невского.

5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная в истории под именем Ледового побоища. И здесь одержал победу великий полководец. Торжественно возвращались в Псков победители во главе со своим вождем. Близ коня благоверного князя шло пятьдесят знатнейших рыцарей, позади русского войска – множество простых пленных. Радостно встретили псковичи своего избавителя.

Так закончилась борьба со шведами и немцами. Вся жизнь благоверного князя Александра Ярославича была посвящена служению своему отечеству. Своею беспримерною храбростью и воинскими доблестями он сохранил свой северо-западный удел от постоянных притязаний на него западных католических народов; силою меча и мудростью охранил он православную Церковь и от нападений латинян и от происков римских пап; осторожностью и мудрою правительственною деятельностью облегчил он татарское тяжелое иго, дал возможность русским людям спокойнее его переносить, поддержал в них веру в могущество Руси, вселил надежду на лучшие времена; самих поработителей заставил с уважением относиться к покоренной стране и ее князю. Это великое служение благоверного князя прекрасно определил его современник-биограф следующими словами: «Он много потрудился за землю Русскую, и за Новгород, и за Псков, и за все великое княжение живот (жизнь) свой отдавая, и за православную веру».

Но и после своей кончины благоверный князь Александр Ярославич не прекратил своего великого служения Русской земле; всегда он являлся предстателем и скорым помощником в самые трудные минуты в жизни нашего Отечества.

                                                                                                                                                                        Одним из центров празднования в 2021 году 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского назван наш город-герой     Волгоград.

https://vlg-media.ru/wp-content/uploads/2020/09/Kashirsky-3-14-1-1024x683.jpg

Над Аллеей Героев и Площадью Павших Борцов города-героя Волгограда величаво и грозно возвысился небесный покровитель, Святой благоверный великий князь Александр Невский.

памятник александру невскому волгоград