Дистанционное обучение в классе флейты

Харыбина Инна Станиславовна

Зто статья о плюсах и минусах дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_distantsionnom_obuchenii.doc67 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

.            Дистанционное обучение в классе флейты.

                                       Автор статьи –  педагог ГБУ ДО ЦТР и ГО «На Васильевском»

                                                                                           Харыбина Инна Станиславовна

С начала апреля 2020 года учебный процесс в нашем Центре «На Васильевском» проходил в формате дистанционного обучения. Для всех нас – педагогов, учеников, их родителей – это новый формат в начальном музыкальном образовании. 

    Виды дистанционного обучения к каждому учащемуся подбираются индивидуально. В основе дистанционного обучения могут лежать как самостоятельные занятия ученика по разработанной программе с дальнейшими видеоотчётами учащихся и видео-инструкциями преподавателя,  так и онлайн-уроки, чтобы иметь возможность контролировать процесс обучения. Подобный формат обретает  популярность из-за отсутствия привязки к месту и расписанию, что было и остается особенно ценным для жителей удаленных населенных пунктов.

 Дистанционное обучение включает в себя все виды обучения на расстоянии: сюда входит и заочная форма обучения, и видеокурсы, и электронные учебники, в том числе и интерактивные, и общение через онлайн-занятия и социальные сети. Дистанционное обучение — это форма получения образования (наравне с очной, заочной, очно-заочной и экстернатом), при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Онлайн-обучение — это получение знаний и навыков при помощи компьютера или другого гаджета, подключенного к интернету. Это обучение в режиме “здесь и сейчас”, опосредованное соединением. Такой формат появился в сфере дистанционного обучения и стал его логическим продолжением с развитием интернета и цифровых технологий.

Как мы занимались? Для начала провели опрос учеников и родителей о наличии средств связи, определились с перечнем информационных платформ, которые наиболее приемлемы для нашей специфической деятельности. Занятия проходили с помощью Skype, WhatsApp, Zoom, YouTube, преподаватели отправляли видео и аудиорассылки, задания по электронной почте, а также на выбранной преподавателем интернет-платформе. Выполненное задание ребята направляли в указанные преподавателем сроки, используя приложения Skype, WatsApp, электронную почту. 

В практике реализации образовательных программ в детских музыкальных школах дистанционные технологии в должном качестве и в целях обеспечения учебного процесса никогда не применялись. Особой ценностью обучения в детской музыкальной школе всегда считалось живое общение педагога и ученика как самая действенная «технология» освоения того или иного вида искусства. 

Дистанционное образование – вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразно получать только в том случае, если по каким-то причинам учащимся недоступен традиционный вариант обучения или в период чрезвычайного положения. 

Дистанционное обучение имеет свои, ярко выраженные характерные черты, которые несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

Положительные черты дистанционного обучения:

Плюсы:

1.Более высокий уровень подготовки преподавателя. как показывает практика – лучше хороший преподаватель по скайп, чем плохой преподаватель и обычные традиционные занятия.
2.Удобство и экономия времени. Ученику не нужно тратить время и деньги на дорогу, стоять в пробке. Особенно это весомо, когда продолжительность занятия, например, 30 или 45 минут, а на дорогу студент потратил час. Как-то не очень справедливо и довольно расточительно, особенно в наше время.
3.Немедленная практика. После повторения изученного материала преподаватель показывает новый прием и ученик пробует его исполнить самостоятельно несколько раз. После чего преподаватель дает задание на дом, так как время урока подходит к концу и ученик едет домой (тратя время ожидание транспорта на автобусной остановке, пробки) и, скорей всего, через час, когда он вернется домой он не станет сразу же набрасываться на инструмент. Но проблема в том, что эффективность занятий в таком случае сильно падает. Наиболее эффективно, когда сразу же после окончания урока, что называется «по свежим следам», без промедления ученик начинает самостоятельную практику, пока что-то осталось в памяти, пока есть энтузиазм и творческая энергия.
4.Родственники не должны ждать. В обычном формате, старшая сестра, брат или один из родителей приводит ребенка на занятие и ожидает весь урок. В случае с онлайн занятиями музыкой в этом нет необходимости и спутники могут заниматься своими делами.
5.Возможность записи урока. Как показывают исследования человек запоминает 10% того, что слышит и 30% того, что видит. Вся остальная информация уходит безвозвратно. В случае с онлайн занятиями всегда можно воспользоваться программа записи, чтоб иметь возможность вернуться к уроку снова и снова. А в случае с игрой на инструменте (флейте, , фортепиано) – всегда полезно послушать себя со стороны.
6.Предварительный разогрев. Не секрет, что перед исполнение ученику необходимо разыграться, так как пальцы рук еще не разогреты. Проще говоря, нужна разминка (как и в спорте), на которую часто тратится не менее 25% времени от урока. В случае с онлайн занятиями разминка может делаться учеником самостоятельно за 20 мин до скайп-урока и звонку преподавателю.
7.Ученик реже отвлекается. Как показывает западное исследование, проведенное в 2010 году при традиционных занятиях «лицом к лицу» ученик отвлекается на 36% больше. Это связывается с более частым зрительным контактом, непривычной обстановкой, стеснением особенно в первые дни занятий.
8.Проще диагностировать проблемы. Иногда исполнительские проблемы связаны с тем, что, например, ученик боится играть слишком громко в своей квартире, чтоб не мешать остальным членам семьи или соседям. Или у него проблемы  с инструментом, обстановкой и т.д. В случае с онлайн занятиями преподаватель легко это замечает.
9. Разные помещения. Иногда бывают случаи, когда нахождение ученика и преподавателя в одном помещении не благоприятно может сказаться на производительности. Например, преподаватель заболевает простудой перед ответственным конкурсом учащегося. Традиционные занятие невозможны из-за вероятности заражения ребёнка, но и подготовка к конкурсу должна идти полным ходом, чтобы успешно выступить. Дистанционные занятия – это единственное решение.

        Отрицательные черты дистанционного обучения:

Минусы:

1.Нет физического контакта. Некоторые преподаватели для достижения результата могут использовать тактильные ощущения, например, положив свою руку на руку ученика, показывая «как нужно». Естественно, это актуально не для всех видов занятий и занимает очень маленькую часть урока (от 1-5%).
2.Зависимость от качества интернет-соединения. И преподаватель, и ученик должны иметь высокоскоростное соединение. При этом желательно, чтобы члены семьи во время занятия воздержались от загрузки интернета (онлайн просмотров видео, скачивание больших файлов).
3.Качества звука. Мало кому приходит в голову купить отдельный качественный микрофон и аудиосистему для занятий. Как правило, большинство пользуется встроенными в ноутбук, которые имеют довольно низкое качество звучания и это отражается на разборчивости.
4.Нет традиционных отчетных концертов. В традиционной системе есть такой вид экзамена, когда все ученики преподавателя собираются в один день, в одно время и выступают перед зрителями (родственниками, абитуриентами). В случае с удаленной системой это невозможно организовать, так как ученики разбросаны по всему Миру. Поэтому ответственность за выступления ложится на плечи ученика.
5.Пометки в нотах. Иногда проще всего делать пометки сразу в нотах ученика, следя за его исполнением. В случае со скайп уроками, например, флейты – это сложно организовать. Конечно, преподаватель может следить по цифровой версии, после чего отправлять ноты ученику, но это усложнение.
6.Дирижирование. Во время связи существует небольшая задержка между тем, когда педагог говорит и когда ученик слышит и наоборот. Конечно с ростом скорости интернет соединения и улучшением технологий – это задержка все меньше и меньше, но она есть. Поэтому дирижировать непосредственно исполнением ученика, показывать акценты пока довольно сложно.
7. Необходимость использования качественных вебкамеры. Качественные вебкамеры стоят далеко не во всех устройства. Старые планшеты и ноутбуки с камерами 0.3 мегапикселя – не подходят для занятий.
8.Сложность получения практического опыта. Основная доля нагрузки автоматически ложится на родителей учащихся, родители объясняют, проверяют и контролируют степень и качество выполнения задания ребёнком.

9.  Большая нагрузка. Задание на дистанционном обучении максимально вырастает в объёме, на детей ложится колоссальная нагрузка, что пагубно отражается на их здоровье;

  В данных условиях встаёт вопрос не только о возможности приобретения новых знаний, умений и навыков, но и закреплении старого материала. Осуществить контроль за выполнением заданий невероятно тяжело. Разрабатывая концепцию дистанционного обучения с применением онлайн-технологий необходимо учитывать объём и качество задания, временные и технические ресурсы, степень подготовки и т.д.

С  апреля 2020 года, в связи с эпидемией коронавируса и переходом на дистанционное обучение, в ряде регионов России ввелась цифровая образовательная среда для проведения онлайн-занятий. Чтобы онлайн-занятие проходило наиболее качественно, возникла необходимость подготовки электронных платформ, создания базы для дистанционного обучения. На сегодняшний день существует ряд популярных онлайн-платформ, о которых речь пойдёт ниже.

  1.       Zoom – это сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения учеников.  Эта онлайн-платфрма имеет много преимуществ. Организовать встречу может любой, создавший учетную запись. Но бесплатная учетная запись позволяет проводить видеоконференцию или видеоурок только 40 минут. Остальное затраченное время следует доплачивать.
  2.     Skype  –  самая популярная и удобная платформа для организации онлайн обучения. Это напоминает вариант интернет-телефонии, когда можно звонить собеседнику и общаться с ним на интересующую тему. На экран можно вывести себя или рабочий стол с подготовленным заранее материалом. Минусом этой платформы является то, что в Skype нельзя отправить большой текст или презентацию и курсовую с рефератом.
  3.  Большой популярностью стали  пользоваться платформы «Одноклассники» и «В контакте».   С одной стороны, эти сайты выглядят не столь солидно и убедительно и скорее подходят для личного общения, чем для удалённой работы,  как вышеописанные предыдущие системы, с другой, у них есть масса преимуществ:

– доступность, популярность и массовая распространённость практически среди всех слоёв населения;  невысокая стоимость и мобильность (можно использовать просто гаджет);

– возможности онлайн-показов, выход на разнообразные мастер-классы, различные аудиозаписи, видеоуроки со стационарного компьютера,  переписка, аудио- и видеозаписи, фото- и видеоотчёты, нотный материал, большие тексты, презентации и т.д.;

–  возможности для индивидуальной и коллективной работы с помощью бесед;

          Облегчённой версией можно также считать создание бесед в телефонном приложении Вайбер и WhatsApp. Минусами можно считать короткий объём информации, невозможность текстового документа и ограниченность видеоматериала.

     Собственный личный опыт в проведении онлайн-уроков – это создание бесед на базе платформы Skype, WhatsApp и «Вконтакте».( Создана закрытая группа для учеников класса флейты) При обучении в музыкальной школе практикуются различные методики преподавания,  поэтому  при ведении занятий в режиме онлайн пришлось скорректировать курс. В классе флейты за основу были взяты занятия онлайн в Skype и в WhatsAppе, Наибольшую сложность вызвала работа с детьми младшего дошкольного возраста, для них пришлось сократить часть программы и упростить задание.  Время  занятий с младшими классами было сокращено до 25-30 минут, чтобы не допустить перегрузки воспитанников.

Помимо занятий онлайн в Skype, и WhatsAppе, учащиеся записывали видеоролики и присылали мне .Для каждого ученика были записаны минусовки , под которые они дома занимались.и делали экзаменационные видеозаписи ,я просматривала записи, делала замечания. Все домашние задания выполнялись регулярно. Мы даже сдали переводные и выпускные экзамены. Дети присылали видео, а комиссия  прослушивала присланные работы. Ученики были аттестованы, каждый получил оценку. За период дистанционного обучения воспитанники приняли участие в видео конкурсах, многие завоевали дипломы победителей.

 Мой вывод о дистанционных занятиях: – Я бы не сказала, что эти занятия были эффективными. Никогда нельзя заменить человеческое общение на то, которое проходит удалённо. Ребенок должен видеть реакцию преподавателя. Поэтому дистанционное обучение - это не продуктивное обучение, а вынужденная мера.
Безусловно, дистанционное обучение, тем более в музыкальной школе или школе искусств несёт в себе много проблем – это психологическая неготовность учащихся  и родителей к таким занятиям, недостаток свободного времени, сильный стресс  как для педагога, так и для учащегося и его родителей, не совсем серьёзное отношение к онлайн-обучению как со стороны учащихся, так и со стороны родителей, невозможность работать над качеством звука, а так же над  динамикой, филировкой, фразировкой  из-за технических проблем зависающего интернета

.Таким образом, положительные моменты от дистанционного обучения есть,  но именно минусы в этом периоде наиболее ощутимо сказались на процессе обучения. Поэтому, наиболее предпочтительной всё-таки остаётся форма очного обучения.