"Образ птиц в искусстве"

Мусина Камила Радисовна

Реферат:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon musinakamila1.doc162.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Мусина Камила Радисовна

ОБРАЗ ПТИЦ В ИСКУССТВЕ

РЕФЕРАТ

Реферат защищен

Специальность: 53.02.01

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«      » _______________ 2019 года

Курс: 2 , группа:  20

Руководитель: Арсентьева И.Н.

преподаватель МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс

 высшей квалификационной

категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ ПТИЦ В ИСКУССТВЕ

1.1. Символика птиц в искусстве

4

1.2. Мифы и легенды о птицах

10

1.3. Голоса птиц в музыке

11

Выводы по 1 главе

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

19

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Взаимодействие природы и человеческого образа волнуют не только ученых, но и писателей, композиторов. Неповторимая красота природы, в том числе голоса птиц, во все времена побуждали людей искусства на создание новых произведений.

Голоса птиц в произведениях композиторов - это отражение зачастую их реального звучания и отражение конкретных образов. Обращение к музыкальным произведениям позволит проследить, какие изменение происходили в сознании человек в его отношении к природе. Птицы – одна из самых своеобразных групп животных. Как говорил французский композитор Оливье Мессиан: «Птицы – это противоположность времени, это наша жажда света, звёзд, радуги и бессловесного ликования во славу жизни» [4]. На мировом древе жизни место птиц на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная птица. Среди них чаще всего встречаются орлы, лебеди, совы, а также разного рода мифические создания вроде вещей птицы Гамайюн, Жар-птицы, птицы счастья Симург и т. д.  «Птичья тема» широко представлена в символике.

С давних времён птицы играют различные, в том числе и знаковые роли в фольклоре, мифологии, религии и массовой культуре различных народов мира. Изображения птиц, в той или иной интерпретации, часто появляются на обложках научных книг о природе и художественных произведений; на рекламных плакатах и обложках музыкальных дисков, в музыкальных видеоклипах, на керамических и ювелирных изделиях, предметах быта. Изображения птиц часто помещают на гербах, почтовых марках и монетах.

Птицы с некоторых пор привлекали человека своей красотой, обликом, умением видеть мир с высоты. Поэтому неслучайно для человека стали символом свободы, независимости. На протяжении многих веков в своих сочинениях композиторы любили изображать повадки и пение разных птиц. Пение птиц послужила основой для многих музыкальных произведений зарубежных и русских композиторов.

Актуальность работы обусловлена недостаточно широкой изученностью образов птиц в искусстве, при том что эта тема рассматривается в школьной программе по музыки. Перечисленное выше указывает на актуальность проблемы и обуславливает тему исследования: «Образ птиц в искусстве».

Цель: на основе анализа искусствоведческой литературы раскрыть образ птиц в искусстве.

Задачи: 

1. Дать искусствоведческую характеристику символики птиц в искусстве.

2. Раскрыть содержание легенд о птицах для школьников.

3. Отобрать и дать характеристику музыкальных произведений, в которых отражены образы птиц и звучание голосов птиц в классическом музыкальном наследии.

4.Обобщить результаты и наметить перспективу для дальнейшего исследования.

Методы исследования: (теоретические):

  • поиск и отбор источников информации
  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • классификация
  • систематизация
  • обобщение

ГЛАВА 1. ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ ПТИЦ В ИСКУССТВЕ

  1.  Символика птиц в искусстве

Символизм — это форма непрямого, косвенного представления.  Уникальный, присущий только человеку психический процесс замещения одних образов другими [11].

Птицы воплощение как человеческого, так и космического духа – символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и предполагаемой способностью достичь небес. Птица повсеместно — символ. Поющая птица — символ счастья. Птица в клетке символизирует утрату свободы. Птицы на протяжении веков вызывали у людей живой интерес, многие из них имеют символические значения в различных культурах и верованиях. Сейчас мы рассмотрим образы-символы тех птиц, которые наиболее часто встречаются в музыкальном наследии зарубежных, русских и современных композиторов.

Таблица 1.1

Отражение птиц в символизме  

Название птицы

Символика

Аист

Издавна считалось, что загнездившаяся пара белых аистов приносит в дом счастье, богатство и благополучие, а также новорожденных детей. В древнем египетском искусстве аист — предвестник вечной жизни. В древнегреческом искусстве "богиню аистов" изображали в виде молодой женщины (иногда с рыбами в руках), спутницы Геры.

Кукушка

Символ нахлебника, бездельника; птица, связываемая в Европе с завистью и авантюризмом. Более распространен положительный символизм кукушки - предвестницы весны, лета или богатства. птицей, олицетворяющей душу, предсказательницей будущего или вестницей весны.

Курица

Олицетворение материнской заботы, а также провидение. Черная курица - слуга врага рода человеческого или одно из его проявлений. Кудахчущая курица символизирует властную или смелую женщину.

Соловей

В народно поэтической традиции соловей, «вольна пташечка», - друг, советчик, верный крылатый посол. В народной лирике это символ чуткости к переживаниям, отзывчивости к человеческому горю. Этот собирательный лирический образ наделяется ласковыми нежными эпитетами – «соловей, залетна пташечка», «соловей - соловушко».

Жаворонок

Жаворонок – символ радости, верности и смиренности, поскольку парит высоко и поет, устремляясь к небу. Пение жаворонка считают радостной молитвой, обращенной к Богу.

Голубь

Символизирует дух жизни, душу, переход от одного состояния к другому, дух света, непорочность, невинность, нежность и покой. Из-за преданности потомству голубь олицетворяет материнскую любовь. Два целующихся голубка – знак целомудрия и оберег для влюбленных.

Ворон

Символизирует мудрость, скрытность. Одно из животных "двенадцати земных ветвей" и символизирует могущество (Китай). Из-за своей черноты они считаются символами хаоса и тьмы, предшествовавшей свету творения.

Лебедь

Сочетая в себе две стихии: воздуха и воды, лебедь является птицей жизни, является птицей поэтов. Песня умирающего лебедя - это песня поэта, а его белизна - искренность. Лебеди с золотыми или серебряными цепями вокруг шеи олицетворяют сверхъестественный облик божеств. Солнечная птица, янь (Китай). В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие.

Гусь

Символ единства, союза между землёй, водой и небом. В Китае птицы со скрещенными шеями означали пожелание семейного благополучия, супружеской верности. Переплетённые шеями утки или гуси могут трактоваться и как символы счастья, и как выразительные символы тесного единства стихий и сил, управляющих законами, по которым существует всё живое во Вселенной.

Орел

Символ высоты духа, солнце, тепло жизни, день, начало (Египет). Орёл относится к стихиям воздуха и огня. Бесстрашный полёт, скорость ассоциируются с молнией и означают "ритм героического благородства" (Египет). В Китае - символ власти. Орёл в воздухе равен льву на земле, поэтому его иногда изображают с львиной головой. Означает Солнце, янь, власть, воителя, храбрость, упорство, острое зрение, бесстрашие.

Журавль

В культуре многих народов журавль считается счастливым символом, олицетворяя свободолюбие, верность, бдительность. И действительно, проплывающий в небесной синеве журавлиный клин, наверное, никого не оставит равнодушным. Весной он символизирует возвращение тепла, осенью — предупреждает, что зима не за горами. Встреча журавлей — всегда радостное событие, провожают же их с грустью. Соответственно различному настроению человека считалось, что весной и осенью птицы и курлычут по-разному — весело или грустно.

Ласточка

Вестник добра, счастья, начала, надежды, положительного перехода, возрождения, утра, весны, восхода солнца, прилежания, домашнего уюта, олицетворяет надежду, приход весны, удачу. В Китае означает дерзание, опасность, верность, грядущий успех, благоприятные перемены. В христианстве ласточка - символ воскрешения, так как, возвращаясь с приходом весны, она приносит новую жизнь.

Совы

Многие древние народы приписывали ей физическую силу и ловкость, считали ее ангелом смерти и богиней ночи. В античных культурах сова была связана с духовностью, знаниями и мудростью. В Европе и в Америке сову считали не только символом мудрости и образованности, но и предвестником смерти, помощницей ведьм, связным между миром живых и миром мертвых.

Птицы, таким образом, считались воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли. Древние римляне гадали по полету птиц и их пению, что было, возможно, попыткой расшифровать высшие знания, к которым птицы, как предполагалось, имеют доступ. Во многих мифах, сказаниях и просто сказках птицы приносят полезные сведения великим героям.

1.2. Мифы и легенды о птицах

        Птицы, благодаря своему удивительному внешнему виду и повадкам, воспеты во множестве сказаний, мифов и легенд во всем мире. В Древней Руси считалось, что птицы приносят весну на своих крыльях, когда возвращаются домой после зимовки. Соловьиные трели издавна символизируют любовь во многих странах мира. Птицы всегда превозносились в Древней Руси, и их наделяли особой священной ролью, не зря у такого множества русских людей фамилии образованы от названий птиц.

Миф – зафиксированное в форме устного народного творчества и письменных документах отражение коллективных представлений народа об устройстве объективной действительности. В основе мифических повествований лежит представление о непоколебимой власти бессмертного пантеона богов над судьбами людей и ходом истории. Все события и явления жизни в мифических рассказах объясняются проявлением божественной воли.

В мифологии древних славян о воробье говорится как о почетной птице.  Чириканье воробьев стало предательством для спасителя, Иисуса Христа. Также воробьи носили в своих клювах гвозди, предназначенные для его распятия, повторяя: "жив, жив", тем самым понуждая продолжать его мучения. За такое поведение воробьев Бог проклял их, разрешая людям убивать этих птиц по своему усмотрению. Воробей из большого превратился в серенькую и маленькую птичку, а на его лапках словно повисла невидимая окова - ведь он не ходит, а прыгает. В соответствии с другой легендой, лапки воробья были связаны не по распоряжению Бога, а другими птицами, когда выбирали царя птиц. С воробьем связано много неприятных суеверий: воробей, пролетающий над головой - к неудаче; если же воробей проникнет в дом через окно - жди беды, возможно, смерти кого-нибудь из близких. Однако, в древности люди ценили такие качества воробья, как живость и пронырливость. В день рождественского праздника первым мясным блюдом славян был печеный или вяленый воробей.

Гусь в мифах нередко предстает птицей хаоса, но вместе с тем и творец вселенной, снесший золотое яйцо – солнце В Китае гусь связан с небом и принципом ян; рассматривается как талисман помогающей любви в браке. В гностической традиции гусь – воплощение святого духа. В Средние века в Европе верили, что гусь является ездовым животным ведьмы.

 Согласно мифу, сова сидела на плече Афины и сообщала ей, что творится у нее за спиной, чтобы та могла видеть всю правду. В Древней Греции сова олицетворяла высочайшую мудрость и была стражем Акрополя. В Древнем Риме Афине соответствовала богиня Диана, которая также ассоциировалась с луной и с совой, а в древней Индии сова обладала даром ясновидения и являлась символом прорицателей.

Существуют мифы, в соответствии с которыми ворон ассоциируется с ветром, внуком Стрибога. Ворон живет триста лет, умеет предсказывать смерть человека, а также нашествие врагов. Ворон в мифологическом значении также выступает охранником кладов. Ворона олицетворяли с черными тучами, затмевающих свет солнца. Белорусы и украинцы верят в то, что нечистая сила путешествует по миру в образе ворона; что эта сила может поджигать кровли домов. Верят и в то, что стая ворон, то есть, нечистых существ, прилетают к дому умирающего колдуна или ведьмы и кружат над его крышей, подкарауливая его душу, чтобы завладеть ею. Душу коварного человека символизировал также ворон. На Украине некоторые люди верят в то, что если ворона присаживается на руку женщине, значит она - ведьма. Ворон питается мертвечиной, поэтому считается нечистой птицей. Согласно неписаным правилам, никто не употреблял мясо этих и других подобных птиц. Убийство ворон было безнаказанным. Мертвую ворону подвешивали в хлеву - чтобы отпугнуть злых существ, мучающих домашний скот.

В мифологическом значении, орел - птица, продлевающая себе юность. Когда орел становится очень старым, он окунается в озеро с живой водой, и к нему снова возвращается молодость. Его гнездо располагается на острове Буяне, в кроне дерева. По другой легенде, гнездо орла спрятано у него под крыльями. Многих интересовало местоположение гнезда, они пытались найти в нем "камень орла" или "огневик", способный защитить владельца от недугов, порчи и пожара.

Миф следует отличать и от легенды. Легенды связаны с историческими событиями, с учетом различных обстоятельств социально-исторической жизни, а иногда с бытованием каких-либо идей, общественных тенденций, которые легенда опровергает или, наоборот, поддерживает и оправдывает.

Интересен образ птицы королька. У некоторых народов Севера существует такая легенда, что однажды птицы решили выбрать птичьего короля. Критерием выбора служила высота, на которую поднимется тот или иной кандидат. Выше всех поднялся орел, однако, неожиданно из-под его крыла выпорхнула небольшая птичка, которая пряталась там все время, пока орел поднимался ввысь, она поднялась немного выше орла. Остальные птицы это заметили и избрали королем орла, ну, а маленькую птичку, за хитрость и находчивость, прозвали корольком.

Рассмотрим легенду о аисте, распространенную в Белоруссии, на Украине, в Польше и северо-западной Болгарии. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в мешок и велел бросить его в море, в огонь, закопать в яму или занести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал и уничтожал змей, лягушек и других гадов и очищал от них землю. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги. По другой, украинской, легенде Аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Поляки рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом спали штаны. Коса его превратилась в клюв, а с жилеткой сравнивают черно-белую окраску этой птицы. Говорят, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнят аиста, что он без порток, и выпрашивают у него жилетку. А женщины шутят, что концы от неровно дотканного полотна пойдут аисту на штаны.

По многим славянским легендам, ласточки спасли людей от страшной змеи, спасли также и солнце. Согласно польской легенде, ласточкой стала девушка, которую татары увели в полон и насильно пытались обратить в свою веру. Она умолила Бога превратить ее в ласточку и улетела на родину, поселившись вблизи родительского дома. По белорусской легенде, ласточка отличилась при распятии Христа — крала гвозди и пыталась снять с его головы терновый венец. Поэтому потом Христос сказал: «Касатушки, птички добрые, вы меня, Иисуса Христа во как жалеете! А положу я, Иисус Христос, такое слово, чтоб людям вас не трогать, не убивать, чтобы вам, касатушки, стужи вовек не видать, а кто вас забьет, у того рука отсохнет». Литовцы поэтически называют ласточку «воздушной плывуньей».

Таким образом, в легендах отражены многочисленные образы птиц: королька, аиста, ласточки, и других. В мифах представлены такие птицы как воробей, гусь, сова, ворон, орел.

1.3 Голоса птиц в музыке

Чарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Птичье пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную мелодию, которая содержит яркие интонации, богатую орнаментику, звучит в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные динамические оттенки и эмоциональную окраску.

Среди великих зарубежных и русских композиторов, пожалуй, трудно найти таких, кто бы не использовал в своих сочинениях птичье пение. Рассмотрим некоторые произведения зарубежных композиторов, которые представляли имитацию голосов птиц в своей музыке.

Французский композитор и теоретик эпохи барокко Жан Филипп Рамо (1683 - 1764 г.г.). В XX веке он приобрёл всеобщую известность как автор пьес для клавесина и пяти «концертов» для клавесина, скрипки и виолы да гамба, содержащих сюиты и яркие характеристические пьесы. Среди известных произведений, составляющих эти пяти «концертов», входит пьеса «Курица», композитор с юмором изображал домашнюю птицу. «Курица» — один из самых ранних примеров программной музыки. Этой же домашней птице посвятил одну часть «Sonata Representativa» Генрих фон Бибер, М. Мусоргский в «Картинках с выставки» танцуют цыплята: «Балет невылупившихся птенцов» и К. Сен-Санс в «Карнавале животных»

Французский композитор XVIII – Луи Клод Дакен (1694 – 1772 г.г.) писал пьесы для клавесина. В его сборник "Premier livre de piеces de clavecin" входит знаменитая композиция «Кукушка» (1735). Пьеса написала в стиле рококо и передает черты утонченной галантности. Музыка изображает, птичку, случайно затерявшуюся в анфиладах Версальского дворца. Птичка в произведении Луи Дакена изящна и хороша собой. Это трудолюбивое, доброжелательное, умное существо. Она привносит в мир особую краску, «изюминку» уникальностью своей речи и голоса. Кукушка постоянно в труде, но большей частью грустна и неспокойна. Причина в том, что она из семейства птиц, к которому относятся неоднозначно, а часто (и справедливо) негативно. Этой птичке приходится испытывать такое же отношение к себе. И только за свое происхождение. Ее индивидуальные достоинства никто не замечает и не оценивает. Она взволнованно: почему ей приходится терпеть обиды за чужие неблаговидные поступки? Так ведь и в жизни людей, к сожалению, бывает. Луи Клод Дакен относится к поколению поздних клавесинистов. Когда спрашивают, какие произведения создал этот композитор, в ответе обязательно присутствует: он – автор знаменитой «Кукушки».

Великий французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог Камиль Сен-санс (1835 – 1921 г.г.)  говорил: «Оказывается, карнавал бывает не только у детей, но и у животных» [12]. Обратимся к образам птиц из сюиты «Карнавал животных», а именно «Курицы и петух», «Кукушка в глубине леса», «Птичник», «Лебедь». «Курицы и петух» строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен-Санса перекликаются фортепиано и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет. «Кукушка в глубине леса» основана на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали, «Птичник» солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано. «Лебедь» - единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характерные черты стиля композитора. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

В музыке Мориса Равеля (1875-1937 г.г.) крупнейшего французского композитора, великолепного мастера музыкального колорита, так же присутствуют напевы птичьих голосов. «Печальные птицы» — один из шедевров творчества Равеля, воспоминание о прогулках в лесу вблизи Фонтенбло, где он слушал посвист дрозда, который, по утверждению друзей композитора, точно передан в музыке. Возможно, что это и так, но главное не в идентичности самого напева, а в силе выражения живописно-поэтического и в то же время глубоко личного настроения в этой пьесе, чуть печальные интонации чередуются с легкими, точно порхающими пассажами. Так, из немногих тщательно отобранных деталей сплетена прозрачная звуковая ткань, полная нежной меланхолии. Птичье щебетание, постоянно звучащий классический терцовый напев кукушки вводят в мир голосов природы.

Итальянский композитор Отторино Респиги (1879 – 1936 г.г.) в 1928 году написал сюиту «Птицы». Основное значение в наследии Респиги имеет музыка для симфонического оркестра. Этот пятичастный цикл, основанный на произведениях барочных композиторов XVII века является попыткой передать музыкальными средствами пение птиц. Звучание этой сюиты создает образность леса ранним утром, когда природа птицы только начинают просыпаться, на траве и листьях ещё лежат капельки росы.

1. Прелюд. В качестве музыкальной основы взята музыка итальянца Бернардо Пасквини. Часть делится на три эпизода: в начале и в конце торжественный танец, обрамляющий звукоподражательную серединку с элементами других частей. Композитор создает радостный и умиротворенный пейзаж, дает слушателю возможность представить образы светлого леса летним днем.

2. Голубка. Спокойная и немного печальная тема голубки переходит от инструмента к инструменту, будто птица парит над деревьями. Вот она близко - и звучит гобой, а вот, уносимая ветром, скрылась за ветвями - звучат скрипки.

3. Курица. Знаменитая клавесинная пьеса француза Жана-Филипа Рамо легла в основу этого номера. Постоянным неизменным ритмическим сопровождением композитор имитирует кудахтанье, а в резких громких всплесках так и слышатся вскрики несушки.

4. Соловей. Сложно представить птичий мир без этого «певца». Низкий густой звук струнных и деревянных духовых, вкупе с блестящими нотками колокольчиков создают образ ясной ночи. Роль соловья в пьесе исполняет флейта.

5. Кукушка. Завершающий номер объединяет в себе пасторальные картины с перекличками еще одного яркого персонажа пернатого мира. А в конце возвращается торжественная музыка из прелюда, образуя арочную структуру всей сюиты.

Эйноюхани Раутаваара (1928 - 2016 г.г.), финский композитор, в начале творческой деятельности отдал дань сюрреализму, но затем от него отказался, вернувшись к более традиционной технике. Из ранних произведений Раутаваара широкой известностью пользуется «Концерт для птиц с оркестром», в котором использованы аудиозаписи птичьего пения. Концерт был написан в честь присвоения композитору докторской степени, однако вместо того, чтоб создать праздничную кантату или что-то вроде этого, он написал вещь, пронизанную мистической сакральной атмосферой, духом Арктики, необычными звуковыми эффектами. Сочинение состоит из трёх частей: 1я часть, названная "Болото", открывается импрессионистской мелодией для двух флейт соло, к которым позже присоединяются другие деревянные духовые инструменты и запись пения болотных птиц весенней порой. 2ю часть ("Меланхолия)" открывает песня берегового жаворонка, которого композитор назвал "призрачной птицей. Заключительная часть "Перелёт Лебедей", открывается хаотическим щебетом большой стаи лебедей, объединенных с оркестровыми тремоло и имитациями птичьего гомона у деревянных духовых инструментов. Постепенно музыка и кричащие, плачущие голоса птиц - своего рода зов природы, исчезают вдали среди нежных оркестровых звуков арфы и ударных.

Теперь рассмотрим самые популярные произведения русских композиторов, использовавшие имитацию пения птиц в своих произведениях.

Русский композитор, пианист, дирижёр Александр Александрович Алябьев (1787 – 1851 г.г.). В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Рассмотрим романс «Соловей» на стихи поэта А. А. Дельвига. Этот романс стал настолько популярным, что многими воспринимается как народная песня. Романс сочинен в стиле русских народных песен — и стихотворное, и музыкально. И даже образ соловья указывает на это. В русской народной лирике соловей — вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласки и нежности. Сюжет романса прост — он о горестной женской доле. Однако за простотой формы стоят глубокая горесть и отчаяние. Еще одно произведение, написанное А.А. Алябьевым «Два ворона», написанное на стихи А.С. Пушкина.

Русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857 г.г.) написал популярный романс «Жаворонок». В нем отражается два элемента: песня жаворонка и переживания героя. Этот роман создан на слова своего друга, поэта Нестора Кукольника. Эта вокальная миниатюра входит в цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом", созданный Глинкой в 1840 году. "Я хотел уехать из Петербурга (...) Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме... " [3]. Между тем, в этих романсах слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок" - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. По мнению Белинского это не символ, а подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия — то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» [3].

Еще не менее известные произведения русского композитора, педагога и дирижёра Пётра Ильича Чайковского (1840-1893 г.г.) это две пьесы, имитирующие пение жаворонка. «Песня жаворонка» из «Детского альбома» — это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым, радостным настроением; лишь в средней части пьесы появляется налет грусти. Вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету — тема, весьма распространенная в музыке всех эпох. Иначе обстоит дело в пьесе из «Времен года»: здесь композитор передает настроение человека, погруженного в созерцание природы. Он представил образ полевой птицы, ее пение связывалось с наступлением весны, началом новой жизни. Музыка основывается на двух темах: напевная лирическая и вторая, близкая ей, но с большими взлетами и глубоким дыханием. Слияние двух тем и различных оттенков настроений – мечтательного и светлого заключается восхитительность всей пьесы.  

Выводы по 1 главе

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом.  В наш век взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Образ птиц является важной составляющей частью окружающей нас природы.

Обращение к различным источникам показало, что птицы на протяжении веков вызывали у людей живой интерес, многие из них имеют символическое значение в различных культурах и верованиях. Различные птицы могли иметь полное противопоставление, например, символика жаворонка близка к более светлому и невинному образу, но такой образ как ворон представлен, как символ хаоса и тьмы.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволило проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы. Мы рассмотрели многие произведения зарубежных (Жан Филипп Рамо, Луи Дакен, Камиль Сен-санс, Мориса Равеля, Отторино Респиги, Эйноюхани Раутаваара) и русских композиторов (Александр Александрович Алябьев, Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковского).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пение птиц в своих музыкальных произведениях использовали многие композиторы. Имитация голосов птиц в музыкальных произведениях положительно влияют на человека, его характер и настроение. Птицы нам дарят не только прекрасные звуки, но и обладают внешней красотой, грациозностью, неповторимым оперением. Эта красота отражена во многих произведениях искусства, мифах и легендах, музыкальных произведениях.

Многие композиторы любят в своем творчестве подражать натуральным звукам природы, в первую очередь — пению птиц. В музыкальном произведении появляется ни с чем несравнимый колорит, когда в нем слышатся соловьиные трели, стук клюва дятла или голос кукушки. Использование птичьих мотивов в произведениях, оживляет их, придает им глубокую смысловую окраску и проникновенность.

Цель исследования достигнута, задачи решены. В перспективе исследования мы видим создание электронного сборника, объединяющего музыкальные и литературные произведения, посвященные птицам, поражающим наши ум и сердца своими завораживающими песнями.

БИБЛИОГРАФЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных сран: Учебное пособие [Текст] / В.С. Галацкая.  - 3 – 7-е изд. - Москва: Музыка, 1981, 560 с.
  2. Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] /Е. Л. Гуревич. – 2-е изд. – Москва: Академия, 2000. – 320 с.
  3. Знаменитый «Жаворонок» М. И. Глинки 28.07.2014 [Электронный ресурс] URL: http://g-kareva.ru/doc/znamenityj-zhavoronok-m-i-glinki/  (Дата обращения:02.05.2019)
  4. Иванов, В. В. Статья Птицы // Мифы народов мира: [Электронный   ресурс] URL:http://www.symbolarium.ru/index.php/Птицы  (Дата обращения: 25.03.2019).
  5. Карелова, И. И. Комплексное развитие детей дополнительного образования [Текст] /  Карелова. И. И. - Изд. 2-e. – Волгоград: Учитель, 2019. – 134с.
  6. Критская,  Е. Д. Методика работы с учебниками «музыка» : 1 – 4 кл. : Пособие для учителя [Текст] / Е. Д. Критская, Г. П Сергеева, Т. С. Шмагина. – Москва: Просвещение, 2002. – 207 с.
  7. Мартынов, И.Ю. Равель. «Отражения» 24.09.2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.belcanto.ru/ravel_miroirs.html  (Дата обращения: 14.05.2019)
  8. Настюк, Е. Занимательная орнитология, или Птицы – символ в искусстве [Электронный ресурс]. URL: https://artchive.ru/encyclopedia/2239~Zanimatel’naja_ornitologija_ili_Ptitsy_simvol_v_iskusstve (Дата        обращения:  22.05.2019)
  9. Никитина, Л. Д. История русской музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Л. Д. Никитина. – Москва: «Академия», 2000. – 272 с.
  10. Одинцова, С. А. Пеликан, как символ «Учителя года» 28.02.2017: [Электронный  ресурс]        URL:http://geo-storm.ru/dosug-i-otdykh/udivitelnoe/ (Дата обращения 30.03.2019)
  11. Птицы. Энциклопедия знаков и символов [Электронный ресурс] Москва: 2013. — URL: http://www.symbolarium.ru/index.php/Птицы (Дата обращения 25.04.2019).
  12. Птичье пение в музыке: [Электронный ресурс]. URL: http://blagaya.ru/2009/09/04/ptiche-penie-v-muzyke/  (Дата обращения: 13.05.2019)
  13. Символика птиц в искусстве 22.09.2009: [Электронный ресурс] URL:https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post112692505/ (дата обращения: 15.04.2019).
  14. Чайка, А. В. Голоса птиц в музыке 23.05.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://music-education.ru/golosa-ptits-v-muzyke/  (Дата обращения: 12.04.2019)
  15. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вызов [Текст] /А. Ф. Яфальян. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 380 с.

 

-