Статья «Использование фольклора, как формы коррекционного воздействия на развития речи детей и преодоление недостатков в эмоциональной сфере младших школьников»

Балакирева Татьяна Ивановна

Статья обобщает опыт работы с детьми по преодалению недостатков в речи ,через использование детского фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование фольклора, как формы коррекционного воздействия на развития речи детей и преодоление недостатков в эмоциональной сфере младших школьников»

Актуальность:

 В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи и эмоциональное развитие младших школьников на самотёк. Ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых, всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж развивающие игры и занятия с использованием фольклора по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью и эмоциональным состоянием ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем, поэтому, так важно научить ребёнка общаться свободно.

Успешность адаптации ребёнка в любой среде, в первую очередь зависит от уровня коммуникативных умений. Эмоциональное развитие ребёнка наиболее интенсивно происходит в детстве и зависит от опыта общения со взрослыми и сверстниками. Общение - один из важнейших факторов общего психологического развития ребенка.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Доказано, что количество детей младшего школьного возраста с отклонениями в речевом развитии непрерывно растет.

Так в нашем детском объединении в 2018 году из 15 детей проблемы с дикцией и правильном произношении было у 4 человек -27%, а в 2019 году на прослушивание из 15 детей проблемы с дикцией, заиканием и эмоциональным развитием у 6 человек, что составляет 40%.  

У некоторых детей 1го года обучения слабо развиты, а иногда и не сформированы навыки правильного общения. Дети малоэмоциональны , на первых занятиях стараются избегать общения. Речь отличается отсутствием четкости, «каша во рту» плохая дикция, артикуляция и произношение слов.

Доказано, что фольклор является богатейшим материалом для развития речи и эмоционального воспитания детей младшего школьного возраста

В коррекционной работе по развитию речи детей и преодоление недостатков в эмоциональной сфере младших школьников фольклор

помогает расширить словарный запас детей

• способствует развитию слуховой памяти

• дает возможность поднять интерес у детей и снять напряжение

• развивает фонематический и музыкальный слух

• оказывает помощь в правильном произношении гласных и согласных звуков в пении

Для этого, в процессе занятий я использую различные формы и методы работы.

При распевании, это упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию. Я использую пословицы, поговорки скороговорки, потешки. Игры на подражание звукам «Паровоза или мотоцикла, где на одном дыхании необходимо четко произнести звук «ррр» заводям мотоцикл и едем в лес, увеличивая скорость произношения.

Упражнение на разогревание и настройки голосового аппарата, «Жук» «Комарики»,которые пролетают близко и далеко, звук произносится с пьяно до форте, меняя силу голоса, еще и можно помочь правильному произношению с движением руки , меняя высоту звука. Это могут быть различные упражнения и звуки, например, шум моря и т.д

 Игра-соревнование «33 Егорки» пение в унисон с атакой звука «33 Егорки

«Повтори без запинки на осинке росинки»

С показом «Течет речка, печет печка.» «Ехал Грека.» Это способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.

Вокально  тренировочные упражнения основанные на фольклорном материале, выстраиваются в определенной последовательности по принципу постепенного увеличения количества звуков, входящих в попевку, на один

Звук «Барашеньки, крутороженьки по горам ходят» «Ой, да вы веселые ребята, ой, да у вас кудри кудреваты»

Постепенно увеличивая количество звуков, входящих в распевку на два на три звука, используя различные штрихи и динамику.

На 2 звука «Сорока, сорока»

Три звука «У кота воркота» распеваем на  легато.

С атакой звуков для достижения четкой дикции использую различные скороговорки «У Егора и Федоры в огороде помидоры»

«От топота копыт, пыль по полю летит. Три сороки тараторки, тараторили на горке».

Все выше перечисленные вокально –тренировочные упражнения на материале устного народного творчества способствуют эмоциональному настрою детей перед пением, создают радостное настроение и способствуют установлению хорошего контакта между учениками. Обостряются эмоциональная отзывчивость и слуховая восприимчивость, возникает доверчивое желание выполнять любое задание

В основе формирования правильной дикции в ансамбле лежит правильно организованная работа над произношением гласных и согласных звуков в пении, отчетливое и одновременное произношение слов. Детям с дифектами речи с трудом первое время приходится разучивать текст песен.

Работа над произношением слов с разными эмоциями. Работа над осмысленностью передачи текста начиная с расстановки логических ударений во фразах, определения сильной доли. 

Условия четкой дикции в ансамбле является и безупречный ритм. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Прекрасный материал   считалки.

Цынцы-брынцы, балалайка
Цынцы-брынцы, поиграй-ка,
Цынцы-брынцы, не хочу,
Цынцы-брынцы, спать хочу.
Цынцы-брынцы, куда едешь?
Цынцы-брынцы, в городок,
Цынцы-брынцы, чего купишь?
Цынцы-брынцы, балычок.

Раз, два - в лесу трава
Три, четыре - круг пошире,
Пять, шесть - сушки есть,
Семь, восемь - в гости просим,
Девять, десять - земляника…
Ну-ка, Даша, поводи-ка!

Потешки и скороговорки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития и коррекции речи детей младшего школьного возраста.
Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но еще в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.

Народ - непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, мы не найдем такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например, «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок»

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.

Пошел медведь к броду — бултых в воду.
Уж он мок, мок, мок,
уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду —
бултых в воду!

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.

частушки Ты чего? Как пошел наш козел 

Нельзя не отметить влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей русских народных словесных игр, как их еще называют, игр с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят. Игра. «Дударь», «Мак маковистый» «Барыня репка»

Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание «Весна-красна!»
Солнышко! Ведрышко
Выйди поскорей! 
Будь к нам подобрей


- Рассказывание сказок и пересказ сказок по ролям.

Одна из форм работы по преодолению недостатков в эмоциональной сфере загадывание загадок. Дети очень радуются когда, дают правильный ответ.. Придумывание загадок. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности.

Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить.

Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, олицетворение, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: лук –дед во 100 шуб одет, морковь - девицей с косой. 

Учитывая, что звуковая культура речи, это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, разучиваю колыбельные

 Колыбельным песенкам, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку - колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:

Баю-баю, баюшок,

В огороде петушок.

Петя громко поет,

Ване спать не дает,

А ты, Ванечка, усни,

крепкий сон к тебе приди.

Тебе спать - не гулять,

Только глазки закрывать.

Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.

Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.

- напевное выделение голосом гласных звуков,

- медленный темп,

-наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

- проведение русских праздников, театрализация сказок, все это важная составляющая общего познавательного развития детей.

Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Ознакомление
 детей с устным народным творчеством и использование его на  учебных занятиях, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора. Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность игры…

 Музыкально игровой фольклор, это огромный потенциал для физического и эмоционального развития ребенка. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные, народные игры. Они способствуют преодолению недостатков в эмоциональной сфере ребенка.  

Игра на духовых, народных инструментах, к примеру на жалейке и свирели способствует избавлению от заикания.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

    Таким образом, малые формы фольклора – незаменимый материал по развитию речи и эмоционально-волевой сферы детей. Посредством малых форм фольклора у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирая нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их юмору, ненавязчивости, знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество – неоценимое богатство народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество и правила поведения и общения в нём.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.
  Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

     Чтобы эта работа была живой, интересной, разнообразной, чтобы воспитывать интерес, уважение и любовь к живому русскому слову, мы можем и должны использовать народное творчество.