РАЗВИТИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К ОБРАЗАМ ПТИЦ В МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИКОВ

Мусина Камила Радисовна

Курсовая работа:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovayaorig.docx83.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра музыкального образования

Мусина Камила Радисовна

РАЗВИТИЕ СЛУШАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К ОБРАЗАМ ПТИЦ В МУЗЫКЕ КОМПОЗИТОРОВ КЛАССИКОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа защищена

Специальность: 53.02.01

с оценкой_______________________

Музыкальное образование

«      » _______________ 2019 года

Курс: 3 , группа:  30

Руководитель: Арсентьева И.Н. 

преподаватель МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс

высшей квалификационной

категории

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. СЛУШАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Слушательская культура: понятие и содержание

7

1.2.  Звуковая среда как фактор формирования слушательской культуры школьников

1.3. Условия развития слушательской культуры младших школьников

1.4. Механизмы и пути воздействия птичьего пения на живой организм

12

16

19

Выводы по 1 главе

20

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ОБРАЗАМ ПТИЦ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

2.1. Формирования слушательской культуры   в начальной школы

22

2.2. Мифы и легенды о птицах

26

2.3.Голоса птиц в музыке

Выводы по 2 главе

30

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

37

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В условиях современной учебной социокультурной ситуации на первый план выходят экономические проблемы, прагматизм, упадок духовных ценностей, утрата нравственных ориентиров, главным преимуществом школы должна быть проблема о духовном развитии детей и подростков. В современном обществе, реальная школа показывает нам о направленности современного образования, в первую очередь, на интеллектуальные способности учащихся, ставя на последний план духовно-нравственное и художественно – эстетическое развитие.

Колоссальные возможности искусства, в том числе и музыкальные в обучении и воспитании школьников  известны всем. Но изменения в функционировании музыки, интенсивное развитие технических средств музыкального воздействия,  изменения сознания современного слушателя несут за собой дальнейшее изучение воспитательных, формирующих аспектов музыкального искусства.

Следует отметить, что из внимания школьного образования выпадают важнейшие процессы, происходящие во взаимосвязи  школьников с музыкой. В этой особенно важной части музыкальной педагогики появляется проблема формирования слушательской музыкальной культуры младших школьников как способности  к обогащению духовно-личностного интереса посредством воспринимаемой музыки.

Известно, что знания безболезненно приобретаются в любом возрасте, а нравственное начало, если его заложить с опозданием, очень трудно воспитать. Но музыка может оказывать на человека благотворное развивающее и воспитывающее влияние лишь в том случае, если он в той или иной мере подготовлен для ее восприятия, обладает определенным уровнем развития тех свойств и качеств, которые позволяют ему понять и пережить музыку. Такой основой для восприятия и переживания музыки является слушательская культура.

Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. Важно отметить, что оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. Для многих учителей слушание музыки является одним из источников художественно - эстетической информации. Но с другой стороны, теле - и радиоэфиры, обильность музыкально-технический средств превратили музыкальное искусство в первичный звуковой фон жизни. Можно сказать, что произошла подмена духовно-смысловой значимости музыкально-лидирующего положения в сфере досуга и художественного восприятия.

Слушательская культура является неотъемлемой частью школьной субкультуры, выполняет сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределение личности), она оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков. Главной проблемой является то, что большинство школьников слушают музыку упрощенную, малохудожественную. Слушательская культура является одной из самых сложных проблем в музыкальной педагогике из-за субъективности процесса, и, несмотря на массу исследований, она остается недостаточно изученной

В современных программах по музыке  процесс восприятия музыки детьми указывается как основная цель. Следовательно, умение слушать и слышать музыку является главной задачей в развитии музыкального восприятия.

Взаимодействие природы и человеческого образа волнуют не только ученых, но и писателей, композиторов. Неповторимая красота природы, в том числе голоса птиц, во все времена побуждали людей искусства на создание новых произведений.

Голоса птиц в произведениях композиторов - это отражение зачастую их реального звучания и отражение конкретных образов. Обращение к музыкальным произведениям позволит проследить, какие изменение происходили в сознании человек в его отношении к природе. Птицы – одна из самых своеобразных групп животных. Как говорил французский композитор Оливье Мессиан: «Птицы – это противоположность времени, это наша жажда света, звёзд, радуги бессловесного ликования во славу жизни» [7].

Существует достаточно научных исследований связанных, с развитием отдельных компонентов слушательской культуры: музыкального слуха, восприятия музыки у различных возрастных групп как в системе профессионального, так и общего музыкального образования (Н.А. Ветлугина, Г.Н. Кечхуашвили, Н. С. Ломакина, С. В. Казакова). Однако актуальность работы обусловлена недостаточной глубокой изученностью образов птиц в искусстве для развития слушательской культуры младших школьников, хотя эта тема рассматривается в школьной программе по музыке.

        На основе актуальности изучаемой нами проблемы мы сформулировали тему исследования: «Развитие слушательской культуры через обращение к образам птиц в произведениях композиторов-классиков».

        Цель исследования: на основе изучения психолога - педагогической и музыковедческой литературы определить и раскрыть отражение образов птиц в музыке композиторов-классиков для развития слушательской культуры.

Объект исследования: образовательный процесс в начальных классах.

Предмет исследования: развитие слушательской культуры младших школьников на примере образа птиц в музыки композиторов классиков.

Задачи исследования:

- на основе изучения музыкально-педагогической литературы охарактеризовать понятие «слушательская культура», выявить роль звуковой среды для её развития у младших школьников;

-  описать влияние пения птиц на человеческий организм;

- раскрыть содержание легенд и дать характеристику образов птиц в классическом музыкальном наследии;

- обобщить результаты и определить перспективу дальнейшего исследования.

Методы теоретического исследования:

  • анализ литературы по данной теме;
  • систематизация изученного материала;
  • обобщение материалов исследования.

Глава 1. СЛУШАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

  1. Слушательская культура: понятие и содержание

         

        В различных искусствоведческих справочниках слово «культура» происходит от латинского «cultura» — возделывание, воспитание, образование,  развитие и почитание[22].

        Слово «культура» в русском языке появилось довольно поздно - в 30-х годах XIX в. Сначала люди услышали о нем из словаря известного в то время писателя Ивана Ивановича Ренофанцева. Но за год до выхода словаря появилась работа, в которой не только говорилось о понятии «культура», но и было дано развернутое определение и теоретическое объяснение. Это было сочинение профессора и академика медико-хирургической академии - Данилы Михайловича Велланского (1774-1847) «Основные начертания общей и частной физиологии...» [17].  

Как говорил Д.М. Велланский: «Природа - возделанная духом человеческим, есть культура, соответствующая натуре так, как понятие сообразно вещи. предмет культуры составляют идеальные вещи…и три царства натуры: ископаемое, растительное и животное, соответствуют областям культуры, заключающим в себе предметы искусств, наук и нравственного образования»[18].  

Так же, понятие культуры рассматривали философы. Мы рассмотрим взгляды русских философов XX-го века - Н.А. Бердяева и П. В. Флоренского. Они растолковали понятие «культура» не как производное от "colere-cultura", а соотносили его с религией и духовной сферой. Позднее интересное определение дал художник Н. К. Рерих художник не раз называл культуру "почитанием Света".

В XX-й век понятие перешло с именем русского писателя и поэта Андрея Романовича Белого. Он конкретно рассматривал культуру как категорию. В докладе "Пути культуры" он отмечает: «Понятие "культура" отличается необыкновенной сложностью… культура, есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни … она - индивидуальна и универсальна одновременно… культура всегда есть культура какого-то "Я"»[21]. 

        Таким образом, А.Р. Белый определяет "культуре" свое собственное место  в жизни каждого человека, и в жизни нации. А это значит, что "культура" в XX-м веке становится тем объектом, который можно изучать, исследовать и выводить общие закономерности.

Культурологи понятие «культура» рассматривали как совокупность духовных ценностей и творческой деятельности. К духовной культуре относятся философия, наука, образование, искусство в частности музыка[17, с. 288].

Член Российской академии Людмила Валентинова Школяр, объясняла музыкальную культуру как часть всей духовной культуры. В ее теории говорилось, что становление ребенка невозможно без развития фундаментальных способностей – искусства видеть, искусства чувствовать, искусства думать, искусства слышать.

Изучение музыкально-педагогической литературы позволяет рассматривать слушательскую культуру как важнейшую составную часть музыкальной культуры школьников и как основное свойство, обеспечивающее музыкальное развитие человека. Она является ведущей деятельностью в музыкальной культуре, и имеет главное свойство развития музыкальности человека, пути и формирование в процессе и учебной деятельности и уровень развития музыкальных способностей.

        В музыкально-педагогической литературе понятие «слушательская культура» рассматривалась как индивидуально-личностное свойство, представляющее собой систему иерархическим соподчинением элементов структуры [21].

        По мнению кандидата педагогических наук Ломакиной Н.С., в условиях школы слушательская культура является многоуровневым качеством личности, которая проявляется в способности к духовному обогащению по средствам воспринимаемой музыки.  Кроме этого, слушательская культура, по мнению Н. С. Ломакиной, содержит ряд взаимосвязанных компонентов таких как: мотивационный, эмоциональный, познавательный, оценочный и деятельностный [10].

        Кандидат педагогических наук С. В. Казакова так же, как и Н.С. Ломакина считает, что слушательская культура (с лат. «audio»-слушать) понимается нами как интегрированное качество личности, главной которой является способность человека воспринимать, интерпретировать и передавать шумовую, звуковую, речевую и музыкальную информацию.

Из трех компонентов звуковой информации, лежащей в основе слушательской культуры личности, - звук, речь, музыка. Наиболее значимым, по мнению С.В. Казаковой, является звук, который входит в состав слова и музыки и выступает как универсальное средство общения между людьми, способ познания себя и мира, постижения окружающей звуковой среды.

Формирование слушательской культуры в процессе познания звуков окружающего мира происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях.

Обращение к музыкально-педагогической литературе показало, что эффективность развития слушательской культуры достигается при выполнении следующих условий:

  1. Включение в содержании музыкального обучения образов и звучание голосов птиц;
  2. Освоение в музыкального репертуара, в котором композиторы использовали  имитацию голосов птиц;
  3. Осуществление комплекса разнообразных методов музыкальной педагогики;
  4. Проведение музыкально просветительской деятельности.

Проблему слушательской культуры рассматривали многие ученые, педагоги и композиторы их взгляды на слушание музыки мы можем наблюдать в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Основные подходы к процессу слушания музыки

Автор

Определение

Структура

Задачи

Д.Б.Кабалевский

Понимание музыки как отражение действительности в образной форме

Жанровая основа, интонация, музыкальный образ, стиль, музыкальная драматургия

Научить учащихся понимать взаимосвязи музыки и жизни, музыки с другими видами искусства

А. Бернстайн

Смысл жизни должен быть найден в самой музыке, в способностях ее собственного развития

А.А. Пиличяускас

Идеально-комплексная модель познания музыки. Её объектом выступают эмоциогенные интонации слушаемого произведения

Трёхкомпонентная структура:

 -музыкальный образ;

- эстетически-нравственный фон;

- художественный образ

Помочь учащимся раскрыть художественную ценность и социальную значимость  музыки

Э.Б. Абдуллин

Е.В. Николаева

Для формирования слушательской культуры необходимо, чтобы в интонационно-слуховом запасе учащихся были представлены образцы народной, классической, современной музыки в их жанрово-стилевом многообразии

Три стадии:

1. Накопление интонационно-слухового опыта;

2. Выявление интонационно-слуховых комплексов в произведении;

3. Постижение стиля через восприятие музыкального образа

Научить эмоционально и глубоко воспринимать образно-смысловое содержание музыки на основе усвоенных ими знаний, воспитать потребность в слушательской деятельности

Как мы можем видеть в таблице 1.1., наиболее широко слушательская культура представлена у Э.Б Абдулина и Е.В. Николаевой. Именно они более глубоко раскрыли структуру слушательской культуры с точки зрения успешности, разделив их на три стадии и определив конкретные задачи развития.

        Важную роль в формировании слушательской культуры ребенка играет окружающая звуковая среда, как целостное поле, окружающего ребенка и определенным способом воспринимаемое и интерпретируемое им.

  1.  Звуковая среда как фактор формирования слушательской культуры школьников

Окружающий мир ребенка велик и разнообразен. Он включает в себя – мир природы, мир предметов и мир людей. Важную роль в формировании представлений ребенка о мире играет звуковая среда, которая объясняется как цельное слушательское поле, окружающего ребенка и особенным образом воспринимаемое и интерпретируемое им.

Современная педагогическая наука рассматривает окружающую среду как одно из важнейших средств воспитания и развития личности.

Профессор и доктор педагогических наук А.Ф. Лобова  пыталась доказать, что слушательское развитие является важней частью в воспитании детей. Она говорила, что в первую очередь оно шире музыкального, является основой, на котором в дальнейшем развиваются музыкальные способности. Правильная организация звукового окружения способствует улучшению здоровья, хорошему физическому и психическому самочувствию детей.

Во многих научных работах звуковая среда представлена как совокупность звуков, отражающих звуковую действительность и обеспечивающих детям ее слуховое восприятие[20].

Как было рассмотрено выше в параграфе №1, понятие «слушательская культура» рассматривается  С.В. Казаковой, как интегрированное качество личности, формирующееся в звуковой среде, в которой живет и развивается человек.

Исходя их этого, можно сделать заключение, что слушательская культура включает в себя способность воспринимать, интерпретировать и творчески преображать (гармонизовать) звуковую среду.

Полноценное развитие слухового восприятия ребенка возможно лишь в том случае, если работа в этом направлении будет вестись не только многообразными звуковыми средствами окружающей действительности. но также и средствами музыки.

Правильно организованная музыкально-звуковая среда ведет к оздоровлению детей и эстетизации их жизнедеятельности. Музыкально-звуковая среда состоит из разнообразных шумовых и звуковых характеристик окружающего мира.

Особое место в окружающей нас звуковой среде отводится музыкальным звукам. В науке они рассматриваются как наименьшие структурные элементы музыки, обладающие музыкальными характеристиками. Музыкальная звуковая среда - это музыкальное окружение ребенка, организованное взрослым с целью воздействия на личность.

Музыкально-звуковая среда состоит из разнообразных шумовых и звуковых характеристик окружающего мира, в том числе и музыкально-звуковых, и имеет два основных педагогически значимых свойства: экологичность и эстетичность.

В психолого-педагогической литературе можно встретить классификацию, в которой звуки делятся на речевые, музыкальные, шумы и голоса природы. Музыканты – исследователи предпочитают подход к данной классификации. Подход позволяет выделить два пласта в звуковой среде (преподаватель и писатель М.Ш. Бонфельд).

Первый пласт предопределен музыкальными звуками (музыкальные звуки образуют центр звуковой атмосферы музыкального искусства), их возникновение и формирования прослеживаются довольно четко, они выделились из множества звучаний и подверглись основательной обработки.         Второй пласт – это немузыкальные звуки, которые окружают человека.

Более тщательно классификацию звуковой среде были предложены музыковедом Г.Ш. Орджоникидзе и композитором Р.М. Шефером. При характеризации звуковой среды Г. Орджоконидзе делил ее на несколько пластов:

1. Физико-акустический пласт, он включает в себя звуки живой и неживой природы. Примером могут быть шум дождя, грозы, завывание ветра, пение птиц, зовы разных животных и т.д., а также звуки, которые связанные с деятельностью человека: шумовые эффекты (в быту, в процессе труда), пример: звки крутящегося веретена, звуки вращающегося колеса, сигналки, гудки и т.д.

2. Музыкальный пласт – формируется под воздействием художественного творчества: традиционные жанры народной и классической музыки, современная музыка, живое музицирование.

3. Речевой компонент – формируется при взаимоотношении и контактах между людьми.

Р.М. Шефер в своей работе «Настройка мира» представляет звуковую среду как «звуковой пейзаж» или «звуковой комплекс». Все звуковые пейзажи он относит к трем типам.

Первый - это «природный» звуковой пейзаж, создаваемый водой, ветром, лесами, птицами, насекомыми и животными. Он наиболее глубоко и широко воздействует на человеческое настроение, поведение, и он формирует характер и культуру людей.

Два других пейзажа – «сельский» и «городской» - формируются в определенных социокультурных соотношениях.

В физиологических, психолого - педагогических исследованиях имеются данные, свидетельствующих об огромных возможностей детей в восприятии разнообразных звуков, выражение различных эмоций при слушании музыкальных произведений.        

Из всех вышеперечисленных мнений, можно сделать заключение, что звуковая среда, которая окружает ребенка делится на:

• музыкально-звуковое окружение, организованное взрослым - педагогом в рамках воспитательно-образовательного процесса;

• шумо-звуковое окружение, которое обеспечивает социализацию ребенка и формирует у него звуковой образ мира, т.е. представление о звуковых характеристиках действительности, в том числе и музыкальной.

Таким образом, все предложенные классификации, которые мы проанализировали, подчеркивают важность звуковой среды как основы для формирования слушательской культуры детей.

  1. Условия для развития слушательской культуры младших школьников

Такой возраст, как младшие школьники является самым чувствительным возрастом в воспитании и развитии личности ребенка.

Начиная с первых уроков, учителям необходимо формировать  умение слушать музыку и размышлять о ней. Способности младших школьников заметно отличаются друг от друга. То, чего одни школьники достигают легко, без особых усилий, для других оказывается сложным делом, требующим большой работы и напряжения.

Формирование музыкальной и слушательской культуры позволяет ребенку, ссылаясь на приобретенные ранее знания и умения, научиться понимать музыку. Не случайно композитор Д.Б. Кабалевский ставил на первое место в музыкальной культуре «способность воспринимать музыку, как живое образное искусство»[8, с. 188]. Именно развитие умения слушать является ведущей и способствует развитию всех видов музыкальной деятельности. Слушание музыки является ведущей развиваемой способностью школьника.

Прослушивание музыкальных произведений создает определенные возможности для интеллектуального и эмоционального развития личности школьника, а также является базой для формирования его слушательской культуры. В ходе прослушивания музыкального произведения происходит не только освоение выбранного музыкального материала, но и процесс открытия и усвоение значимых для школьника знаний, которые оказывают влияние и на его отношение к окружающей действительности.

Для успешности развития слушательской культуры мы опираемся на мнение Н. С. Ломакиной которая   разработала условия, способствующие данному процессу. Под условиями мы понимаем устойчивые факторы, влияющие на ход и специфику учебного процесса. Все условия взаимосвязаны и оказывают как прямое, так и опосредованное влияние друг на друга.

К условиям в контексте нашего исследования  мы можем отнести:

- открытость и желание слушать и слышать музыку, готовность усваивать различную  информацию о музыкальных произведениях;

- способность к нестандартным сочетаниям элементов и понятий, связанная с открытостью опыту, нахождение проблем в общеизвестном. В результате чего развиваются образное музыкальное мышление и умение видеть новое и существенное в жизни.

Проявлению вышеперечисленных внутренних условий для развития слушательской культуры можно способствовать, снимая психологический барьер общения на занятиях. Школьник в процессе обучения должен иметь возможность высказывать свою точку зрения без опасения, что ее осудят, если она идет вразрез общепринятой, а это будет возможно только при выполнении следующих положений:

1) признания безусловной ценности каждого ребенка и его потенциальных возможностей;

2) создания обстановки, исключающей внешнее оценивание;

3) принятия внутреннего мира другого человека и сопереживания ему.

Такое отношение между учителем и учащимся, а также между самими учащимися предоставляет каждому возможность выражения самого сокровенного в мыслях, чувствах и состояниях, психологическая открытость поддерживает и развивает творческое начало в индивиде.

Перед преподавателем встает задача создания на занятиях атмосферы, помогающей возникновению значимого для школьника учения. Выявлять творческие подходы к преподносимой информации. Знания и опыт учителя, предложенные, но не навязанные школьникам, также могут рассматриваться как средство обучения.

Мы будем рассматривать подход к развитию слушательской культуры через возможности использования музыкально-звуковой среды.

Организация музыкально-звуковой среды состоит из материального, эмоционального и содержательного компонентов [20].

Материальный компонент включает в себя использование звучащих игрушек, музыкальных инструментов, картинок, иллюстраций, ярких красочных книг, дидактических пособий и игр по развитию звукового восприятия для организации самостоятельной деятельности детей, предметов из различных материалов, природного и социального происхождения.

Эмоциональный компонент проявляется в процессе общения педагога с ребенком, ребенка с окружающей звуковой средой различного происхождения.

 Формами такого общения могут быть занятия, направленные на восприятие и воспроизведение музыкальных произведений и звуков различного происхождения, беседы, упражнения с использованием элементов игры, разнообразные виды игр - дидактические, подвижные и др.

Содержательный компонент организации музыкально-звуковой среды являет собой звуковой материал, сформированный с учетом передачи жизненных явлений, человеческих чувств, эмоций, явлений природы и других событий окружающей жизни ребенка в их развитии. Это аудио- и видеокассеты, грампластинки с записями музыкальных произведений, шумами и звуками природного и социального окружения.

        Основными принципами организации музыкально-звуковой среды являются принципы проблематизации, культуросообразности, эстетизации среды, развивающего обучения, вариативности, интегративности, эмоциональности, личностно ориентированного подхода.

Сохранение природной звуковой среды, приближение социального звукового фона к естественному, природному необходимо для физического, психического и ментального здоровья ребенка.

  1. Механизмы и пути воздействия птичьего пения на живой организм

Каждый человек подвергается влиянию различных звуков. Все они разнообразны и воздействуют на организм по-своему. Влияние музыки на живой мир говорили давно. Но музыка-это не первое, что слушали наши предки. Сначала это были птичьи трели. Человек сразу отметил, что эти звуки очень приятные, и пытался их имитировать.

Время шло, но люди не переставали изучать воздействие пения птиц на живые организмы. Этим занимаются орнитологи. Они безошибочно определяют пол, возраст, знают чем отличаются пение одного вида в разное время года. Еще они заметили, что пение птиц имеет положительное влияние на человека. И появилась такая наука – орниотерапия[12].

Общение с птицами убедило учёных в том, что птичьи голоса обладают целебным воздействием на человека. Пение птиц не может оставить человека равнодушным. Оно успокаивает, веселит, настраивает на романтический лад, исцеляет душу, приводит в равновесие все процессы, происходящие в его теле. Поющая птица созидает гармонию души, психики и тела, то есть помогает человеку излечиться. Птичье пение благотворно влияет на здоровье людей, их психику.  

Как было рассмотрено выше звук - это акустические волны, вибрации воздуха. Ухо улавливает эти волны, преобразовывает в электрохимические сигналы, которые проходя через акустический нерв, поступают в слуховую зону головного мозга. Она воспринимает нервные импульсы и возбуждает остальные участки мозга. Таким образом, создается звуковой образ. Одновременно активизируются все позитивные процессы в организме.

Происходит это при помощи того что, звуки попадая в слуховую зону коры головного мозга через ухо, возбуждают ее. А уже от нее приходит в возбуждение остальная часть мозга. Как известно, вся жизнедеятельность организма зависит от его работы и от процессов, происходящих в нем, поэтому все изменения «в голове» так или иначе, сказываются на всей физиологии человека. 

Пение птиц закреплено в структурах мозга людей, как раздражитель, ассоциирующийся с чем-то приятным. Вот поэтому их голоса приятны для слуха человека. А о взаимосвязи между положительными эмоциями, мыслями и психическим и физическим здоровьем хорошо изучена и известна уже многие годы.

Доктор биологических наук и профессор кафедры системной экологии экологического факультета Валерий Дмитриевич Ильичев в результате своих многочисленных наблюдений и исследований отметил, что люди, которые живут на природе в окружении птиц, как правило, являются долгожителями. Он объяснил это явление тем, что все биологические процессы, происходящие в организме, синхронизированы с их пением. Сейчас же люди живут в больших городах, тем самым они лишают себя общения с птицами в их природной среде.

Например, соловьиное пение создаёт настроение, призывает к работе. Пение жаворонков создаёт в душе радость и покой. Учащённое сердцебиение могут снять песни - канареек, певчих дроздов, зябликов. Звучные бодрые мелодии, выводимые щеглом или чижом, помогают при раздражительности, усталости. 

Выводы по 1 главе

        В первом параграфе мы рассмотрели понятие «слушательская культура», которое, по мнению многих ученых, является сложным многогранным качеством личности, кроме этого слушательская культура — это свойство, обеспечивающее музыкальное развитие человека.

Слушательская музыкальная культура младшего школьника представляет собой интегративное многоуровневое качество личности, которое проявляется в способности к духовному обогащению посредством воспринимаемой и исполняемой музыки в условиях учебной и досуговой деятельности и содержит ряд взаимозависимых компонентов: мотивационный, эмоциональный, познавательно-интеллектуальный, оценочный, деятельностный.

        Во втором параграфе мы рассмотрели звуковую среду, окружающую и влияющую на развитие ребенка, на формирование его личностных качеств. Все это требует необходимости учитывать в процессе развития слушательской культуры. Далее определили, что музыкально среда является важной составляющей звуковой среды. Рассмотренные нами классификации звуковой среды (музыкально-звуковая и шумо-звуковая), подчеркивают ее важность как основы для формирования слушательской культуры детей.

        В третьем параграфе выявлены основные подходы исследователей в области музыкального образования  к процессу слушания музыки и развитию слушательской культуры. Для развития слушательской культуры важно создавать определенные условия, заключающиеся в желании слушать и слышать музыку, способности к нестандартным сочетаниям элементов, открытостью опыту, нахождение проблем в общеизвестном.

        В заключении мы рассмотрели благотворное влияние пения птиц на организм человека, заключающиеся в создании хорошего настроении, снятии усталости и раздражительности. Все это подтверждено учеными — орнитологами и новой наукой, появившейся в России в 1973 г. — орниотерапия.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИ ОБРАЩЕНИИ К ОБРАЗАМ ПТИЦ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

2.1. Формирования слушательской культуры в начальной школе

О формировании слушательской культуры необходимо заботиться с первого года обучения в школе. Наше исследование ориентировано, прежде всего, на учащихся1-4 классов. Опыт показывает, что именно в этот возрастной период музыкальное влияние оказывается в большей степени.

В настоящее время имеется многочисленное количество программ музыкального воспитания детей. Они ориентированы на развитие интереса и творческого отношения к музыке, развитие музыкально-сенсорных способностей, обогащения ребенка впечатлениями, овладение элементарными знаниями и умениями в разных видах музыкальной  деятельности.

Полноценное развитие слушательской культуры ребенка  будет вестись в том случае, если направленность развития будет не только средствами музыки, но и также всевозможными звуковыми средствами окружающей действительности. Например, звуками природы: шум ветра, журчание ручья, стук капель дождя, более подробно рассмотрим звучание голосов и образы птиц.

Проанализируем и рассмотрим  включение образов птиц в программное содержание различных авторов (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко, Л.В. Усачева, В.А. Школяр),

Для рассмотрение программ обратимся к таблице №2.1.

Таблица 2.1.

Анализ программного содержания по предмету «Музыка»

Автор и название программы

Раздел и тема

Название и автор  муз-го произведения

«Музыка» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина ФГОС

1 класс: Раздел 2 «Музыка и ты»;

2 класс: Раздел 7 «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»;

3 класс: Раздел 1 «Россия – Родина моя»

«Кукушка» К.Дакен;

«Жаворонок» М.Глинка, «Песня жаворонка» П.Чайковский;

«Звонче жаворонка пение» Н.Римский – Корсаков, слова  Л.Толстого.

«Музыка» В.О. Усачева, В.А. Школяр, Л.В. Школяр

1 класс: «Язык музыки»

2 класс: «Развитие как становление художественной формы»

3 класс: «Народная и профессиональная композиторская музыка в русской музыкальной культуре»

4 класс: «Искусство слышать музыку»

«Скворушка прощается» Т. Потапенко;

«Совенок» Р. Шуман;

«Кукушка» А. Аренского

«Скворцы прилетели» И, Дунаевский;

«Соловей» П. Чайковский;

«Соловей» А. Алябьев.

«Лебедь» Э.Григ

«Цыплята» Г. Гусейнли.

«Музыка» В.В. Алеев, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко

1 класс: «Музыка, Музыка, музыка по всюду нам слышна»

2 класс: «Музыкальная прогулка»

3 класс: «О чем рассказывает музыка»

«Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский.

«Песня жаворонка» П.Чайковский.

«Переполочка» бел. н.п.

«Кукушка» К. Дакен.

«Ты соловушка умолкни» М.Глинка.

        

Первых авторов, которых мы рассмотрели выше, являются Е.Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Их программа называется «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений. Составлена она в соответствии с основными художественно – педагогическими концепциями Д.Б. Кабалевского и примерными программами начального общего образования.

 В данной программе нашли отражения образы птиц в 1,2 и 3 классе, это такие произведения, как «Кукушка» К. Дакена, «Жаворонок» М.Глинки, «Песня жаворонка» П.Чайковский, «Звонче жаворонка пение» Н. Римский – Корсаков.

Далее в таблице мы рассмотрели программу «Музыка» В.О. Усачева, В.А. Школяр, Л.В. Школяр, в своих программах они отразили образы птиц в таких произведения, как: «Скворушка прощается» Т. Попатенко, «Совенок» Р. Шуман, «Кукушка» А. Аренского, «Скворцы прилетели» И, Дунаевский, «Соловей» П. Чайковский, «Соловей» А. Алябьев, «Лебедь» Э.Григ, «Цыплята» Г. Гусейнли.

Важной целью этой программы является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем его разнообразии форм и жанров, художественных стилей и направлений. Поэтому в  репертуар программы вошли произведения, играющую важную роль в развитии музыкальной культуры школьников именно в данный возрастной период.

В программе «Музыка» В.В. Алеева, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко формируется основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре  как важнейшему компоненту гармоничного развития личности. Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности: пение, инструментальное музицирование, драматизацию музыкальных произведений и слушание.

Каждый педагог, подчеркивал Д.Б. Кабалевский, ищет «свои пути, свои методы и приемы активизации слушателей. Здесь все индивидуально: и состав аудитории, и форма общения с ней, и избранная тема, и, конечно, мы сами – каждый со своими убеждениями, задачами и опытом» [8].

В соответствии с этим, учителям музыки необходимо предоставлять учащимся возможность давать ответы, как в устной, так и в письменной форме.

В устных высказываниях уже сама интонация говорящего, его мимика создают иллюзию близости словесного образа, например, только что прозвучавшей музыки.  К тому же педагог может дополнительными вопросами уточнить его позицию, содержание воспринятого художественного образа.

Письменные высказывания часто бывают более проблемными, откровенными, искренними, разумеется, только в том случае, когда учитель пользуется доверием своих учеников.

По мнению Д. Б. Кабалевского, одно из важнейших условий, при которых могут применяться разработанные им методы, это  атмосфера доверия и доброжелательности.

«Увлекательная беседа, живое слово о музыке, способное определенным образом настроить сознание юных слушателей, составляет одну из важнейших частей всей музыкально-воспитательной работы», - пишет композитор и педагог[8].

Возможные темы для  беседы «Музыка вокруг нас»: «Звонче жаворонка пение» П.И.Чайковский, «Жаворонок» М.И.Глинка;

«Прогулка по лесным тропинкам»: «Кукушка» К.Дакен., «Кукушка» А.Аренского, «Соловей» П. Чайковский, «Соловей» А.Алябьев;

 «Отдых в деревне»: «Перепелочка» бел.н.п., «Цыплята» Г. Гусейнли;

«Мы посещаем выставку»: «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргский.

Для улучшения самочувствия детей или для более заинтересованности в обучении, можно выводить детей на прогулку, тем самым слушать звуки природы, а так же голоса птиц в реальном звучании.

Проведение квест-развлечений так же способствует лучшему развитию слушательской культуры посредством обращения к образам птиц.

Использование интеграции с другими школьными предметами, например с изобразительным искусством, окружающим миром, технологией.

Заинтересовать слушателей музыкой, эмоционально увлечь их и «заразить» их своей любовью к музыке, по мнению К.С. Станиславского является сверхзадачей всей музыкально-воспитательной работы с детьми.

Проанализированный далее музыковедческий материал может быть востребован на уроках музыки в начальной школе при изучении музыкальных произведений,  отражающих образы птиц.

2.2. Мифы и легенды о птицах

        Птицы, благодаря своему удивительному внешнему виду и повадкам, воспеты во множестве сказаний, мифов и легенд во всем мире. В Древней Руси считалось, что птицы приносят весну на своих крыльях, когда возвращаются домой после зимовки. Соловьиные трели издавна символизируют любовь во многих странах мира. Птицы всегда превозносились в Древней Руси, и их наделяли особой священной ролью, не зря у такого множества русских людей фамилии образованы от названий птиц.

Миф – зафиксированное в форме устного народного творчества и письменных документах отражение коллективных представлений народа об устройстве объективной действительности. В основе мифических повествований лежит представление о непоколебимой власти бессмертного пантеона богов над судьбами людей и ходом истории. Все события и явления жизни в мифических рассказах объясняются проявлением божественной воли.

В мифологии древних славян о воробье говорится как о почетной птице.  Чириканье воробьев стало предательством для спасителя, Иисуса Христа. Также воробьи носили в своих клювах гвозди, предназначенные для его распятия, повторяя: "жив, жив", тем самым понуждая продолжать его мучения. За такое поведение воробьев Бог проклял их, разрешая людям убивать этих птиц по своему усмотрению. Воробей из большого превратился в серенькую и маленькую птичку, а на его лапках словно повисла невидимая окова - ведь он не ходит, а прыгает. В соответствии с другой легендой, лапки воробья были связаны не по распоряжению Бога, а другими птицами, когда выбирали царя птиц. С воробьем связано много неприятных суеверий: воробей, пролетающий над головой - к неудаче; если же воробей проникнет в дом через окно - жди беды, возможно, смерти кого-нибудь из близких. Однако, в древности люди ценили такие качества воробья, как живость и пронырливость. В день рождественского праздника первым мясным блюдом славян был печеный или вяленый воробей.

Гусь в мифах нередко предстает птицей хаоса, но вместе с тем и творец вселенной, снесший золотое яйцо – солнце В Китае гусь связан с небом и принципом ян; рассматривается как талисман помогающей любви в браке. В гностической традиции гусь – воплощение святого духа. В Средние века в Европе верили, что гусь является ездовым животным ведьмы.

 Согласно мифу, сова сидела на плече Афины и сообщала ей, что творится у нее за спиной, чтобы та могла видеть всю правду. В Древней Греции сова олицетворяла высочайшую мудрость и была стражем Акрополя. В Древнем Риме Афине соответствовала богиня Диана, которая также ассоциировалась с луной и с совой, а в древней Индии сова обладала даром ясновидения и являлась символом прорицателей.

Существуют мифы, в соответствии с которыми ворон ассоциируется с ветром, внуком Стрибога. Ворон живет триста лет, умеет предсказывать смерть человека, а также нашествие врагов. Ворон в мифологическом значении также выступает охранником кладов. Ворона олицетворяли с черными тучами, затмевающих свет солнца. Белорусы и украинцы верят в то, что нечистая сила путешествует по миру в образе ворона; что эта сила может поджигать кровли домов. Верят и в то, что стая ворон, то есть, нечистых существ, прилетают к дому умирающего колдуна или ведьмы и кружат над его крышей, подкарауливая его душу, чтобы завладеть ею. Душу коварного человека символизировал также ворон. На Украине некоторые люди верят в то, что если ворона присаживается на руку женщине, значит она - ведьма. Ворон питается мертвечиной, поэтому считается нечистой птицей. Согласно неписаным правилам, никто не употреблял мясо этих и других подобных птиц. Убийство ворон было безнаказанным. Мертвую ворону подвешивали в хлеву - чтобы отпугнуть злых существ, мучающих домашний скот.

В мифологическом значении, орел - птица, продлевающая себе юность. Когда орел становится очень старым, он окунается в озеро с живой водой, и к нему снова возвращается молодость. Его гнездо располагается на острове Буяне, в кроне дерева. По другой легенде, гнездо орла спрятано у него под крыльями. Многих интересовало местоположение гнезда, они пытались найти в нем "камень орла" или "огневик", способный защитить владельца от недугов, порчи и пожара.

Миф следует отличать и от легенды. Легенды связаны с историческими событиями, с учетом различных обстоятельств социально-исторической жизни, а иногда с бытованием каких-либо идей, общественных тенденций, которые легенда опровергает или, наоборот, поддерживает и оправдывает.

Интересен образ птицы королька. У некоторых народов Севера существует такая легенда, что однажды птицы решили выбрать птичьего короля. Критерием выбора служила высота, на которую поднимется тот или иной кандидат. Выше всех поднялся орел, однако, неожиданно из-под его крыла выпорхнула небольшая птичка, которая пряталась там все время, пока орел поднимался ввысь, она поднялась немного выше орла. Остальные птицы это заметили и избрали королем орла, ну, а маленькую птичку, за хитрость и находчивость, прозвали корольком.

Рассмотрим легенду об аисте, распространенную в Белоруссии, на Украине, в Польше и северо-западной Болгарии. Когда Бог убедился, какой вред чинят людям черви и змеи, он собрал их в мешок и велел бросить его в море, в огонь, закопать в яму или занести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал и уничтожал змей, лягушек и других гадов и очищал от них землю. Со стыда у аиста покраснели нос и ноги. По другой, украинской, легенде Аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Поляки рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом спали штаны. Коса его превратилась в клюв, а с жилеткой сравнивают черно-белую окраску этой птицы. Говорят, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнят аиста, что он без порток, и выпрашивают у него жилетку. А женщины шутят, что концы от неровно дотканного полотна пойдут аисту на штаны.

По многим славянским легендам, ласточки спасли людей от страшной змеи, спасли также и солнце. Согласно польской легенде, ласточкой стала девушка, которую татары увели в полон и насильно пытались обратить в свою веру. Она умолила Бога превратить ее в ласточку и улетела на родину, поселившись вблизи родительского дома. По белорусской легенде, ласточка отличилась при распятии Христа — крала гвозди и пыталась снять с его головы терновый венец. Поэтому потом Христос сказал: «Касатушки, птички добрые, вы меня, Иисуса Христа во как жалеете! А положу я, Иисус Христос, такое слово, чтоб людям вас не трогать, не убивать, чтобы вам, касатушки, стужи вовек не видать, а кто вас забьет, у того рука отсохнет». Литовцы поэтически называют ласточку «воздушной плывуньей».

Таким образом, в легендах отражены многочисленные образы птиц: королька, аиста, ласточки, и других. В мифах представлены такие птицы как воробей, гусь, сова, ворон, орел.

2.3 Голоса птиц в музыке

Чарующие голоса птиц не могли пройти мимо внимания сочинителей музыки. Птичье пение необыкновенно музыкально: каждый вид птиц поёт свою самобытную мелодию, которая содержит яркие интонации, богатую орнаментику, звучит в определённом ритме, темпе, имеет уникальный тембр, разнообразные динамические оттенки и эмоциональную окраску.

Среди великих зарубежных и русских композиторов, пожалуй, трудно найти таких, кто бы ни использовал в своих сочинениях птичье пение. Рассмотрим некоторые произведения зарубежных композиторов, которые представляли имитацию голосов птиц в своей музыке.

Французский композитор и теоретик эпохи барокко Жан Филипп Рамо (1683 - 1764 г.г.). В XX веке он приобрёл всеобщую известность как автор пьес для клавесина и пяти «концертов» для клавесина, скрипки и виолы да гамба, содержащих сюиты и яркие характеристические пьесы. Среди известных произведений, составляющих эти пяти «концертов», входит пьеса «Курица», композитор с юмором изображал домашнюю птицу. «Курица» — один из самых ранних примеров программной музыки. Этой же домашней птице посвятил одну часть «Sonata Representativa» Генрих фон Бибер, М. Мусоргский в «Картинках с выставки» танцуют цыплята: «Балет невылупившихся птенцов» и К. Сен-Санс в «Карнавале животных»

Французский композитор XVIII – Луи Клод Дакен (1694 – 1772 г.г.) писал пьесы для клавесина. В его сборник "Premier livre de piеces de clavecin" входит знаменитая композиция «Кукушка» (1735). Пьеса написала в стиле рококо и передает черты утонченной галантности. Музыка изображает, птичку, случайно затерявшуюся в анфиладах Версальского дворца. Птичка в произведении Луи Дакена изящна и хороша собой. Это трудолюбивое, доброжелательное, умное существо. Она привносит в мир особую краску, «изюминку» уникальностью своей речи и голоса. Кукушка постоянно в труде, но большей частью грустна и неспокойна. Причина в том, что она из семейства птиц, к которому относятся неоднозначно, а часто (и справедливо) негативно. Этой птичке приходится испытывать такое же отношение к себе. И только за свое происхождение. Ее индивидуальные достоинства никто не замечает и не оценивает. Она взволнованно: почему ей приходится терпеть обиды за чужие неблаговидные поступки? Так ведь и в жизни людей, к сожалению, бывает. Луи Клод Дакен относится к поколению поздних клавесинистов. Когда спрашивают, какие произведения создал этот композитор, в ответе обязательно присутствует: он – автор знаменитой «Кукушки».

Великий французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный писатель и общественный деятель, педагог Камиль Сен-санс (1835 – 1921 г.г.)  говорил: «Оказывается, карнавал бывает не только у детей, но и у животных» [23]. Обратимся к образам птиц из сюиты «Карнавал животных», а именно «Курицы и петух», «Кукушка в глубине леса», «Птичник», «Лебедь». «Курицы и петух» строится на звукоподражании, излюбленном еще французскими клавесинистами конца XVII — первой половины XVIII веков. Но если Рамо кудахтанье своей «Курицы» передал средствами клавесина, то у Сен-Санса перекликаются фортепиано и две скрипки, к которым позднее присоединяются альт и кларнет. «Кукушка в глубине леса» основана на звукоподражании, но совершенно иного склада. Кукует кларнет, расположенный за кулисами, а притихший лес воплощен в красочных аккордах двух фортепиано, приглушенно звучащих на левой педали, «Птичник» солирует другой деревянный инструмент — флейта, словно исполняющая виртуозный концерт в сопровождении струнных. Ее грациозный щебет сливается с звонкими трелями двух фортепиано. «Лебедь» - единственный серьезный номер в этой комической сюите рисует светлый идеал. В удивительной по красоте певучей мелодии виолончели, поддержанной плавным покачивающимся аккомпанементом двух фортепиано, сосредоточены характерные черты стиля композитора. Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «Лебедь» для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.

В музыке Мориса Равеля (1875-1937 г.г.) крупнейшего французского композитора, великолепного мастера музыкального колорита, так же присутствуют напевы птичьих голосов. «Печальные птицы» — один из шедевров творчества Равеля, воспоминание о прогулках в лесу вблизи Фонтенбло, где он слушал посвист дрозда, который, по утверждению друзей композитора, точно передан в музыке. Возможно, что это и так, но главное не в идентичности самого напева, а в силе выражения живописно-поэтического и в то же время глубоко личного настроения в этой пьесе, чуть печальные интонации чередуются с легкими, точно порхающими пассажами. Так, из немногих тщательно отобранных деталей сплетена прозрачная звуковая ткань, полная нежной меланхолии. Птичье щебетание, постоянно звучащий классический терцовый напев кукушки вводят в мир голосов природы.

Итальянский композитор Отторино Респиги (1879 – 1936 г.г.) в 1928 году написал сюиту «Птицы». Основное значение в наследии Респиги имеет музыка для симфонического оркестра. Этот пятичастный цикл, основанный на произведениях барочных композиторов XVII века является попыткой передать музыкальными средствами пение птиц. Звучание этой сюиты создает образность леса ранним утром, когда природа птицы только начинают просыпаться, на траве и листьях ещё лежат капельки росы.

1. Прелюд. В качестве музыкальной основы взята музыка итальянца Бернардо Пасквини. Часть делится на три эпизода: в начале и в конце торжественный танец, обрамляющий звукоподражательную серединку с элементами других частей. Композитор создает радостный и умиротворенный пейзаж, дает слушателю возможность представить образы светлого леса летним днем.

2. Голубка. Спокойная и немного печальная тема голубки переходит от инструмента к инструменту, будто птица парит над деревьями. Вот она близко - и звучит гобой, а вот, уносимая ветром, скрылась за ветвями - звучат скрипки.

3. Курица. Знаменитая клавесинная пьеса француза Жана-Филипа Рамо легла в основу этого номера. Постоянным неизменным ритмическим сопровождением композитор имитирует кудахтанье, а в резких громких всплесках так и слышатся вскрики несушки.

4. Соловей. Сложно представить птичий мир без этого «певца». Низкий густой звук струнных и деревянных духовых, вкупе с блестящими нотками колокольчиков создают образ ясной ночи. Роль соловья в пьесе исполняет флейта.

5. Кукушка. Завершающий номер объединяет в себе пасторальные картины с перекличками еще одного яркого персонажа пернатого мира. А в конце возвращается торжественная музыка из прелюда, образуя арочную структуру всей сюиты.

Эйноюхани Раутаваара (1928 - 2016 г.г.), финский композитор, в начале творческой деятельности отдал дань сюрреализму, но затем от него отказался, вернувшись к более традиционной технике. Из ранних произведений Раутаваара широкой известностью пользуется «Концерт для птиц с оркестром», в котором использованы аудиозаписи птичьего пения. Концерт был написан в честь присвоения композитору докторской степени, однако вместо того, чтоб создать праздничную кантату или что-то вроде этого, он написал вещь, пронизанную мистической сакральной атмосферой, духом Арктики, необычными звуковыми эффектами. Сочинение состоит из трёх частей: 1я часть, названная "Болото", открывается импрессионистской мелодией для двух флейт соло, к которым позже присоединяются другие деревянные духовые инструменты и запись пения болотных птиц весенней порой. 2ю часть ("Меланхолия)" открывает песня берегового жаворонка, которого композитор назвал "призрачной птицей. Заключительная часть "Перелёт Лебедей", открывается хаотическим щебетом большой стаи лебедей, объединенных с оркестровыми тремоло и имитациями птичьего гомона у деревянных духовых инструментов. Постепенно музыка и кричащие, плачущие голоса птиц - своего рода зов природы, исчезают вдали среди нежных оркестровых звуков арфы и ударных.

Теперь рассмотрим самые популярные произведения русских композиторов, использовавшие имитацию пения птиц в своих произведениях.

Русский композитор, пианист, дирижёр Александр Александрович Алябьев (1787 – 1851 г.г.). В XIX веке пользовался большим успехом, написал около 200 романсов, 6 опер, 20 музыкальных комедий, множество других музыкальных произведений. Рассмотрим романс «Соловей» на стихи поэта А. А. Дельвига. Этот романс стал настолько популярным, что многими воспринимается как народная песня. Романс сочинен в стиле русских народных песен — и стихотворное, и музыкально. И даже образ соловья указывает на это. В русской народной лирике соловей — вольная пташка, друг, верный крылатый посол, символ ласки и нежности. Сюжет романса прост — он о горестной женской доле. Однако за простотой формы стоят глубокая горесть и отчаяние. Еще одно произведение, написанное А.А. Алябьевым «Два ворона», написанное на стихи А.С. Пушкина.

Русский композитор Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857 г.г.) написал популярный романс «Жаворонок». В нем отражается два элемента: песня жаворонка и переживания героя. Этот роман создан на слова своего друга, поэта Нестора Кукольника. Эта вокальная миниатюра входит в цикл из 12 романсов "Прощание с Петербургом", созданный Глинкой в 1840 году. "Я хотел уехать из Петербурга ... Я был не то чтобы болен, не то чтобы здоров: на сердце была тяжелая осадка от огорчений, и мрачные неопределенные мысли невольно теснились в уме... " [23]. Между тем, в этих романсах слышны не только "мрачные мысли", но и нежные, лирические мотивы. Светлая грусть звучит в романсе "Жаворонок" - одном из самых задушевных и трогательных произведений русской музыкальной классики. По мнению Белинского это не символ, а подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия — то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» [23].

Еще не менее известные произведения русского композитора, педагога и дирижёра Пётра Ильича Чайковского (1840-1893 г.г.) это две пьесы, имитирующие пение жаворонка. «Песня жаворонка» из «Детского альбома» — это тонкая живописная зарисовка, окрашенная светлым, радостным настроением; лишь в средней части пьесы появляется налет грусти. Вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету — тема, весьма распространенная в музыке всех эпох. Иначе обстоит дело в пьесе из «Времен года»: здесь композитор передает настроение человека, погруженного в созерцание природы. Он представил образ полевой птицы, ее пение связывалось с наступлением весны, началом новой жизни. Музыка основывается на двух темах: напевная лирическая и вторая, близкая ей, но с большими взлетами и глубоким дыханием. Слияние двух тем и различных оттенков настроений – мечтательного и светлого заключается восхитительность всей пьесы.  

Выводы по 2 главе

Развитие слушательской культуры на примере образов птиц возможно при использовании ряда методических форм организации, как на уроке, так и внеурочной деятельности (беседы, прогулки, квест-развлечения, устный и письменный ответ)

Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом.  В наш век взаимодействия человека и природы стоят особенно остро. Образ птиц является важной составляющей частью окружающей нас природы.

Обращение к различным источникам показало, что птицы на протяжении веков вызывали у людей живой интерес, многие из них имеют символическое значение в различных культурах и верованиях. Различные птицы могли иметь полное противопоставление, например, символика жаворонка близка к более светлому и невинному образу, но такой образ как ворон представлен, как символ хаоса и тьмы.

Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски. Изучение музыкальных произведений разных эпох позволило проследить, как менялось сознание человека, его отношение к вечному миру природы.

Мы рассмотрели многие произведения зарубежных (Жан Филипп Рамо, Луи Дакен, Камиль Сен-санс, Мориса Равеля, Отторино Респиги, Эйноюхани Раутаваара) и русских композиторов (Александр Александрович Алябьев, Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковского).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В музыкальной педагогике на современном этапе ее развития наблюдается повышенный интерес к развитию слушательской культуры младших школьников. Нами было установлено, что процесс познания музыки происходит как стихийно, бессознательно, так и планомерно, в специально организованных условиях (внешних и внутренних).

В ходе исследования было выявлено, что слушательская культура включает в себя способность воспринимать, интерпретировать и творчески преображать (гармонизировать) звуковую среду, которая наполнена звуками природы, в том числе птичьими голосами.

Пение птиц в своих музыкальных произведениях использовали многие композиторы. Имитация голосов птиц в музыкальных произведениях положительно влияют на человека, его характер и настроение. Птицы нам дарят не только прекрасные звуки, но и обладают внешней красотой, грациозностью, неповторимым оперением. Эта красота отражена во многих произведениях искусства, мифах и легендах, музыкальных произведениях.

Многие композиторы любят в своем творчестве подражать натуральным звукам природы, в первую очередь — пению птиц. В музыкальном произведении появляется ни с чем несравнимый колорит, когда в нем слышатся соловьиные трели, стук клюва дятла или голос кукушки. Использование птичьих мотивов в произведениях, оживляет их, придает им глубокую смысловую окраску и проникновенность.

Цель исследования достигнута, задачи решены. В перспективе исследования мы видим создание электронного сборника, объединяющего музыкальные произведения, песни, посвященные образам птиц, ведь они всегда поражают наш ум и сердца своими завораживающими голосами.

БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Алиев, Ю. Б. Общие вопросы музыкального воспитания [Текст] / Ю. Б. Алиев: Методика музыкального воспитания детей. –Воронеж, 1998. – 251 с.
  2. Акопян, К. З. Восприятие музыки и его роль в формировании характера подростка: Психология подростка[Текст] / К. З. Акопян, В. Г. Степанов. - Москва: МГГУ, 1993. -138 с.
  3. Белобородова В. К. Музыкальное восприятие: Музыкальное восприятие школьника [Текст] / В. К. Белобородова, М. А. Румер. Москва: Педагогика, 1975. - 120 с.
  4. Воробьева, Ж. А. Формирование эстетической оценки музыки у младших школьников: Монография [Текст] / Ж.А. Воробьева, И.А. Бунина, 2003.- 180 с.
  5. Галацкая, В. С. Музыкальная литература зарубежных стран: Учебное пособие [Текст] / В.С. Галацкая.  - 3 – 7-е изд. - Москва: Музыка, 1981, 560 с.
  6. Гуревич, Е. Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] /Е. Л. Гуревич. – 2-е изд. – Москва: Академия, 2000. – 320 с.
  7. Иванов, В. В. Статья Птицы // Мифы народов мира: [Электронный   ресурс] URL:http://www.symbolarium.ru/index.php/Птицы  (Дата обращения: 25.11.2019).
  8. Кабалевский, Д.Б. Размышления: . ст. и докл [Текст]   / Д. Б. Кабалевский – Москва: Педагогика, 1986. – 188 с.
  9. Критская, Е. Д. Программа общего : Музыка 1-4 [Текст] / Е.Д. Критская. – Москва: Просвещение, 2014. - 115 с.
  10. Ломакина Н.С. Слушательской культуры: Диссерт. канд. пед.: [электронный ресурс]. URL://www.dissercat.com//formirovanie--muzykalnoi--shkolnikov- (Дата обращения: 05.11.19)
  11. Машихина , О. В. Развитие музыкальных способностей у школьников младшего возраста //  Научное сообщество студентов :[Электронный ресурс]  URL: https://sibac.info/archive/meghdis  (дата обращения: 21.11.2019)
  12. Настюк, Е. Занимательная орнитология, или Птицы – символ в искусстве [Электронный ресурс]. URL: https://artchive.ru/encyclopedia/2239~Zanimatel’naja_ornitologija_ili_Ptitsy_simvol_v_iskusstve  (Дата обращения:  22.10.2019)
  13. Осеннева, М. С. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования [Текст] / М. С. Осеннева. - Москва: Академия, 2013.  - 265 с.
  14. Печко, Л. П. Ориентации в сфере в условиях среды. Эстетическая среда и культура [Текст] /Л. П. Печко. – 2-е изд. – Луганск: Школа. 45-57 с.
  15. Птичье пение в музыке: [Электронный ресурс]. URL: http://blagaya.ru/2009/09/04/ptiche-penie-v-muzyke/  (Дата обращения: 13.11.2019)
  16. Ражников, В. Г. О музыкальной педагогике [Текст] / В. Г. Ражников - 2-е изд. – Москва: ЦАПИ, 1994. - 141 с.
  17. Суртаев, В. Я.  Миры глазами [Текст]  / В. Я. Суртаев. культуры и коммуникаций РФ.: Санкт-Петербург: Гос. культура, 2004. - 288 с.
  18. Сугай, Л. А. Этимология слова «культура» 05.12.2010: [Электронный ресурс] URL: http://culturolog.ru/content/view/2028/ (Дата обращения: 25.10.2019)
  19. Символика птиц в искусстве 22.09.2009: [Электронный ресурс] URL:https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post112692505/ (Дата обращения: 02.12.2019).
  20. Стрункина, Т.А. Организация музыкально-звуковой среды в дошкольном образовательном учреждении 05.10. 2014: [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/05/organizatsiya-muzykalno-zvukovoy-sredy-v-doshkolnom(Дата обращения: 25.10.19)
  21. Талалаева, Н.В. О проблеме формирования слушательской культуры: Фундаментальные исследования [Текст] / Н.В. Талалаева. – 7 –е изд. – Москва, 2009. 38-39 с.
  22. Флиер, А. Я. Культурология ХХ век: словарь [Электроныый ресурс] URL: https://gufo.me/dict/culturology (Дата обращения: 29.11.19)
  23. Чайка, А. В. Голоса птиц в музыке 23.05.2016 [Электронный ресурс]. URL: https://music-education.ru/golosa-ptits-v-muzyke/  (Дата обращения: 12.04.2019)
  24. Школяр, В.А. Искусство как предмет в школе [Текст]/В. А. Школяр. – Москва: Российское Образование, 1999 - 348 с.
  25. Яфальян, А. Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вызов [Текст] /А. Ф. Яфальян. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 380 с.