Методические рекомендации на тему: « Коллективное музицирование как неотъемлемая часть обучения»

Панько Б.А.

« Коллективное музицирование как неотъемлемая часть обучения»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации на тему:

«Коллективное музицирование как неотъемлемая часть обучения »

    Коллективное музицирование представляет собой учебно-исполнительский процесс, в котором органично связаны обучение, воспитание и последующее исполнение музыкально-художественных произведений, ориентированные на усвоение основ ансамблевого исполнительства, способов и опыта многообразной личностно-ориентированной деятельности в области музыкального искусства.

    Игра в ансамбле «Учитель-ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках почувствовать себя равноправным музыкантом даже исполняя несколько звуков. Материалом может служить детские песенки, музыка к мультфильмам, телепередачи. С постепенным охватыванием звукоряда, введение всё новых ритмов, усложнение фактуры происходит дальнейшее развитие двигательного аппарата, зрительных и слуховых ощущений, навыков чтения с листа.     

    Ансамблевая игра значительно расширяет музыкальный кругозор учащегося, развивает такие качества, необходимые музыканту, как умение слушать не только собственное исполнение, но и партнера, общее звучание всей музыкальной ткани пьесы;  активизирует фантазию и творческое начало; заостряет ощущение звукового колорита; повышает чувство долга и ответственности за знание своей партии, так как совместное исполнительство требует свободного владения текстом, прививает учащимся чувство товарищества.

  Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя. Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта и способствует развитию его как сольного исполнителя.

   Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике,  специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”, умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

      Коллективное музицирование даёт возможность реализоваться даже самому слабому учащемуся, даёт возможность его активного участия в концертной деятельности.

    Любой вид творчества имеет свою специфику, особенности и технику. Основы техники музыканта - ансамблиста предопределены уже самим названием жанра и заключаются в умении сыграть вместе.

      Ансамбль - это совместный коллективный труд, где все художественные идеи и замыслы реализуются совместными усилиями партнёров. При рассмотрении важных проблем ансамблевой техники можно условно выделить два её основных элемента: синхронное звучание и  динамическое равновесие.

      Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения . Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом.

      В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: «солирования» - когда нужно ярче выявить свою партию, и «аккомпанирования» - умения отойти на второй план ради единого целого. Репертуар для таких ансамблей педагог может найти почти в каждом нотном сборнике. В дальнейшем – ансамбли формируются из учащихся.

     Синхронность ансамблевого музицирования подразумевает единое понимание и чувствование партнёрами темпа, ритмического пульса, одинакового исполнения штрихов и приёмов игры. Под синхронностью понимается совпадение  длительностей. Синхронность - это первое техническое требование совместной игры. Нужно вместе взять и вместе снять звук, вместе выдержать паузу.

      Единство темпа особенно сказывается в паузах или на длинных звуках. В таких случаях может быть ускорение темпа.

    Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать особенности форм произведения. Очень важно научить совместному исполнению динамических оттенков. Для многих начинающих участников ансамбля большой трудностью является определение градации собственному звучанию в коллективе.  Поэтому необходимо воспитывать сознательно творческое отношение к делу, понимание роли каждой партии в данном произведении.

    Для педагога-музыканта ансамблевое музицирование особо привлекательно с педагогической, развивающей точки зрения. Здесь мы находим решение задач по развитию как музыкальных, так и личностных качеств ребенка.

Все дети с интересом относятся к этой форме коллективного творчества и с радостным энтузиазмом берутся за новое дело. Но для этого необходимо овладение рядом специфических навыков, знаний и умений, направленных именно на групповое музицирование.

     Необходимо в достаточной мере владеть своим инструментом, что мотивирует ученика к более продуктивным занятиям. Надо иметь опыт и сольного исполнения, и аккомпанирования, а это побуждает ребенка к освоению новых приемов, повышению своего профессионального уровня.

  Уверенное владение всеми средствами выразительности является необходимым условием для достижения художественных целей. Первым этапом является изучение и анализ элементарных исполнительских навыков и приёмов. Необходимой предпосылкой музыкального переживания является грамотное прочтение нотного текста.

    Остановимся по подробнее на задачах, которые должен ставить перед собой педагог: синхронность при взятии звука; равновесиев звучании; чистота интонации (мелодической, гармонической); единство штрихов и аппликатуры; вырабатывание умения вести и передавать мелодическую линию от партии к партии; воспитание ощущения единой ритмической пульсации.

   Основные задачи, которые должны быть выполнены учащимися в процессе работы над музыкальным произведением: научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем, в целом и отдельные голоса; ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков; исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения, творчески применять в совместном исполнении музыкально- исполнительские навыки, полученные в специальном классе, получить навыки чтения с листа.

   Таким образом, ансамблевое музицирование – прекрасный педагогический инструмент, позволяющий эффективно развивать музыкальные и личностные качества ребенка.

  Ансамблевое музицирование и само по себе хорошо тем, что даёт детям жизненно-необходимые навыки общения в коллективе, который делает одно общее дело, но состоит из отдельных личностей, каждая из которых имеет свой индивидуальный голос и свою индивидуальную значимость для остальных членов коллектива и при должном усердии может стать солистом, лидером.    

   Игра в ансамбле дарит радость коллективного творчества, вселяет в нерешительных веру в собственные силы, поддерживает робких, помогает быстрее и ярче раскрыться таланту , а стало быть, является социально-значимой деятельностью.

   Дуэт педагог - ученик необходим, когда осуществляется освоение первоначальных пианистических навыков, да и в дальнейшем имеет право быть, но наибольший интерес в педагогической практике, на мой взгляд, представляет дуэт ученик-ученик. В ансамбль следует подбирать партнеров с одинаковыми физическими способностями, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом.

     Единство пульса и ритма также является необходимым условием в  дуэте. Как известно вопросы скорости движения, темпа связаны с соразмерностью отдельных звуков и пауз, то есть с вопросами ритма. Работа над единым пульсом может осуществляться как под метроном, так и без него следующим образом. Если работа над фрагментом ведется без метронома, учитель исполняет роль дирижёра или считает. После того как партнеры поняли и почувствовали ритм и пульсацию, которая определяется по мелким длительностям, фрагмент исполняется на инструменте.

Возможна постановка следующих вариантов исполнительских задач: освоение произведений менее сложных, чем позволяет исполнительский уровень коллектива; освоение произведений у границы исполнительских возможностей коллектива; освоение произведений, позволяющих достичь нового качественного исполнительского уровня коллектива.

Произведения первой группы позволяют в полной мере сосредоточиться на музыкальности и слаженности исполнения, удовлетворить стремление к качественному музицированию. Осваивая произведения второй группы, оба метода используются примерно на равных.

      Педагогу желательно разумно подходить к выбору сложности ансамблевого репертуара, учитывая индивидуально - слуховые, творческие, технические данные дуэта, хотя и следует помнить, что трудности, несколько опережающие сегодняшнее развитие ученика, становится источником его будущего продвижения.

Необходимо так планировать работу над ансамблем, чтобы дуэт совершенствовался в поиске образно-слуховых и художественных задач.

      Такая творческая работа впоследствии доставит немало радостных минут и ученикам, и преподавателю. Задача преподавателя - развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.

Методика ансамблевых занятий - одна из самых важных тем в музыкальном образовании.

Одним из условий успешной организации, является планирование музыкально-образовательной, воспитательной и учебно-творческой работы коллектива.

Работая над планом, учитывается многообразие предстоящей деятельности коллектива, цель, задачи обучения и воспитания, продумывается отбор средств и методов, которые должны быть применены в данный период обучения. Для реализации педагогического опыта необходимо учитывать единство учебно-воспитательного и творческо-образовательного процесса.

Преподавание в классе ансамбля требует от руководителя постоянной творческой инициативы, умения найти методы обучения, способствующие развитию индивидуальных способностей учащихся. Немаловажным фактором является умение преподавателя найти контакт с каждым участником ансамбля, знать его психологические особенности, привычки, интересы. Руководитель обязан уметь просто, доступно объяснить свои требования.

Каждое занятие направлено на активизацию творческой деятельности учащихся, воспитание музыкального вкуса, формирование духовно нравственной личности. Игра в ансамбле дает возможность учащимся чувствовать себя музыкантами коллективно творящими, так как специфика занятий направлена на работу с едиными целями и задачами, конечный результат которых – концертное выступление.