«Работа над полифонией»

Хусаинова Наталья Николаевна

методический материал для преподавателей по классу фортепиано

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_polifoniya.docx24.95 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
«АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Реферат на тему:

«Работа над полифонией»

Составитель:

 Наталья Николаевна

преподаватель без

квалификационной категории

г. Александровск-Сахалинский

2021 г.

Введение

Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения игры на фортепиано. Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, один из важнейших и наиболее сложных разделов музыкального воспитания.

Уже с первого года обучения в музыкальной школе  преподаватель открывает перед ребенком интересный и сложный мир полифонической музыки. Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные детям по своему содержанию.

Преподаватель рассказывает о том, как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее подхватывал хор, варьируя ту же мелодию (подголоски). На начальном этапе учитель использует для работы с учеником самые простейшие полифонические произведения, это могут быть и пьесы с элементами полифонии. Наилучшим педагогическим материалом для воспитания полифонического звукового мышления пианиста является клавирное наследие И. С. Баха, а первой ступенькой является широко известный сборник под названием "Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах". 

Очень важно с первых шагов овладения полифонией приучить ребенка к ясности поочередного вступления голосов, четкости их проведения и окончания. Необходимо на каждом уроке добиваться контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса.

Из многих задач, встающих на пути изучения полифонии, основной остается работа над певучестью, интонационной выразительностью  и самостоятельностью каждого голоса отдельно. Самостоятельность голосов - непременная черта любого полифонического произведения. Работая над отдельными голосами, необходимо добиваться выразительности и певучести исполнения их , ученик должен уметь исполнить отдельно каждый голос как мелодическую линию. Очень полезно при этом выучить каждый голос наизусть.

Играя с преподавателем в ансамбле попеременно обе партии, ученик не только отчетливо ощущает самостоятельную жизнь каждой из них, но и слышит всю пьесу целиком в одновременном сочетании обеих голосов, что очень облегчает наиболее трудный этап работы – переход обеих партий в руки ученика.

Новой ступенькой в овладении полифонией является знакомство со сборником "Маленькие прелюдия и фуги", а от него протягиваются многие нити к "Инвенциям", "Симфониям" и "ХТК". Хочу подчеркнуть, что при изучении баховских произведений очень важна постепенность и последовательность. "Нельзя проходить фуги и симфонии, если до этого исчерпывающе не изучены инвенции и маленькие прелюдии," - предупреждал И. Браудо.

Эти сборники, помимо своих художественных достоинств, дают педагогу возможность углубить знакомство ученика с характерными особенностями баховской фразировки, артикуляции, динамики, голосоведения, объяснить ему такие важнейшие для него понятия, как тема, противосложение, скрытое многоголосие, имитация и другие.

Основные виды полифонии

  1. Подголосочный: в основе подголосочной полифонии, свойственной в первую очередь многоголосной русской песне, лежит развитие главного голоса. Остальные голоса, возникающие обычно, как его ответвление, обладают большей или меньшей самостоятельностью.
  2. Контрастный: в отличие от подголосной полифонии, контрастная основана на развитии независимых друг от друга мелодических линий.
  3. Имитационная полифония: основана на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрывка темы (фуга). Имитация является важнейшим признаком полифонии. Слово «имитация» значит «подражание», в применении к полифонии – это приём при котором каждый голос, как бы с некоторым запозданием повторяет (точно или с незначительными изменениями) одну и ту же мелодию. Познакомить учащихся с имитационным видом полифонии можно на произведениях И.С.Баха, а именно на примере инвенций.

Полифоническое многоголосие – это ансамбль мелодий, самостоятельно развивающихся в контрастных голосах. И здесь превалирующее значение имеет мелодическое движение, нежели гармония, тем не менее, не умоляющее роли гармонической связи. Музыкальное содержание, изложение которого обнаруживается, как движение без остановок, как сплошной звуковой поток  рассредоточивается между голосами в процессе сложения формы.

Приступая к работе над полифонией необходимо сделать её анализ:

  1. Вначале необходимо проанализировать форму, тональный план. В большинстве случаев полифоническое произведение состоит из 3-х разделов: экспозиция, разработка, реприза. В экспозиции тема проходит во всех голосах поочерёдно. Против темы в другом голосе (одновременно с темой) проходит противосложение. Между проведениями темы могут быть интермедии, являющиеся промежуточным эпизодом.
  2. Особое внимание стоит уделить основной теме произведения, т.к. она является основополагающим компонентом, необходимо определить её границы.
  3. Наиболее распространённые виды полифонического развития тем:
  • тема проходит в других тональностях
  • тема в уменьшении или увеличении
  • тема проходит в обращении
  • тема развивается фрагментами
  •  стретта – наложение одного проведения темы на другое. Чаще всего стретта используется в кульминации.

В работе над полифонией существуют следующие приёмы и методы:

  • Поочерёдное, отдельное проигрывание каждого голоса;
  • Проигрывание голосов по парам;
  • Пропевание вслух одного голоса с одновременным исполнением другого  или двух других;
  • Исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем;
  • Рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушевании других.

Работая над трех - четырехголосными произведениями, ученик уже может не учить специально каждый голос, а учить по два голоса в разных сочетаниях: первый и второй, второй и третий, первый и третий, играя один из них f, espressivo, а другой - pp. Этот способ полезен и при соединении всех трех голосов вместе: сначала громко играется один голос, а остальные два - тихо. Затем динамика голосов меняется. Затрата времени на такую работу различна в зависимости от степени подвинутости ученика. Но учить так - полезно, этот способ, пожалуй, самый эффективный. Из других способов работы над полифонией можно назвать: исполнение разных голосов различными штрихами (legato и поп legato или staccato); исполнение всех голосов р, прозрачно; исполнение голосов ровное при специально сосредоточенном внимании на одном из них; исполнение без одного голоса (этот голосов представлять себе внутренне или петь). Эти способы приводят к ясности слухового восприятия полифонии, без чего исполнение теряет свое главное качество - ясность голосоведения.

Всё интонационное богатство в произведениях Баха находится в совершенной и убедительной нюансировке благородного forte и piano.  

О мелизмах.

Украшения как бы соединяют, мелодическую линию, усиливают речевую выразительность. И если мелизмы - мелодия, значит и исполнять их надо певуче и выразительно, в том характере и темпе, которые присущи данной пьесе. Чтобы мелизмы не были "камнем преткновения", их надо сначала услышать "про себя", пропеть и только потом играть, начиная с медленного темпа и постепенно доводя до нужного.

1. Исполнять мелизмы рекомендуется за счет длительности основного звука (за отдельными исключениями).

2. Все мелизмы начинаются с верхнего вспомогательного звука (кроме перечеркнутого мордента и нескольких исключений, например, если перед звуком, на котором выставлена трель или неперечеркнутый мордент, уже стоит ближайший верхний звук).

3. Вспомогательные звуки в мелизмах исполняются на ступенях диатонической гаммы, кроме тех случаев, когда знак альтерации указан композитором - под знаком мелизма или над ним.

Для начала надо определить для себя образно интонационный характер и строение темы. Затем определить все её имитации на протяжении всего произведения. Такова же схема изучения противосложения.

Необходимо разучивание каждого голоса отдельно каждой рукой.

Аппликатура

Прежде всего, нужно уделить внимание, правильному прочтению обозначенной в тексте аппликатуры и выполнить её. Ведь аппликатура является средством для создания звуковых образов. Часто аппликатуру выбирают исходя из плавного движения мелодии, нужной фразировки, выявлению мотивной структуры и чёткому произношению мотивов. Также встречаются необходимости выдерживания голосов (например, длинные ноты). Поэтому приходится использовать неудобные подмены пальцев, перекладывания, «скольжение» пальца с чёрной клавиши на белую, приёмы, требующие определённого приспособления руки, Часто такие подмены и перекладывания являются трудными и неприемлемыми для ученика. Поэтому по мере возможности нужно привлекать его к совместному обсуждению аппликатуры, выяснению всех спорных моментов в её выполнении.

О темпе и ритме

Привычные для нас итальянские обозначения темпов, которые во времена Баха проставлялись редко, и выражали не столько скорость движения – сколько настроение, характер произведения, его эмоциональный тонус.

Может показаться, что музыка Баха статична, но небольшие агогические оттенки присущи ей, как и всякой другой музыке, только в более сдержанном и более тонком проявлении.

Интонирование

Мелодии Баха основаны на понимании мотивной структуры. Мотив является наиболее мелкой выразительной интонацией. Выразительность произношения мелодии Баха связана с точным ощущением темпа, ритма, размера.

Голосоведение

Самостоятельность голосов – непременное требование, которое предъявляется к исполнителю любого полифонического произведения. Сложность голосоведения заключается в различном характере звучания голосов, в разной, почти нигде не совпадающей фразировке, в несовпадении штрихов, несовпадении кульминаций, разной ритмической характеристике и различии в динамическом развитии. Поэтому, чтобы музыка получилась действительно полифонической, необходимо понять развитие и внутреннюю жизнь отдельных голосов. Следующий, не менее важный момент в голосоведении, является выдерживание в одном из голосов длинных звуков, на фоне которых развиваются другие голоса, создающие в сочетании с ним гармонические вертикали, также имеющие большой выразительный смысл в музыке Баха.

Фразировка

Фразировка – разделение музыкальной речи на мотивы, фразы, предложения согласно художественному смыслу, иначе говоря – музыкальная пунктуация, отражающая смену музыкальных мыслей.

Своеобразие фразировки Баха связано с тем, что почти все его темы и мотивы носят затактовый характер, а значит, границы мотива у Баха не совпадают с границами такта.

Перед преподавателем музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией, всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над ней. Изучение баховских сочинений - это прежде всего большая аналитическая работа. Для понимания полифонических пьес Баха нужны специальные знания, нужна рациональная система их усвоения. Достижения определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного, плавного наращивания знаний и полифонических навыков.