Сценарий учебного занятия "Копилка здоровья"

Ирина Вячеславовна Тарасова

Предлагаю вашему вниманию сценарий учебного занятия (вводный раздел программы по сценическому движению в вокально-хореографическом коллективе) Занятие принесло победу на районном этапе всероссийского конкурса "Учитель здоровья России". Так же, данная разработка стала победителем городского конкурса театральных практик "Действующие лица" (номинация "Методическая разработка") Содержит обучающий квест.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Художественный отдел

СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

«КОПИЛКА ЗДОРОВЬЯ»

Автор  – Тарасова Ирина Вячеславовна,

педагог дополнительного образования

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

ФИО педагога

Тарасова Ирина Вячеславовна

Стаж работы в должности педагога дополнительного образования

7 лет

Квалификационная категория

Высшая

Реализуемая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Сценическое движение в вокально-хореографическом коллективе»

Раздел программы

«Общеразвивающие и укрепляющие упражнения».

Возраст учащихся

6 - 7 лет

Год обучения

Первый

Количество учащихся

10 – 12 человек

Методическая тема занятия

(в контексте реализуемой образовательной программы)

«Здоровьесберегающие технологии как качественная составляющая предмета «Сценическое движение»»

Методическая цель занятия

Формирование у детей начальных представлений о предмете «Сценическое движение» с позиций здоровьесбережения

Вид занятия

Обучающее занятие

Тип занятия

Получение новых знаний и умений, применение  их на практике

Форма проведения занятия

Игровая

Форма организации деятельности

Групповое занятие

Продолжительность занятия в соответствии с рекомендуемым режимом занятий детей в организациях дополнительного образования (Приложение № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14)

30 минут

Краткий анонс занятия

Содержание занятия, используемые в ходе его методы и формы работы, педагогические принципы и подходы  направлены на решение предметных задач с позиций здоровьесбережения и здоровьеобогащения учащихся. В качестве базового компонента методического инструментария рассматриваются игровые технологии, т.к. игра – наиболее естественное и органичное состояние для ребенка. Игротехники обеспечивают комфортную эмоциональную атмосферу на занятии, максимальное раскрытие творческого потенциала детей, формирование у них внутренней мотивации к знаниям, развитие интереса  к созидательной деятельности, что в конечном итоге оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.

Основополагающими принципами, которыми руководствуется педагог при проведении занятия, являются:

 - принцип доступности обучения  - обучение простым упражнениям, а затем, по мере их освоения,  более сложным, с учетом физических возможностей детей;

- принцип сознательности – четкое осознание учащимися целевого назначения и необходимости выполняемого упражнения или задания;

- принцип здоровьесбережения и здоровьесозидания – активное использование в процессе занятия методик, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся (физические упражнения на развитие мышц тела, общеразвивающие упражнения, релаксационные и дыхательные техники, способствующие снятию физического и психического напряжения);

- принцип формирования у учащихся метазнаний как способа осознания ими смысла, назначения своих знаний и умений, определения путей для их применения.

Эффективность занятия обеспечивается:

- соответствием темы учебно-тематического плана содержанию занятия;

-комплексностью целей занятия;

– адекватностью содержания занятия поставленным целям, а также их соответствие возрастным особенностям                    детского коллектива;

– соответствием методов и форм работы поставленным целям и содержанию занятия;

- соответствием планируемых результатов обучения поставленным задачам;

– мотивацией детей на учебную деятельность;

– наличием благоприятной психологической атмосферы на занятии;

– активизацией познавательной и практической деятельности детей,  включением каждого ребенка в деятельность;

- рефлексией;

– методическим обеспечением и оснащением занятия необходимыми средствами;

- соблюдением временного и   здоровьесберегающего режима занятия для младшей школьной категорий детей.

Актуальность

        В условиях современной социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Поэтому, здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как одно из самых перспективных образовательных систем ХХІ века, и как совокупность приёмов, форм  и методов организации обучения, без ущерба для  здоровья детей, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся.

        В настоящее время политика государства направлена на то, чтобы сохранить и укрепить здоровье подрастающего поколения. Закон РФ «Об образовании» в качестве одной из приоритетных целей ставит сохранение и укрепление здоровья учащихся.         Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок должен не только уметь сохранять свое здоровье, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение учащихся к проблеме сохранения своего здоровья - это, прежде всего, процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

        «Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».  И решение этой задачи, прежде всего, связано с применением здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. Здоровый ребенок с удовольствием включается в любую деятельность, он оптимистичен, жизнерадостен.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Копилка здоровья».

Цель занятия – формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни,  его важности и значимости.

Задачи занятия

  • Обучающие:
  • формировать у детей начальные представления об изучаемом предмете «Сценическое движение», о его роли в укреплении здоровья;
  • ознакомить детей с элементарными  правилами техники безопасности в процессе занятий;
  • ознакомить детей с разными видами упражнений,  их назначением и правилами выполнения.
  • Развивающие:
  • создать на занятии эмоциональный комфорт, ситуацию успеха;
  • развивать у детей познавательную активность;
  • разучить с детьми элементарные упражнения на развитие дыхательной и мышечной системы, опорно-двигательного аппарата, координационной устойчивости;
  • разучить с детьми элементарные упражнения на развитие памяти, внимания, образного восприятия, ритмических и пространственных ощущений, способности к импровизации.
  • Воспитательные:
  • воспитывать у детей бережное отношение к собственному здоровью;
  • формировать у детей начальные представления о сценической культуре;
  • формировать у детей навыки доброжелательного, конструктивного общения со сверстниками и педагогом.

Учебно-методический комплекс

  1. Методы обучения, используемые на занятии:
  • Методы стимулирования и мотивации  детской деятельности: поощрение, создание ярких образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, создание ситуации новизны, актуальности на занятии.
  • Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
  • Словесные методы: информационное сообщение, тематическое стихотворение.
  • Наглядные методы: показ, пример.
  • Практические методы: выполнение игровых упражнений, заданий.
  • Волевые методы: создание познавательных затруднений, самооценка деятельности.  
  • Интерактивные методы конструктивных взаимодействий участников учебного процесса: диалог, метод наводящего вопроса,  творческие задания, рефлексивный отчет.
  • Методы контроля и управления образовательной деятельностью: наблюдение, проверка знаний, анализ, самоконтроль.
  1. Основные виды деятельности в рамках занятия:  
  • выполнение общеразвивающих упражнений;
  • выполнение укрепляющих упражнений;
  • выполнение релаксационных упражнений;
  • психогимнастика;
  • танцевально - пластическая импровизация;
  • выполнение творческих и развивающих заданий.
  1. Раздаточные материалы: 
  • буклет-памятка.
  1. Музыкально-инструментальное сопровождение занятия:
  • «Веселый ветер», И. Дунаевский;
  • «Я на горку шла», русская народная песня;
  • «То березка, то рябина», Д. Кабалевский;
  • «В траве сидел кузнечик», В. Шаинский;
  • «Итальянская полька», С. Рахманинов;
  • Полька «Янка», белорусский народный танец;
  • «Марш оловянных солдатиков», П. Чайковский;
  • «Петушок», русская народная попевка;
  • «В погреб лезет Жучка», чешская народная песенка;
  • «Вальс цветов», П. Чайковский;
  • «Барыня», русская народная песня;      
  • Туш.
  1. Конспект занятия.

Материально-техническое обеспечение занятия:

  • Просторное помещение, хорошо проветриваемое, с оптимальным температурным режимом;
  • Мультимедийное оборудование, экран;
  • Аудио воспроизводящая аппаратура, колонки;
  • Музыкальный инструмент (фортепиано).

Планируемые  результаты

        Предметные

        В результате занятия дети:

  • получат начальные представления об изучаемом предмете, его роли и значении в укреплении здоровья;
  • усвоят элементарные правила поведения на занятии;
  • ознакомятся с разными видами, целевым назначением и правилами выполнения физических и общеразвивающих упражнений;
  • освоят простейшие танцевальные элементы, некоторые виды пространственных перестроений.

Личностные

        В результате занятия дети:

  • будут мотивированы на соблюдение норм безопасного поведения на занятиях, правил выполнения упражнений;
  • будут мотивированы на познавательную деятельность;
  • повысят уровень мотивации для занятий сценическим движением, в том числе с позиций здоровьясбережения;
  • осознают, что доброжелательные отношения и правильный эмоциональный настрой необходимы для укрепления здоровья и успешного коллективного творчества.

Метапредметные

        В результате занятия дети:

  • приобретут начальные навыки решения творческих задач, анализа и интерпретации информации с помощью педагога;
  • смогут применять на практике элементарные правила здоровьесбережения;
  • научатся доводить начатое дело до конца;
  • научатся эффективным взаимодействиям в группе.

Структура занятия

Блок занятия

Этап занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Вводный

  1. Организационный этап

Подготовить учащихся к работе на занятии.

Организованный вход в учебное помещение. Фигурная ходьба по залу под музыку. Построение. Шуточное знакомство. Взаимные приветствия педагога и учащихся (сценический поклон).

  1. Установочный этап

Создать доброжелательную атмосферу, способствовать позитивному настрою на занятие.

Совет № 1 в «копилку здоровья»: хорошее настроение – залог здоровья.

Психологический настрой на занятие -  поэтический диалог «Ты не бойся ошибиться».

Игровая психогимнастика  «Как живешь?».

Основной

  1. Подготовительный этап (подготовка к новому содержанию)

Обеспечить мотивацию и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности,  активизировать внимание.

Сообщение темы, цели занятия.  

Эвристический вопрос «Что на свете дороже всего?».

  1. Этап усвоения и закрепления новых знаний и способов действий

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание  связей и отношений в объекте изучения.

Совет № 2 в «копилку здоровья»: чтобы не навредить своему здоровью, нужно знать правила безопасного поведения на занятии.

Инструктаж по технике безопасности на занятии в игровой форме.

Совет № 3 в «копилку здоровья»: активное движение – залог здоровья.

Разминка:

  • Упражнения на разогрев мышц шеи
  • Упражнения для плечевого пояса, рук, ног

Совет № 4 в «копилку здоровья»: правильная и красивая осанка – признак здоровья.

  • Упражнения для осанки, развития координационной устойчивости
  • Релаксационные упражнения.

Комплекс общеразвивающих упражнений и заданий

Совет № 5 в «копилку здоровья»: научись правильно дышать и укрепишь свое здоровье.

  • Игровые упражнения на дыхание
  • Игровые упражнения и импровизации на развитее чувства ритма и музыкальности
  • Игровые упражнения и импровизации на образное перевоплощение, на память физических действий, развитие памяти и внимания

Совет № 6 в копилку здоровья: научись управлять своими мышцами.

  • Игровые импровизации на регуляцию мышечного тонуса.

Заключительный

  1. Контрольный этап

Выявить качество и уровень овладения знаниями.

Игровой экспресс-опрос учащихся «Советы из копилки здоровья». Эвристические вопросы.

Танцевальная импровизация «Повторялочки».

  1. Итоговый этап

Проанализировать деятельность детей  на занятии, дать оценку успешности достижения цели.

Даются ответы на вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели?

  1. Рефлексивный этап

Инициировать  детей на самооценку

Дети дают оценку собственной работоспособности, эмоциональной атмосфере занятия,  полезности учебной работы.

Сценарный ход учебного занятия

Наименование  и содержание этапов занятия

Хронометраж

  1. ВВОДНЫЙ БЛОК
  1. Организационный этап

Звучит марш «Веселый ветер». Дети, держась за руки, во главе с педагогом заходят в зал, исполняют фигурную маршировку и выстраиваются в одну линию.

Педагог: Здравствуйте ребята! Давайте знакомиться: меня зовут Ирина Вячеславовна, я ваш педагог и капитан нашей команды. Сможете хором, дружно повторить мое имя?

Дети хором произносят имя педагога.

Педагог: Как зовут меня – вы знаете. А теперь вы представьтесь мне. Но так как мы – настоящая команда, и команда, надеюсь, дружная, то представиться я вам предлагаю сразу всем вместе. Правда, здорово я придумала? Сейчас, по команде капитана, на счет «три» вы хором, громко и дружно назовете каждый свое имя. И тогда увидим, насколько у нас дружная команда. Согласны? Итак, свое имя назови! Я считаю: раз, два, три!

Дети хором называют свои имена. 

Педагог: Спасибо. Очень приятно познакомиться! Ребята, предмет, тайны которого вы сегодня начнете постигать, называется «Сценическое движение». Как вы думаете, чему вы сможете научиться на наших занятиях?

Дети озвучивают свои предположения (правильно и быстро перестраиваться в сценическом пространстве, красиво передвигаться, выполнять танцевальные движения, чувствовать себя на сцене свободно и не бояться ее). 

Педагог: Итак, на занятиях мы с вами будем учиться правильно и красиво двигаться на сцене, чтобы радовать наших будущих зрителей. Для этого нам нужно освоить специальные упражнения. И первое, что мы сделаем – перестроимся из одной линии в две,  в шахматном порядке. Вы видели шахматную доску? Из чего она состоит? Правильно: из белых и черных клеточек. Сейчас мы с вами рассчитаемся на белые и черные клеточки. Итак, внимание: на белые и черные клеточки рассчитайсь!

Дети рассчитываются.

Педагог: Запомнили, кто из вас какая клеточка? А теперь, по моей команде «белые клеточки» сделают два шага вперед, а «черные клеточки» сделают два шага назад.

Дети перестраиваются в шахматном порядке под музыку (четыре аккорда).

Педагог: Подравнялись! Молодцы! А приветствовать друг друга на занятиях мы будем как настоящие артисты – при помощи сценического поклона: вот такого.

Педагог показывает, как делать простой сценический поклон. 

Педагог: Ну что, начнем? Здравствуйте, ребята! (дети делают простой поклон под музыку – два вступительных аккорда). Молодцы!

  1. Установочный этап

Педагог читает стихотворение (окончание строф хором произносят учащиеся).

Педагог: 

Вы пришли сюда (учиться)!

Вы не бойтесь ошибиться

Все у вас получится!

А на ошибках (учатся)!

Педагог: Ребята, как вы думаете, можно хорошо учиться, если настроение плохое, если на душе грустно?

Дети отвечают.

Педагог: Совершенно верно: если с утра плохое настроение, то и работа, и учеба пойдут неважно! Поэтому предлагаю вам самим поднять себе настроение, сделать его бодрым и радостным. Я буду задавать вам вопросы, а вы хором, громко, дружно и бодро отвечайте мне: «Вот так!» и повторяйте за мной движения.

Проводится психогимнастика «Как живешь?»

- Как живешь?

- Вот так! (Показывают указательные пальцы в такт словам)

- Как идешь?

- Вот так! (Маршируют в такт словам)

- А бежишь?

- Вот так! (Исполняют бег на месте в такт словам)

 - Ночью спишь?

- Вот так! (Складывают вместе ладошки и кладут на них голову в такт словам)

- Как даешь?

- Вот так! (Выбрасывают вперед от плеча руку ладошкой вверх в такт словам)

- А берешь?

- Вот так! (разворачивают руку ладошкой вниз, сжимают кулачок и сгибают руку в локте в такт словам)

- Как глядишь?

- Вот так! (приставляют ладонь ко лбу в виде козырька и смотрят из-под него вправо-влево в такт словам)

- А шалишь? (без слов ритмично надувают щеки и хлопают по ним ладошками)

Педагог: А теперь повторим эту игру под музыку.

Игра «Как живешь?» исполняется под музыкальное сопровождение (р.н.п. «Я на горку шла»).

3 минуты

2 минуты

  1. ОСНОВНОЙ БЛОК
  1. Подготовительный этап (подготовка к новому содержанию)

Педагог: Молодцы, прогнали прочь грусть-печаль. А теперь предлагаю «белым и черным клеточкам» поменяться местами. «Белые клеточки», похлопайте в ладоши!

«Белые клеточки» хлопают в ладоши.

Педагог: А теперь пусть «черные клеточки» потопают ногами.

«Черные клеточки» топают.

Педагог: А теперь внимание: черные клеточки делают четыре шага вперед, а белые – четыре шага назад.

Дети перестраиваются под четыре вступительных аккорда.

Педагог: Ребята, как вы думаете, что самое дорогое в жизни  каждого человека?

Дети отвечают.

Педагог: Правильно, здоровье!

Нам здоровья не купить,

Нужно нам за ним (следить)!

Лучше прямо сейчас начать,

Ни минуты (не терять)!

Не держу от вас секретов:

У меня есть шесть советов

Как здоровье укрепить.

Научись его (ценить)!

20 минут

  1. Этап усвоения и закрепления новых знаний и способов действий

Педагог: Итак, первый совет, который  нужно запомнить, - «хорошее настроение – залог здоровья»!  А вот и второй совет: «соблюдай правила безопасности на занятиях»! Повторяйте за мной движения.

На занятиях, на наших,

Чтобы травмы избежать,

Дисциплину и порядок (Маршируем в такт словам)

Надо строго (соблюдать)! (Подтягиваем корпус, «отдаем честь»)

Первое, что нужно знать –

Форму надо (надевать). (Имитируем надевание брюк)

Начинать работу строго (Грозим пальцем)

С разрешенья (педагога)

Для начала – разомнись, (Сгибаем руки в локтях на уровне плеч, изображая силача)

В танец сразу не стремись. (Имитируем взмах крыльями)

Будем делать подзарядку – (Поднимаем обе руки вперед – вверх - опускаем в стороны – вниз)

Танцевальную (зарядку)! (Имитируем два взмаха крыльями)

Педагог: Третий мой совет: «развивайся физически и будешь всегда здоровым»! Для этого мы с вами сделаем танцевальную разминку.

Педагог проговаривает стихи под мелодию песни «То березка, то рябина».

Чтобы двигаться красиво,

Надо ритм нам соблюдать.

И поэтому, танцуя,

Будем мы стихи (читать).

Упражнение «Веселые часики» поможет нам развивать и укреплять мышцы шеи. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на талии, спина ровная. Поворачиваем голову сначала к правому плечу (тик), затем возвращаем голову в исходное положение (так). Поворачиваем голову к левому плечу (тик), опять возвращаемся в исходное положение (так).  Наклоняем голову вниз (тик), затем возвращаемся в исходное положение (так). Очень аккуратно наклоняем назад (тик), возвращаемся в исходное положение (так). Наклоняем голову к правому плечу (тик), возвращаемся в исходное положение (так). Наклоняем голову к левому плечу (тик), возвращаемся в исходное положение (так).  Наклоняем голову вниз (тик), затем возвращаемся в исходное положение (так). Очень аккуратно наклоняем назад (тик), возвращаемся в исходное положение (так). Выполняем упражнение под музыку.

Дети выполняют упражнение «Веселые часики» под музыку (пенка «В траве сидел кузнечик» Шаинского), со словами «тик-так».

Педагог: Вы все большие молодцы! Следующее упражнение называется «Незнайка». Оно поможет нам развивать и укреплять плечевой пояс. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, спина прямая. Сначала поднимаем и опускаем правое плечо, затем, то же самое делаем левым плечом и одновременно обоими плечами. А чтобы было веселее, будем хором говорить:

Если ты такой Незнайка,

Ты плечами пожимай – ка:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Пожимай и не ленись!

Теперь, то же самое делаем под музыку.

Дети выполняют упражнение «Незнайка» под музыку («Итальянская полька» Рахманинова), проговаривая слова из упражнения.

Педагог: Замечательные незнайки получились у вас! Переходим к упражнению для рук «Вертолетик». Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки вдоль корпуса, спина прямая. Наши руки волшебным образом превращаются в лопасти винта. Делаем четыре круговые маховые  движения вперед и назад со словами:

Вертолетик,  словно шмель,

Может прожужжать весь день:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я комариков вожу.

А теперь – под музыку.

Дети выполняют упражнение «Вертолетик» под мелодию польки «Янка», проговаривая  слова из упражнения.

Педагог: Приземлились «вертолетики»! Расслабили руки: полощем белье в проруби (музыкальная импровизация под характер движений). 

Переходим к упражнению для ног «Веселая пружинка». Исходное положение – ноги вместе (прямая первая позиция), руки на талии, спина ровная. Делаем маленькие приседания, спина при этом остается очень ровной. Садимся как бы на стульчик.

Приготовились:

Мы промокнуть не боимся,

Приседая, веселимся,

На траве с дождинками

Ножками-пружинками!.

А теперь – под музыку!

Дети выполняют упражнение «Веселая пружинка» под музыкальное сопровождение («Итальянская полька» Чайковского), проговаривая  слова из упражнения.

Педагог: Вот так мы развиваем мышцы ног!

А вот и четвертый совет:

Ты осанку береги:

Правильно сиди, ходи!

Нужно спину так держать,

Чтобы ровненько (стоять)!

Чтобы укрепить осанку и развить устойчивость, мы с вами сделаем упражнение «Стойкий оловянный солдатик».

На одной ноге постой – ка,

Если ты солдатик стойкий!

Ногу выше подними,

Да гляди – не упади!

Исходное положение – ноги вместе в прямой позиции, руки вдоль корпуса, спина очень – очень ровная и крепкая. Стоим на вытянутой, как струнка, правой ноге, левую ногу сгибаем в колене, обхватываем обеими руками  и подтягиваем  к груди. В таком положении нужно стоять, пока будет звучать музыка. Затем сделаем то же самое с левой ноги.

Итак, начинаем:

Дети выполняют упражнение «Стойкий оловянный солдатик» сначала с левой, а затем – с правой ноги под музыкальное сопровождение («Марш оловянных солдатиков» Чайковского).          

Педагог: Теперь я вижу, что вы очень стойкие оловянные солдатики! А вот и пятый мой совет:

Ты здоровье береги:

За  дыханием следи!

Дышим, чтобы сил набраться,

Дышим, чтобы расслабляться!

Делаем упражнения, которые помогут нам научиться дышать во время занятий  и меньше болеть простудными заболеваниями!

Итак,  «Веселый петушок». Исходное положение -  стоим прямо, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела. Делаем глубокий вдох и поднимаем руки в стороны и вверх, как петушок крылья. Кричим «ку-ка-ре-ку» и хлопаем обеими руками по бедрам. Выполняем это упражнение 4 раза.

Дети выполняют упражнение «Веселый петушок» 4 раза под мелодию песни «Петушок – золотой гребешок».

Педагог: А сейчас мы превращаемся в кошечек. Делаем четыре коротких вдоха, как будто вынюхиваем следы мышки, и крепко сжимаем кулачки, а затем делаем «сердитый» выдох, как будто кошка шипит, и выпускаем коготки, чтобы поймать мышку. Делаем упражнение 4 раза.

Дети выполняют упражнение  «Кошки-мышки» 4 раза под мелодию песенки «В погреб лезет Жучка».

Педагог: Ребята, вы замечали, что когда мы расслабляем мышцы, наше тело становится тяжелым, неуклюжим, двигаться нам неудобно. Давайте попробуем расслабить мышцы и посмотрим, что из этого выйдет. Попробуйте походить с расслабленными мышцами. А теперь попробуйте попрыгать в таком положении. Правда, неудобно и тяжело? И прыгнуть высоко и красиво не получится. А теперь подумайте, кто может так тяжело передвигаться?

Дети выдвигают предположения (медведь, бегемот, слон и т.п.). А теперь в образе медведя или слона, или бегемота подвигайтесь по залу в разных направлениях. Обязательно соблюдайте важное правило: сталкиваться  друг с другом нельзя. Как только музыка перестанет звучать, на счет три вы вернетесь на свои места. Задание понятно?

Дети передвигаются в хаотичном порядке по залу в разных образах под «тяжелую» по характеру музыку. По окончании музыки на счет «три» возвращаются на свои места.

Педагог: Молодцы, ребята! А теперь выпрямляемся, подтягиваем корпус, делаем красивую осанку, подтягиваем мышцы ног. А теперь попробуйте попрыгать с подтянутым корпусом. Правда, прыгать так гораздо легче и выше. Чувствуете, что движения стали легкими, воздушными? Хочется летать. Представьте, что вы снежинки или осенние кленовые листочки, которые летают на ветру по всему нашему пространству. Соблюдайте правило «не сталкиваться при движении».  Как только музыка прервется, на счет «три» возвращаемся на свои места.

Дети перемещаются по залу в образах летящих снежинок, листиков под музыку («Вальс цветов» Чайковского). По окончании музыки, на счет «три» встают на свои места.

Педагог:  Почувствовали разницу между расслабленными и подтянутыми мышцами? Отсюда последний, шестой совет:

                  Чтобы лучше танцевать

                  И здоровье укреплять,

                  Обязательно нам нужно

                  Наши мышцы (развивать)!

А теперь, ребята, давайте сделаем круг.

Дети перестраиваются в круг.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам подумать, какие могут быть положения в круге.

Дети выдвигают предположения и демонстрируют разные положения в круге (друг за другом в направлении «по часовой стрелке», друг за другом по направлению «против часовой стрелки», лицом в круг, лицом из круга, взявшись за руки и пр.), педагог задает наводящие вопросы. 

Педагог: А какие виды кругов мы с вами можем сделать?

Дети выдвигают свои предположения (малый круг, средний круг, большой круг и пр.).

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ БЛОК
  1. Контрольный этап

Педагог: Теперь предлагаю вам перестроиться в полукруг лицом к зрителю.

Дети перестраиваются с помощью педагога в полукруг.

Педагог: Сядем на пол,  на коленки, чуть-чуть отдохнем  и вспомним, какие советы вы сегодня получили на занятии.

Дети вспоминают шесть советов, педагог задает наводящие вопросы.

Педагог: Эти бесценные советы мы положим в свои копилки. А где находятся наши копилки, мы с вами сейчас выясним. Какое свойство помогает нам сохранить полученные знания и не забыть о них? Где мы храним свои знания и умения? Что помогает нам не забывать полезные советы?

Дети выдвигают предположения.

Педагог: Правильно, ребята:  наша память хранит наши знания. Значит,   копилка – это наша память. Как вы думаете, можем мы поделиться добрыми советами из наших копилок? А с кем вы хотели бы поделиться своими знаниями об укреплении здоровья?

Дети перечисляют, с кем они будут делиться советами (с родителями, друзьями, одноклассниками и т.д.).

  1. Итоговый этап

Педагог: А чтобы наша память-копилка стала крепче и не растеряла добрые советы, нам нужно сделать специальное упражнение.

Встаем на ноги, выпрямляем осанку! Итак,  танец-игра «Повторялочки».  Я буду выполнять разные движения, а вы будете внимательно смотреть и запоминать. Смотрите очень внимательно! Главное правило нашей игры: пока я буду исполнять движение, вы стоите на месте, а с новой музыкальной фразы – будете самостоятельно повторять то, что я вам показала. Память-копилка запомнила задание?

Проводится танцевальная игра «Повторялочки»,  под музыку (р.н.п. «Барыня»).

  1. Рефлексивный этап

Педагог: Ребята, давайте подберем слова, которые помогут намопределить, как мы с вами сегодня поработали. Если вы подобрали такое слово – прежде чем ответить, поднимите руку.

Дети подбирают понятия, характеризующие их деятельность на занятии (дают оценку собственной работоспособности, эмоциональной атмосфере занятия,  полезности учебной работы). Педагог может задавать наводящие вопросы.  

Педагог: Молодцы ребята, вы отлично поработали. Предлагаю отметить это дружными аплодисментами.

Дети хлопают под  музыкальный туш.

Педагог: А вот вам задание: поделитесь нашими добрыми советами с друзьями, мамами и папами, со всеми знакомыми. Ведь об их здоровье мы тоже должны позаботиться.  За отличную работу и на  память о нашем занятии я раздам вам «напоминалочки» полезных советов! На прощание сделаем наш специальный сценический поклон. Помните как? До свидания, ребята!

Дети делают простой сценический поклон на два аккорда.

Педагог: А теперь, встаньте, пожалуйста, в одну линию. Сейчас вы развернетесь в затылок  друг  другу, положите руки на пояс и красиво, организованно, соблюдая ровную осанку, выйдете  из зала вслед за мной.

Дети становятся в одну линию в затылок друг другу и, во главе с педагогом,  выходят из зала под марш «Веселый ветер».

1 минута

2 минуты

2 минуты

Список литературы, использованной при подготовке открытого занятия

  1. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М., «Музыка», 1979.
  2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Издатель-ский центр Академия, 2012. – 320 с.
  3. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. – 1965. - №5.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Изд. 2-е, М., 1957.
  5. Галиченко. И.Г. и. Михайлова М.А. Танцуем, играем, всех приглашаем. – М: Академия развития, 2006.
  6. Горбина Е. В., Михайлова М. А. Игры, песенки и танцы для детских праздников. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
  7. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М., 2013.
  8. Корнеева Т. Ф. Музыкально - ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 2001.
  9. Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1991.
  10. Люблинская А. А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд.-М.,1965. -С. 234-235.
  11. Макарова Е.П. Ритмическая гимнастика и игровой танец. - СПб, 1993.
  12. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - М., 1991.
  13. Новиковская О.  Речевая гимнастика. - М., 2008.
  14. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства// Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240.
  15.  Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет. - М., 2002.
  16. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1996.
  17. Пчелкина В. Книга – источник детского творчества. //Дошк. восп. – 2012. - № 6
  18. Родари Дж. Волшебные сказки. – Л., 1991.
  19. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: «Просвещение», 1972.
  20. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 г.г. «Петербургская Школа 2020»//Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010.
  21. Усова А. П. К вопросу о характеристике творческих игр детей и правилах руководства ими //Ученые записки ЛГПИ им. Герцена. - Л., 1997. - Т. 56.
  22. Франио Г. С. Ритмика.-  М., 1989.
  23. Художественное творчество и ребенок./Под. ред. Н. А. Ветлугиной. -М.,1992.
  24. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. – Ростов на Дону, 1992.
  25. Эльконин Д. Б. Психология игры. – М., 1998.
  26. Юзбекова Е.А. Ступеньки творчества./Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника.- М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2013. – 128 с.