Музыкальная статья "Начальный период обучения игре на фортепиано"

Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

Данная статья о начальном периоде игре на фортепиано предназначена для молодых педагогов. В этой статье я делаю акцент на  авторские методики талантливых педагогов современности. Все эти методики я с удовольствием использую в работе с маленькими пианистами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nachalnyy_etap_obucheniya_na_fortepiano.odt11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБУ ДО Дворец детского (юношеского) творчества Московского района

Музыкальный отдел

МУЗЫКАЛЬНАЯ  СТАТЬЯ

НАЧАЛЬНЫЙ  ПЕРИОД  ОБУЧЕНИЯ  ИГРЕ  НА  ФОРТЕПИАНО

                                                     

                                               Автор статьи: педагог дополнительного образования, концертмейстер  Рахимзянова Надежда Рашитзяновна

 Соавторы:  педагог дополнительного образования Ларина Татьяна Альбертовна,

концертмейстер Муралева Мария Геннадьевна

   

Санкт-Петербург

2021

      Эта статья о начальном периоде в классе фортепиано предназначена для молодых педагогов. В этой статье  я делаю акцент на методики  талантливых маститых педагогов современности. Все эти методики я с удовольствием использую в работе с маленькими пианистами.

      Начальный период можно разделить на две основные части. Донотный период и нотный период. Отдельно  я остановлюсь на каждом из них.

      Донотный период в классе фортепиано — это  самый начальный и первый период  в обучении, в это время  ваш маленький  ученик  только начинает свой прекрасный и увлекательный путь пианиста. В этот период  ребенок  на уроках играет без нот и с ваших рук. Какие же здесь могут быть  нюансы и вопросы?

      Обычно донотный период по времени длится урока 4. Но так как каждый ребенок индивидуален, то и подход к нему тоже должен быть особенным. Соответственно, по количеству уроков мы ориентируемся на месте. Для каждого ученика  я стараюсь скорректировать программу и внести нюансы.
     Мы педагоги очень часто делимся своей информацией и даем советы друг с другом. И это очень здорово.  Тем более сейчас в век информационных технологий это стало доступным.

      В те времена, когда я только начинала преподавать фортепиано, я нашла для себя прекрасный курс преподавания донотного периода. Этот авторский  курс разработан замечательной пианисткой и талантливым педагогом Татьяной Григорьевной Шкловской. Татьяна Григорьевна Шкловская -  доцент ГКА им.Маймонида,  преподаватель  в МССМШ им.Гнесиных , лауреат международных конкурсов, замечательная пианистка и педагог. Татьяна Григорьевна  активно пропагандирует традиции русской фортепианной школы, проводит мастер-классы, открытые уроки, является постоянным членом жюри многих национальных и международных конкурсов. Ее метод преподавания понравился  мне своей новизной и свежестью мысли. Татьяна Григорьевна ориентируется на довольно длинный донотный период. Все строится на показе учителем и выучивании на  каждом уроке  учеником 5, 6, 7и более песенок на память.  С первых уроков ребенок уже много играет. В итоге у ребенка накапливается  за небольшой относительно период значительный пианистический репертуар.  Не зная нот, ребенок    очень много играет с первых уроков.  Я занимаюсь с некоторыми детьми по этой методике и результаты очень и очень продуктивны. Ссылка на  видео  в ютубе

      https://youtu.be/ZOcjMYwYijQ      или просто можно набрать в поиске «Т.Г. Шкловская.  Донотный период в классе фортепиано»

        Еще одна методика, на которую стоит обратить внимание  на начальном этапе преподавания — это  видео  уроки  талантливого пианиста и педагога Валерия  Владимировича Пясецкого.  Ссылка на уроки в ютубе https://youtu.be/JqcHqDW1VOw   или также просто набираем на ютубе «Владимир Пясецкий. Занятия с начинающими»

       Валерий Владимирович Пясецкий  - заслуженный артист России, профессор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Валерий Владимирович дает замечательные рекомендации по постановке рук, правильности расположения корпуса за инструментом, советы по изучению нотной грамоты и очень много различных  интересных упражнений для  свободного аппарата.  Эти уроки относятся и к донотному и к нотному этапу. Рекомендую его  видео-уроки  начинающим педагогам.

       Также для меня большим открытием стала книга  « Педагогические тетради» великолепной пианистки и педагога Натальи Кушнер. ( Кушнер Н.П.,2013. СПУ «МиГ», оригинал-макет, 2013)  Эту замечательную книгу подарила мне моя дорогая , талантливая и гениальная Коробейникова Зоя Михайловна — мой педагог по концертмейстерскому классу в музыкальном училище.  И самое главное это то, что эта книга как раз и посвящена моему замечательному педагогу Зое Михайловне. Наталья Кушнер и Зоя Михайловна дружат.

       Наталья Кушнер- профессор, доктор философии Бельгийского Королевского университета, доцент, кандидат искусствоведения, лауреат международного конкурса им. Дмитрия Шостаковича ( Германия ),  пианистка.   « Педагогических тетради»  предназначены для исполнителей классической музыки, для педагогов и всех тех, чья жизнь посвящена музыке.  В  «Педагогических тетрадей» расписаны поэтапно 7 уроков для начинающих пианистов. Здесь есть и донотный период и нотный и большая часть книги посвящена уже дальнейшей работе с учеником. А  именно :  работа над звуком, работа над техникой игры, работа над полифонией, работа над крупной формой, работа над пьесами, работа над педалью, о темпах в музыкальных произведениях, игра наизусть, память, выступление на сцене, краткие биографические сведения о композиторах. В целом весь спектр педагогических  задач  для преподавателя фортепиано представлен в этой книге.  Эта книга очень удобна для  молодых педагогов даже в качестве конспекта и плана занятий  с самыми маленькими пианистами. Конспект из семи начальных уроков. Это очень удобно, так как самые первые уроки с малышами самые сложные и важные как для ученика так и для педагога.

       Во время учебы в педагогическом университете РГПУ им. Герцена  мною была написана магистерская диссертация на тему « Интерпретация фортепианного творчества С.В.Рахманинова» . Диссертация была написана под руководством Геннадия Моисеевича Цыпина.  Геннадий Моисеевич — это особая фигура в  фортепианном  искусстве и педагогике.  Цыпин Геннадий  Моисеевич — российский музыковед, специалист в области психологии музыкального исполнительства и музыкальной педагоги, доктор педагогических наук, профессор.  По книгам Геннадия Моисеевича мы, будучи студентами постигали азы фортепианной педагогики.  Для начального обучения в колассе фортепиано я рекомендую учебник для педагогов  « Обучение игре на фортепиано» ( 2-изд., испр. и доп.) Это  разработанная теория и методика преподаваия фортепиано. Здесь рассматриваются вопросы развития музыкального слуха, чувства музыкального ритма, музыкальной памяти, «технических» умений  и навыков, музыкального мышления у учащихся фортепианных классов. Автор предлагает наряду с традиционными принципиально новые пути и способы развития всего комлекса музыкальных  данных учащихся, совершенствования их музыкальных способностей.

       Я как педагог использую различные методики, а также беру что-то свое уже годами наработанное, мне нравится пробовать новые авторские методики, прислушиваться к советам мастеров фортепианного  искусства. Главное, это то, что нам есть у кого учиться, где почерпнуть нужную информацию и постоянно совершенствовать свои знания в этой области.