Александр Бахчиев, Елена Сорокина.Служение жанру.

Шарова Елена Юрьевна
В истории многовекового пути развития жанра фортепианного дуэта встречались разные моменты-как этапы блестящего расцвета, так и ,,остановки,, в развитии. К началу 20 века дуэтное музицирование практически исчезло, этот вид музицирования оказался почти забытым...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklade.sorokinaa.bahchiev.docx31.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Александр Бахчиев, Елена Сорокина. Служение жанру.

 «Дуэт Бахчиев-Сорокина был и остается созвездием, равно великолепным как в рисунке, так и в объеме. Это пример схождения Галактик, достойных самостоятельного бытия» (А.Наумов)

           В истории многовекового пути развития жанра фортепианного дуэта встречались разные моменты - как этапы блестящего расцвета, так и моменты ,,остановки,, в развитии, хотя за долгие годы своего существования этот вид фортепианной игры доказал свою жизнестойкость и на сегодняшний день процветает, активно исполняется как на концертной эстраде, так и в учебной практике. Для большинства музыкантов фортепианный дуэт является одним из любимейших жанров музицирования. Свое отношение к игре на фортепиано в четыре руки  выразил М.И.Глинка в ярком высказывании: ,,Чудное изобретение-игра в четыре руки! Это-не любовь, но что-то такое близкое к любви, до того, что прелести той и другой почти равнотождественны..,, Но в истории развития фортепианного дуэта был период полного забвения этого жанра. К началу 20 века в годы первой мировой войны и революций,темп и образ жизни привели к тому, что дуэтное музицирование  практически исчезло, этот вид музицирования оказался почти забытым, и лишь спустя пол века и только благодаря огромной концертно-просветительской деятельности блестящих музыкантов Елены Сорокиной и Александра  Бахчиева  этот вид музицирования  был не только возвращен к жизни, но и поднят на новый высочайший уровень своего развития. Возрождением жанра фортепианного дуэта мы обязаны «Золотому дуэту России» -Елене Геннадьевне Сорокиной и Александру Георгиевичу Бахчиеву, семейной паре, превратившей дуэтное музицирование в неотъемлемую часть музыкальной и культурной жизни России. История музыкально-просветительской деятельности «Золотого дуэта России» - это история расцвета жанра фортепианного дуэта в нашей стране.

           Фортепианный дуэт Е.Сорокина и А.Бахчиев сложился благодаря игре в 4 руки в домашнем кругу. Однажды, Е.С. в своей домашней библиотеке обнаружила четырехручные ноты В.Моцарта и  Ф.Шуберта, подаренные А.Г. его первым учителем Надеждой Николаевной Соколовой. Гениальные творения венских композиторов увлекли музыкантов, и чуть позже эти фортепианные дуэты  зазвучали на эстраде. Первый концерт состоялся в малом зале ЦДРИ.  Это помещение камерное, типа салона, с небольшой сценой напоминало музыкальную гостиную. Для подобных условий и создавалось домашнее музицирование 18-19 веков. На одном из концертов  дуэта в этой гостиной находился главный музыкальный редактор центрального телевидения Юрий Шавеко, и по завершении концерта он предложил музыкантам один раз в месяц в течение часа выступать на телевидении, играть в четыре руки и комментировать. Телевизионные «Камерные вечера» были посвящены истории развития дуэтного жанра. Елена Сорокина и Александр Бахчиев подарили телезрителям огромное количество встреч-знакомств с фортепианной ансамблевой музыкой. Они взяли на себя миссию поднять пласт забытой фортепианной дуэтной музыки, возродить форму 4хручного музицирования. Ими было сыграно более 100 различных оригинальных произведений для фортепианного дуэта. Многие из них  были исполнены в нашей стране впервые. Курьезный случай той поры. После прослушивания их программ один из ведущих советских историков музыки спросил: ,,А чьи это переложения?,, Он и не предполагал, что для    фортепиано в 4 руки в таком количестве могут существовать оригинальные сочинения. А когда Елена и Александр пришли на свою первую грамзапись, то увидели, что мастер настраивает два рояля. ,,Нам нужен один! ,,- сказали они, но мастер крайне удивился: ,,А разве у вас не дуэт?,, Программы передавались по главному телевизионному каналу СССР, и на них воспитывалось целое поколение музыкантов и любителей музыки; эти программы  обогащали всякого, кто хотел стать душевно выше, чище, светлее. Дуэт А.Бахчиев и Е.Сорокина стал живой хрестоматией жанра. Огромным вкладом в музыкальную культуру страны стали и циклы радиопередач, посвященные русскому и зарубежному музыкальному искусству, а также и фондовые записи на радио. Среди наиболее масштабных явлений исполнительского творчества дуэта концертные циклы: «Все фортепианные дуэты Моцарта», «Все фортепианные дуэты Шуберта», « Все фортепианные дуэты Шумана», «Все фортепианные дуэты Рахманинова», «И.С.Бах ,его семья и ученики», «Концерты И.С.Баха для 2х, 3х,4х клавиров и струнного оркестра», «Музыкальные столицы Мира», «В Пушкинском Петербурге», «Музыка старой Вены», «Музыкальная Москва Серебряного века», «Из истории дуэтной сонаты», «Дуэты французских композиторов», Концерт для фортепиано в 4 руки Л.Кожелуха, современника В.Моцарта, и другие. Программы дуэта объединены логикой исторического, образного или жанрово-стилевого подхода.  Многие из программ записаны на компакт-диски, пластинки (свыше 70 пластинок и дисков!) Особое место в творческой деятельности А. Бахчиева  и Е.Сорокиной занимали выступления в ансамбле с Лисициан-квартетом; с Г.Рождественским и В.Постниковой исполнялись произведения в 6 и в 8 рук. В основном всё играли по нотам, кроме виртуозных вещей, требующих игры наизусть. В свое время Клара Шуман возмущалась: ,,Что за новомодная выдумка Ф.Листа играть все наизусть! Ненужная перегрузка памяти, и как следствие – ограничение в расширении репертуара.,, Резонанс от телепередач превзошел все ожидания. Эффект был поразительным. Самым главным результатом телеконцертов дуэта оказалось то, что четырехручное исполнение стало возрождаться  и пришло в музыкальные школы, училища, консерватории, ведь изначально оно возникло не как концертное, а как домашнее музицирование, в узком кругу. По примеру  А.Бахчиева и Е.Сорокиной в дуэты стали объединяться многие исполнители. Музыканты смогли заразить этим вирусом 4хручной игры не одно поколение ( тем не менее игра на одном рояле в 4 руки до сих пор-удел не многих!)

             ,,Золотой дуэт России,, получил мировую известность, концертируя по России, США, Канаде, Японии, Европе, Израилю, Азии. Огромный репертуар дуэта охватывал  большинство сочинений, написанных для фортепиано в 4 руки, а также и для 2х фортепиано - от самых ранних дуэтных пьес, до современных сочинений, посвященных  им ведущими современными композиторами. Для дуэта писали: И.Манукян (Концерт для фортепиано, препарированного фортепиано и струнных), Г.Фрид (Соната для 2х фортепиано), Е.Подгайц ( «Бахчиев-концерт»  для фортепиано в 4 руки и струнного оркестра, «Ода греческой вазе» для 2х фортепиано и детского хора),  Т.Мур (Партита и концерт для 2х фортепиано), С.Губайдулина, Л.Любовский, А.Шнитке и другие. Е.Подгайц назвал дуэт Бахчиева и Сорокиной символом фортепианного дуэта 20 века, В.Полянский  называл музыкантов  ,,Музыкальными аристократами,, Игра музыкантов отличается особой повествовательностью, одухотворенностью высказывания, поэтически возвышенным «слогом», , прекрасным владением формой произведения, чувством ее направленности. Свободное прочтение музыкального текста не означало для них неограниченную свободу в его трактовке. Им чужда напористость, ударность исполнения, манерность, размашистость, напротив, неотъемлемая черта их искусства - эмоциональная уравновешенность, внутреннее благородство, корректная, интеллигентная игра. Для А.Бахчиева вообще свойственна, по словам Р.Островского, полифоническая многогранность творческих устремлений. С именем этого удивительного музыканта, народного артиста России связаны лучшие представления о лучших традициях русской фортепианной культуры. А.Бахчиева можно считать продолжателем пианистической школы К.Н.Игумнова. Все его выдающиеся учителя: Л.Н.Оборин, И.Р.Клячко, В.Н.Аргамаков, были учениками К.Н.Игумнова. Многогранность творческих устремлений А.Бахчиева включала в себя и сольное исполнительство, и ансамблевое музицирование, и педагогику, и просветительство, и музыкально-общественную деятельность. Но особое явление, знаменующее собой целую эпоху - искусство Бахчиева-ансамблиста. Среди огромного перечня ансамблей, в которых выступал А.Бахчиев, фортепианный дуэт с заслуженным деятелем искусств России Еленой Сорокиной - феномен в современном исполнительском искусстве, выдающееся явление мировой культуры!  Фортепианный дуэт А.Бахчиев и Е.Сорокина  лучшую часть себя посвятили Ф.Шуберту. В своей книге «Фортепианный дуэт. История жанра» Е.Сорокина писала: ,,Первые записи 4хручного  Ф.Шуберта были сделаны еще в начале 70х годов, впереди брезжила полная звуковая анталогия мастера. За годы, прошедшие с момента выхода книги, положение Шуберта переменилось до неузнаваемости, даже его песни звучат теперь не так часто, как его ансамблевые пьесы…От сочинений Шуберта, словно лучи расходятся линии дальнейшего исторического развития жанра фортепианного дуэта…Пройдут десятилетия, мир дуэтной музыки обогатится фантастикой шумановских циклов, строгой лирикой вариаций и вальсов Брамса, картинностью Дворжака, изысканной звукописью миниатюр Дебюсси, поющими голосами 4хручных пьес Рахманинова, но в произведениях Шуберта все эти черты  слиты в нерасторжимом и гармоническом единстве.,, Ансамбль в 4 руки - особое искусство! По словам Е.Сорокиной, фортепианный ансамбль дает не только музыкальное образование, но и формирует культуру общения людей, развивает умение  слушать, вовремя где-то уступить, сопереживать, решает психологические вопросы, помогает осваивать очень важную школу бытия.

              В 1989 г. была создана Всесоюзная Ассоциация фортепианных дуэтов, президентами которой были избраны А.Г.Бахчиев и Е.Г.Сорокина. С 1991г.- Общенациональная Ассоциация фортепианных дуэтов. Созданы отделения Ассоциации в разных городах страны. (В 2007г. - Санкт-Петербургское объединение фортепианных дуэтов). А.Бахчиеву и Е.Сорокиной принадлежит заслуга организации и проведения Международных фестивалей фортепианных дуэтов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Токио и в других городах. Они были регулярно приглашены в жюри  международных конкурсов (Международный конкурс фортепианных дуэтов в Токио, конкурс юношеских ансамблей в Белграде, конкурс юных пианистов им. М.И.Глинки в Москве,  конкурс «Брат и сестра» в Санкт-Петербурге и другие). Е.Г.Сорокина - инициатор и бессменный председатель жюри конкурсов фортепианных дуэтов им.А.Бахчиева «За роялем вдвоем» в Вологде и «Диалоги за роялем» в Екатеринбурге. Дуэт - Лауреат премии Кодама (впервые после ее учреждения в Токио в 1992г.). В 1997г. от  газеты «Музыкальное обозрение» получил титул Ансамбль года («За служение жанру»!)