Методический доклад "Григорий Соколов. Особенная звезда"

galaeva julia sergeevna

Данная работа рассматривает биографию советского, российского пианиста, исполнителя с мировой известностью и признанием Григория Липмановича Соколова. Затрагиваются некоторые аспекты исполнительского мастерства пианиста, интересные факты его биографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grigoriy_sokolov_iyun_2021.docx21.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Городской дворец детского (юношеского) творчества им. Н. К. Крупской»

Методический доклад

«Григорий Соколов. Особенная звезда»

Выполнил:

Педагог МХС ВИТА Галаева Ю.С.

Новокузнецк, 2021

На небосклоне исполнительского искусства загораются разные звезды. Бывает, что человек-звезда вспыхивает ослепительно ярко, но затем так же быстро гаснет. Вы же помните американского пианиста, любимца советской публики Ван Клиберна?.. Гораздо реже на этом звездном небосклоне зажигаются звезды другого рода – они светят ярко и ровно всю свою жизнь. И мы бесконечно благодарны им за это – за то, как мы благодарны Солнцу, согревающему нас каждый день, и не только когда мы его видим. Спокойная и уверенная пульсация таких звезд дает надежду на то, что мы и дальше будем наслаждаться их светом. Советский, российский пианист, теперь звезда мирового пианистического искусства Григорий Соколов своим талантом и трудом заслужил право быть причисленным к этой категории.

    Григорий Липманович Соколов родился 18 апреля 1950 года в Ленинграде. В возрасте пяти лет он начал обучаться музыке, а в семь лет был принят в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу фортепиано. Учился Соколов в классе Лии Ильиничны Зелихман, время обучения составило около одиннадцати лет. (Именно она подготовила его к тому самому Третьему конкурсу имени Чайковского). Как пишет в проницательном эссе «Григорий Соколов и его аура» музыковед Александр Яблонский, «…учителя у него – Л. И. Зелихман в школе и М. Я. Хальфин в консерватории – были не просто выдающиеся, но уникально соотносимые с его дарованием, индивидуальностью максимально родственные всему его облику». (В дальнейшем продолжил обучение у профессора М. Я. Хальфина, мужа Лии Ильиничны. Под его руководством он окончил консерваторию, затем аспирантуру.)

 В консерваторию Григорий Соколов пришёл уже вполне сложившимся музыкантом и личностью. Да и технически он был уже совершенен. Всё это требовало от педагога не стандартных отношений «учитель – ученик», а особых. Мудрый М. Я. Хальфин строил занятия с Соколовым как общение двух музыкантов, обменивающихся профессионально-музыкантским, а порой и житейским опытом. Он поощрял споры, не уходил от дискуссий. Свои замечания профессор облекал в форму советов.

В том же эссе А. Яблонский приводит точный критерий подлинного успеха педагога, сформулированный профессором Ленинградской консерватории Самарием Ильичом Савшинским, у которого учились Л. И. Зелихман, М. Я. Хальфин и А. П. Яблонский:

«Лучший педагог не тот, кто скорее «развернул, раскрыл» ученика, и не тот, кто оснастил максимально необходимым «багажом», а тот, кто быстрее сделал себя – педагога – не нужным ученику». Лия Ильинична сделала себя не нужной Соколову довольно рано. Однако эта профессиональная «ненужность» не отменила взаимную потребность дальнейшего – пожизненного – творческого, интеллектуального, эмоционального общения, ибо, повторю, это был удивительный, довольно редкий случай идеального совпадения выдающихся индивидуальностей ученика и учителей».

        Надо отметить одно неотъемлемое свойство характера музыканта – постоянство. С этим его качеством исследователи творчества Григория Соколова и просто поклонники его таланта сталкиваются все время на протяжении всего его творческого пути. «Рассказывают, что Соколова с детства отличало редкое трудолюбие. Уже со школьной скамьи он был по-хорошему упрям и настойчив в занятиях. И сегодня, кстати, многочасовая работа за клавиатурой (каждодневно!) является для него правилом, которое он неукоснительно соблюдает. «Талант? Это любовь к своему делу»,— утверждал некогда Горький. По одному только, как и сколько трудился и продолжает трудиться Соколов, всегда было видно, что это настоящее, большое дарование.»(2)

        Победа Соколова на  Третьем Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве в 1966 году стала для него «водоразделом» всей его жизни – и музыкантской, и человеческой (впрочем, в случае Григория Соколова вряд ли можно отделить одну ипостась жизни от другой). Эта победа и прославила юного (всего шестнадцать лет было ему тогда, он был еще школьником-девятиклассником!) пианиста, и невольно оттолкнула его от Москвы как концертной площадки. Сам музыкант оценивает свои ожидания от  конкурса весьма сдержанно: «Хорошо помню, что в Москву, на конкурс, я ехал просто поиграть, испробовать свои силы. Ни на какие сенсационные триумфы не рассчитывал. Вероятно, именно это-то мне и помогло...».(1) Известный и весьма прискорбный факт –всемирно известный пианист Соколов выступает, кажется, на какой угодно крупной мировой сцене, но только не в Москве. Известен лишь один концерт в Большом зале Московской консерватории в 1998 году. Музыканта глубоко обидел шумный протест, который выразила московская публика победе никому не известного и слишком молодого музыканта. Публика не поняла и не приняла решения жюри, возглавляемого Эмилем Гилельсом. Председателю жюри пришлось вынести череду упреков, возмущения и даже оскорблений в связи с таким решением, но мнения своего жюри не изменило, присудив первую премию Соколову в обход американца Миши Дихтера и советских пианистов Николая Петрова и Александра Слободяника. Одно лишь время показало, насколько дальновидным и пророческим был этот вердикт.

 Претензии критикующих сводились к …безупречности, отточенности и законченности игры юного дарования! Эти качества долго еще смущали слушателей и профессиональное сообщество, казались какими-то …подозрительными. Приведем известное высказывание  В. В. Софроницкого, сказанные им однажды в сердцах о молодых конкурсантах: «Было бы очень хорошо, если бы все они играли немножко неправильнее...»  

К настоящему времени критики, исследователи и почитатели сошлись во мнении, что Григорий Соколов достоин звания выдающегося (скорее, гениального) пианиста, музыканта нашего времени. Парадоксально (и поучительно!), что те исполнительские качества, которые в ранней юности давали пищу для упреков и раздражения – отточенность, безупречность игры, ее «недискуссионность» для слушателя – стали прочным, надежным фундаментом для построения исполнительской карьеры Соколова. Его человеческая и музыкантская основательность, несуетность, предельно серьезное и глубокое отношение к исполняемым произведениям дали свои плоды – Соколов имеет репутацию одного из любимейших во всем мире публикой пианистов. На его концертах залы всегда заполнены, порой даже сверх меры, публика расходится лишь после«третьего отделения» - на бис – с ощущением явленного чуда, ощущением услышанной настоящей жизни. Схожие ощущения испытывают и те, кто попадает на репетиции мастера.

Еще одна особенность исполнительской личности Соколова – его самодостаточность. Иногда со стороны критики были упреки в «герметичности» музыканта на сцене, его «отгороженности» от зала. Создавалось, видимо, впечатление, что музыкант безразличен к мнению зала о нем, что главное для него вовсе не похвалы и овации. Главное – истина, выраженная в музыке. Но разве не поиски истины являются самоцелью для настоящего, серьезного исполнителя? Жизнь, впрочем, показала, что такая стратегия оправдала себя, слушатели поняли и приняли ее, хотя это скорее исключение из общего правила лояльного отношения к публике.  

Нужно отметить, что Соколов – фигура независимая, принципиальная, что очень нечасто встречается в современной шумной и информационно замусоренной цивилизации. Есть в его биографии, помимо отказа от концертов в Москве, и факт отказа от премии Cremona Music Award, присуждённую ему в 2015 году, сообразно его личным принципам.  

Не менее интересная сторона личности Григория Соколова – его высказывания о музыке, об искусстве, о жизни вообще. Многие из них настолько философичны, точны и неожиданно интересны, что достойны, вероятно, публикации отдельно, а не только в интервью журналистам.  Вот, например, отрывок из интервью Григория Соколова в ноябре 2015 года, данному корреспондентке швейцарской газеты «Die Zeit» Кристин Лёмке-Матвей:

 – Как становятся Личностями в искусстве?

– Ими рождаются. Способностями, трудолюбием, удачей обладают многие. Но Личности случаются редко, это нечто особое. Трудно сказать, предопределён ли путь, может ли быть только так и не иначе. В любом случае, внешнее влияние незначительно. Личность с самого начала «совершенна», её нельзя «улучшить» или изменить извне.(2)

Или еще: «Мне кажется, я не ошибусь, если скажу, что наиболее плодотворные импульсы я получаю из сфер, не относящихся прямо и непосредственно к моей профессии. То есть некие музыкальные «следствия» выводятся мною не из собственно музыкальных впечатлений и воздействий, а откуда-то еще. Но вот откуда конкретно — не знаю. Ничего определенного на этот счет сказать не берусь. Знаю только, что если нет каких-то притоков, поступлений извне, если не хватает «питательных соков» — развитие артиста неизбежно приостанавливается.» (Г. Цыпин. Григорий Липманович Соколов. 1990)(2)

«… человек может сохранять равновесие, потому что в воздухе везде опора. Это основной постулат аэродинамики. А вообще, я скорее агностик, как ни странно. Познание мира, мне кажется, идёт двумя путями: через знание и незнание. Это одно и то же, в сущности. Ответ меня обычно интересует меньше, чем вопрос, потому что я знаю, что полным он никогда не будет. Если вы стремитесь дать точный и ясный ответ, то вы или уйдёте от центра проблемы, или коснётесь её части, но никогда ответ не будет таким же полным, как вопрос. Потому что мысль изречённая уже есть ложь, то есть мы удаляемся от центра, начинаем огрублять. И чем больше в вопросе духа, тем меньше возможности ответа.

Мне всё-таки удаётся жить в соответствии с моим пониманием ценностей. Значит, у меня полное совпадение с миропорядком. А заставить других следовать своим ценностям, во-первых, невозможно, а во-вторых, это плохо. Добро не навязывается насилием.»(3) Какое внутреннее равновесие, гармония. Не равнодушие, а именно гармония, рожденная, найденная в результате размышлений, внутреннего духовного труда человека.

Список использованных источников:

  1. https://rg.ru/2017/04/20/pochemu-vydaiushchijsia-pianist-grigorij-sokolov-nikogda-ne-priezzhaet-v-moskvu.html.
  2. https://www.belcanto.ru/sokolov.html
  3. https://www.grigory-sokolov.net/v-oyvin-2020-06-05