Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста

Музыка – одно из могучих средств эстетического воспитания детей, воспроизводящая окружающую нас действительность в звуковых образах. Воздействие музыки положительно сказывается на эмоциональном состоянии детей, даёт возможность им получить общее эстетическое, моральное и физическое развитие. Концентрирует внимание, память, восприятие, поддерживает работоспособность, усиливает эффект выполняемых упражнений, и улучшает педагогический процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_muzyki_-_kopiya.docx19.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Влияние музыки на развитие речи детей дошкольного возраста»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека, максимально благоприятный для активного усвоения, развития и становления связной, фонетической, лексической и грамматической речи. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

Музыка есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально-чувственных состояний человека, его переживаний, настроенийМузыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. Музыка считается наиболее доступным видом искусства даже для самых маленьких детей, еще не способных воспринимать литературу, живопись и другие виды искусств. Понимая роль музыки в развитии речи на ранних этапах онтогенеза, В. М. Бехтерев рекомендует «использовать ее для стимуляции речевого развития маленького ребенка» (В. М. Бехтерев, 1997). Воздействуя на слуховую сферу, музыка обогащает сенсорный опыт; на основе сформированного неречевого слуха получает возможность развития и слух речевой. Существует мнение, что музыкальные впечатления в раннем возрасте сопоставимы по важности с речевой средой (Е. З. Яхнина, 2003).

Развитие речи на музыкальном занятии возможно через любой вид музыкальной деятельности.

Ведущим видом деятельности на музыкальном занятии с детьми любого возраста является восприятие музыки. Восприятие всегда связано с осмыслением и осознанием того, что человек видит, слышит, чувствует,то есть является первым этапом мыслительного процесса. Дети, прослушав музыку, подбирают термины, характеризующую эту музыку по настроению (радостная, светлая, торжественная, волнительная, отвечают на вопросы: какие чувства вызывает музыка? Какая это музыка- оркестровая или симфоническая? Какой образ рисует музыка? Очень часто приходится сталкиваться со скудностью лексикона детей при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы«Что выражает музыка» (различные чувства, настроения, «О чем рассказывает музыка?», средства музыкальной выразительности). Часто дети затрудняются ответить на эти вопросы. Значит, нужна специальная работа по обогащению их речи, в том числе и разнообразными эпитетами.

Пение – это вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. Пение очень полезно для детей, которые имеют речевые нарушения, поскольку оно развивает дыхание, артикуляцию, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению произношения. Также известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания, устранения речевых дефектов. Во время пения обогащается образное мышление, фантазия, развиваются познавательные процессы, побуждающие к активному творчеству, тренируется координация всех мышечных систем, улучшаются обменные процессы в организме. Вокал сам по себе – уникальное средство самомассажа внутренних органов, который способствует их функционированию и оздоровлению.

Занятия пением обеспечивают обучение хорошими языковыми моделями, которые легко воспроизвести, потому что речевой поток часто сопровождается музыкой. Пение также обладает дополнительным преимуществом – оно требует более четкой артикуляции со стороны и педагога, и ребенка. Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык, это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка, например«Да-дэ-ди-до-ду»«На-ра-рим-пам-пам».

Для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни (игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке, «Ду-ду-ду-дудочка, ду-ду-ду-ду-ду, заиграла дудочка в зеленом лугу» и др.)

Известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводятся специально подобранные упражнения по системе В. Емельянова, А. Стрельниковой, М. Лазарева, Б. Толкачева.

Эти упражнения используются и для развития чувства ритма, для этого выдох и вдох необходимо выполнять на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

Детям очень нравятся развивающие игры с голосом. Это подражающие игры со звуками мира (кашель, чихание, голоса животных и птиц, неживой природы: часики, дождик, скрип дверей, звук автомашины (например: игра «Кто кричит, что звучит»). В этих играх непроизвольно формируется звукообразование. Систематическое использование развивающих игр с голосом позволяет почувствовать, как дети выплескивают дополнительную энергию, учатся слушать свой, играют с ним.

В таких упражнениях развивается интонационный и фонематический звук. В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводится работа по коррекции устной речи. В этом помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования используются так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него).

В работе с детьми дошкольного возраста большое место занимает художественное поэтическое слово. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы, которые доставляют им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус с первых лет жизни. У ребенка появляются любимые песенки и стихи. Ярким примером для усвоения песен и развития речи являются потешки, небольшие попевки, песенки, которые благотворно влияют на развитие словарного запаса, образности и выразительности речи. Например, «Петушок»«Гуси»«Пошла млада за водой» и т. д. Использование музыкальных игр и упражнений способствуют развитию произносительной стороны речи, так как ритмико-мелодическая сторона ее очень близка с музыкальной интонацией.

Во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, гортани, развивается дыхание.

Смазанное, неясное пение — это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, отчего недостаточно открывается рот и нерасчленённо звучат гласные. Чёткое же произношение слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от произношения согласных звуков.

Одной из важнейших задач при организации работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей является – развитие мелкой моторики. В своё время И. Кант мудро изложил«Рука - это вышедший наружу мозг человека». Развитие мелкой моторики положительно влияет на активизацию речевых центров в головном мозге. Эта зона расположена близко от речевой моторной зоны. Учёные отмечают, что проекция кисти руки занимает одну треть в коре головного мозга. Следовательно, тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Так учёными, на основе проведенных опытов и обследования большого количества  детей  была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина). Таким образом, через использование пальчиковых игр, подобранных соответственно лексической теме, развивается мелкая моторика, а, значит, и речь.

Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки. Сами того не осознавая, дети изучают основы поэзии! В песнях есть рифма, а умение чувствовать рифму – важный навык для детей.

Таким образом, благодаря музыке речевое развитие дошкольников происходит гармонично и естественно, а систематические и целенаправленные занятия музыкой в детском саду способствуют успешному развитию детей  как в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», так и в образовательной области «Речевое развитие».

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 10  

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

СП «Детский сад № 35» ГБОУ СОШ № 10 г. Сызрани

Конспект на тему:

 «Влияние музыки на речевое развитие детей»

Подготовил: 

Музыкальный руководитель

Николаева Оксана Сергеевна