Конспект урока по сольфеджио. 4 класс. "Внутритактовая синкопа".
Конспект урока по сольфеджио. 4 класс. Тема "Внутритактовая синкопа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.56 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБУДО «Чердынская ДШИ»
Конспект урока по учебному предмету «Сольфеджио» 4 класс
Преподаватель Галашова Е.В.
Тема урока: «Внутритактовая синкопа».
Цель урока: Развитие метроритма учащихся и преодоление метроритмических трудностей.
Задачи урока:
Образовательные:
- знакомство с синкопой и её видами;
- знакомство с правилами группировки длительностей нот с применением синкопы;
- применение синкопы на практике в процессе интонационных упражнений, сольфеджирования, чтения с листа, диктанта и анализа на слух.
Развивающие:
- развитие чувства метроритма;
- развитие мелодического слуха;
- развитие гармонического слуха;
- развитие осознанного отношения к музыкальному тексту;
- развитие певческих навыков и интонационной точности;
- развитие чёткого дирижёрского жеста при непрерывной пульсации долей такта и правильного, выдержанного темпа.
Воспитывающие:
- раскрытие индивидуальных ритмических возможностей каждого обучающегося;
- активизация ритмического и слухового внимания вызывающего интерес к предмету сольфеджио и помогающего в исполнительской практике;
- умение работать в коллективе.
Методы:
- словесно-иллюстративный;
- репродуктивный игровой;
- наглядно-слуховой;
- эмоционального воздействия;
- формирующего оценивания;
- практический.
Формы работы: групповая.
Оборудование: фортепиано, доска, мелки.
Раздаточный материал: клавиатуры, простые карандаши, ластики.
I часть. Теоретические сведения:
Закрепление, повторение пройденного материала: устное повторение правил, повторение знаков в пройденных тональностях.
Интонационные упражнения.
Распевка: Спеть гамму Ми-бемоль мажор, в ней ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; тритоны с разрешением.
Спеть гамму до минор (гарм. вид), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, тритоны с разрешением.
II часть. Опрос домашнего задания. Составление оценивающей таблицы.
Вид работы | Максимально возможное количество баллов | Количество баллов полученное |
Домашнее задание | 10 | … |
Диктант | 10 | … |
Чтение с листа | 10 | … |
Слуховой анализ | 10 | … |
Интонационные упражнения | 10 | … |
Итого: | 50 | … |
III часть. (Основная)
- Новая тема «Синкопа».
Развитие чувства метроритма:
• Слушаем «Краковяк» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин». Пытаемся на слух определить, есть ли в этой музыке незнакомый, но очень интересный и необычный ритм, который придает музыке активность, энергию, бодрость. Открываем ноты, и в самых первых тактах находим ритм синкопа. Рассуждаем о характере, который придает этот ритм музыке.
• Теоретические сведения:
Записываем в тетрадь правило. Обзор таблиц учебника Ж. Металлиди, А. Перцовская 5 класс, стр. 61
• Развитие чувства метроритма:
Исполнение ритмического этюда стр. 62 (учебник Ж. Металлиди, А. Перцовская 5 класс.) Ритмические упражнения (учебник Е. Давыдова Сольфеджио 4 класс).
• Сольфеджирование:
Поем номера на стр. 62-63, предварительно перед пением хлопаем ритмический рисунок с ритмослогами, проговариваем ритмослоги в дирижировании.
• Чтение с листа: Моравский народный танец. (Ж. Металлиди, А. Перцовская Сольфеджио 5 класс, стр. 66), № 90 – 94 (Е. Давыдова Сольфеджио 4 класс).
• Интонационные упражнения: построение и пение интервалов и аккордов от звука вверх и вниз. Стр. 67. (Ж. Металлиди, А. Перцовская Сольфеджио 5 класс)
• Развитие чувства метроритма:
Ритмический этюд. Гуцульский танец стр. 19 (Ж. Металлиди, А. Перцовская «Методические рекомендации для педагогов» 5 класс).
2. Музыкальный диктант. Песня Локтева «Топотушки» (Ж. Металлиди, А. Перцовская «Методические рекомендации для педагогов» 5 класс, стр. 18) записывается за 6 проигрываний, после написания поем с дирижированием.
3. Слуховой анализ: Определить на слух интервалы, аккорды: ув.4-м.6 – м.2 – ч.4 – м.7 – м.3 – б.2 – ум.5 - б.3 – D7 - Б6 – М64.
4. Развитие чувства метроритма: Исполнение Менуэта В.А. Моцарта с оркестровым сопровождением. (Ж. Металлиди, А. Перцовская Сольфеджио 5 класс)
IV часть. Самостоятельное выставление общей оценки за урок. Заполнение таблицы, составленной в начале урока. 45-50% - оценка «5», 35-44% - оценка «4», 25-34% - оценка 3.
V часть. Домашнее задание: Ритмический этюд, построение и пение интервалов и аккордов и др. задания на стр. 68-69. (Учебник Ж. Металлиди, А. Перцовская 5 класс)
Список литературы
Учебная и методическая литература
1. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс ДМШ.-М.,1997.
2. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано». Предметная область ПО.02. Теория и история музыки. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. Сольфеджио.
3. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио 5 класс. Методические рекомендации для педагогов.- Санкт-Петербург, 2017.
4. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио 5 класс.- Санкт-Петербург, 2017.