Конспект урока по сольфеджио. 4 класс. "Внутритактовая синкопа".

Галашова Елена Вячеславовна

Конспект урока по сольфеджио. 4 класс. Тема "Внутритактовая синкопа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_uchebnomu_predmetu_solfedzhio_sinkopa.docx23.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБУДО «Чердынская ДШИ»

Конспект урока по учебному предмету «Сольфеджио» 4 класс

Преподаватель Галашова Е.В.

Тема урока: «Внутритактовая синкопа».

Цель урока: Развитие метроритма учащихся и преодоление метроритмических трудностей.

Задачи урока:

Образовательные:

- знакомство с синкопой и её видами;

- знакомство с правилами группировки длительностей нот с применением синкопы;

- применение синкопы на практике в процессе интонационных упражнений, сольфеджирования, чтения с листа, диктанта и анализа на слух.

Развивающие:

- развитие чувства метроритма;

- развитие мелодического слуха;

- развитие гармонического слуха;

- развитие осознанного отношения к музыкальному тексту;

- развитие певческих навыков и интонационной точности;

- развитие чёткого дирижёрского жеста при непрерывной пульсации долей такта и правильного, выдержанного темпа.

Воспитывающие:

- раскрытие индивидуальных ритмических возможностей каждого обучающегося;

- активизация ритмического и слухового внимания вызывающего интерес к предмету сольфеджио и помогающего в исполнительской практике;

- умение работать в коллективе.

Методы:

- словесно-иллюстративный;

- репродуктивный игровой;

- наглядно-слуховой;

- эмоционального воздействия;

- формирующего оценивания;

- практический.

Формы работы:  групповая.

Оборудование: фортепиано, доска, мелки.

Раздаточный материал: клавиатуры, простые карандаши, ластики.

I часть.  Теоретические сведения:

Закрепление, повторение пройденного материала: устное повторение правил, повторение знаков в пройденных тональностях.

Интонационные упражнения.

Распевка: Спеть гамму Ми-бемоль мажор, в ней ступени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I; тритоны с разрешением.

Спеть гамму до минор (гарм. вид), в ней разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, тритоны с разрешением.

II часть.  Опрос домашнего задания. Составление оценивающей таблицы.

Вид работы

Максимально возможное количество баллов

Количество баллов полученное

Домашнее задание

10

Диктант

10

Чтение с листа

10

Слуховой анализ

10

Интонационные упражнения

10

Итого:

50

III часть. (Основная)

  1. Новая тема «Синкопа». 

Развитие чувства метроритма:

•        Слушаем «Краковяк» М.И. Глинки из оперы «Иван Сусанин». Пытаемся на слух определить, есть ли в этой музыке незнакомый, но очень интересный и необычный ритм, который придает музыке активность, энергию, бодрость. Открываем ноты, и в самых первых тактах находим ритм синкопа. Рассуждаем о характере, который придает этот ритм музыке.

•        Теоретические сведения:

Записываем в тетрадь правило. Обзор таблиц учебника Ж. Металлиди, А. Перцовская 5 класс, стр. 61

•        Развитие чувства метроритма:

Исполнение ритмического этюда стр. 62 (учебник  Ж. Металлиди,     А. Перцовская 5 класс.) Ритмические упражнения (учебник                  Е. Давыдова Сольфеджио 4 класс).

•        Сольфеджирование:

 Поем номера на стр. 62-63, предварительно перед пением хлопаем ритмический рисунок с ритмослогами, проговариваем ритмослоги в дирижировании.

•        Чтение с листа: Моравский народный танец.   (Ж. Металлиди,     А. Перцовская Сольфеджио 5 класс, стр. 66), № 90 – 94                         (Е. Давыдова Сольфеджио 4 класс).

•        Интонационные упражнения:  построение и пение интервалов и аккордов от звука вверх и вниз. Стр. 67. (Ж. Металлиди,                       А. Перцовская Сольфеджио 5 класс)

•        Развитие чувства метроритма:

Ритмический этюд.  Гуцульский танец стр. 19 (Ж. Металлиди,              А. Перцовская «Методические рекомендации для педагогов» 5 класс).

2.         Музыкальный диктант. Песня Локтева «Топотушки» (Ж. Металлиди,         А. Перцовская «Методические рекомендации для педагогов» 5 класс, стр. 18) записывается за 6 проигрываний, после написания поем с дирижированием.

3.        Слуховой анализ:  Определить на слух интервалы, аккорды: ув.4-м.6 – м.2 – ч.4 – м.7 – м.3 – б.2 – ум.5 - б.3 – D7 -  Б6 – М64.

4.        Развитие чувства метроритма: Исполнение Менуэта В.А. Моцарта с оркестровым сопровождением. (Ж. Металлиди,   А. Перцовская Сольфеджио 5 класс)

IV часть. Самостоятельное выставление общей оценки за урок. Заполнение таблицы, составленной в начале урока.  45-50% - оценка «5»,    35-44% - оценка «4», 25-34% - оценка 3.

V часть. Домашнее задание: Ритмический этюд, построение и пение интервалов и аккордов и др. задания на стр. 68-69. (Учебник Ж. Металлиди, А. Перцовская 5 класс)

Список литературы

Учебная и методическая литература

1. Давыдова Е. Сольфеджио 4 класс ДМШ.-М.,1997.

2. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано». Предметная область ПО.02. Теория и история музыки. Программа по учебному предмету ПО.02.УП.01. Сольфеджио.

3. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио 5 класс.  Методические рекомендации для педагогов.- Санкт-Петербург, 2017.

4. Металлиди Ж., Перцовская А. Сольфеджио 5 класс.- Санкт-Петербург, 2017.