Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности

Далбаева Лариса Валерьевна
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Далбаева Лариса Валерьевна

Музыкальный руководитель

МАДОУ «Могойтуйский детский

сад «Теремок»

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

и эмоционально-познавательной сферы через различные виды

музыкальной деятельности»

Музыкальные занятия в детском саду вводят детей в мир волнующих, радостных переживаний, открывают им путь в мир прекрасного, но чтобы этого добиться, нужно развивать у детей способности, которые позволяют успешно проявлять себя в музыкальном творчестве. Прежде всего, нужно воспитывать у детей музыкальность и эмоциональность. Не развивая эти два компонента, невозможно и целостное развитие личности.

Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первое – это чувствовать характер музыки, проявлять эмоциональное отношение. Например, пьеса Д.Б. Кабалевского «Клоуны» вызывает у детей радость, подъём, а пьеса П.И. Чайковского «Болезнь куклы» заставляет их грустить, переживать.

Второе – это способность вслушиваться в музыку и оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Так, дети различают высокие и низкие звуки, громкое и тихое звучание, различают, какие инструменты звучат: рояль, скрипка, балалайка и т.д., отличают запев от припева, отмечают выразительность образов – ласковый, грустный, подвижный характер музыки.

В-третьих, проявление творчества. Например, слушая музыку, дети ищут выразительные движения марширующих детей, прыгающих зайчиков, тяжело ступающего медведя, импровизации простых попевок «Зайчик, ты зайчик», «Лошадка», «Уж как шла лиса» и др.

С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, развивается и совершенствуется музыкальный слух, появляется творческое воображение.

Я считаю, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем могут исчезать. Поэтому я работаю над развитием эмоциональной сферы через творческие способности детей, использую разные виды и формы организации музыкальной деятельности, стимулирую развитие творческой деятельности.

Я думаю, что занятия музыкой оказывают огромное влияние на культуру поведения дошкольников. Чередование различных видов деятельности (пения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности; проявления волевых усилий, исполняя песню, вовремя начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от желания быстрее побежать, перегнать. Всё это воспитывает выдержку и волю.

Музыкальное воспитание и развитие требуют правильной организации и целенаправленного обучения. Обучение музыке – воспитывающий процесс, в котором я накапливаю музыкальный опыт, приобретаю элементарные сведения, знания, навыки, а дети активно усваивают это.

В дошкольной педагогике существуют следующие формы организации музыкальной деятельности. Первое – это музыкальные занятия, где дети коллективно поют, играют, танцуют, объединяются общими переживаниями, стараются не подвести своих друзей. Ведь успех и неудача каждого – это успех и неудача всего коллектива.

Второе – это праздники и развлечения. Они сочетаются с другими видами: театрально – игровой, художественно – словесной, изобразительной – и помогают решать важные духовные, нравственные и эстетические задачи воспитания.

В нашем детском саду «Теремок» п.Могойтуй проводятся утренники, праздники и развлечения: «Золотая Осень», «День Матери», «Новый год», «Зимние забавы», «Сагаалган – праздник Белого месяца», «23 Февраля», «Масленица», «8 Марта», «Праздник Весны», «День Победы», «Выпускной бал». Эти празднования воспринимаются детьми как большие, радостные события, в которых каждый ребенок чувствует себя членом дружного коллектива. Исполнение песен, танцев, хороводов объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети эмоционально поддерживают их, а умелые действия взрослых участников праздника (воспитателей) – дружные аплодисменты – делают мероприятия эмоционально-насыщенными, успешными.

Занятия музыкой способствуют общему развитию дошкольников. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяют детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, активизировать умственную деятельность и развить их физически.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

  1. Восприятие:

- восприятие музыки, специально созданной для слушания;

- восприятие музыки в связи с её исполнением;

- музыкально-дидактические игры.

  1. Исполнительство:

- пение;        

- музыкально-ритмические движения;

- игра на музыкальных инструментах.

  1. Творчество:

- песенное творчество;

- музыкально-игровое и танцевальное творчество;

- импровизация на детских музыкальных инструментах.

  1. Музыкально-образовательная деятельность:

- знания общего характера;

- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

        Музыкальное творчество может проявляться во всех видах музыкальной деятельности – восприятии музыки, пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах, поэтому необходимо включать творческие задания в каждый из них.

Восприятие музыки активный творческий процесс, так как слышать, воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа, прочувствовать, осмыслить.

Для детей среднего возраста я выбираю доступный музыкальный материал (например, «Слон» К.Сен-Санс, «Птичка» Э.Григ и др). Затем предлагаю детям полететь как птички, ходить как слоны и т.д. Ребята старшего возраста слушают музыкальное произведение (например, А.Вивальди «Весна», С.Прокофьев «Дождь и радуга» и др.), затем проводят анализ музыки, после чего выбирают инструменты, соответствующие характеру звучания музыки. Также предлагаю детям «нарисовать» то, что они услышали в музыке.

 В музыкально – ритмическом движении у детей возникают наиболее яркие эмоциональные реакции – радость, удовольствие, что являются важнейшим условием формирования творчества.

Рассмотрим простейшее движение – хлопки. Я прохлопываю определенный ритм, дети повторяют. Затем ребенок придумывает свой ритм, прохлопывает, дети стараются повторить.

Пляски, хороводы, танцы также побуждают детей к творческому самовыражению. 

Дети среднего возраста пляшут как медведи, зайчики, лисички, птички и т.д. Для ребят постарше задание усложняю, например, передать настроение музыки в танце (радость, печаль, восторг, злость и прочее). Также я использую различные атрибуты: листики, ленточки, снежинки, флажки - предметы, помогающие изобразить тот или иной образ особенно выразительно.

С детьми среднего возраста я провожу такие сюжетные музыкальные игры, как «Кот и мыши», «Зайчики и лисичка», «Солнышко и дождик» и т.д. Дети стараются передать в движении односложные образы – кот, мышки, зайчики и т.д. Ребята постарше передают в движении взаимосвязь нескольких персонажей.

Для проявления песенного творчества важным является накопление слухового опыта и развитие музыкально-слуховых представлений.

Для детей среднего возраста я предлагаю такие творческие задания:

- петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая собачка, мяукает котенок), то более низкие (поет большая собака, мяукает кошка);

- игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской иинтонацией (нежно, ласково, сердито, весело и пр., и с различной силой звука). Для старшего возраста предлагаю задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов. Я задаю «музыкальный вопрос», а ребенок импровизирует «музыкальный ответ». Например, «Что-то Машеньки не слышно?» - «Погулять наверно вышла». А могут быть ответы, придуманные самим ребенком. Стишки-попевки я беру из сборников детских песен, загадок.

Интерес к игре на детских музыкальных инструментах у ребенка возникает с самого рождения (погремушка).

Детям среднего возраста я предлагаю исполнить на металлофоне песенку петушка («Ку-ка-ре-ку»), прохлопать в бубен ритм своего имени. Для ребят старшего возраста  я использую озвучивание стихотворений или сказок. Такой способ знакомства с литературой вызывает у детей более яркий эмоциональный отклик, способствует лучшему запоминанию содержания произведения. Например:  С.Я.Маршак «Апрель».

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель.   (Треугольник)

По полям бегут ручьи,  (Глиссандо по металлофонам)

На дорогах лужи.  (Молоточек)

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.  (Тихое шуршание любым предметом)

Пробирается медведь (Трещотка)

Сквозь лесной валежник.  (Маракас)

Стали птицы песни петь (Дудочка)

И расцвёл подснежник  (Колокольчик)

Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить творческие способности.

Для развития творческих способностей детей и эмоционально-познавательной сферы важно использовать все виды музыкальной деятельности. Развитие   осуществляется в слушании музыки, пении, музыкально-ритмических  движениях, игре на музыкальных инструментах. Условиями возникновения детского музыкального творчества являются: накопление впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства, а для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Литература

  1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – с.7-13
  2. Зацепина М.Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников. Учеб. метод. пособие. – М.: Пед. общество России, 2004.
  3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для восп. и муз. рук. д/с. – М.: Просвещение, 1990
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.
  5. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего возраста: методические рекомендации для педагогов, воспитателей и музыкальных руководителей.
  6. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.
  7. Радынова О.П. Музыкальное воспитание в детском саду - М. Просвещение, 1994
  8. Школяр Г. Л. Ребенок в музыке, музыка в ребенке (Дошкольное воспитание.1992. - № 7,8)