Феномен русской песни и особенности народного пения

Абызова Евгения Сергеевна

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Митрофан Пятницкий говорил: «Душа русского народа вся отражена в песне, как в зеркале. В ней он изливал и грусть безысходную, и радость, и веселье». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни, это, прежде всего, её высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание. Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики М.И. Глинка подчеркнул, что «музыку создает народ, а мы её только аранжируем».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_o.docx18.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Феномен русской песни и особенности народного пения

  Русская народная песня – величайшее музыкально-поэтическое воздание народного пения. Многообразно и глубоко отражает она жизнь человека, раскрывает его духовную красоту и богатство, его думы и чаяния. Именно в песенном творчестве отразилось во всей полноте извечное стремление русского народа к добру, к правде, к свету, к счастью. Благодаря исключительной задушевности, искренности, народная песня оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех, кто с ней соприкасается. Она учит, без ложной патетики, любить свою Родину, народ, землю.  Народная песня развивает музыкально-поэтический вкус, пробуждает творческие способности; это исток любой культуры, это корни, уходящие в века, это глубина, несущая мудрость поколений. Нужно знать историю и культуру своего Отечества.

Народное пение в концертно-сценических формах возникло не на пустом месте. Ему предшествовало распространение городского песенного стиля и городских форм музицирования (XVII–XIXвв.). В первой половине XVIII века в музыкальной культуре преобладала военная, застольная, танцевальная музыка. Затем ведущее место заняла опера. В XIX веке значительное влияние на музыкальную культуру оказало творчество объединения и «Могучая кучка». Широко использую народный мелос, фольклор, обращаясь к историко-эпическим сюжетам, они стремились передать в музыке «правду жизни». Уже тогда народное пение стало отделяться от фольклора и более тяготеть к городскому песенному стилю.

С годами городская музыкальная культура в корне изменила формы «общественного фольклора» превратив его из искусства «для себя» в искусство «для других». Уже на рубеже XIX – XXстолетия наметились два главных направления в публичных показах в фольклоре: этнографическое и стилизованное.  Первое, представляли исполнители – прямые наследники и хранители традиций (Е.Э. Линёва, М.Е. Пятницкий). Другое направление шло в русле обработок и стилизаций народно-песенного творчества. В 50е – 60е годы XX века сложился современный стиль концертно-народного пения.

После О.Ковалёвой, Л.Руслановой, И.Юрьевой появилось новое поколение прекрасных певиц: Л.Зыкина, О.Воронец, А.Стрельченко и другие. Особая роль принадлежит Людмиле Георгиевне Зыкиной. В отличие  от взрывной, искромётной  Л.Руслановой, Зыкина пела с неизменным спокойствием, величавостью, монументально. Пение Зыкиной ласковое, переливчатое,  голосоведение ровное, очень мягкое, глубокое и округлое, голос полностью лишен резких диссонирующих, визгливых призвуков, которые часто бывают у людей, поющих горловым звуком. Она стала олицетворением русской песни. Следует заметить, что известность Зыкина  приобрела не столько именно русскими народными песнями, сколько советскими, стилизованными  под русские народные, написанными композиторами Марком Фрадкиным, Григорием Пономаренко, Александром Аверкиным, Виктором Темновым.

Именно такое пение является характерным для концертного народного пения, оно уже далеко ушло от фольклорной традиции, и скорее его следует называть академическое русское народное пение, и,  здесь уже ни в коей мере не идет речь о, так называемом, горловом пении, характерном для него плоском небе и пении на связках.

 В настоящее время, в современной музыкальной культуре концертное народное пение занимает особое место. Оно выросло в полноценный вокальный жанр. Выработка мастерства, динамической яркости в целях достижения максимальной выразительности и красоты интонации свойственна народному музыкальному творчеству, которое, оставаясь бытовым по своему происхождению, обнаруживает стремление к профессионализму. При этом художественное начало проявляется не в виртуозности исполнителей, а в их желании петь так, чтобы «за душу хватало».

Надо понимать, какие эстетико-технические нормы народного пения относятся к школе, а какие – к стилю исполнения. «Школа» не должна подменяться определением «стиля» исполнения.

Вокальная школа  в узком смысле – это некоторая совокупность вокально-технических средств, обеспечивающих высокий уровень исполнительства. Национальная вокальная школа включает в себя самобытность национальной культуры, отличается своеобразием исполнительского стиля, определенным отличительным эталоном звучания голоса. Понятие  «вокальная школа» может в разных контекстах означать и особенности эстетических вкусов вокалистов-исполнителей и их педагогов, и технику пения, и методику преподавания.и одновременно всё это вместе взятое. То есть, школа «правильного» пения одна, и принципы постановки голоса не отличаются друг от друга, отличается манера пения.

Народное творчество не относят к профессиональному искусству, да этого и не требуется – здесь нет законов, систем и ограничений,  это творческое самовыражение народа, это неисчерпаемый источник глубинных, сакральных знаний, заложенных в символике песенных текстов, сказок, поверий, в движении хоровода, украшении костюма, имеющих  особый смысл.

Известно, что народное творчество, родившись от одного человека или группы людей, передавалось из уст в уста, отшлифовывалось, отметая всё лишнее и оставляя самую «соль». Сейчас, практически не осталось истинных носителей той культуры, тех, для кого она являлась образом жизни и мышления. Но всё же, к счастью, рождение глубинного интереса к народному творчеству совпало с тем временем, когда еще остается возможность перенять устную традицию от стариков, помнящих былой уклад, помнящих свадьбу, сыгранную по старинному обычаю, обрядовость календарных праздников.  Благодаря этим людям, благодаря записям и находкам этнографических экспедиций, проводимых исследователями русского фольклора, мы можем услышать истинно народное звучание голосов в сольном и ансамблевом исполнении. Народная песня – неотъемлемая часть народного быта.

Что же касается концертного академического русского народного стиля пения, то это уже профессиональное искусство. Ему нужно надолго обучаться и здесь обязательным является пение на дыхании, округлость звука, высокая певческая позиция, работа резонаторов, единая манера звукообразования, чистота произношения гласных, филировка, мягкая атака, как основной приём «вдохновения» в звук, ровное кантиленноезвуковедение и многое другое.  В специфику обучения концертному народному пению входит не только постановка голоса, но и художественное обучение, эмоциональная и психологическая подготовка. Ведь очень важно, как артист ведет себя на сцене. Большую роль играют свобода движения, мимика.  Для этого обучающимися должно отрабатываться движение рук, танцевальные движения, постановка корпуса. Должны быть специальные профессиональные предметы, такие как: народный танец, сценическое движение, актерское мастерство, психология.

Важный этап становления профессионального певца – это конкурсы и фестивали, формирующие характер и выдержку. Каждый день конкурса – это замечательное музыкальное событие. Но это еще и борьба, и принцип «главное не победа, а участие» для певца невозможен.  Всегда нужно стремиться к победе, постоянно работать и совершенствоваться, и конкурсы – отличная проверка своего профессионализма, психологической и моральной крепости.

Народная мудрость гласит – «В русской песне живет душа русского народа». Митрофан Пятницкий говорил: «Душа русского народа вся отражена в песне, как в зеркале. В ней он изливал и грусть безысходную, и радость, и веселье». Русская песня – это уникальный самобытный памятник культуры. Основа народной песни, это, прежде всего, её высокая духовная направленность, которая вместила в себя природное богатство Русской земли, характерные черты, традиции русского быта, а главное, - правильное вероисповедание. Русская песня является источником, носителем культуры, основой всех музыкальных жанров. Не случайно русский композитор, основоположник русской музыкальной классики М.И. Глинка подчеркнул, что «музыку создает народ, а мы её только аранжируем».