Методический доклад на тему:«Развитие музыкального слуха как основы интонирования на струнно-смычковых инструментах»

Печенкина Наталья Владимировна

В докладе расказывается о различных приемах развития музыкального слуха , используя которые можно  добиться чистой интонации на струнно-смычковых иструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад31.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкально-хоровая школа им. Г.Струве

Методический доклад

«Развитие музыкального слуха как основы

 интонирования на струнно-смычковых инструментах»

                                                                         

                                                                                                             выполнила: Печенкина Н.В.

                                                                                   преподаватель по классу скрипки МОУ ДО      ДМХШ им. Г. Струве

                                                         Железногорск 2018 г.

Интонирование – это выразительное произнесение музыкального смысла. Задача педагога – воспитание чистой интонации у ученика. Бесспорно, существуют  музыкальные специальности, обязательным условием которых  является  наличие у исполнителя высокоразвитого интонационного слуха: хоровая, вокальная, смычковая и другие. Исполнители на струнно-смычковых инструментах (скрипка, виолончель),  делают интонацию самостоятельно, а не пользуются готовыми звуками, как пианисты. Поэтому все уверены, что на скрипке или виолончели могут начать заниматься только дети с  хорошо развитым музыкальным слухом или даже с абсолютным слухом. Но в действительности, в смычковые классы детских музыкальных школ очень часто приходят ученики с очень  средними и даже слабыми слуховыми данными.

Современная методика дает возможность развивать музыкальные способности так, чтобы можно было обучать игре на струнных инструментах детей, не владеющих с самого начала хорошим слухом. Это, бесспорно, можно осуществить только при наличии обдуманной, целенаправленной   работы над подготовкой и развитием музыкального слуха в инструментальном классе.

Еще во время прослушивания необходимо определить степень развитости слуха ученика, и в связи с этим преподаватель с первых  занятий подберет  конкретные для каждого ребенка методические приемы.

Нужно разграничить несколько  уровней развития музыкального слуха у поступающих в школу детей. Неразвитый слух - ученик слышит, что ему играют разные или одинаковые звуки, но не фиксирует их и не может их повторить. Стараясь спеть данный звук он настойчиво "гудит" свой. Слаборазвитый слух - ребенок определяет высоту звуков, чуть-чуть сравнивает их, но воссоздает голосом совершенно неправильно или берет ноты  лишь своего диапазона. Развитый мелодический слух - ребенок неплохо различает высоту звуков, правильно пропевает их голосом, но не может исполнить звуки, взятые одновременно, не слышит их количество. Развитый гармонический слух - ребенок нормально разграничивает и копирует определенные звуки, улавливает количество одновременно исполняемых звуков, пытается воспроизвести каждый из них. Абсолютный слух – ребенок прекрасно отличает и пропевает услыщанные звуки, может четко сказать название каждого звука. Этот вид слуха встречается нечасто и даже очень не многие музыканты – профессионалы им владеют. Обнаружить  аналогичный слух можно только в течение обучения, в период  овладения ученика  нотной грамотой. Крайне важно как можно раньше определить факт существования абсолютного слуха, так как для его развития нужны целенаправленные приемы. Понимая, что педагогу-струннику нужно заниматься с детьми, из разных перечисленных групп, появляется потребность в создании методов, аналогичным их задаткам. Очень трудно найти учащихся с хорошим слухом, и это дает толчок для поиска различных методик, развивающих музыкальные способности учащихся.

На чистоту интонации на смычковом инструменте влияют многочисленные причины. Помимо сформированного  интонационного слуха, важно и  положение игрового аппарата, двигательная моторика, целеустремленность обучающегося, подбор репертуара и еще много факторов. Но самым важным есть присутствие у ученика понятия о высоте тех звуков, которые он собирается играть.

Придя в музыкальную школу, ребенку не терпится побыстрее научиться играть на инструменте. Вот почему, анализируя образ мышления ученика, знакомиться  с инструментом нужно с первых  уроков. Но при этом в работая над постановкой, ученик сталкивается с огромными сложностями и, чтобы получить желаемый  результат, необходимо израсходовать на это длительный период времени. Если сделать акцент на двигательные навыки, то возможное огромное заблуждение: так как  у ребенка нет музыкально-слуховых представлений, то ни развитые  пальчики, ни проходимый музыкальный материал не доставят ему удовлетворения и интерес к занятиям может исчезнуть. Исходя из этого,  необходимо  подготавливаться к каждому уроку,  исходя из музыкальных данных каждого отдельно взятого ребенка, безусловно выкраивая отрезок  времени развитию его музыкального мировозрения.

С первого класса нужно готовить ученика к самостоятельной насройке инструмента. Обучение настройке  должна быть частью урока.  Ученик сможет настраивать скрипку сам только тогда, когда он уже владеет основами звукоизвлечения и постановки обеих рук. Где то к концу первого года обучения уже возможно вести речь о самостоятельной настройке. Без идеально настроенного инструмента не может быть и речи о чистоте интонации.  Обязательно нужно обращать внимание на интервал чистая квинта и его звучание. Педагог должен стараться  научить ученика критически оценивать свою интонацию и добиваться точности исполнения каждого звука.

С первых дней обучения  необходимо  расщирять у ученика  круг музыкальных представлений: непрерывно акцентировать его интерес на разницу в  звуках: по высоте и длительности. И если ученик пока не в состоянии распознавать высоту соседних звуков, он обязательно точно отличает звуки разных регистров - нижнего, среднего, высокого. На элементарных примерах возможно продемонстрировать и пояснить ребенку наиболее распространенный характер движения мелодии - вверх или вниз. Уроки нужно вести  увлекательно, в понятном для ребенка формате. Если занятия ученику нравятся, то показатели двусторонней работы педагога и ученика будут очень плодотворными.

Наиболее результативным средством развития музыкального слуха учеников является пропевание звуков, разучивание песенок, пение их вслух, подбор, чтение нот с листа, транспонирование.  Музыкальный слух развивается параллельно с получением элементарных навыков игры на инструменте, и при этом занятия на  инструменте помогают формированию музыкально-слуховых представлений. А музыкально-слуховые представления дают толчок к  развитию технических навыков.

Сольфеджирование в классе по специальности просто необходимо. Занятия проходят индивидуально  и, конечно же, педагог  использует именно те методы, приемы, упражнения, которые подходят только этому ребенку в большей мере от уровня развития его слуха.

Давайте поговорим о работе  с учеником, у которого слабые музыкальные данные. Если ребенку  доступен  лищь один звук, он может спеть только его. Логично начинать процесс развития  музыкального слуха ученика с этого звука. Для работы  возможно использовать песенки, которые состоят из одного повторяющегося  звука: "Как у нашего кота", "Петушок" и другие. Пропевая или играя песенки, педагог акцентирует внимание на том, что звуки совершенно одинаковы. Что бы услышать низкие и высокие звуки, можно использовать прием глиссандо вверх и вниз. В дальнейшем можно сыграть два соседних звука (1/2 тона). Нужно постараться, что бы  ребенок в первую очередь услышал и уже потом запомнил новый звук. Потом можно переходить к следующему звуку.  И  диапазон усвоенных звуков постепенно увеличивается до  кварты. И потом можно петь песенки, в которых есть  эти интервалы. Сначала это короткие мелодии, построенные в основном на поступенном движении. В изучения песен может использоваться такая последовательность: вначале педагог показывает песню ученику, затем поет ее, потом играет  на фортепиано, скрипке или виолончели (для  развития слуха очень полезна смена тембра); ребенок разучивает слова и мелодию песни, поет ее с поддержкой до тех пор, пока не начнет интонировать правильно; затем ученик поет песню самостоятельно. Надо настойчиво стремиться чисто интонировать, особенно при пении мажорного тетрахорда, так как полутон не всегда сразу получается. Работа над точным представлением о звучании тетрахорда очень важна, это укрепляет правильное расположение пальцев в первой позиции.  Сначала песенки нужно петь со словами, а потом уже  с называнием звуков.

Когда ребенок уже точно интонирует выученную песенку в заданной тональности, нужно усложнить задачу, спеть знакомую песенку со словами от нового звука. Транспонирование  конечно сложный процесс, но оно очень развивает слух и певческие навыки. Ученик получает представление об узких и широких интервалах, о поступенном или скачкообразном движении мелодии.

Постепенно такие задания нужно усложнять, воспитывая чувство ладовой взаимосвязи звуков, так нужное каждому музыканту. В классе специальности необходимо петь гаммы, трезвучия, это дает возможность  наладить связь с занятиями по сольфеджио, которые обязаны в большей мере содействовать развитию слуховых навыков, нужных для овладения инструментом.

Музыкально-слуховые представления развиваются при подбирании по слуху и транспонировании. Подбор по слуху возможен  уже на первых занятиях, сначала  - щипком, в дальнейшем - смычком.

Необходимо  подсказать ребенку, как  найти на своем инструменте или на фортепиано указанный звук, а потом попытаться подобрать  уже  пройденные песенки. Легкую знакомую песенку,  сначала можно повторить той же аппликатурой, но на любой другой струне. Этот вид транспонирования дается детям обычно легко, и в то же время дает понять, что одну и ту же мелодию можно изобразить от разных звуков. И ученик слышит, что на разных струнах песенка меняет тембр звучания.  

В дальнейшем можно попробовать сыграть эту же песенку от другого звука. Таким образом развиваются слуховые представления. Играть песенку от другого звука иными пальцами – очень сложно, но это дает толчок к развитию апликатурного мышления. Транспонирование в классе специальности носит инструментальный характер и значительно отличается от транспонирования в классе сольфеджио. Подбор по слуху - это промежуточный этап между пением песен и изучением нотной грамоты. Подобрав песенку по слуху, ученик вместе с педагогом записывает ее. Получается, что  нотная грамота запоминается в первую очередь со звучанием, в единстве двигательных, слуховых и моторных представлений. Чтобы достичь заметных результатов, нужна  постоянная тренировка слуха. Поэтому желательно, чтобы с первых уроков домашние занятия ученика были систематическими.

Если во время игры появляется фальшивый звук, нужно обязательно остановиться и обратить все внимание ученика на этот звук. Остановив ученика, необходимо вначале дать возможность ученику  спеть мотив или фразу, в которую входит фальшивый  звук, а уже потом выделить  фальшивый  интервал, и  добиться чистоты интонации. Только после этого возможно продолжать игру. Желательно, чтобы ученик, как только начнет играть в позициях, старался находить  звуки одной высоты  в разных местах грифа, следуя при этом только слуховыми представлениями. Привычный способ проверки отдаленных звуков с открытыми струнами должен применяться только  временно. На протяжении  всего процесса обучения у учеников очень часто  появляются всевозможные трудности в интонировании. Итог  работы над их преодолением часто связан со степенью подготовленности  и динамичности музыкального слуха. Владение грифом, знание позиций может быть достаточным для достижения хорошей интонации. Вибрация провоцируетет неустойчивое положение левой руки при переходах. При разборе новых произведение не стоит вибровать. При изучении быстрых произведений и пассажей интонация обычно проверяется в медленном темпе, потому что  в быстром движении сложно контролировать этот процесс. Но нельзя работать только в медленном темпе. По мере выучивания, темп нужно сдвигать.

Интонация в огромной степени зависит от аппликатуры. Апликатура обязана учитыват тембровую окраску каждой струны. Единую фразу конечно же нужно окрасить единым тембром. Ели в пределах единой мелодической линии проводится смена струн, то конечно же нужно считаться с особенностями ее построения.

Чистота интонации очень зависит от увлеченности ученика  исполняемым произведением. Если исполняемый материал нравится ученику,  то бесспорно он постарается сыграть его чисто.

Музыкальный слух и чистая интонация появляются и развиваются путем постоянного  использования методически целесообразных приемов.  Очень часто причиной фальшивой интонации становится не очень серьезное отношение к  интонации со стороны педагога, который не считается с основными проблемами педагогической работы. Интонацию возможно исправить, только снизив трудность исполняемого материала. На чистоту интонации влияют и погрешности в постановке, и очень ранняя вибрация и  стремление к  быстрому техническому развитию. Задача педагога - найти все эти причины и устранить их по возможности. Ученик, имеющий хороший музыкальный слух, владеющий интонацией, легко читающий ноты с листа, сможет работать  самостоятельно. А это очень важно как для  музыкантов-любителей, так и для  будущих профессионалов.

                                                  Список литературы:                                                  

1.В.Стеценко «Методика обучения игре на скрипке» Киев «Музыкальная Украина» 1982

2.Ю.И.Янкелевич «Смены позиций в связи с задачами художественного исполнения на скрипке»

Москва 1993

3.С.О.Мильтонян «Педагогика гармоничного развития музыканта: новая гуманистическая образовательная программа» Тверь 2003

4.И.Б.Кремштейн «К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта – исполнителя» Москва 1986

5.И.Петрова «К вопросу о  развитии творческих способностей младших школьников» Москва 1986