МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Организация работы со слабоуспевающими обучающимися в детской школе искусств"

Мамушкина Ольга Ивановна

Методическая разработка в форме презентации, раскрывающая основы заимодействия участников образовательного процесса по предупреждению неуспеваемости

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_s_neuspevayushchimi_obuchayushchimisya.ppt1.32 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1» Организация работы со слабоуспевающими обучающимися в детской школе искусств Методическая разработка преподавателя теоретических дисциплин Мамушкиной Ольги Ивановны г.Подольск 2021

Слайд 2

I. Категории обучающихся II. Взаимодействие участников образовательного процесса по предупреждению неуспеваемости II . I . Работа в системе «Педагог – ученик» 1. Основные понятия 2. Факторы успеваемости 3. Виды неуспеваемости 4. Типы неуспевающих обучающихся 5. Причины неуспеваемости 6. Пути устранения неуспеваемости: 1) педагогическая диагностика 2) педагогическая профилактика 3) педагогическая терапия 7. Рекомендации педагогам по ликвидации недостатков неуспевающих: 1) недостатки познавательной деятельности 2) недостатки в развитии мотивационной среды 3) недостатки детей с разным уровнем учебных возможностей и отношением к учению II . II . Работа в системе «Педагог – семья» Памятка педагогам по взаимодействию с родителями: 1) алгоритм взаимодействия с семьей 2) этапы установления доверительно-деловых отношений 3) пути разрешения конфликтов 4) примерный кодекс общения 5) нежелательные формы общения II . III . Работа в системе «Педагог – педагог», «Педагог – администрация» 1. Этика отношений между педагогами 2. Правила и нормы отношений

Слайд 3

I. Категории обучающихся

Слайд 4

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на «отлично». Приятно, когда ты, как педагог, принимаешь в класс детей с высоким потенциалом, с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда. Для одарённых детей и обучающихся с высокими учебными возможностями утверждаются предпрофессиональные программы, способные ученики чувствуют себя уверенно, выступая на сцене, получая дипломы за призовые места в конкурсах. Но рядом со способными всегда находится другие дети – обучающиеся с низкими учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники . О них не пишут в СМИ, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают педагоги, обучая такого ученика. И детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот. Неуспевающий школьник – фигура легендарная. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Эйнштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим, слабоуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Но что им однозначно нужно – это индивидуальный подход, педагогическая и родительская поддержка, любовь и принятие.

Слайд 5

II . Взаимодействие участников образовательного процесса по предупреждению неуспеваемости

Слайд 6

II . I . Работа в системе «Педагог – ученик» 1. Основные понятия Неуспеваемость - несоответствие подготовки обучающихся требованиям дополнительной образовательной программы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений; Отставание - это невыполнение требований на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости; Неуспеваемость как итог процесса отставания - многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуя в конечном счёте неуспеваемость.

Слайд 7

2. Факторы успеваемости Требования к учащимся, вытекающие из программ и целей ДШИ только тогда могут быть выполнимыми, когда они не превышают физических и психических возможностей обучающихся и находятся в соответствии с условиями обучения и воспитания детей Психофизические возможности детей изменяются, совершенствуются под влиянием социальных условий, в том числе и влиянием учебно-воспитательной работы ДШИ. Содержание и методы обучения повышают (а иногда задерживают, понижают) возможности обучающихся Социальные условия - это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость группы, оборудование ДШИ, квалификация педагогов, наличие и качество учебной литературы и другое

Слайд 8

3. Виды неуспеваемости по А.А. Бударному Абсолютная неуспеваемость Относительная неуспеваемость по А.М. Гельмонту Общее и глубокое отставание – по многим или всем учебным предметам длительное время Частичная, но относительно стойкая неуспеваемость – по нескольким наиболее сложным предметам Эпизодическая неуспеваемость – то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая

Слайд 9

4. Типы неуспевающих обучающихся по Л. С. Славиной: дети с отсутствием действенных мотивов учения (не хотят) дети со слабыми способностями к учению (не могут) дети с неправильно сформировав- шимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться (не умеют)

Слайд 10

Типы неуспевающих обучающихся по П.П. Блонскому: «Плохой работник»: задания воспринимает невнимательно, часто их не понимает, но вопросов педагогу не задает, разъяснений не просит; работает пассивно (постоянно нуждается в стимулах для перехода к очередным видам работы); не подмечает своих неудач и трудностей; не имеет ясного представления цели, не планирует и не организует свою работу; либо работает очень вяло, либо снижает темп постепенно; 6) индифферентно относится к результатам работы Патологический тип: эмоциональный, часто имеющий неудачи в учении ребенок, встречающий специфическое к себе отношение окружающих. Он заявляет «не могу» до начала работы, нуждается в одобрении со стороны окружающих, тяжело переносит трудности и неудачи

Слайд 11

Типы неуспевающих обучающихся по Н.И. Мурачковскому: (в зависимости от характера соотношения двух основных групп свойств личности: особенности мыслительной деятельности, связанные с обучаемостью; направленность личности, определяющая отношение ребенка к учению) Характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции обучающегося: Не могут, но хотят учиться Характерен относительно высокий уровень развития мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции обучающегося: Могут, но не хотят учиться Характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции обучающегося, проявляющееся в стремлении бросить школу: Не могут и не хотят учиться

Слайд 12

1) Не могут, но хотят учиться: 1) обучающиеся стремятся приспособить учебные задания к своим ограниченным возможностям или вообще избегают умственной работы , в результате чего происходит задержка умственного развития и не формируются навыки учебной работы; 2) неуспех в учебе и неумение работать индивидуально или вместе с группой не являются источником морального конфликта, так как в силу ограниченности познавательных возможностей такие обучающиеся видят свое отставание в неспособности усваивать предмет(ы) наравне с другими; 3) понимание причин неуспеха при положительном отношении к учению является хорошим стимулом для преодоления недостатков; 4) обучающиеся этого типа охотно принимают помощь педагогов и других обучающихся

Слайд 13

2) Могут, но не хотят учиться: 1) привыкли заниматься только тем, что им нравится при отсутствии более широкой и устойчивой мотивации в учебном труде, избегают активной умственной работы по предметам, усвоение которых требует систематического и напряженного труда, задания по теоретическим предметам усваивают поверхностно; 2) в процессе обучения у таких обучающихся не формируются навыки учения , умения преодолевать трудности, наряду с этим складывается определенный подход к работе: небрежное ее выполнение, низкий темп; 3) у таких обучающихся неуспех в учении неизбежно ведет к моральному конфликту; 4) моральный конфликт обнаруживается у них на раннем этапе обучения и не только определяет отрицательное отношение к учению, но и ведет к отрыву от группы в групповых дисциплинах, что может стать причиной возникновения отрицательной моральной направленности

Слайд 14

3) Не могут и не хотят учиться 1) Для таких обучающихся характерна низкая обучаемость, слабое развитие мыслительных процессов, что вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач отсутствует критичность; полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других обучающихся ; 2) характерны трудности в усвоении материала и умении работать, беспечное отношение к учению , весьма отчетливо проявляется узость мышления; 3) слабое развитие мотивационной сферы проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, педагогам, а также стремление бросить школу ; 4) общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории: в школе их больше всего привлекают только предметы, не связанные с выполнением домашнего задания

Слайд 15

5. Причины неуспеваемости (по А. М. Гельмонту ) Причины глубокого и общего отставания (I категория): 1) низкий уровень подготовки ученика; 2)неблагоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей); 3)недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность); 4)слабое умственное развитие Причины частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория): недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету; слабая воля к преодолению трудностей Причины эпизодической неуспеваемости (III категория): недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий

Слайд 16

Причины неуспеваемости (по Ю.К. Бабанскому ) Причины внутреннего плана : 1)дефекты здоровья детей, их развития, 2)недостаточный объем знаний, умений и навыков Причины внешнего плана: недостатки дидактических и воспитательных воздействий; Недостатки организационно- педагогического характера (организация педагогического процесса в школе, материальная база); недостатки учебных планов, методических пособий, сложность программ; недостатки внешкольных влияний, включая семью

Слайд 17

Причины неуспеваемости (по П. П. Борисову) I. Общепедагогические причины: дидактические (нарушение принципов и правил дидактики) воспитательные (недооценка внеклассной и внешкольной работы с детьми) II. Психофизиологические причины: Наследственность, нарушения нормального физического, физиологического и интеллектуального развития детей III. Социально-экономические и социальные причины: Низкий уровень воспитания детей, домашние условия жизни обучающихся, культурный уровень родителей, отношения в семье, слабая материально-техническая база школы, недоработки методик обучения, низкий уровень преподавания или нехватка пед.работников

Слайд 18

1) Социальные причины А) Социальная среда, в которой воспитывается ребенок. Чаще всего неуспевающими становятся дети из неблагополучных семей. Б) Низкий уровень жизни родителей. В) Тяжёлая социально-психологическая обстановка в общеобразовательной или музыкальной школе, в том числе в классе или группе, негативное отношение со стороны педагогов. Г) Особенности домашнего воспитания (дети, которым было всё дозволено в домашних условиях, не могут приспособиться к дисциплине и систематическому подходу). Д) Систематические пропуски занятий. Е) Лень (наиболее частой причиной лени, по мнению Ушинского, является «прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка»). Ж) Отсутствие возможности индивидуального подхода к личности обучаемого.

Слайд 19

Факторы риска, связанные с образом жизни ребенка: А) Низкая двигательная активность; Б) Дефицит сна; В) Высокие учебные нагрузки; Г) Употребление психоактивных и алкогольных напитков, средств; Д) Замена познавательного досуга пассивным пребыванием в гаджетах; Е) Распространение вредных привычек

Слайд 20

2) Психофизиологические причины Наследственность как причина неуспеваемости: Врождённые (неблагоприятная наследственность, врождённая неспособность к умственному труду) или приобретённые заболевания; Медлительность, вызванная особенностями характера, или задержкой в развитии, или прочими факторами ( таких обучающихся иногда оскорбительно называют тугодумами) ; Чрезмерная робость, стеснительность, неуверенность в себе; Нестандартность ( в эту группу могут попасть и вундеркинды, которые по разным причинам выпадают из процесса обучения )

Слайд 21

Гипердинамические расстройства детства (ГРД) ГРД – это лёгкие нарушения поведения и обучения, развивающиеся вследствие недостаточности функций центральной нервной системы (ЦНС), которые всё чаще встречаются у обучающихся. Возрастная динамика клинических проявлений: Дошкольники – моторная неловкость, нарушения речи, гиперактивность; Младшие школьники - трудности обучения; Подростки - «незрелое», безрассудное и безответственное поведение, агрессивность.; Взрослые – неорганизованногсть и пониженное самообладание, социальная дезадаптация.

Слайд 22

Помощь педагога ребенку с ГРД: Установить контакт с родителями и настроить их на длительное лечение при взаимодействии медиков, педагогов и психологов. Сделать всё для установления доброжелательных отношений на индивидуальных занятиях и в группе. Создать условия для развития у ребенка навыков самоорганизации, способности планировать и доводить до конца начатые дела. Обучать ребенка навыкам контроля собственных эмоций и поступков. Организовывать целенаправленную двигательную активность ребенка путем более частой смены видов деятельности на уроке.

Слайд 23

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) ММД - наиболее лёгкие формы церебральной мозговой патологии, возникающие вследствие разнообразных причин, имеющие однотипную, невыраженную, стёртую неврологическую симптоматику в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых в по мере роста и созревания мозга. В последнее время встречаются всё чаще. Медицинский аспект проблемы : ММД - не диагноз ОВЗ, а констатация наличия легких нагрушений в работе мозга, суть которых предстоит выяснить. Педагогический аспект проблемы – правильно организовать обучения ребенка с ММД. Родительский аспект проблемы – правильно организовать лечение и выполнение домашних заданий. Причины ММД: Внутриутробные : ухудшение экологической ситуации (химические, радиационные и прочие загрязнения, влияющие на ребенка в утробе матери); физическая ослабленность, частые болезни беременной, инфекции и частый прием лекарств беременной; отравления беременной (никотин, алкоголь, наркотики); травмы и ушибы живота, психологические травмы, стрессы будущей матери; иммунологическая несовместимость по резус-фактору; угроза выкидыша, гипотония, гипертония, сердечная, легочная, почечная недостаточности, токсикоз второй половины беременности, нефропатия; нарушения витаминного, макро- и микроэлементного баланса; Родовые : преждевременные, скоротечные, затяжные роды, стимуляция родовой деятельности, отравление наркозом во время кесарева сечения, неправильное предлежание плода, обвитие пуповиной Послеродовые : любые заболевания в младенчестве, сопровождающиеся приемом сильнодействующих лекарств; интоксикации мозга, сотрясения, ушибы и травмы головы, нарушение обмена веществ, плохое питание, инфекции

Слайд 24

Типы ММД Астенический тип – исключительно повышенная умственная утомляемость. Ригидный тип – высокая утомляемость, периодические «выключения» и восстановления интеллектуальной работоспособности. Внешне: замедленность реакции, действий, речи. Реактивный тип – двигательная расторможенность, вынужденная, неуправляемая реактивность в сочетании с повышенной возбудимостью, переключаемостью и утомляемостью (гиперактивность). Активный тип – похожи на неорганизованных, импульсивных, увлекающихся детей без ММД. Работают недолго, быстро утомляются, не могут контролировать свою работоспособность. Зависят от ритма работы своего мозга, на упрёки и контроль не реагируют и не могут ничего изменить. Субнормальный тип – не отличаются чем-либо особенным. Повышенно утомляемы, но могут контролировать свою деятельность с помощью волевого самоконтроля. Объём оперативной памяти и мышления мал, произвольное внимание развито слабо, интеллект не страдает.

Слайд 25

Помощь педагога ребенку с ММД: Установить контакт с родителями и настроить их на: лечение у детского невролога или психиатра с целью предупреждения и недопущения отклонений в развитии ребенка, появления ЗПР, неврозов, отклоняющегося поведения; организацию здорового образа жизни: режима дня, прогулок, полноценного питания; спокойную и доброжелательную домашнюю обстановку. Заботиться о здоровье обучающегося на уроке, не допускать переутомления, обеспечивать спокойную доброжелательную обстановку в классе. Не допускать раздражения, криков, наказаний – мягко руководить учебной деятельностью ребенка. Продумать и реализовать работу обучающегося на уроке, опираясь на здоровые структуры мозга ребенка, обходя дефект. Использовать на уроке игровые технологии, не перегружать ребенка.

Слайд 26

6. Пути устранения неуспеваемости 1) Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических технологий, в том числе применение активных методов и форм обучения, проблемного и программированного обучения, информатизация педагогической деятельности. Ю.К.Бабанским для такой профилактики была предложена концепция оптимизации учебно - воспитательного процесса. 2) Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого применяются беседы с обучающимися, обязательная целенаправленная работа с семьей, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в документах педагога, проведение анкетирования, тестирования обучающегося и родителей, анализ результатов, обобщение выводов в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.К.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет педагогов по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников. 3) Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе: в отечественной школе - дополнительные занятия с отстающими; в западной Европе – группы выравнивания. (преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьёзной диагностики, с подбором специальных педагогов, специальных групповых и индивидуальных средств обучения, при обязательном посещении занятий)

Слайд 27

7. Рекомендации педагогам по ликвидации недостатков неуспевающих 1) Недостатки познавательной деятельности выделение опорных пунктов в работе над материалом; составление индивидуального плана работы с обучающимся; формулирование главной мысли и др. Формирование интеллектуальных умений обучающегося в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания Недостатки развития психических процессов: Несформированность приемов учебной деятельности:

Слайд 28

Необходимо формирование индивидуального подхода к обучающемуся, дозировка домашнего задания, определение формы контроля на зачете, экзамене, контрольной работе с учетом степени подготовленности (возможна форма контроля по группе А (слабые ученики) при обязательном предварительном систематическом анализе работы ученика). При этом нужно: дать ученику на обдумывание поставленного вопроса / решение поставленной задачи большее количество времени; при анализе нового, только что разобранного на уроке материала учитывать замедленное его восприятие и усвоение; осторожно оценивать неудачи обучающегося; путём правильной тактики опросов и поощрений постепенно сформировать в ребенке уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться; на групповых дисциплинах предоставлять такому обучающемуся возможность письменного ответа на вопросы и задания , если это допустимо по форме работы Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-психологических особенностей:

Слайд 29

2) Недостатки в развитии мотивационной сферы Усилия педагога должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха с одной стороны и развитие учебных интересов с другой. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки обучающегося (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как ученика в посильных для него видах деятельности). Преодоление неуверенности ребенка в себе (рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям). Определение тех сфер деятельности или форм работы , в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание , закрепить осознание ребенком его достижений и успехов . Поощрение и фиксация малейших удач ребенка в учебной деятельности (тем самым отсутствие закрепления новых неудач). Подробное обоснование каждой поставленной оценки с пояснением критериев, по которым идёт оценивание. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование наглядного материала).

Слайд 30

3) Недостатки детей с разным уровнем учебных возможностей и отношением к учению (по М.М. Поташнику) (например, для усвоения теоретического материала на уроке сольфеджио) Указание типа поставленной задачи, правила, на которое опирается утверждение / выполняется задание; Дополнение к отдельным заданиям в виде рисунка, схемы, таблицы, карточки; Указания алгоритма выполнения задания; Приведение аналогичного примера, решенного ранее; Объяснение хода выполнения подобного задания; Предложение выполнить вспомогательное задание, исходя из которого придет решение основного задания; Наведение на поиск решения с помощью ассоциаций; Указание причинно-следственных связей; Объявление результата заранее; Расчленение сложного задания на простые составляющие; Постановка наводящих вопросов; Предупреждение о наиболее типичных ошибках и неправильных подходах. При этом задания должны быть подобраны таким образом, чтобы слабоуспевающие дети проявили максимум самостоятельности, имели реальную возможность выполнения задания или его части, таким образом развиваясь и усваивая материал

Слайд 31

II . II . Работа в системе «Педагог – семья» Памятка педагогам по взаимодействию с родителями Работа с семьей обучающегося – это кропотливый труд. Технология педагогического взаимодействия признает важнейшим условием и средством развития личности общение . Следовательно, и общение педагога с родителями обучающегося – непременное условие построения партнерских взаимоотношений школы и семьи. Особенно важно оно в отношениях с семьей неуспевающих обучающихся. 1) Алгоритм взаимодействия с семьей 1-я стадия: Поиск контактов при первой встрече. Педагог должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом. 2-я стадия: Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

Слайд 32

З-я стадия: Установление общих требований к воспитанию и развитию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. 4-я стадия: Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству. 5-я стадия: Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка. 6-я стадия: Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Слайд 33

2) Этапы установления доверительно-деловых отношений Первый этап установления доверительных отношений - создание у педагога и трансляция родителям положительного образа ребенка. На втором педагог передает родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на уроках). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить сформировать у родителей установку на сотрудничество. На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомится с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. Четвертый этап установления доверительно деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях личности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспитание, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие.

Слайд 34

3) Пути разрешения конфликтов с родителями Конфликтов не надо бояться, их надо предупреждать, а в случае возникновения — улаживать. Именно улаживать, так как в конфликтах не бывает победителей. Конфликт показывает, что проблема назрела, и если ее разрешить, то конфликт минует. Алгоритм разрешения конфликта: 1 . Выслушайте собеседника, не перебивая его. 2. Признайте чувства, которые собеседник испытывает. Это можно сделать с помощью приема активного слушания — «отражения чувств собеседника» 3 . Установите границы допустимого: «Я готов(а) вас выслушать, но слушать брань не буду». 4 . Продемонстрируйте понимание роли родителя в воспитании ребенка, например: «Я понимаю, что вы заботитесь о своем ребенке». 5 . Выясните, как родитель воспринимает конфликт: «Пожалуйста, говорите, мне очень важно знать ваше мнение по поводу произошедшего». 6 . Четко сформулируйте предмет обсуждения, т.е. то, из-за чего возник конфликт. Это важно для сужения поля обсуждаемых проблем. Достигнуть этого можно с помощью приема активного слушания — резюмирования, например: «Таким образом, главное... Если теперь подытожить сказанное вами, то...». Еще лучше попросить сделать резюме самого родителя.

Слайд 35

7. Установите, по каким вопросам вы с родителем имеете одинаковые взгляды, а по каким — ваши мнения расходятся. Это можно сделать, повторив несколько раз вопрос: «Вы согласны с?..» 8. Опишите содержание конфликта, избавив его от эмоциональных характеристик. Здесь снова может быть использован прием резюмирования: «Итак, мы пришли к тому что...». 9. Ищите выход из ситуации, устраивающий обе стороны. Для этого попросите родителя дать свои предложения по решению проблемы и добавьте к ним свои. Если среди этого перечня не нашлось варианта, устраивающего обоих, то необходимо продолжить выдвижение предложений по решению проблемы до тех пор, пока не будет найден выход из ситуации, отвечающий интересам всех сторон. 10. Примите совместное «коммюнике», в котором устно или письменно будет зафиксировано, что обе стороны, участвующие в конфликте, признают решение приемлемым и обязуются его выполнять.

Слайд 36

4) Примерный кодекс общения: Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, но укрепить его можно.

Слайд 37

5) Нежелательные формы общения с родителями: Не выносите суждений. Избегайте суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)»: эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей. Не поучайте. Избегайте навязывать собеседнику свою точку зрения и «учить жизни» родителей: фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения. Не ставьте «диагноз». Помните, что речь педагога должна быть максимально корректной: категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас. Не выпытывайте. Не задавайте вопросы, не касающиеся учебно-воспитательного процесса, без специальной установки: излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и школой. Не разглашайте «тайну». Вы обязаны сохранять в тайне сведения о семье, доверенные Вам родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности. Не провоцируйте конфликты. Избегайте конфликтных ситуаций в общении с родителями, всегда направляйте возможное конфликтное высказывание в доброжелательное русло.

Слайд 38

II . III . Работа в системе «Педагог – педагог», «Педагог – администрация» 1. Здоровая атмосфера в коллективе Атмосфера доброжелательности в педагогическом коллективе способствует эффективному решению учебно-воспитательных проблем, недоброжелательности - вызывает напряженность, противоречия, конфликты, которые отвлекают внимание от учебно-воспитательного процесса на урегулирование отношений коллег. Противоречия в коллективе неизбежны, т.к. в его составе находятся люди разных специальностей, возраста, пола, мировоззрения, темперамента, характера, вкусов и предпочтений. Но стремление к конструктивной, здоровой атмосфере должно присутствовать в отношении каждого обязательно. Основой здоровой атмосферы в педагогическом коллективе являются: 1) атмосфера слаженности и сплоченности коллектива (совместные согласованные действия педагогов является залогом эффективного достижения коллективом профессиональных целей); 2) атмосфера терпимости в жизни коллектива (умение принять коллег с их убеждениями, особенностями, недостатками является залогом сглаживания конфликтов в коллективе); 3) атмосфера доброжелательности, отзывчивости, тактичности - основа гармонизации отношений в коллективе, которая сказывается на эффективности деятельности коллектива, в которой каждый педагог имеет возможность максимально проявить себя как профессионал и как личность.

Слайд 39

2. Основные этические принципы Основным компонентом взаимоотношений между педагогическими работниками является этический кодекс педагога. К основным этическим принципам относят: Принцип конфиденциальности (неразглашение информации о ребенке и родителях не задействованным в процессе обучения педагогам и третьим лицам); Принцип компетентности (определение границ собственной компетентности и начала компетентности специалистов по предметам либо администрации); Принцип ответственности ( профессиональная и личная ответственность за свою профессиональную деятельность); Принцип этической и юридической правомочности (опора на законодательные акты и этические нормы; при спорных вопросах - использование сглаживания, а не нагнетания конфликтов); Принцип благополучия ( ориентир на благополучие всех субъектов образовательного процесса с учетом их прав); Принцип профессиональной кооперации (проявление уважения к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений, воздержание от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии третьих лиц)

Слайд 40

3. Правила и нормы отношений Общие правила отношений между педагогами: Самоуправление и контроль за собственным поведением, формирование в себе качеств, необходимых профессии, способствующих личному успеху и продвижению. Координация собственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас проблемы дома. Терпимость к недостаткам, вредным привычкам коллег, к их раздражающим вас взглядам, убеждениям, мнениям. Основой терпимости является уверенность в том, что мы должны принимать людей такими, какие они есть. Стремление к взаимопониманию, желание понять человека и причины его действий. Способность к сочувствию, сопереживанию – скорее ожидаемое, желаемое правило. Правила отношений конкретизируются в нормах поведения : подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива; умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения; стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументировано отстаивать собственную точку зрения; умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения профессиональных педагогических проблем; способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

Слайд 41

Если вы действительно хотите, чтобы хорошие отношения установились между коллегами в коллективе, между педагогами и родителями, между педагогами и детьми, то следуйте известным советам Д.Карнеги: искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам; доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же; запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени отчеству, соблюдайте субординацию: людям это нравится; умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам; говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас; дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.