Задания для проведения олимпиад по сольфеджио и теории музыки в старших классах ДМШ.

В детской музыкально-хоровой школе ежегодно проводятся олимпиады по сольфеджио и теории музыки для младших, средних и старших классов. Олимпиада ориентирована на содержательное использование свободного времени в интересах детей, повышнение престижа и значимости сольфеджио в учебном процессе, повышение качества подготовки учащихся по предмету и выявление уже в младших клссах одаренных детей с целью их дальнейшей профориентации. Один из вар иантов заданий для старших  классов представлен в моей публикации. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по сольфеджио и теории музыки

7 класс

……………………………………………………………. ДШИ №……………

(фамилия и имя участника)

Сольфеджио

Задание 1. Из трёх данных видов минора отметить прозвучавший:

Задание 2. Из трёх вариантов последовательностей ступеней в натуральном мажоре отметить прозвучавший:

                        А                                                             В                                                       С        

Задание 3. Цифрами отметьте порядок исполнения двухтактовых построений, данных в различных видах тональности Es-dur:

                                А                                                     В                                                            С

Задание 4. Из четырёх видов трезвучий отметить прозвучавший вариант:

Теория

Задание 1. Зачеркнуть тональности, несоответствующие данным ключевым знакам:

Н

Es

В

Ges

Е

Fis

Ces

cis

с

es

fis

b

5#

Зb

4b

6b

3#

6#

7#

4#

3b

4b

3#

5b

  Задание 2. Определить обращения к данным интервалам:

Интервалы

Обращения

  1. Большие секунды
  2. Малые терции
  3. Чистые кварты
  4. Большие сексты

А.  Чистые квинты

В.  Малые септимы

С.  Увеличенные кварты

D.  Малые секунды

Е.  Большие сексты

F.  Малые терции

Ответ: 1…………; 2…………; 3…………;  4………….

Задание 3. В первый такт второй строчки выписать все малые интервалы, во второй такт - большие, в третий такт - все чистые интервалы: 

Задание 4. Для данных интервалов найти соответствующие им тональности: 

  1. Ре-фа
  2. Ре-фа диез
  3. Ре бемоль-фа
  4. Фа диез-ля диез

А. Ces-dur

В. C-dur

С. As-dur

D. E-dur

Е. G-dur

F. H-dur

Ответ:  1. ………….;  2. ..…………… ; 3. ……….……….. ; 4. ….……………

                        

Задание 5. В данной таблице вставить пропущенные элементы в натуральном мажоре, натуральном и гармоническом миноре:

Тритоны

Интервал

Ступень

Лад

Ув.4

    Натуральный мажор

Ум. 5

    Натуральный мажор

VI=

    Натуральный минор

Ум. 5

II-

   

 IV=

Гармонический минор

VII-

Гармонический минор

Задание 6. В каких тактах дано неправильное разрешение аккордов?

                                А                               В                                     С                                     D

Задание 7. Указать на каких ступенях строятся следующие аккорды:

D64

VII6

III6

Т64

D65

VI6

D2

T6

S64

D43

VII65

Задание 8.  Даны крайние звуки D7 и его обращений. Определить аккорды, которые могут быть построены в их пределах: 

Задание 9. Для данных аккордов выбрать соответствующую им интервальную структуру:

                               1.    D7

А.   б.З + м.З + м.З

                         2.   D43

В.   м.З + б.З + м.3

                         3.   м.VII7

С.   м.З + б.2 + б.З

                               4.    D65

 D.   м.З + м.З + б.3

                         5.   II7

E.   м.З + м.З + м.3

                         6.   ум.VII7

F.   б.2 + б.З + м.З

                         7.   D2

G.   м.З + м.3 + б.2

           Ответ: 1…....; 2…...; 3……; 4…...;

5…....; 6…….; 7…….

Задание 10. Решить задачу. Дано:

      Нота «ре» является вершиной большой сексты (б.6.). Её основание совпадает с вершиной малой септимы (м.7.) основание которой одновременно является основанием увеличенной кварты (ув.4.). Определить вершину этого тритона.    

Задание 11. Из ряда логически связанных между собой слов найдите и зачеркните лишнее:

  • секунда, септима, трезвучие, кварта, октава.
  • тональность, лад, консонанс, ключ;
  • интервал, диссонанс, секунда, секстаккорд;
  • аккорд, группировка, тональность, квинтовый круг;
  • тремоло, триоль, размер, ритм.

 

                                               6 класс

……………………………………………………………. ДШИ №……………

(фамилия и имя участника)

                                               Сольфеджио

Задание 1. Из трёх данных видов минора отметить прозвучавший:

Задание 2. Из трёх вариантов последовательностей ступеней в натуральном мажоре отметить прозвучавший:

  • Ф   А                                        В   В                                                  С        

                   А                                        В                                    С

Задание 3. Цифрами отметьте порядок исполнения двух тактовых построений, данных в различных видах мажора в тональности C-dur:

                     А                                          В                                                  С

Задание 4. Из четырёх видов трезвучий отметить прозвучавший вар   

                                                      Теория                                                                    Задание 1. Зачеркнуть тональности, несоответствующие данным ключевым знакам:

Н

Es

В

As

Е

F

d

cis

с

g

fis

e

5#

3b

4b

3b

4#

1b

1#

4#

3b

4b

3#

1#

Задание 2. Определить обращения к данным интервалам:

Интервалы

Обращения

1. Большие секунды

2. Малые терции

3. Чистые кварты

4. Большие сексты

А.  Чистые квинты

В.  Малые септимы

С.  Увеличенные кварты

D.  Малые секунды

Е.  Большие сексты

F.  Малые терции

Ответ: 1…………; 2…………; 3…………; 4………….

Задание 3. В первый такт второй строчки выписать все малые интервалы, во второй такт - большие, в третий такт - все чистые интервалы: 

Задание 4. Для данных интервалов найти соответствующие им тональности: 

1. Ре-фа

2. Ре-фа диез

3. Ре бемоль-фа

4. Фа диез-ля диез

А. Ces-dur

В. C-dur

С. As-dur

D. E-dur

Е. G-dur

F. H-dur

Ответ:  1. ………….;  2. ..…………… ; 3. ……….……….. ; 4. ….……………

Задание 5. В данной таблице вставить пропущенные элементы:

Тритоны

Интервал

Ступень

Лад

Ув.4

    Натуральный мажор

Ум. 5

    Натуральный мажор

VI

    Натуральный минор

Ум. 5

II

   

 IV

Гармонический минор

VII

Гармонический минор

Задание 6. С помощью каких интервалов можно построить Б64:

1.  ч.5   2.  б.6    3.  м.3       4.  ч.4     5.  б. 3      6.  м.6

 Ответ: …………….;    ………………..; …………………

Задание 7. Указать на каких ступенях строятся следующие аккорды:

D64

VII7

D6

Т64

D65

S6

D2

T6

S64

D43

S53

Задание 8.  Даны крайние звуки D7 и его обращений. Определить аккорды, которые могут быть построены в их пределах: 

Задание 9. Для данных аккордов выбрать соответствующую им интервальную структуру:

                               1.    D7

А.   б.З + м.З + м.З

                         2.   D43

Б.   м.З + м.З + м.3

                         3.   м.VII7

С.   м.З + б.2 + б.З

                               4.    D65

 D.   м.З + м.З + б.3

                         5.   ум.VII7

F.   б.2 + б.З + м.З

                         6.   D2

G.   м.З + м.3 + б.2

           Ответ: 1…....; 2…...; 3……; 4…...;

5…....; 6…….; 7…….

Задание 10. Определить аккорд, состоящий из четырёх звуков,

  • второй из которых - «ми бемоль»;
  • третий и четвёртый звуки образуют большую терцию;
  • большая секунда находится посередине;
  • расстояние между двумя голосами – большая секста.

Задание 11. Из ряда логически связанных между собой слов найдите лишнее:

  • секунда, септима, трезвучие, кварта, октава.
  • тональность, лад, консонанс, ключ;
  • интервал, диссонанс, секунда, секстаккорд;
  • аккорд, группировка, тональность, квинтовый круг;
  • тремоло, триоль, размер, ритм.

 

5 класс

……………………………………………………………. ДШИ №……………

(фамилия и имя участника)

Сольфеджио

Задание 1. Из трёх данных видов минора отметить прозвучавший:

Задание 2. Из трёх вариантов последовательностей ступеней в натуральном мажоре отметить прозвучавший:

                       А                                           В                                                  С        

Задание 3. Цифрами отметьте порядок исполнения двух тактовых построений, данных в различных видах мажора в тональности C-dur:

                     А                                          В                                                  С

Задание 4. Из четырёх видов трезвучий отметить прозвучавший вариант:

Теория

Задание 1. Зачеркнуть тональности, несоответствующие данным ключевым знакам:

h

Es

В

As

Е

F

d

cis

с

g

fis

e

2#

3b

4b

3b

4#

1b

1#

4#

3b

4b

3#

1#

Задание 2. Определить обращения к данным интервалам:

Интервалы

Обращения

1. Большие секунды

2. Малые терции

3. Чистые кварты

4. Большие сексты

А.  Чистые квинты

В.  Малые септимы

С.  Увеличенные кварты

D.  Малые секунды

Е.  Большие сексты

F.  Малые терции

Ответ: 1…………; 2…………; 3…………; 4………….

Задание 3. В первый такт второй строчки выписать все малые интервалы, во второй такт - большие, в третий такт - все чистые интервалы: 

Задание 4. Для данных интервалов найти соответствующие им тональности: 

1. Ре-фа

2. Ре-фа диез

3. Ре бемоль-фа

4. Фа диез-ля диез

А. Ces-dur

В. C-dur

С. As-dur

D. E-dur

Е. G-dur

F. H-dur

Ответ:  1. ………….;  2. ..…………… ; 3. ……….……….. ; 4. ….……………

                        

Задание 5. С помощью каких интервалов можно построить Б64?

1.  ч.5

2.  б.6

3.  м.3

4.  ч.4

5.  б. 3

6.  м.6

Ответ: …………….;    ………………..; …………………

Задание 6. К средним звукам указанных аккордов добавить недостающие: 

                       М64                                  Б64                               Б6                              М6

Задание 7. Указать на каких ступенях строятся следующие аккорды:

D64

VII7

D6

Т64

D65

S6

D2

T6

S64

D43

S53

Задание 8. В каких тактах дано неправильное разрешение аккордов?

                                А                               В                                     С                                     D

Задание 9. В каких тактах дано правильное разрешение аккордов:

                                А                               В                                     С                                     D

Задание 10. Определить аккорд, состоящий из четырёх звуков,

  • второй из которых - «фа»;
  • третий и четвёртый звуки образуют большую терцию;
  • большая секунда находится посередине;
  • расстояние между двумя голосами – большая секста.

Задание 11. Из ряда логически связанных между собой слов найдите лишнее:

  • секунда, септима, трезвучие, кварта, октава.
  • тональность, лад, консонанс, ключ;
  • интервал, диссонанс, секунда, секстаккорд;
  • аккорд, группировка, тональность, квинтовый круг;
  • тремоло, триоль, размер, ритм.

8 класс

……………………………………………………………. ДШИ №……………

(фамилия и имя участника)

Сольфеджио

Задание 1. После исполнения преподавателем найти и исправить ошибки в выписанной на доске мелодии:

Задание 2. Определить на слух размер предложенных музыкальных отрывков:

1______ 2_______ 3_______ 4________

Теория

Задание 1. Зачеркнуть тональности, несоответствующие данным ключевым знакам:

Н

Es

В

Ges

Е

Fis

Ces

cis

с

es

fis

b

5#

Зb

4b

6b

3#

6#

7#

4#

3b

4b

3#

5b

Задание 2. Определить в каких мажорных и минорных тональностях данные звуки будут неустойчивыми:

  • ми, ля#, фа#, до# __________________________
  • ре, до, ляb, фа _________________________
  • ми#, ре, си, соль# ____________________________

Задание 3. Определить обращения к данным интервалам:

Интервалы

Обращения

  1. Большие секунды
  2. Малые терции
  3. Чистые кварты
  4. Большие сексты

А.  Чистые квинты

В.  Малые септимы

С.  Увеличенные кварты

D.  Малые секунды

Е.  Большие сексты

F.  Малые терции

Ответ: 1…………; 2…………; 3…………; 4………….

Задание 4. От звука «миb» построить вверх и вниз интервалы, качественная (тоновая) величина которых равна: 3 тона, 1,5 тона, 4 тона, 6 тонов, 0,5 тона, 3,5 тона. 5 тонов:

Задание 5. Образовать из малых интервалов большие, увеличенные, уменьшённые:

фа-сольb, до#- ля, соль-сиb, ре# -до#

Задание 6. Построить:

  • от «реb» квинту, которая энгармонически равна м.6;
  •  от «соль#» кварту, которая энгармонически равна м.3;
  • от «фа#» сексту, которая энгармонически равна ум.7;
  • от «ля» сексту, которая энгармонически равна м.7.

Задание 7. Выписать из предложенного музыкального фрагмента тритоны и разрешить их:

Дж. Верди. «Риголетто», д.1.

Задание 8. Выписать из предложенного музыкального фрагмента характерные интервалы и разрешить их:

Чайковский «Ноктюрн» оп. 19 №4

Задание 9. Определить данные аккорды и указать на их разрешения:

  • фа#-ля-до-ми                    ___________________________________________

                                                 соль-соль-си-ре          соль-си-си-ре          соль-соль-соль-си

                                         А                            В                               С

  • ля-до-ре-фа#                     _____________________________________________

                                           си-си-ре-соль          си-ре-ре-соль          соль-си-ре-соль

                                                       А                             В                                 С

  • си-до#-ми#-соль#            _________________________________________

                                    ля-до#-фа#-фа#          ля-до#-до#-фа#          до#-до#-фа#-ля

                                                        А                                 В                                 С

  • до-ми-соль-сиb                ___________________________________________

                              фа-фа-ля-до          фа-фа-фа-ля          фа-ля-до-до

                                                          А                            В                             С

Задание 11. В каких тактах дано неправильное разрешение аккордов:

                                А                             В                                С                                 D

Задание 12. Указать на каких ступенях строятся следующие аккорды:

D64

VII6

III6

Т64

D65

VI6

D2

T6

S64

D43

VII65