Методическая сообщение на тему: "Актуальность ансамблевого музыцирования, как одной из форм музыкального обучения в воспитании и формировании коммуникативных качеств ребенка"

Методическое сообщение

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»

ЗАТО г.о. Звездный городок

Методическое сообщение на тему:

Актуальность ансамблевого музыцирования, как одной из форм музыкального обучения в воспитании и формировании коммуникативных качеств ребенка

Выполнила:

преподаватель по классу гитары

 Исупова И.А.

2021 г

Существует множество различных значений термина «ансамбль», связанных с целым рядом сфер его функционирования и отражающих многообразие аспектов проблемы и точек зрения исследователей. Важнейшей предпосылкой существования феномена ансамбля и ансамблевости является концепция целостности. Термин «ансамбль» (от франц. ensemble – «вместе») – многогранное понятие, одно из которых — совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками.

 Любой ансамбль – это не только неразрывное, единое художественное целое, в котором индивидуальное «Я» каждого из участников перерастает в общее творческое «Мы», но и диалог. В таком диалоге всегда доминирует принцип равноправия. В этом заключено отличие ансамблиста от оркестранта.

Ансамблевое исполнительство обладает особо богатым потенциалом в отношении музыкального развития обучающегося и наиболее полно отвечает принципам развивающего обучения. Ансамблевое музицирование конечно не является новой формой обучения, напротив, но оно по-прежнему является важным компонентом в системе комплексного обучения учащихся в музыкальной школе и помогает решить следующие задачи:

- способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического).

- развивает музыкально-исполнительское мастерство (дисциплинирует ритм, совершенствует техническую базу и чтение с листа, учит музыкальному мышлению);

- активизирует концертную и конкурсную жизнь учащегося;

- помогает преодолеть сценическое волнение (сценический опыт, приобретаемый в ансамблевом музицировании, придает уверенности и при сольном выступлении);

- развивает мотивацию к учебной деятельности, рождает дух соревнования (совместное музицирование вызывает у учащихся неподдельный интерес, а как известно, мотивация является мощным стимулом в работе);

- значительно разнообразит репертуар (как следствие -  расширяет музыкальный кругозор учащихся, художественное мышление, вкус и общую эрудицию учащегося).

Таким образом, ансамблевое музыцирование обладает огромными развивающими возможностями и перспективами. Но помимо этого, существует и ряд других положительных моментов. Несмотря на то, что коллективное музыцирование далеко не новая форма обучения, однако, в настоящее время оно не только не теряет своей актуальности, а приобретает еще большую значимость, как в процессе обучения, так и в целом в вопросах решения проблем, которые ставит современное общество в воспитании и развитие детей, а именно – компенсация дефицита живого общения и развития коммуникативных способностей.

В наше время, когда в мире так много средств связи (сотовая связь, интернет со всеми его возможностями общения), в любую минуту мы можем связаться с тем человеком, с которым захотим поговорить, и часто это намного удобней, чем лично встречаться с человеком, чтобы обсудить какой-то вопрос или же просто поговорить на какие-то общие темы. Поэтому мы, порой, забываем, что такое общаться по-настоящему, без всяких устройств, а тема важности живого общения становится все более и более актуальной. Почему нам так необходимо общаться с себе подобными вживую? Чем же только заочное общение с людьми может навредить развитию личности? Виртуальный мир ни в коем случае не сможет заменить живое общение. Общаясь в социальных сетях, зависая за телевизором и компьютерными играми, дети заменяют живое общение тем виртуальным миром, который удобен и красив для них. Они создают его таким, каким хотят, в то же самое время отдаляясь от реальности и все больше и больше погружаясь в него. Однако, вступая во взрослую жизнь – оказываются неготовыми к ней. В реальной жизни, практически в любой сфере его деятельности, человеку необходимы такие качества, как коммуникативность, умение общаться и взаимодействовать. Обществу нужны люди – умеющие работать в команде.

Создавая свой виртуальный мир и погружаясь в него с головой, дети значительно ограничивают себя в живом общении и из этого вытекают множество последствий. Подобное общение не просто нежелательно, оно неприемлемо для развития личности человека. Конечно, такому глубокому погружению детей в цифровое пространство способствовали не только компьютерные игры, но и множество других факторов современной жизни. Нельзя не отметить, что многие цифровые технологии действительно открывают перед детьми массу положительных моментов: доступность и разнообразие учебного материала, онлайн обучение, возможность более широкого общения детей с ВОЗ и т. д. Однако, существует множество и отрицательных моментов. Данная статья не ставит целью осветить все аспекты. Но проблема существует и перерастает уже в довольно серьезную общественную болезнь. Люди, у которых резко по какой-то причине исчезает возможность быть в своем виртуальном мире, легко впадают в стресс, их нервная система находится на срыве и у них преобладает неуравновешенное психическое состояние. У детей, в свою очередь и у взрослых появилась интернет-зависимость. Мы это видим, об этом много говорят и пишут.

Вспомните, когда в последний раз вы были на концерте оркестра, в театре, в путешествии или просто сидели в кафе вместе с друзьями или семьей. Вспомните, какие чувства вы испытывали там. Такие чувства в оригинале не может дать виртуальный мир интернета или общение по телефону. Это живые чувства, а значит, они передаются напрямую при прямом взаимодействии людей. Поэтому необходимо живое общение, чтобы быть эмоционально здоровым.

Возвращаясь к значимости ансамблевого музыцирования, мы можем с уверенностью говорить, что в ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Данный вид деятельности дает возможность живого общения, нехватку которого испытывают современные дети, создавая при этом благоприятные творческие и социально-психологические условия.

Развитие музыкальных способностей неизменно повышает у ученика качество исполнения произведений. Успех, даже на личном уровне, для ребенка – это благоприятная подпитка для поддержания интереса к занятиям, огромный стимул развиваться дальше. Более сильный партнер может оказывать сильное художественное воздействие на менее продвинутого, существенно стимулировать развитие его музыкальных и технических навыков.

Коллективное исполнительство способно играть также существенную дисциплинирующую, организационную роль, поскольку ансамблист чувствует ответственность перед коллективом. Ансамблевая игра дает возможность почувствовать, проанализировать, осознать созидательный процесс, совместную работу, дает возможность внести свой вклад в общее дело. Благоприятный психологический климат, дружеское общение, совместная работа по достижению общей цели, общего успеха – доставляют участникам удовлетворение от совместного творчества, сплачивает коллектив.

Вместе с тем учащиеся имеют возможность обмениваться накопленными знаниями, что делает процесс их художественного обогащения особенно интенсивным. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.

Таким образом, ансамблевое музицирование выступает, во-первых, как одна из лучших форм для комплексного всестороннего развития музыкальных способностей, а во-вторых создаёт благоприятную среду для решения актуальных проблем настоящего времени. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Социально-психологическая природа ансамблевости в искусстве во многом родственна природе дружественности. Внутреннее функционирование ансамблевой группы в ряде аспектов подобно внутрисемейному: каждый член группы постоянно ощущает психологическую поддержку остальных и свою ответственность перед ними за общее благополучие. Ансамбль - это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом, и который приносит ни с чем не сравнимую радость совместного творчества. Коллективное музицирование, развивая коммуникативные способности, дает платформу для конструктивного, созидательного, культурного, успешного общения. Этот опыт для дальнейшей жизни необходим каждому как воздух. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Божович Л.И.  Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М., 1972.
  2. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер; Между-нар. акад. пед. наук. Моск. гуманит. актер, лицей. М., 1993. — 190 с.
  3. Дудинский К. А. Методические статьи. Научные тезисы. -  2015.
  4. Кашкарева Л. М., Пищаева Л. А. Развитие мотивации в образовательной деятельности дошкольников с учетом требований ФГОС ДО (из опыта работы) [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 55-59. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/209/11478/
  5. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
  6.  Петрушин, В. И. Музыкальная психология: учебник и практикум для СПО / В. И. Петрушин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 380 с. — (Серия: Профессиональное образование).
  7. Смирнов, Б.Ф. Коллективное исполнительство в детских музыкальных школах и школах искусств как социокультурная проблема/ Б.Ф. Смирнов/ Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2015. – №2(42). – с.113-119.
  8.  Фридман Л.М.  Пушкина Т.А.  Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. М.  2005
  9. Якупов, А. Н. Теоретические проблемы музыкальной коммуникации: Исследование / А. Н. Якупов. М.: Моск. консерватория, Магнитог. муз.-пед. ин-т, 1994. — 292 с.