Инновационная деятельность преподавателя ДМШ как важнейшая составляющая образовательного процесса.
В этом методическом сообщении рассматриваются направления инновационной деятельности педагога, деятельность детских музыкальных школ на современном этапе развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41.53 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« Детская музыкальная школа № 5
им. В. П. Дубровского» г. Смоленска
Методическое сообщение
Инновационная деятельность преподавателя ДМШ
как важнейшая составляющая образовательного процесса.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО КЛАССУ ГИТАРЫ
ШИДЛОВСКАЯ ИННА ВИКТОРОВНА
Смоленск 2021
План
- Введение 3
2. Информатизация образовательного учреждения как основа его
системного развития 4
3. Детские музыкальные школы на современном этапе развития. 6
4.Ансамблевая игра 8
5Заключение 9
6.Литература 10
Введение
«Музыка пробуждает воображение,
фантазию ребенка, обостряет вос
приятие окружающего мира,
углубляет представление о пред
метах и явлениях, то есть активи
зирует творческие силы разума»
В.А. Сухомлинский.
Инновационная деятельность преподавателя дмш как важнейшая составляющая образовательного процесса.
Особую роль в процессе профессионального самосовершенствования педагога играет его инновационная деятельность. В связи с этим становление готовности педагога к ней является важнейшим условием его профессионального развития. Чтобы говорить об инновационном образовании необходимо, разобраться в понятиях, так как в современном обществе имеет место такая тенденция называть любое действие, любой процесс «инновационным».
Инновация (англ. innovation — нововведение, новаторство) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновационная деятельность или инновационный процесс - процесс создания, освоения и распространения инноваций.
Что же такое инновационное образование?
Это такое образование, которое способно к развитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников.инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.
В современном образовании инновационная деятельность педагога стала важнейшей составляющей образовательного процесса. Она предполагает внедрение в профессиональную деятельность как новых дидактических и воспитательных программ, так и организацию психологического сопровождения для обучающихся и педагогов учебной организации.
Ошибочно полагать, что инновации в ДМШ – это только принципиально новые и масштабные изменения системы образования. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения успеваемости учащихся в усвоении определенного материала, также можно назвать инновациями.
Целью педагогических инноваций в образовании является подготовка ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире.
Главные задачи современной дмш - раскрытие способностей каждого ученика, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Этому способствует переход на новые образовательные стандарты.
Сегодня многие образовательные учреждения в той или иной степени работают в инновационном режиме.хорошим инструментом для анализа учебного процесса являются мониторинговые исследования, благодаря которым мы имеем оперативную, объективную информацию, что позволяет своевременно принимать управленческие решения, проводить коррекцию деятельности учителя и ученика.
· Информатизация образовательного учреждения как основа его системного развития
Теперь для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в арсенале педагога имеется современная система средств обучения на базе цифровых технологий.
Облегчает ли это труд учителя? Несомненно. Более того, повышается эффективность педагогического труда. Но вместе с тем возрастают требования к учителю. Он не должен стоять на месте, он обязан идти в ногу со временем, осваивать и внедрять новшества в образовательный процесс. В проекте профессионального стандарта педагога подчеркивалось: «Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений — все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу» . стандарт педагога требуют от учителя гибкости и мобильности.
Учителю, реализующему новый образовательный стандарт, необходимо быть компетентным при работе с информационной средой. Но многие ли из нас в первый год введения новых образовательных стандартов был готов к использованию современного высокотехнологичного учебного оборудования, применению электронных учебников и других электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, к работе с электронными дневниками и журналами, со школьными и персональными сайтами? Но, как гласит русская пословица, «не бравшись за топор, избы не срубишь».
В рамках проекта модернизации образования педагогу приходится осваивать новое компьютерное оборудование. Эта тема в течение последних ЛЕТ остается одной из приоритетных в развитии нашей школы. Это и создание электронной библиотеки, банк тестовых заданий, электронный документооборот, создание сайта школы и сайтов учителей.
Конечно, это своего рода инновационная деятельность, поскольку в результате появляются новые продукты, усовершенствуется образовательный процесс. Профессиональное развитие педагогов является одним из необходимых условий успешного развития процессов информатизации школы. Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом и творческим
потенциалом. « Диссеминация педагогического опыта»-это инновация в системе образования
Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.
Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация»предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.
Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:
- информационные - выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;
- коммуникационные - профессиональные события;
- обучающие - организация ознакомительных семинаров, мастер-классов и конференций;
- экспертные - оценка и поддержка участников процесса диссеминации.
К основным функциям диссеминационной сети относятся:
- координация, в том числе сетевого взаимодействия;
- научно-методическое сопровождение;
- описание практики, «окультуривание» опыта;
- накопитель (информационный ресурс);
- тьюторское сопровождение;(необходимое звено в инклюзивном образовании.
тьютерспециалист сопровождающий учебную деятельность детей с различными возможностямт,помогает им войти в учебную среду
.
Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:
- ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;
- «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;
- практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (курсы, семинары, практикумы);
- свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.
- Детские музыкальные школы на современном этапе развития. Российская система образования в области искусств имеет богатое историческое прошлое и своими корнями уходит в XIX век. Отечественное образование в области искусств обеспечивало полноценную подготовку создателей художественных произведений, их исполнителей, компетентных слушателей и зрителей, педагогов, ответственных за воспитание всех обозначенных выше субъектов творческой деятельности, что играло ключевую роль в реализации социально-культурного потенциала всех видов искусств. В советское время сформировалась трехуровневая модель подготовки творческих кадров ДШИ) - среднее профессиональное - высшее профессиональное учебное заведение соответствующего профиля), признанная всем мировым профессиональным сообществом и ставшая основой исполнительского и изобразительного искусства. Политические, общественные, культурные трансформации, произошедшие в России в последние два десятилетия оказали свое негативное влияние на всю систему развития отрасли в целом. С принятием в 1992 году Закона Российской Федерации «Об образовании», в котором ДШИ были определены как учреждения дополнительного образования детей без учета специфики их деятельности,т.е. стали выполнять досуговскую функцию. стали проявляться тенденции к разрушению исторических традиций в подготовке творческих кадров, поскольку перед ДШИ были поставлены задачи, аналогичные задачам, стоящим перед клубами, кружками, творческими секциями.Согласно статистике число детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 г. составляло 5890, в 1990 г. - 6591, 2001 г. - 5837, 2005 г. - 5555, 2007 г. - 5477. Однако при сокращении общего количества детских школ искусств число обучающихся в 2007 г. составило 1336130 детей, тогда как в 2001 г. обучалось 1293430 детей. При явно положительной тенденции увеличения количества обучающихся в детских школах искусств настораживает заметное сокращение количества выпускников, многие из которых составляют основную часть будущих абитуриентов среднего специального образования в сфере культуры и искусства.В настоящее время в Российской Федерации функционируют 5328 ДШИ, охватывающих своей деятельностью 12,1% всего детского населения страны. В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» в ДМШ реализуются дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусств .В результате: - не стало четкой ориентировки на решение задач ранней профессиональной ориентации обучающихся; - ежегодно уменьшается количество детей, обучающихся в ДМШ по программам предпрофессиональной направленности и растет количество обучающихся по общеразвивающим программам - разрушилась система единых принципов управления и финансирования деятельности ДМШ, учредитель самостоятельно определяет условия и объемы финансирования учреждений; - у преподавателей ДШИ стала утрачиваться нацеленность на подготовку выпускника как будущего студента музыкального училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования наша задача на данном этапе обучать и держать любыми способами - снизился социальный статус педагогических работников по отношению к учителям общеобразовательных школ(пенсии по выслуге отменили, требования как в образовании. Утрата за последние годы значительного количества ДШИ (1263) может отрицательно сказаться на всей вертикали отраслевого образования и общекультурной ситуации в стране в целом. В современной ситуации роль системы ДШИ необходимо переоценить. В больших городах — ДМШ могут стать не только центрами предпрофессиональнойподготовки по традиционным специальностям в сфере искусства, но и инкубаторами творческих профессий нового поколения, Таким образом, система ДМШ всей своей деятельностью должна быть нацелена на подготовку людей с активным творческим потенциалом, готовых к созданию интеллектуальной творческой среды, способной изменить лицо страны и обеспечить ее высокую конкурентоспособность.
- Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием. Работать над активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение мотивации учащихся к учению.
Для поддержания интереса к занятиям необходимо повышать мотивацию учащихся различными способами:
учитывая индивидуальные особенности каждого ученика необходимо избегать перегрузок. На желание играть отражаются атмосфера в классе, взаимоуважение между учеником и учителем, основанное на авторитете учителя, а не на его авторитарных действиях.
очень важный и эффективный способ повышения мотивации — не упускать из вида цель. Необходимо регулярно обращать внимание ученика на те преимущества, которые возникнут после достижения цели. Другим действенным способом является похвала за любые достигнутые результаты.
повышать интерес к классической музыке необходимо путем посещения учащимися концертов, просмотром видеозаписей выступлений известных исполнителей, т.д. мы часто посещаем концерты всем классом.просмотры исполнителей по и-ту
концертная деятельность, ансамблевая практика с другими учащимися, педагогом также способствует повышению интереса к занятиям.
Хочу обратить ваше внимание к
. Воспитание личности ребёнка в коллективе требует грамотной, вдумчивой и неспешной работы.Ансамбльу нас начинается по предпрофессиональным программам со2класса(5-6 класса), 8летнее обучение с 4го класса. Общеразвивающие со 2 кл. У нас в школе существует уже около 3 лет ансамбль «Вдохновение»,с этого года создан ансамбль «Фантазеры»Вся система работы построена на трёх уровнях
. 1 уровень. «Приобщение» На этом уровне ребёнок впервые знакомится с инструментом, его устройством, историей, значимостью в современном мире. Приобретает первоначальные навыки владения инструментом и голосом, обучается азам музыкальной грамоты. Надо сказать, что занятия имеют ещё и оздоровительный характер. Позиционная перестановка пальцев развивает мелкую моторику. Изучение музыкальной грамоты тренирует память и логическое мышление. Уже попадая в кабинет, где будут проходить занятия, учащийся сразу чувствует атмосферу гитарной культуры. На этом уровне воспитанник является созерцателем. Он знает, как коллектив существует, что старшие ребята много выступают, участвуют в конкурсах. Таким образом, на первом уровне учащийся через определённые виды деятельности вливается в новую для себя творческую образовательную среду и получает новые знания, умения и представления. 2 уровень. «Погружение» На этом уровне учащийся, получив основы, навыки исполнительского мастерства, начинает более углубленно изучать музыкальную грамоту, приемы игры, переходит к занятиям в малых группах и ансамбле. Теперь мало хорошо вести свою партию, надо ещё внимательно слушать партнёра. Ребёнок вступает во взаимодействие с другими детьми и другими инструментами
3 уровень. «Созидание» На этой ступени ребята переходят в старший ансамбль. Продолжается совершенствование игры на инструменте. Репертуар становится сложней по исполнению и интересней по содержанию. Полученные на предыдущих уровнях знания и умения помогают им Все участники ансамбля теперь становятся носителями и популяризаторами гитарной культуры. На третьем уровне происходит дальнейшее становление личностных отношений между участниками ансамбля.
Заключение
. Дружба, товарищество, взаимопонимание, личные симпатии.… Только при таких отношениях каждый ребёнок может найти своё место, испытывать эмоциональный комфорт. Всё, что происходит в коллективе, захватывает, завораживает ребёнка, заставляет его удивляться и раскрываться, а значит – творить, созидать!. Особое место занимает концертная деятельность, конкурс во время которых узнаётся много нового, расширяется детский кругозор. После таких концертов дети становятся безгранично преданными ансамблю, возрастает уважение к педагогу и более ответственное отношение к занятиям. Полноценная жизнь коллектива – сложный, динамичный, непрерывно развивающийся процесс, который является той средой где, как нам кажется, от созерцания к созиданию и воспитывается гармоничная, разносторонняя личность ребёнка. Так же мы повышаем мотивацию с помощью концертной деятельности, конкурсной и личным примером .Еще одно направление инновационной деятельности в нашей школе -это сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования друг с другом,а также с другими учреждениями. Мы часто посещаем конференции, мастерклассы, и вас жде к нам .Еще уже 2 года ведется проект «Концертно-просветительская деятельность и ее значение в музыкальном обучении и воспитании в рамках музыкальной школы».В рамках этого проекта Мы посещали концерты в 16,19,Богородицкой,школ .ездили в Ярцево с концертом. Организовываем конкурсы.
Литература
- Громова Н.В. Технология модульного обучения.
- 2 Гузеев В.В Лекции по педтехнологии, М., Знание, 1992г.
- Иванова С.Г. Актуальные проблемы музыкального образования в ДМШ и ДШИ.
- Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и образование. - 2000. - №1.
- Концепция развития детских школ искусств в РФ от 17.12.2012.
- Лифановский Б.А. Интернет для музыканта. - М., 2006.
- Морозова В.П. «О функции музыки в развитии эмоциональной и коммуникативной сфер личности».
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие, М., изд. центр «Академия»,2001.
- Петренко А.И. Мультимедиа. – М., Бином.1994.
- Ражников В.Н. Диалоги о музыкальной педагогике. – М., 2004.
- Сайт «Федеральный государственный стандарт» (www.standart.edu.ru)
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. (Серия «Энциклопедия образовательных технолог
ра