Доклад "Петь или не петь? Вот в чём вопрос...". Из опыта работы.

Эльвира Шаргина

О значении хорового пения в воспитании музыканта -  инструменталиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_pet_ili_ne_pet_vot_v_chyom_vopros.doc46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Шаргина Эльвира Николаевна

«Петь или не петь? Вот в чём вопрос…»

О значении хорового пения в воспитании музыканта -  инструменталиста.

Вопрос о роли хорового пения в музыкальном воспитании детей, в формировании личности и музыкальной культуры ребёнка в наши дни является достаточно актуальным. Всестороннее развитие музыкальных способностей учащихся в процессе обучения на музыкальных отделениях в образовательных учреждениях дополнительного образования является главной задачей в современном обучении.

Для учащихся инструментальных отделений учебный предмет «Хор» является  одной из обязательных дисциплин, способствующих формированию навыков коллективного музицирования, (особенно на начальном этапе обучения). Не смотря на это, иногда приходится слышать мнения некоторых, обучающихся на инструментальных отделениях, детей, их родителей и даже преподавателей о том, что хор – это «необязательный» предмет, посещать который дети могут по желанию, а «главным» предметом была и остаётся специальность (игра на инструменте). Верно ли это суждение? Какое значение имеет хоровое пение в воспитании музыканта – инструменталиста и насколько важно детям, обучающимся игре на музыкальных инструментах, петь в хоре, - об этом пойдёт речь в данной работе.

Всем известно, что, например, в малых городах на музыкальных отделениях учреждений дополнительного образования детские хоры чаще всего формируются из общего числа всех обучающихся на музыкальном отделении детей (хор младших, средних, старших классов или смешанные возрастные группы). Участниками таких хоровых коллективов чаще всего являются дети, обучающиеся игре на народных инструментах (баян, балалайка, кантеле, гитара), фортепиано и учащиеся отделения «Хоровое пение». Будучи хормейстером, работающим именно с такими коллективами, я убеждена в том, что пение в хоре является необходимым  и очень важным «делом» не только для детей, обучающихся на отделении «Хоровое пение», но и для каждого начинающего музыканта.

Хоровое исполнительство – один из наиболее значимых видов музыкальной деятельности. В образовательном учреждении, где учащиеся сочетают обучение игре на музыкальном инструменте с хоровым пением, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на музыкальном инструменте. Хоровое пение создаёт прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания учащихся, развития трудолюбия, ответственности за общее дело, чувства правды и красоты. Совместные занятия учащихся, обучающихся игре на различных музыкальных инструментах и поющих в одном хоровом коллективе, играют значительную роль, как в воспитательной работе, так и в музыкально – эстетическом развитии.

Коллективная форма хорового исполнения делает его ценным средством общего воспитания школьников. О воспитательном значении хорового пения содержательно высказывались многие композиторы, педагоги, среди которых Р.Шуман, Б.Асафьев, Д.Кабалевский, А.Карасев и многие другие. О воспитательной ценности пения в хоре писал К.Д.Ушинский: «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение! Как оно оживляет утомлённые силы детей, как оно быстро организует класс!» [1, с.6, электронный ресурс]. Методист С.Д.Кулиев особо подчёркивал активизирующую роль коллективного музицирования в становлении индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств: «Совместные занятия учащихся с разным уровнем способностей в одном музыкальном коллективе играют большую роль как в воспитательной работе вообще, так и в музыкальном, эстетическом развитии школьников» [1, с.242]. Педагог Г.А.Рукавишников отмечал: «По многочисленным  наблюдениям, дети, которые сначала учились петь, а затем играть, делают гораздо более быстрые успехи в музыке, нежели те, которые пению не учились» [2, электронный ресурс].

При обучении игре на музыкальных инструментах часто говорят о пении как о начале всякого серьезного музыкального образования. Важно формулировать в сознании ученика представление об инструментальной музыке как о виде искусства, тесно связанного с вокальной музыкой. Ученик, обладающий определёнными навыками пения в хоре, учится осмысленно интонировать и способен услышать в инструментальной партитуре сходные с пением интонации. При знакомстве с новым произведением интонирование мелодии помогает ученику составить представление об интонациях, темпе, характере произведения. Вокально – хоровые навыки важны в работе над освоением метроритма инструментального произведения. Как показывает практика, дети, поющие в хоре, точнее воспроизводят на инструменте ритмический рисунок мелодии, быстрее усваивают чередование сильных и слабых долей в музыке. Ребёнок, способный выразительно спеть мелодию, сможет перенести это умение в игру на инструменте. Некоторые методисты рекомендуют в начальный период обучения игре на музыкальном инструменте использовать ансамблевое пение, так как это, по их мнению, является залогом успешной работы в дальнейшем.

Пение положительно влияет на общее развитие организма детей. В частности, ровное положение корпуса во время пения (сидя и стоя) укрепляет спинные мышцы и мышцы пресса, формируя правильную осанку, что также является необходимым условием в процессе игры на музыкальных  инструментах.

Наряду с другими формами коллективного музицирования (ансамбль, оркестр) хоровое пение является одним из самых доступных и активных видов музыкально – практической деятельности учащихся. Пение в хоре способствует   развитию  таких  умений  и  навыков, которые  необходимы для  успешного обучения музыке в целом.  Это – память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др.

Хоровые занятия способствуют налаживанию дружеских контактов, общению со сверстниками в коллективе, что помогает быстрее и легче адаптироваться к обучению в школе. Запоминание большого количества мелодий и текста способствует развитию памяти. В процессе хоровых занятий у детей расширяются представления об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание. Коллективное пение помогает неуверенным в себе и замкнутым детям почувствовать свою значимость, а первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка.

Выступления  хора способствуют формированию сценической культуры учащихся. Концертно – исполнительская деятельность является важнейшей частью творческой работы хорового коллектива. Публичное выступление хора на концерте вызывает у исполнителей особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Творческий контакт со слушательской аудиторией имеет большое значение для артистов хора. Важный момент, на который хотелось бы обратить внимание, заключается ещё и в том, что многие из музыкантов – инструменталистов, поющих в детском хоре, не имеют ярко выраженных музыкальных способностей. У таких детей нет возможности проявить себя индивидуально. Например, принять участие в конкурсе исполнительского мастерства, в концертной программе и т.п. Для некоторых ребят выступления в составе хора являются единственной возможностью почувствовать себя настоящим музыкантом, заслужить громкие аплодисменты зрителей, что, несомненно, доставит эстетическое удовольствие каждому из детей.

Посредством хорового пения учащиеся приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями города, района, области, республики. В процессе хоровой деятельности развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор, дети становятся чуткими к красоте в искусстве и в жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что хоровое пение занимает    далеко не последнее место в воспитании музыканта – инструменталиста. Занятия в хоровом коллективе, без сомнения, способствуют  развитию детей в музыкально – исполнительском плане. А в духовно – нравственном и эстетическом воспитании хоровое пение всегда имеет позитивное начало.

Список литературы

1. Абдулин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Под общей редакцией М.И.Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336с.

Электронные ресурсы

1. Алиев Ю.Б.  Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение!/ К.Д.Ушинский о художественном образовании. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kakoe-eto-moguchee-pedagogicheskoe-sredstvo-horovoe-penie-k-d-ushinskiy-o-hudozhestvennom-obrazovanii/viewer

2. Тихомирова Е. Роль коллективного музицирования. Методический доклад. Педагогический интернет – журнал «Коллеги», 2014. URL: http://collegy.ucoz.ru/publ/79-1-0-10618