Открытый урок "Начальный период обучения игре на скрипке"

Коростелева Ольга Викторовна

Методическая разработка открытого урока с учащейся 1 класса по специальности скрипка Сосенковой Ольгой. На уроке, на лёгком материале, показана отработка самых первых умений и навыков в левой и правой руке. Оптимальная на мой взгляд очерёдность постановки пальцев на струну, работа над звукоизвлечением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок в 1 классе скрипки20.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

МО «Дорогобужский район» Смоленской области

Методическая разработка открытого урока по специальности «Скрипка»

с ученицей 1 класса  Сосенковой Ольгой

Тема: «Начальный период обучения игре на скрипке»

Выполнила:

Преподаватель I категории

 по классу скрипки

Коростелева О. В.

ПГТ. Верхнеднепровский

октябрь 2020 г.

Тема: «Начальный период обучения игре на скрипке»

Дата проведения: 23.10.2020 г.

Продолжительность урока: 40 минут

Цели и задачи урока:

1.Образовательные: отработка правильной постановки рук на лёгком материале, формирование координационных навыков в работе над штрихами «деташе», «легато» и их сочетаниями.

2. Развивающие: развитие навыков чистого интонирования и слухового контроля, эстетического вкуса и образного мышления.

3. Воспитательные: воспитание у учащегося внимания, целеустремлённости и настойчивости в овладении приёмами и навыками игры, умение проанализировать своё исполнение.

4. Здоровье сберегающие: правильная постановка корпуса,  свободное положение рук на инструменте, снятие мышечных зажимов.

Вид урока: комбинированный (беседа, практическая работа).

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Методы ведения: словесные (объяснение, беседа, рассказ);  наглядно-   слуховые (показ с демонстрацией скрипичных приемов,наблюдение);  эмоциональный (использование образных сравнений);    практические (работа на инструменте над исполнением пьес).

   Оборудование: скрипка, фортепиано, пюпитр, стол, стулья, нотная литература.

Структура урока.

1. Вступительная часть: Организационный момент. Представление ученика. Создание доброжелательной, психологически комфортной обстановки в классе.

2. Основная часть урока (практическая): исполнение ранее изученных пьес, работа над качеством исполнения, исправление ошибок.

3. Заключительная часть урока: домашнее задание, итог урока, выводы.

Ход урока

 1. Вступительная часть.

Трудно переоценить важность начального периода обучения игре  на инструменте. Как правило, ученик , придя в музыкальную школу, хочет быстро научиться играть и выступать на сцене. Только педагог пока полностью осознаёт, насколько это длительный и серьёзный процесс. От первоначальных навыков:  постановки рук, звуковысотных  представлений, развития чувства ритма – зависит то, как сложится музыкальное будущее ребёнка. Нужно потратить много времени и сил, чтобы скрипка зазвучала чисто и красиво в руках ученика. А учитель для него - опытный и мудрый проводник в мир Музыки.

  Ученица 1 класса  Сосенкова Ольга сегодня покажет , чему она уже научилась за свой короткий период обучения игре на скрипке.

2. Практическая часть.

  Начинает с постановки ног, корпуса. Ведь доказано, чтобы хорошо играть, нужно хорошо держать скрипку, а самое первое – научиться правильно стоять с инструментом! Затем находим «зону комфорта» для рук. Свободно машем обеими руками к лицу, как будто в жаркий день хотим создать ветерок на щёки. Так плечи и локти находят своё естественное положение для дальнейшей постановки рук на скрипке. Левая рука готова взять скрипку. Правую разворачиваем вниз и вкладываем в пальцы карандаш, который временно заменяет смычок.      Возвращаемся к этим упражнениям даже тогда, когда уже ребёнок научился играть смычком на струнах, снимая зажимы в плечевом поясе.

Далее переходим к лёгким пьескам на пустых струнах. Для Оли используем нотный сборник В. Якубовской «Начальные уроки игры на скрипке». Начиная с совсем простых, например «Красная коровка», «Петушок», «Андрей-воробей», , постепенно соединяя две и более струны в одном произведении («Козочка», «Пастушок», «Четыре струны», «Вальс куклы»). Обращаем внимание на «рулевое» движение локтя при смене струн.

Параллельно идёт работа над левой рукой, щипком. Удобно начинать ставить пальцы со 2-го, как самого устойчивого, постепенно добавляя к нему 3-й, 1-й и , наконец, 4-й пальцы ( «Дождик», «Солнышко», «Зайчик», «Машенька-Маша» и т. п.).

Затем соединяем работу пальцев левой руки на струнах со смычком. Знакомимся со штрихами «деташе», «легато» и их сочетаниями. Оля исполняет русские народные песенки: « Как под горкой», «Две тетери», «Скок, скок, поскок». Следим за распределением смычка по длительностям.

Далее усложняем задачу – играем пьески на двух струнах («Охотник», «Горошина»). Здесь отличная возможность поработать над выразительностью исполнения и простыми оттенками, так как пропевая слова, ученик понимает, где нужно ускорить, где замедлить, где прибавить звук, а где успокоиться. Благодаря интересным текстам песен, у ученика это получается не формально, а осознанно!

На песенке «У кота-воркота» научились впервые играть по 2 легато на смычок. Песенка «Цирковые собачки» - это гамма Ре-мажор. Но насколько интереснее играть её с аккомпанементом. Играем пьеску по 1, 2 и 4 ноты легато.

Далее совершенствуем этот навык в пьесках «Танцевать два миши вышли» и «Грибы», соединяя уже в одном произведении «деташе», «легато» и смену струн. Всегда обращаю  внимание ученика на то, что в это время звучит в аккомпанементе. Объясняю, что музыка у скрипки и фортепиано «общая», прививая чуткое отношение к игре ансамблем.

3. Заключительная часть.

Вот и подошёл к концу наш открытый урок. Сегодня Оля играла не просто так, а для зрителей. Делала это с большим удовольствием! Чутко реагировала на замечания, работала серьёзно и с интересом. На нашем уроке мы постарались добиться качественного , интересного исполнения пусть и не слишком сложных, но разнообразных пьесок. Поработали над точностью интонации, над качеством звукоизвлечения. Закрепили навык распределения смычка в штрихах «деташе» и «легато. Поработали над сменой струн. Дома Оле нужно продолжать ту работу, что мы проделали в классе. Играть знакомые песенки, добиваясь, чтобы они звучали чисто и выразительно!