Мастер-класс (методические материалы) «Донотный период обучения: первые шаги начинающего музыканта»

Ладыко Надежда Владимировна

Ладыко Надежна Владимировна

Заместитель директора по УВР,

преподаватель структурного подразделения

«Народные инструменты»

Масрет-класс (методические материалы) «Первые шаги начинающего музыканта»

Содержание:

Работа над развитием метро-ритмического чувства

Посадка и Постановка руки

Игры на сжатие, расслабление, растяжение пальцев

Игры на использование изолированных движений каждого пальца

Ход урока

Выставка-обзор нотой литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_doklad_2021_donotnyy_period_obucheniya.docx21.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств»

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный

Открытый урок

(методические материалы)

«Донотный период обучения: первые шаги начинающего музыканта»

Ладыко Надежна Владимировна

Заместитель директора по УВР,

преподаватель структурного подразделения

«Народные инструменты»

Радужный 2021г.

Методические материалы

Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного периода. Это самый ответственный и трудный этап в работе педагога, это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее развитие ученика. В этот период формируется понятие ритмической пульсации, постановка аппарата, координации движений, развитие эмоций, включенности в процесс обучения. Основа начального обучения игре на инструменте – воспитание художественного мышления учащегося, эмоциональной отзывчивости на музыкальные впечатления. Первые уроки с учеником имеют особо важное значение: это самый подходящий момент для установления душевной близости, без которой занятия музыкой с детьми не дают нужного результата.

  С первого же урока педагогу необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному восприятию её. Развитие восприятия музыки и формирование музыкально-слуховых представлений - один из важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте. Эту работу следует проводить систематически. Постепенно накапливается запас любимых произведений, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса. По словам А.Д. Артоболевской «Донотный период игры обучения на фортепиано – период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но не усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки – свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы.

Работа над развитием метро-ритмического чувства

  Ритмическую организацию развиваем благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Едет воз», «Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит зайка по саду» и много других. Предложить выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм. На данном этапе у учащихся складывается представление о том, что мелодия состоит из различных длительностей и имеет определённый метроритм. Нет никакой необходимости давать объяснения, почему одни длительности названы восьмыми, а другие четвертными. Долгие звуки связываются с одним наименованием, короткие с другим. Создаются ритмические стереотипы, значительно облегчающие прочтение ритмической записи, причём без всякого счёта. Ритм исполнения мелодий контролируется слухом. Слуховые представления разных длительностей полезно закреплять и словесной подтекстовкой, ритмической схемой. Начинать следует с ритмики, словесный текст, прочитанный даже по слогам, обычно не теряет смысла. После этого можно рассказать обучающимся о длительностях нот в форме игры «Кто как ходит»: дети бегают восьмыми длительностями, мамы и папы ходят четвертными, бабушки ходят медленно – половинными, а старенькая прабабушка – целыми. Следует отметить, что разнообразные ритмические задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают лучше ориентироваться на клавиатуре. Эти ритмические «рисунки» не имеют границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению и учитывая индивидуальные возможности учащихся. Желательно эти «рисунки» затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще не освоившие нотную грамоту. В дальнейшем, при разучивании упражнений и песен, ребёнок знакомится с другими длительностями нот и соответствующими им паузами. Таким путем, накапливая разные ритмические блоки, постепенно в памяти и пальцах обучающегося «собирается» ритмический музыкальный словарь.

Посадка и Постановка руки

Решающее значение для освоения всех навыков игры на фортепиано имеет правильная посадка. Она должна быть удобной для выработки всех движений рук обучающегося и сохранять необходимую свободу во время исполнения. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не сутулился и не сидел напряженно, чтобы во время исполнения он не приподнимал плечи.

В «донотном» периоде, по точному определению А.Д. Артоболевской, начинается «лепка рук». Главная задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ученику индивидуально приспособиться к инструменту, найти свои удобные ощущения, почувствовать свободные, естественные движения, ненапряженное состояние рук и всего организма. Занимаясь тем, что принято называть «постановкой рук», педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в большой степени при помощи своих рук. Следует помнить, что внешняя форма руки, её движений всегда определяется функцией этих движений. Основная функция руки и пальцев – брать различные предметы и манипулировать ими. Поэтому, выбирая форму кисти, следует исходить не из её положения в состоянии покоя (в традиционной форме яблока), а из необходимостью ей работать. Форма руки: естественная, слегка закруглённая форма пальцев, дающая возможность свободных движений. Опора не в так называемые «косточки» (пястные фаланговые суставы), а дальше в мякоть, в середину ладони. Широкое положение ладони является условием независимости пальцев. При этом следить за тем, что ни один сустав пальцев не прогибается.

Игры на сжатие, расслабление, растяжение пальцев:

Игра «Замок» руки складываются в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали, (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

- Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)

- Потянули (тянете руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью)

- И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны).

Игра «Распускается цветок» – из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

Игра «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вверх)

Мы морковку трем, (пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем. (интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки).

Игра «Пальчики здороваются» на счет «1 – 2 – 3 – 4 – 5» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д., затем все вместе стучат, далее замок, и разведение в стороны.

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик-малышок,

Постучался на порог. (вместе стучат)

Вместе пальчики-друзья, (замок)

Друг без друга им нельзя.(разведение в стороны)

Игра «Рожки да ножки»[ средний и безымянный пальцы обеих рук прижаты к ладони, придерживаются большим пальцем, указательный и мизинец вытянуты. «Ножки»: вытянуты средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прижаты к ладони и придерживаются большим. Одна рука показывает «рожки», вторая — «ножки». Затем руки одновременно меняются ролями. Эта игра развивает координацию движений, позволяет размять пальцы непосредственно перед игрой на инструменте.

Игры на использование изолированных движений каждого пальца:

Игра «Моторчик»: руки сцеплены в замок, большие пальцы крутятся вокруг друг друга, всё быстрее и быстрее, не задевая ладонь.

Игра «Паучок»: указательный палец левой руки смыкается с большим пальцем правой руки, указательный палец правой руки – с большим пальцем левой руки. Нижняя пара пальцев размыкается, затем смыкается над верхней. Затем те же движения в паре с большим пальцем поочерёдно проделывают остальные пальцы.

Игра «Мячик»: «проскачи» пальчиками правой руки, как мячик (большой и указательный, указательный и средний, средний и безымянный, безымянный и мизинец, большой и мизинец, большой и безымянный, большой и средний).

Мячик, мячик, прыг-скок,

Догони меня, дружок,

От меня не убегай,

Поскорее догоняй.

Игра «Колечки»: сомкнутые большой и средний палец правой руки – большое кольцо, сомкнутые мизинец и большой левый пальцы – малое. Пальцы обеих рук одновременно начинают движения, поочерёдно смыкаясь с большими пальцами так, чтобы на правой руке получилось малое кольцо, а на левой руке – большое.

Подарили мне колечко

Укатилось под крылечко

Буду я его искать

Чтоб потом не потерять.

Во время таких «ритмических минуток» ученик избавляется от чувства напряженности, регулирует свою физическую деятельность, у него создается общий положительный эмоциональный настрой на занятие, а положительные эмоции делают его уверенным в своих силах. На «эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает» положительные эмоции, запоминается им более успешно и на более длительный срок.

Для проведения пальчиковых игр следует придерживаться следующих методических рекомендаций:

- перед началом упражнений дети разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла;

- все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе;

- необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое;

- нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев [2]. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно пальчиковые игры, используемые в процессе обучения игры на музыкальном инструменте, помогают ребенку развиваться и в интеллектуальном (познавательном) направлении. Например, произвольность процессов памяти, внимания, мышления, восприятия формируется более успешно, и начинает доминировать над непроизвольностью именно у детей, занимающихся музыкой. Практически на уроке игровые элементы составляют малую часть занятия (5–7мин.), но результат не заставляет себя долго ждать. Ученики отличаются заинтересованностью, хорошей концентрацией внимания, устойчивостью восприятия учебного материала.

ХОД УРОКА

1.Приветствие, настрой на учебную деятельность

2.Упражнения на координацию правой и левой руки.

3.Проверка теоретического материала

-Знание длительностей (половинная, целая, четверть, восьмая)

-Назвать части инструмента (дека, гриф, голосник и т.д.)

4.Игра карточная «Найди ноту»

5.Пальчиковые игры

6.Повторение пройденных и пьес.(«Василек», «Лошадка», «Не летай соловей»)

7. Знакомство и  разучивание новых пьес («Уж как шла лиса», «Колыбельная»):

-Ритмизированные хлопки и декламация

-Шумовые инструменты и определение длительностей

-Игра на инструменте

8.Повторение названия струн игра «Ушки и прыжки»

9.Проигрывание пьес «Уж как шла лиса», «Колыбельная» с фортепиано

10.Угадай мелодию, пройденных за полугодие пьес.

11.Подведение итогов, запись домашнего задания.

12.Рефлексия

Преподаватель:

 «Тебе понравился урок? Давайте сядем  и вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что запомнилось больше всего? Какие было трудно выполнять задания?»

(Ученик анализирует свою деятельность)

Преподаватель:

Мне тоже очень понравилось с тобой заниматься. А особенно мне понравилось, что ты был очень внимательным, быстро и правильно выполнили все задания. Всем спасибо и до свиданья!